машинный перевод про тусовку Зодиака
В 1969 году вокруг западноберлинского клуба Zodiak Free Arts Lab, где также проходили концерты Agitation Free, было сформировано трио Kluster, в состав которого вошли организаторы клуба Конрад Шницлер и Ханс-Йоахим Роделиус, а также Дитер Мёбиус. Роделиус уже был членом группы под названием Human Being, которая образовалась вокруг звуковых экспериментов в Zodiak; записей этой группы не существует, но Human Being, которая также совершила турне по Южной Европе и Северной Африке, очевидно, оказала большое влияние на дальнейший путь музыкантов. В ретроспективе Шницлер, Роделиус и Мёбиус считаются тремя самыми влиятельными проводниками краутрока. Самым активным годом в короткой истории их совместного проекта стал 1970 г. Концерты проходили в основном на выставках и вернисажах; "открывателем дверей" в сферу визуальных искусств стал Шницлер, бывший ученик Йозефа Бойса. Как и все ранние краутрок-исполнители, Kluster также выступали в университетах и в контексте студенческих протестных мероприятий. В сентябре 1970 года трио выступило на печально известном фестивале "Любовь и мир" на Фехмарне, а в декабре были сделаны последние студийные записи под руководством звукоинженера Конни Планка в Кельне. Расходы были покрыты церковным музыкантом из Дюссельдорфа, который не только, очевидно, питал слабость к экспериментальной электронной поп-музыке, но и установил контакт между Планком и Kluster; соответственно, два альбома Zwei-Osterei и Klopfzeichen были выпущены очень небольшим тиражом на собственном церковном лейбле Schwann. После последнего концерта в Геттингенском университете весной 1971 года Конрад Шницлер покинул группу, Роделиус и Мёбиус продолжали выступать как дуэт под названием Cluster. Еще в 1967 году Tangerine Dream были сформированы в Западном Берлине, первоначально как квинтет с "классическими" рок-инструментами, включая электрогитару, бас и ударные. Репертуар состоял в основном из кавер-версий англо-американской поп-музыки, в основном импровизированного материала американских исполнителей The Doors и Джими Хендрикса, а также британской группы Pink Floyd. Tangerine Dream сыграли свой первый концерт летом 1968 года, снова трапезная Технического университета, популярное место для ранних краутрок групп. Обстановка была накалена протестами против чрезвычайных законов и Вторая индокитайская война. После этого Tangerine Dream присутствовали на трех ключевых площадках прогрессивной западногерманской поп-музыки в конце 1960-х годов. 1960-е годы: в клубе Creamcheese в Дюссельдорфе, на Международном фестивале в Эссене (1968) и в Zodiak Free Arts Lab в Западном Берлине. В конце 1969 года квинтет сначала распустился, однако в среде Zodiak сформировался новый состав под тем же названием в виде трио с Эдгаром Фрёзе, единственным постоянным участником группы, а также Конрадом Шницлером и студентом Клаусом Шульце. Шульце, в свою очередь, уже был постоянным посетителем так называемой Electronic Beat Studio в Вильмерсдорфе. Студия в музыкальной школе, основанной композитором Томасом Кесслером в конце 1969 года, оказала особенно формообразующее влияние для развития не только Шульце, но и значительной части так называемой "Берлинской школы". В новом составе Tangerine Dream - как и вышеупомянутые Can и Kluster - были постоянными гостями на мероприятиях и выставках; например, Tangerine Dream играли на выставке в Западном Берлине в 1969 году, которую музыкальный журнал Sounds описал как "незаконченный[...] электронно-реалистический[...] диссонанс". реалистичная[...] диссинхрония, выбивающая воздух из легких. [...] Этот восточный пруссак", имея в виду Эдгара Фрёзе, "denkmalt (он был скульптором) похож на викинга и обладает [...] ритмом, он выглядит как нордический Хендрикс, только бьет гораздо более настойчиво, он также может играть на гитаре молотком и зубилом".
Лаборатория свободного искусства Zodiak в Западном Берлине, в частности, сыграла центральную роль в развитии краутрока. Основанный, в частности, Конрадом Шницлером и Хансом-Йоахимом Ределиусом, клуб в здании театра в Халлешен был Берлинским ответом лондонскому U.F.O.", но прежде всего, это был место возникновения нескольких центральных групп краутрока и раннее поле экспериментов для многих его главных героев. Интерьер соответствовал описаниям: В большой центральной комнате под названием "Happening Space" были черные стены и сцена в центре, где каждый вечер проходили концерты и "публичные репетиции"; границы между выступлениями и репетициями стирались друг с другом. Конрад Шницлер охарактеризовал пространство и звуковую атмосферу клуба следующим образом: "Мой мир принадлежал машинам - вот как это должно звучать. Для этого начинания, для получения такого звука, нам [...] не нужна была эта красочная кутерьма. [...] Место было полно дыма, так что мы не могли хорошо видеть друг друга, парни девчонки поджигали свернутую бумагу с табаком и топливом, вдыхали ее и снова выдували, это было забавно, могу вам сказать. Таким образом можно было создавать неожиданные звуковые представления, память о которых до сих пор жива".
Конрад Шницлер учился в Дюссельдорфской художественной академии (в том числе у Йозефа Бойса) и, переехав в Западный Берлин, некоторое время работал с Вольфом Востеллом, что отразилось, в частности, в хэппенинговом характере клуба. Впечатляюще обставленное и звучное место стало одним из самых важных мест встреч западноберлинского андеграунда, где собирались "музыканты, кинематографисты и бонвиваны всех оттенков", а также члены Umherschweifende Haschrebellen, более поздней Bewegung 2. Juni, Rote Armee Fraktion и партии Die Grünen, вплоть до Ton Steine Scherben и центральных фигур позднего западноберлинского панка и новой волны. Для краутрока значение Zodiak трудно переоценить: почти вся так называемая "Берлинская школа" имеет здесь музыкальные и концептуальные корни. Agitation Free были одной из "домашних групп", Эдгар Фрёзе (Tangerine Dream) и Клаус Шульце также играли в этом заведении постоянно, а прямо из Zodiak вышла группа Kluster, основанная в 1969 году. "Это было время наркотиков, экспериментов, и здесь был их центр", - говорит Лутц Ульбрих из Agitation Free, вспоминая о клубе. Тот факт, что в Zodiak открыто употреблялись "наркотики всех видов", вероятно, был одной из главных причин его короткой жизни; после нескольких полицейских рейдов Zodiak был закрыт летом 1969 года, менее чем через год после открытия. |