Краткий курс (внимание: имеются ошибки):
60-е годы
Во второй половине десятилетия стали возникать современные ансамбли, основным инструментом в которых была гитара. По примеру Битлз многие делали себе электрогитары и разучивали бит-музыку.
Вместе с западной музыкой до эстонской молодежи дошел и западный стиль в одежде. Старшие люди называла одетых по моде молодых людей стилягами. Стиляги носили брюки с широкими краями и рубашки с широкими воротниками.
Первым эстонским бит-ансамблем в 1964 году стал квартет Juuniorid. Следующим был ансамбль Optimistid.
Внимание привлекал и ансамбль Rutmikud, где пел Тынис Мяги, и Kristallid, с пианистом и композитором Олавом Эхала и солистом Яааком Йоала.
Эстоское телевидение устраивало популярные песенные концерты. Благодаря им обрели известность Тынис Мяги, Тоомас и Тийт Кырвитс, бас-гитаристы Хейго Мирка и Юхан Халистее, барабанщики Генри Кисипуу и Харри Кырвитс.
В 1966 г. образовался ансамбль Virmalised. Из ансамбля Mikronid выделился барабанщик Гуннар Грапс.
Народную музыку с достаточно острыми текстами исполнял ансамбль Таллиннской Художественной студии "Peoleo", где выступали Энно Кяо, Лаури Небел, Тайво Линна.
Олав Эхала и Гуннар Грапс были первыми бит-композиторами в Эстонии.
В 1968 г в таллинском кинотеатре Космос прошел 1 отчетный концерт современных ансамблей. Его организовал Клуб молодых музыкантов. На концерте выступали певцы Яак Йоала, Тынис Мяги, Ахти Нурмис, Новелла Хансон; ансамбли Luurikud (Майт Малтис) и Andromeeda (Урмас Алендер, Эле и Кая Кылар). Привлек к себе внимание ансамбль Vantorel (Андрес Вялконен).
В 1967 году прошла премьера рок-оперы Геннадия Таниэля "Valus valgus"по мотивам поэмы Юхана Смуула "Jarvesuu poiste brigaad", которая описывала работу комсомольцев на строительстве электростанции.
70-е годы
Эстонское радио устраивало многоэтапные песенные конкурсы "Тип-Мелодия".
Молодежь больше джаза и эстрады интересовала рок-музыка, для молодых людей стало важным самоощущение и самореализация.
Тынис Эрилайд начал вести передачу "Soovid, soovid, soovid..." на эстонском радио, которая была в эфире каждое воскресенье.
Ансамбли, образовавшиеся в шестидесятые, распадались и меняли составы. На плаву остался ансамбль "Fix", который с 1976 года является штатным ансамблем "Ванемуйне". В нем выступали Сильви Врайт, Велло Тоомеметс, Приит Пихлап.
Выдающимися ансамблями семидесятых были:
Ruja, рок-ансамбль, с которым был связан Рейн Раннап;
Psycho и Radar, игравшие инструменталный рок, в составе которых были барабанщик Паап Кылар, певцы Эле и Кая Кылар и Яак Йоала и гитарист Хейго Мирка,
Rock-Hotel, игравший рок-н-ролл, с солистом Иво Линна;
Ornament и Magnetic Band, игравшие тяжелый рок, с Гуннаром Грапсом;
Mobile, в котором выступали Анне вески, Ахти Нурмис, Борис Лехтлаан, а похже и Марью Ляяник;
Haak - ансабль тяжелого рока Ныммеского дома культуры, где играл Йоэль Стейнфельд;
Mess - ансамбль электронной музыки Свена Грюнберга.
В конце семидесятых Яак Йоала и Тынис Мяги получили всесоюзную популярность.
В семидесятые годы среди студентов появилась и панк-музыка. Ее исполнителей привлекала социальность и снешняя театральность этого направления. Студентами художественного училища Харди Вольмером и Вельо Вингиссааром были созданы ансамбли Sulf и Paratrust. Члены ансамбля Рaratrusti пропагандировали культуру панков более широко, создавая театральные представления, фильмы и танцевальные вечера.
1979 год положил начало Тартуским Музыкальным дням.
80-е годы
В восьмидесятые годы среди молодежи была популярна дискомузыка и дискотеки. В основном там звучала западная музыка.
По воскресеньям в 14.00 слушали передачу Тыниса Эрилайда "Soovid, soovid, soovid..."
Возрожденные мелодии Рок-Отеля вернулись на короткое время в стиле рокабилли, во время моды на длинные челки, которые можно было смахнуть с лица модным движением головы.
Любители Heavy-metal ходили в черных кожаных куртках, с огромным количеством цепей и булавок. Считалось очень важным рисовать на всех подходящих и не очень подходящих стенах анархистские знаки.
Панки игнорировали обучение и поучения, ходили по школе с крашеными гребешками. Модным считалось, если у тебя на плече сидела крыса. Обычно после таких выходок выгоняли из школы.
Тартуские музыкальные дни стали главным событием популярной музыки Эстонии. Там исполнялась новая и экспериментальная музыка.
Раймо Кангро и Андрес Валконен написали эстонскую рок-оперу "Северная дева", которую показали на музыкальных днях в 1980 году (в представлении принимали участие ансамбль Fix и Сильви Врайт).
П. Волконский вместе с ансамблем Rosta Aknad показали на музыкальных днях театральное представление по стихам Маяковского.
К музыкальным дням собрался и ансамбль хард-рока T-Klaas.
На сцену Таллинского молодежного театра вышло концертное рок-представление "Johnny", в котором принимали участие Олав Эхала, Яанус Ныгисто, Пеэтер Волконски и Маргус Каппель.
Играли ансамбль Ruja, Андрес Отс и Урмас Алендер.
К фильму "Отель погибшего альпиниста" музыку для синтезатора написал Свен Грюнберг.
Популярными певцами того времени были:
Анне Вески и ансамбль Nemo;
Марью Ляяник и ансамбль Kontakt;
Яак Йоала и Laine;
Тынис Мяги и Анне Вески и Music Seif;
Ruja; Mahavok; Radar; Rock Hotell;
Apelsin; Vitamiin; Fix; Karavan.
Сильными heavy-rock группами была Gunnar Grapsi Grupp, Argos (солист Урмас Варе), выруский ансамбль Hetero, хийумааский ансамбль Omas Kojas, Metallist (Михкель Рауд), ракверский Okaspendel, Varaan.
Популярным кантри-ансамблем были Kukerpillid.
Панковскими группами были в начале восьмидесятых Propeller и в конце восьмидесятых Turist, после развала которого образовались Singer Vinger и Vanemode. Самым важным в этом направлении считалась группа Vennaskond.
Людям постарше нравился эстрадный ансамбль Suveniir.
В 1983 году по радио проводился конкурс "Mehed, meri ja maa", в котором принимали участие многие ансамбли и певцы.
http://www.miksike.net/docs/4klass/2vremena/ajalugu.htm