Типично при всей популярности Перкинса, толпа состояла из нескольких поколений, от пожилых людей, которые могли быть родителями Перкинса, до детей, которые могли быть его внуками. Они пришли в костюмах и галстуках, изысканных платьях, джинсах и кожаных куртках, белых бакланах, синих замшевых туфлях, остроносых туфлях и кроссовках на высоких каблуках. Лысые головы, длинношерстные Hillbilly Cats с утиными хвостами и опасными бакенбардами.
Звезды, не присутствовавшие на службе, незаметно проскользнули вместе с остальной толпой, почти незамеченными по прибытии. Гарт Брукс сел впереди. Рядом с ним был длинноволосый мужчина в синей рабочей рубашке и джинсах, по-видимому, в глубокой медитации: Джордж Харрисон. Ближе к задней части часовни сидел опрятно одетый Джерри Ли Льюис, хотя, казалось, никто этого не замечал.
- Ленк, мы тебе песню написали. Запишешь? - Как называется? - "Misery". - Ниии, больно грустное название. А какие там слова? - I'm the kind of guy, who never used to cry. - Мне это не подходит. Я - девочка! - Мы переделаем. Мы ж сонграйтеры! - Ниии. Сонграйтеры из Ливерпуля? Мне такое не разрешат петь все равно. Сами ее записывайте. - Гляди, Лен. Потом пожалеешь, что не стала первой исполнительницей наших великих песен. - Нет, спасибо. Как-нибудь без вас двоих.
Понятно. Мистер бла-бла-бла видимо спрашивал. Но когда его переспрашивают, то отсылает к окружению президента и вообще от конкретных данных уходит. Ну а тогда собственно зачем? В том числе зачем пытаться считать чужие деньги. А ежели того не удается, то немедленно обвинять в продажности и низости душевной.
А нельзя ли огласить весь список конкретно - кто и сколько заработал в течение тех 4 лет, участвуя в политических кампаниях. И каких кроме "Голосуй или проиграешь"?
Знаменитый рок-исполнитель, лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков заявил, что по его мнению, на данный момент уровень идиотизма культуры в России – беспредельный.
К такому выводу он пришел, вспоминая, как раньше власть цензуровала их тексты. Артист отметил, что уровень идиотизма тогдашней культуры был не близок к теперешнему, но тоже бил рекорды. И сейчас, по его мнению, он сильнее и все растет. Об этом Гребенщиков рассказал в интервью YouTube-каналу "Редакция"
Новогодняя ночь 1993/1994. Праздник организованный Сергеем Курехиным в выставочном зале "Манеж" в Петербурге. Фрагменты любительской записи. Борис Гребенщиков исполняет "Дорогой длинною", а затем вместе с Вячеславом Бутусовым - "Милая моя". Ведет Семен Фурман и Сергей Курехин. Александр Баширов, Сергей Алфимов, Тамара Кузьмина, Сергей Лучников, Наташа Сорокина, Ольга Дергунская, Светлана Зибрина, Александр Добрыженков, Валера Мастюгин, Мария Капчиц, Моя архивная запись.
Не очень понятно, в чем провинился Вавилон, если это "состоянье ума". Неужели Гребенщикову что-то мешает в этой жизни, чтобы писать данные песни протеста. Пой где хочешь, альбомы записывай какие хочешь. Что-то ему не хватает? Поэтому не очень верится во все это лицедейство. Оно лживо.
Re: Ссылки на книги о музыке и музыкантах Автор:adhДата: 04.12.19 11:13:07
English | May 16, 2017 | ISBN: 0307453944 | EPUB | 544 pages | 43.9 MB Author: Jonathan Gould The long-awaited, definitive biography of The King of Soul, timed to coincide with the 50th anniversary of Redding's iconic performance at the 1967 Monterey Pop Festival.
Otis Redding remains an immortal presence in the canon of American music on the strength of such classic hits as “(Sittin’ on) The Dock of the Bay,” “I’ve Been Loving You Too Long,” “Try a Little Tenderness,” and “Respect,” a song he wrote and recorded before Aretha Franklin made it her own. As the architect of the distinctly southern, gospel-inflected style of rhythm & blues associated with Stax Records in Memphis, Redding made music that has long served as the gold standard of 1960s soul. Yet an aura of myth and mystery has always surrounded his life, which was tragically cut short at the height of his career by a plane crash in December 1967.
In Otis Redding: An Unfinished Life, Jonathan Gould finally does justice to Redding’s incomparable musical artistry, drawing on exhaustive research, the cooperation of the Redding family, and previously unavailable sources of information to present the first comprehensive portrait of the singer’s background, his upbringing, and his professional career.
In chronicling the story of Redding’s life and music, Gould also presents a social history of the time and place from which they emerged. His book never lets us forget that the boundaries between black and white in popular music were becoming porous during the years when racial tensions were reaching a height throughout the United States. His indelible portrait of Redding and the mass acceptance of soul music in the 1960s is both a revealing look at a brilliant artist and a provocative exploration of the tangled history of race and music in America that resonates strongly with the present day.