* 1. Traveling Wilburys' "Handle With Care" George Harrison as "Nelson Wilbury"
Harrison was trying to record a quick B-side when he accidentally put together a supergroup of nom de plumes. He originally called producer Jeff Lynne, who was working with Roy Orbison. Harrison booked some time at Bob Dylan's home studio, then went to get a spare guitar from Tom Petty, and invited him over, too. They recorded "Handle With Care" that day, then quickly realized this was more than a throwaway track to round out a single. Flush with excitement, the newly minted Traveling Wilburys finished the rest of their debut album over just nine days. Then they all picked fake first names, emerging as Nelson (Harrison), Otis (Lynne), Lucky (Dylan), Lefty (Orbison) and Charlie T. Wilbury Jr. (Petty).
* Traveling Wilburys «Handle With Care» (Джордж Харрисон как Нельсон Уилбери)
Харрисон пытался записать «быстрый би-сайд» и случайно собрал супергруппу. Изначально он позвал Джеффа Линна, который работал в тот момент с Роем Орбисоном. Джордж забронировал домашнюю студию Боба Дилана, потом отправился за запасной гитарой к Тому Петти и заодно пригласил самого музыканта. В тот день они записали Handle With Care. Музыканты быстро поняли, что это больше, чем пустяковый трек для завершения сингла. В итоге новоиспеченные Traveling Wilburys записали свой дебютный альбом всего за девять дней.
* Эта уникальная супергруппа собрала в своих рядах ведущих звезд мировой рок-музыки — успешных соло-музыкантов и участников легендарных рок-коллективов прошлого. Харрисон прославился в BEATLES, Джефф Линн — в ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA, Том Петти — в TOM PETTY AND THE HEATRBREAKERS; Орбисон и Дилан являлись живыми классиками рокабилли и фолк-рока соответственно. Таким образом, все пятеро участников TRAVELING WILBURYS, знакомые друг с другом в течение многих лет, были знаковыми фигурами в мировой рок-музыке, и миллионы поклонников их творчества были вправе ожидать чего-то значительного от подобного союза.
* В апреле 1988 года Джордж Харрисон неожиданно для себя обнаружил, что он вдруг снова стал знаменитым после нескольких лет относительного забвения. Сингл с кавер-версией соул-хита Джеймса Рэя 1962 года «Got My Mind Set On You» и альбом «Cloud Nine» покоряли любые мировые хит-парады. Когда Джордж проезжал через Лос-Анджелес, ему позвонили из фирмы Warner Brothers с просьбой предоставить песню для второй стороны европейского 12-дюймового сингла «This Is Love». Чтобы на скорую руку слепить что-нибудь, Джордж позвонил своему приятелю, продюсеру Джеффу Линну, который уже помогал ему записывать пластинку и даже появился в клипе на песню «When We Was Fab».
Но где найти студию в короткий срок? К тому же задача не требовала дорогостоящей аренды и оборудования: речь шла, по сути, о заполнителе места на пластинке. Линн предложил записаться неподалеку – прямо дома у Боба Дилана в ПоинтДьюме (Point Dume) на южном побережье Калифорнии, где в гараже простаивала небольшая студия. Конечно, Боб согласился принять у себя старых друзей. По дороге Джордж заехал в гости к музыканту Тому Петти, в доме у которого накануне оставил гитару, и тот увязался следом. Петти хорошо знал Дилана, так как пару лет его состав The Heartbreakers гастролировал с Бобом в качестве группы поддержки и аккомпанирующего состава.
Теперь их было трое, но Джефф Линн предложил привлечь к записи еще и певца Роя Орбисона. В то время ветеран рок-н-ролла и автор нестареющего хита «Oh, Pretty Woman» переживал новый виток своей популярности после возвращения на сцену в 1981 году и записывал альбом «Mystery Girl». Сам он признавался: «Здорово, что я снова пользуюсь спросом, но все еще не совсем этому верю!» Джорд ж Харрисон был приятно удивлен, когда Рой Орбисон с удовольствием присоединился к компании. Еще больше экс-Битла поразило, что Рой много знает об английской комической труппе Monty Python, с которой Джорджа связывали дружеские и творческие отношения.
В одно прекрасное утро вся пятерка именитых музыкантов собралась в гараже Боба Дилана, чтобы побренчать на гитарах и сочинить что-нибудь подходящее. Мелодия была придумана, и Джордж Харрисон попросил Боба Дилана: «Придумай нам лирику, ведь ты же знаменитый поэт!» Когда Боб спросил, о чем должна быть песня, Джордж приметил на ближайшей картонной коробке наклейку «Handle with care» («Обращаться бережно») и предложил сделать эту фразу рефреном. Без труда Дилан сочинил текст от лица человека, который был осмеян, ограблен и обманут и просит обращаться с ним бережно. Музыканты переместились на газон около дома и дописали песню «Handle With Care», а потом зафиксировали на пленку.
Песня получилась замечательная: в «Handle With Care» много акустической гитары, Рой Орбисон исполняет серединную часть практически в оперной манере, Джордж Харрисон играет на слайд-гитаре, а под конец вступает Боб Дилан с губной гармоникой. Бывший Битл, Боб Дилан и Рой Орбисон записали цепляющую мелодию? Начальники Warner Brothers были приятно поражены. Этот материал был слишком хорош для того, чтобы прятать его на оборотной стороне европейского сингла, так что возникло предложение записать целый альбом тем же составом.
Для новой группы понадобилось название, и тут к месту пришлось словцо "wilburys", придуманное Джорджем Харрисоном во время записи альбома «Cloud Nine». Про ляпы и ошибки, которые можно убрать в процессе микширования, Джордж говорил: «We’ll bury them in the mix» («Мы спрячем их в миксе»). Так возникло шутливое название «уилбури» – выдуманные студийные гремлины, которые якобы портят оборудование и мешают записываться. Словечко было пущено в оборот, и Харрисон предложил назвать весь коллектив "The Trembling Wilburys". Но остальные предложили поменять прилагательное на «traveling» – «путешествующие». Родилась группа "The Traveling Wilburys", «Путешествующие уилбури».
Шутка получила продолжение на обложке альбома, где все музыканты были скрыты под псевдонимами и выдавались за сводных братьев, рожденных от одного отца – некоего Чарльза Траскота Уилбури. Харрисон назвался Нельсоном, Линн – Отисом, Дилан – Лаки, Орбисон – Лефти, а Том Петти – Чарли Ти-младшим.
* 2. Elton John's "Lucy in the Sky With Diamonds" (1974) John Lennon as "Dr. Winston O'Boogie"
Elton John's mid-'70s friendship with "Dr. Winston O'Boogie" did more than gift listeners with Lennon's first No. 1 solo single and this stately collaborative Beatles remake. A side bet they made on whether "Whatever Gets You Thru the Night" would top the chart meant Lennon had to make good on a promise to join Elton during a show at Madison Square Garden. They played both of these songs, as well as "I Saw Her Standing There" (which Lennon dedicated to an "old, estranged fiancee of mine"), during a 1974 appearance that would end up being Lennon's last ever onstage.
* Элтон Джон «Lucy in the Sky With Diamonds» (1974) (Джон Леннон как Доктор Уинстон О'Буги)
Дружба Элтона Джона с Доктором Уинстоном О'Буги в середине 1970-х годов подарила слушателям больше, чем первый сингл номер один у Леннона и этот совместный ремейк. Музыканты заключили пари — если "Whatever Gets You Thru the Night" возглавит чарты, Леннон должен присоединиться к Элтону на концерте в "Мэдисон-сквер-гарден". Они исполнили обе песни, а также "I Saw Her Standing There". В итоге это оказалось последнее концертное выступление Леннона.
* Мэй Пэнг (тогдашняя приятельница Джона Леннона) вспоминала в свой книге: "...Позвонил Тони Кинг и сказал нам, что Элтон собирается записывать свой новый альбом на "Ранчо Карибу" в Колорадо. Тони сказал Джону, что Элтон хочет сделать "Люси В Небесах С Алмазами" и намекнул, что он хотел бы, чтобы Джон спел вместе с ним в этой записи.
...Мы прилетели в Денвер, откуда должны были два часа ехать в горы на ранчо.
...В тот вечер, распаковав свои вещи, мы пришли в студию к Элтону. Увидев друг друга, Джон и Элтон обнялись. Как всегда при встрече, они стали перебрасываться шуточками. Оба были в прекрасной форме, и все вокруг смеялись. Затем началась сессия, которой руководил продюсер Элтона, Гас Даджеон, одетый в стиле вестерн. Во время записи Джон предложил, чтобы в версии Элтона "Люси" был использован элемент рэгги, что и сделали. Сессия была долгой и мучительной. Все работали продуктивно, получая указания от Джона и Элтона и стараясь, чтобы запись получилась совершенной..."
* 4 января 1975 года Элтон Джон на две недели занял вершину Billboard Hot 100 с синглом «Lucy in the Sky with Diamonds». Кавер на песню The Beatles из легендарного альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» также возглавит канадский чарт.
Джон Леннон, исполнивший главную вокальную партию в оригинальной версии, участвовал в записи как гитарист и бэк-вокалист под псевдонимом Dr. Winston O'Boogie.
Сюрреалистический текст песни породил версию о том, что в названии зашифрован наркотик LSD; сам же Леннон ссылался на своего сына Джулиана, который нарисовал одноклассницу и назвал произведение «Люси на небесах в алмазах»… этой-то картинкой (и в особенности – названием), якобы, Джон и вдохновился.
3. Cream's "Badge" (1969) George Harrison as "L'Angelo Mysterioso"
Eric Clapton's eruptive turn on Harrison's "While My Guitar Gently Weeps" was the White Album track's most memorable element. "L'Angelo Mysterioso" returned the favor a year later, cowriting "Badge" for the final album by Clapton's band Cream while adding an instantly recognizable guitar performance of his own. Harrison also inadvertently named the song, which previously had no title. His scrawled notes on the tape box included notation about the "bridge," which Clapton misread as "badge" – and it stuck. Before it was over, Clapton would play on songs by every former member of the Beatles; he also (quite famously) married one of their ex-wives.
* Cream «Badge» (1969) (Джордж Харрисон как L'Angelo Mysterioso)
Клэптон принял участие в записи "While My Guitar Gently Weeps", и его партия стала одним из самых запоминающихся моментов «Белого альбома». «Таинственный ангел» отблагодарил Эрика годом позже — он стал соавтором песни «Badge» для последнего альбома "Cream" и исполнил мгновенно узнаваемую гитарную партию. Джордж случайно придумал и название трека — на коробке с пленкой было замечание по поводу "bridge", которое Клэптон принял за "badge".
* "... В изданиях Goodbye 1969 года автором "Badge" упоминался только Эрик Клэптон, позже стали добавлять Харрисона. Кое-какой вклад в песню внёс и Ринго Старр, и вообще с этой вещью и особенно с её названием вышла забавная история. "Badge" по-английски — "значок, эмблема, нагрудный жетон, нагрудная табличка ("баджик" как его употребляют в русском) не имеет никакого отношения к тексту песни, который представляет собой абстрактное, но наполненное драматизмом обращение к бывшей возлюбленной.
По выходе песни в свет народ гадал, почему же её назвали "Badge". Одним из объяснений было, что это последовательность её аккордов: B-A-D-G-E, но это не верно, ибо там другие аккорды. Другие расшифровывали в этом последовательность настройки шестиструнной гитары E-A-D-G-B-E, только перепутанную в B-A-D-G-E.
Позже Харрисон удовлетворил любопытство публики, объяснив происхождение этого названия: "Как вы знаете, я помог Эрику сочинить "Badge". Каждый из них должен был представить на альбом Goodbye по песне, а у Эрика ничего не было. Мы работали с ним вместе, я писал текст и, когда дошли до середины я пометил на листке: "Bridge" ["Мост" - так в рок-песнях обычно называют связку между куплетами и припевом]. Эрик прочитал это кверх ногами и захохотал: "Это что ещё за Badge?" Потом пришёл пьяный Ринго и выдал нам строчку про "лебедей, которые жили в парке"."
Так и привязалось к песне название "Badge". В своей сольной карьере Клэптон часто исполнял эту вещь на концертах и "для прикола" напевал "Where is my badge?" (Где мой значок?) или "Love is my badge" (Любовь - моя эмблема), чтобы как-то связать название с текстом..."
* 4. Harry Nilsson's "Spaceman" (1972) Ringo Starr as "Richie Snare"
Starr adds a signature lopsided fill before the second chorus (and a drum-related surname) on this Top 25 hit from Son of Schmilsson. His guest turn eventually became anything but surprising. After all, Harry Nilsson would emerge as a sensitive interpreter, offbeat musical foil and drinking-buddy confidant for the Beatles: Lennon produced Nilsson's 1974 album Pussy Cats during the infamous "Lost Weekend" period, and they collaborated on the song "Old Dirt Road." Nilsson covered George Harrison's "That Is All" for 1976's That's the Way It Is after updating two Beatles songs on 1967's Pandemonium Shadow Show. Starr later paid tribute to Nilsson on 2008's "Harry's Song."
* Гарри Нилсон «Spaceman» (1972) (Ринго Старр как Ричи Снэр)
Участие Старра не было неожиданным, поскольку битлы неоднократно работали с Нилсоном. Так, Леннон спродюсировал альбом "Pussy Cats" (1974) во время «потерянного уик-энда», они также работали над песней "Old Dirt Road". Кроме того, Гарри записал кавер-версию песни "That Is All" Джорджа Харрисона для альбома "That's the Way It Is" (1976). Впоследствии сэр Ринго исполнил "Harry's Song" (2008).
* Свой восьмой альбом "Son of Schmilsson", как и предыдущий "Nilsson Schmilsson", Нилссон записывал в Англии. Музыканту нравилась Англия, и он провел там некоторое время, остановившись в роскошной столичной квартире, которую Джон и Йоко приобрели после развода Джона с Синтией и где впоследствии умер Кейт Мун. В Лондоне Нилссон работал в студиях "Trident" и "Apple" с продюсером Ричардом Перри. В записи учавствовали гитаристы Peter Frampton и Chris Spedding, басист Klaus Voormann, пианист Nicky Hopkins. В пяти треках диска отметился битл Ринго Старр, одна из этих вещей "Spaceman" стала хитом.
5. Steve Miller Band's "My Dark Hour" (1969) Paul McCartney as "Paul Ramon"
Steve Miller was still struggling to find fame when McCartney wandered into his recording date at Olympic Sound. The other Beatles had left after a mixing session for the eventually shelved Get Back project devolved into another argument over band management. It's perhaps no surprise then that the resulting jam with Miller got stuck with a morose title like "My Dark Hour." Still, something clicked: Miller recycled the song's main riff for 1976's "Fly Like an Eagle," one of seven Top 20 singles he scored over a breakthrough period ending in the early '80s
* Steve Miller Band «My Dark Hour» (1969) (Пол Маккартни как Пол Рамон)
Стив Миллер еще не был знаменит, когда Маккартни зашел к нему на запись в "Olympic Sound Studios". Это случилось после очередной неудачной сессии для "Get Back". Неудивительно, что результат джема с Миллером получил название "My Dark Hour". Тем не менее, что-то «щелкнуло»: Стив переработал основной рифф композиции для "Fly Like an Eagle" (1976), одного из семи синглов из топ-20 в его карьере.
* Стив Миллер свой альбом ‘Brave New World’, записанный в США, сводил в Лондоне. Во время мастеринга Стив Миллер познакомился с Полом Маккартни. Музыканты вдвоем записали песню “My Dark Hour”, причём Пол скрывался под псевдонимом Пол Рамон. В этой песне Стив исполнил свою партию на ритм-гитаре, а Пол взял на себя бас и ударные.
* "...В этом бешеном треке, который впечатляет "ледзепеллиновской" плотностью звука, жесткой и агрессивной подачей, Маккартни фигурирует под именем Пол Рамон. В этой песне уже почти экс-битл исполнил партии баса, барабанов и бэк-вокала..."
Пол Маккартни вспоминал о работе со Стивом Миллером: "Был большой спор (с другими участниками "Битлз"), и все они ушли, оставив меня в студии. Стив зашел и спросил: "Привет, как дела? Студия свободна?" Я сказал: «Ну, похоже на то, приятель". Он сказал: «Не против, если я её использую?» Так что я в ту ночь сыграл на его треке. Он назывался "My Dark Hour" - хорошая песня на самом деле. Мы сделали это вдвоем. Мне это по могло снять раздражение в душе в тот день".
Из интервью для документального фильма «Битлз Антология»
* 6. Billy Preston's "That's Life" George Harrison as "Hari Georgeson"
Billy Preston's history with the Beatles is such that some have referred to him as the fifth member of the band. He grew particularly close over the years with Harrison, who coproduced Preston's Apple Records debut. Yet their symbiotic working relationship wasn't always clear, even to careful liner-note readers. For instance, Harrison played on "That's Life" from Preston's more synth-focused 1975 album It's My Pleasure as "Hari Georgeson" – a favorite pseudonym he'd previously used on sessions with Jack Bruce, Ravi Shankar and the band Splinter. Harrison also appeared as "Jai Raj Harisein" while working with Splinter, the first signing to his Dark Horse label.
* Билли Престон «That's Life» (1975) (Джордж Харрисон как Hari Georgeson)
Билли Престон — один из тех, кого называли «пятым битлом». Особенно близкие отношения у него сложились с Харрисоном. В частности, Джордж принял участие в записи «That's Life» для альбома «It's My Pleasure» (1975), используя любимый псевдоним Hari Georgeson, уже задействованный ранее для сессий с Джеком Брюсом и Рави Шанкаром. Во время работы со Splinter Харрисон также «менял имя» на Jai Raj Harisein.
* "...В 1967-68 Билли Престон гастролировал с Рэем Чарлзом по США, Европе и Британии и играл на его концерте в лондонском "Royal Festival Hall", где они опять встретились с Джорджем Харрисоном. Харрисон пригласил Престона в студию, где "Битлз" работали над альбомом "Get Back: (который позднее превратился в Let It Be). На изданном в мае 1969 года сингле "Get Back" (№ 1 и в Британии, и США), где Престон сыграл отличное соло на электропиано, был впервые в истории The Beatles указан на пластинке вместе с ними (The Beatles With Billy Preston). Существовало мнение, что Престон может стать пятым участником группы (что косвенно подтвердила вышедшая в 1995 Anthology).
В том же году битлы выкупили его контракт, а на их фирме "Apple Records" вышли два альбома Престона - "That"s The Way God Planned It" (1969) и "Encouraging Words" (1970). Продюсером в обоих случаях был Харрисон. После распада музыкальной империи "Битлз" Билли Престон участвовал в «Концерте для Бангладеш» (1971) и еще пяти альбомах Харрисона, а также играл в его "Dark Horse Tour" (1974). Джордж Харрисон, в свою очередь, появился на двух его альбомах 70-х годов - "I Wrote A Simple Song" (1972) и "It's My Pleasure" (1975)..."
* 7. Percy Thrillington's "Uncle Albert/Admiral Halsey" (1971) Paul McCartney as "Percy Thrillington"
McCartney recorded a delightfully odd tandem instrumental version of Ram in 1971, reuniting with arranger Richard Anthony Hewson. They'd earlier worked together on James Taylor's Apple Records version of "Carolina on My Mind"; Hewson also stepped in to handle strings during Phil Spector's post-production work on "The Long and Winding Road." Somewhere along the way, McCartney must have thought better of the concept, and Thrillington was shelved until 1977. Still later, McCartney revealed that he also wrote the liner notes, using the name Clint Harrigan.
* Перси Триллингтон (1971) (Пол Маккартни как Перси Триллингтон)
Маккартни записал инструментальную версию "Ram" в 1971 году совместно с аранжировщиком Ричардом Энтони Хьюсоном. В какой-то момент битл решил повременить с проектом, и Триллингтон ждал своего часа до 1977-го. Впоследствии оказалось, что аннотации к песням тоже написал Пол — под псевдонимом Клинт Харриган.
* Инструментальная версия альбома "Ram", записанная на студии "Abbey Road" 15-17 июня 1971 г. Был выпущен на лэйбле "Regal Zonophone" 29 апреля 1977 г. Человек по имени Перси "Триллс" Триллингтон (Percy 'Thrills' Thrillington) был заявлен в качестве руководителя оркестра. Аранжировка и дирижирование осуществлены Ричардом Хьюсоном (Richard Hewson). Микширование - дело рук Тони Кларка и Алана Парсонса.
В основу дизайна обложки альбома, выполненного компанией "Hipgnosis", легла художественная работа Джеффа Каминза (Jeff Cummins).
Как обнаружилось значительно позже, под замысловатым именем продюсера данного альбома скрывается сам Пол.
В одинадцати песнях альбома сыграли следующие музыканты: Клем Каттини (Clem Cattini): ударные Роджер Кулан (Roger Coulan): орган Вик Флик (Vic Flick): гитара Херби Флауэрс (Herby Flowers): бас Стив Грей (Steve Gray): фортепиано Джим Лоулесс (Jim Lawless): перкуссии
Кроме того, на пяти треках отметились "The Swingle Singers" и "Carl Dolmetsch Family".
* 8. Howlin' Wolf's "I Ain't Superstitious" (1971) Ringo Starr as "Richie"
One of the first cross-generational all-star blues projects found legendary Chess bluesman Howlin' Wolf paired with the Rolling Stones' rhythm section for Olympic Sound Studio sessions arranged by Eric Clapton. Starr ended up filling in one day when Charlie Watts couldn't attend, though their update of Willie Dixon's "I Ain't Superstitious" was the only track to make the initial track listing for 1971's The London Howlin' Wolf Sessions. "Richie" also appeared on four additional bonus tracks for a 2003 deluxe-edition of the record, including a muscular take on "Goin' Down Slow." Longtime Beatles associate Klaus Voormann, who created the cover for 1966's Revolver, played bass.
Howlin' Wolf «I Ain't Superstitious» (1971) (Ринго Старр как Richie)
Старр присоединился к работе с легендарным Честером Артуром Бёрнеттом, когда на запись альбома The London Howlin' Wolf Sessions не смог приехать Чарли Уоттс. Их совместным треком стала песня «I Ain't Superstitious», где также сыграли Эрик Клэптон и Клаус Ворман. В deluxe-версии, вышедшей в 2003 году, представлено четыре бонус-композиции, где был задействован Richie.
* "...Хаулин Вулф приехал в Лондон в мае 1970 года поправить материальное положение за счет данного проекта. Его сопровождали гитарист Хьюберт Самлин и Джеффри Карп, гармошечник. Вулф хворал - шалило сердце, терзали больные почки, к тому же он был настроен подозрительно, чтобы не сказать негативно в отношении своих молодых английских коллег. Первый день сессии не прибавил ему настроения, поскольку, явившись на студию, он там не застал всех участников проекта. Пришлось приглашать тех, кто оказалхщся под рукой. Среди таковых оказался, по иронии судьбы, Ринго Старр. Ринго явился по первому зову, поскольку был легким на подъем и любопытным человеком, однако как барабанщик он не очень подходил для исполнения блюза (в перечне исполнителей его вписали почему-то как «Richie»)..."