Beatles.ru
Войти на сайт 
Регистрация | Выслать пароль 
Новости Книги Мр.Поустман Барахолка Оффлайн Ссылки Спецпроекты
Главная / Мр.Поустман / Форум Ad Libitum / "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?

Поиск
Искать:  
СоветыVox populi  

Мр. Поустман

Поздравляем с днем рождения!
Леннона (38), Aliving (40), John Berrows (45), Maikcool (45), True (45), Jig (50), Alex Yearshow (52), Брю.net (52), Nick270 (63), dvb8 (65), Ram On The Run (65), Sergey Rebriy (70)

Поздравляем с годовщиной регистрации!
Camillo (3), bb4428 (13), Vovan1 (13), vale4ka63 (15), vale4ka (15), Pticci (16), Dekas (16), Phelix (18), Zazaika (20), Павлыш (20), Monkberry (20), Степаныч (21), Charlie (21), ssmoll (21), ponyband (22), Леннона (22), bk (22)

Последние новости:
15.05 На продажу выставлены ботинки, в которых Маккартни выступал на открытии Олимпиады в Лондоне
15.05 Старр заявил, что Битлз выпустили бы гораздо меньше записей, если бы не «трудоголик» Маккартни
15.05 Ринго Старр намекнул на работу над новым альбомом
15.05 Анонсировано расширенное переиздание альбома «Mind Games»
15.05 Календарь Битлз на 2025 год
10.05 Мик Джаггер заявил, что по-прежнему любит ходить в клубы
10.05 Вышел новый клип «Let It Be»
... статьи:
30.04 История группы Grand Funk Railroad
23.04 Пит Тауншенд о неопределенном будущем The Who и наследии "The Who Sell Out"
14.04 Папы битлов
... периодика:
18.03 Битловский проект "Яллы"
12.03 Интервью с Алексеем Курбановским, переводчиком книг Джона Леннона
12.03 Юлий Буркин, автор книги "Осколки неба, или Подлинная история Битлз" - интервью № 2

   

"Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?

Страницы (176): [<<]   66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 |  Еще>>
Ответить Новая тема | Вернуться во "Все форумы"
Сообщение  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Sitaradio   Дата: 18.01.06 17:58:55   
Сообщить модераторам | Ссылка
2Uliss13:
>Булгаков дает свободу выбора интерпретации
>каждого из своих персонажей, и это чудесно. О
>чем спорим-то?

На этом и поставим пока точку.
Сообщение  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: seal   Дата: 18.01.06 18:50:17   
Сообщить модераторам | Ссылка
Да, как-то пропадает желание высказывать какую-то свою трактовку, даже мнение по отдельным персонажам...
А за что я вообще люблю Михила Афанасьевича?
Да не знаю - это ведь легко объяснить, если ненавидишь кого - вот тогда и слова находятся, и складываются в выражения:)))
Сообщение  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Sitaradio   Дата: 18.01.06 18:53:22   
Сообщить модераторам | Ссылка
2seal:
да ладно, это ж не конференция...
Сообщение  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Halloween   Дата: 18.01.06 19:04:21   
Сообщить модераторам | Ссылка
Sitaradio

"Допустимо множество других толкований образа Бездомного, что, кстати, тоже говорит в пользу того, что это не просто художественный образ, а символ. Под символом я понимаю знак, явление, образ, выражающие не определенное, а множество значений. Белый понимал под символом «соединение разнородного вместе»."

Соединение разнородного вместе - это и есть метафора. А "образ, выходящий за пределы просто литературного образа, становящийся синонимом" - это ближе, как я сказала, к синекдохе, т.е. к выражению большего через меньшее (но качественно большее или меньшее - одно и то же). Если говорить о Бездомном, как ты говорил изначально, как о "символе человечества" или той части, которая небезнадежна, то мне не вполне понятно, что тут такого разнородного. Символ - это некое алхимическое преображение, перевод реальности на новый уровень. Поэтому символ значительно сложнее собирательного образа. Поэтому же параллели с символизмом на этом уровне, уровне обобщения, если уж ты считаешь Бездомного обобщенным образом человека, - неправомерны. "Символ" символистов и "символ" в твоем понимании - не более чем омонимы.


"уже к 1910 году символизм перестал быть отражением настроений общества, перестал создавать значительные произведения"

Символизм никогда не отражал настроений общества, он всегда был элитарен. А что, "Двенадцать" - незначительное произведение?
Сообщение  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Sitaradio   Дата: 18.01.06 19:19:15   
Сообщить модераторам | Ссылка
2Halloween:
>Белый понимал под символом «соединение
>разнородного вместе»."
>Соединение разнородного вместе - это и есть метафора.
Ну, будем считать, что вы с Белым не сошлись во мнениях.

>А "образ, выходящий за пределы просто литературного
>образа, становящийся синонимом" - это ближе, как
>я сказала, к синекдохе, т.е. к выражению большего
>через меньшее (но качественно большее или меньшее
>- одно и то же).
Я еще говорил о многозначности, поэтому синекдоха не очень-то сюда вписывается.

Если говорить о Бездомном, как
>ты говорил изначально, как о "символе человечества"
>или той части, которая небезнадежна, то мне не
>вполне понятно, что тут такого разнородного.
О Бездомном можно потом отдельно поговорить.

"Символ" символистов
>и "символ" в твоем понимании - не более чем омонимы.
Но ведь ты же сама выше назвала "символ" символистов - метафорой.

>"уже к 1910 году символизм перестал быть отражением
>настроений общества, перестал создавать значительные произведения"
>Символизм никогда не отражал настроений общества,
>он всегда был элитарен.
Я подразумевал часть общества, покупающую книги.

А что, "Двенадцать" -
>незначительное произведение?
А что, "Двенадцать" - не исключение?
Сообщение  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Halloween   Дата: 18.01.06 20:44:32   
Сообщить модераторам | Ссылка
Белый говорит о соединении разнородного. Это принцип и метафоры, и символа. Символ и метафора - не одно и то же, но это близкие явления. Если очень упрощенно, то метафора - это когда есть два качественно разных предмета, и ты обозначаешь один через другой в силу их ассоциативной близости. Символ - это очень, очень глубокая метафора, в которую упрятана не одна, а десятки перспектив, а ассоциация гораздо менее очевидна.


">А "образ, выходящий за пределы просто литературного
>образа, становящийся синонимом" - это ближе, как
>я сказала, к синекдохе, т.е. к выражению большего
>через меньшее (но качественно большее или меньшее
>- одно и то же).
Я еще говорил о многозначности, поэтому синекдоха не очень-то сюда вписывается."

Ты сначала говорил о том, что Белый - символ человечества. Я же помню. Сказал бы ты "обобщенный образ", не было бы вопросов. Так признай хотя бы, что ты употребляешь само слово "символ" в бытовом смысле и не вкладываешь в него то, что вкладывали символисты.


Да, так что разнородного между Бездомным и человечеством?


"Двенадцать" - не исключение. "Петербург" Белого, если не ошибаюсь, написан после 1910 г. Да и Блок в это десятилетие опубликовал, кроме "Двенадцати" и "Скифов", еще несколько сборников. Скажешь, "Роза и Крест" - не символизм?
Сообщение  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Sitaradio   Дата: 19.01.06 15:44:21   
Сообщить модераторам | Ссылка
2Halloween:
>Ты сначала говорил о том, что Белый - символ
>человечества. Я же помню.
Это даже звучит нелепо Ты что-то не так поняла.

Так признай хотя
>бы, что ты употребляешь само слово "символ" в
>бытовом смысле и не вкладываешь в него то, что
>вкладывали символисты.
Я привел определение символиста Белого, ты с ним не согласна. Давай на этом остановимся.

>Да, так что разнородного между Бездомным и человечеством?
Я не понимаю формулировки и смысла твоего вопроса.

>"Двенадцать" - не исключение. "Петербург" Белого,
>если не ошибаюсь, написан после 1910 г. Да и Блок
>в это десятилетие опубликовал, кроме "Двенадцати"
>и "Скифов", еще несколько сборников. Скажешь,
>"Роза и Крест" - не символизм?

В чем различия между символизмом и постсимволизмом? Ответив для себя на этот вопрос, ты поймешь, почему принято считать, что русский символизм начал умирать еще в 1906 году, а в 1910 Гумилев просто вынес диагноз.
Сообщение  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Sitaradio   Дата: 19.01.06 15:55:33   
Сообщить модераторам | Ссылка
>2Halloween:
>>Белый понимал под символом «соединение
>>разнородного вместе»."
>>Соединение разнородного вместе - это и есть метафора.
>Ну, будем считать, что вы с Белым не сошлись
>во мнениях.

Причем здесь "Белый - символ человечества"? Я просто привел его определение.
Вот еще фрагмент статьи о символе и символистах, с автором которой я полностью согласен и не хочу его пересказывать - здесь очень точные формулировки и яркие, понятные примеры.

"... Между тем символисты считали, что символ принципиально противостоит тропу, он лишен оттенка переносности смысла». Когда в образе нужно разгадывать заданный художником второй план, - мы имеем дело с ложно символическим образом. Осознать эту особенность символа можно, сопоставив его с аллегорией. В аллегории образ действительно играет подчиненную роль, выступает как иллюстрация, персонификация, олицетворение некоей идеи или абстрактного понятая. Аллегорический образ - своего рода маска, за которой угадывается суть. Аллегория предназначена для рациональной расшифровки: для читателя не составит труда опознать, кто или что скрывается за аллегорическими образами басен И. Крылова. Волк и Ловчий в басне «Волк на псарне»- легко дешифруется, оборачиваясь Наполеоном и Кутузовым. Стрекоза и Муравей другой басни – всего лишь образные «псевдонимы» бездельницы и труженика.

Аллегория требует однозначного понимания. Символ же многозначен, содержит в себе перспективу бесконечного развертывания смыслов. Вот как писал о многозначности слова И, Анненский: «Мне вовсе не надо обязательности одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно понята двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому». «Символ только тогда истинный символ, - считал другой теоретик символизма Вяч. Иванов, - когда он неисчерпаем в своем значении». «Символ - окно в бесконечность», -вторил ему Ф. Сологуб.

Другое важнейшее отличие символе - полноценная значимость предметного плана, образного уровня. Символ - полноценный образ и помимо потенциальной неисчерпаемости своего смысла. Можно использовать следующее сопоставление: не зная точного значения иероглифов, мы не сможем прочитать сообщение, составленное при помощи этих знаков; напротив, даже не догадываясь, не подозревая о символическом потенциале того или иного образа-символа, мы в состоянии прочесть текст. Блоковская «Незнакомка» может быть прочитана как рассказ в стихах о встрече с обворожительной женщиной: предметный план образа Незнакомки ощутим и воспринимаем помимо содержащихся в нем символических возможностей.

Можно объяснить появление Незнакомки как приход в ресторан запоздалой посетительницы, но символический образ, отталкиваясь от своего буквального, предметного плана, всегда тяготеет к нахождению за собственные пределы, к Соотнесению с жизнью в целом. Вот почему Незнакомка - это и авторская тревога с судьбах красоты в мире земной пошлости, и мечта о мирах иных, и разуверение в возможности чудесного преображения жизни, и глубокое постижение нераздельности «грязи» и «чистоты» в этом мире - и бесконечная цепь иных смысловых возможностей. Бесконечная потому, что «Незнакомка» - это авторское видение всего мира, универсу­ма. Согласно взглядам символистов, символ - сосредоточение абсолютного в единичном; он в свернутом виде отражает в себе идею единства жизни. Ф. Сологуб считал, что символизм как литературное течение «можно охарактеризовать в стремлении отобразить жизнь в ее целом, не с внешней только ее стороны, не стороны частных ее явлений, а образным путем символов, изобразить по существу го, что, кроясь за случайными, разрозненными явлениями, образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом».

И еще один важный аспект понимания природы символики: невозможно составить какой-либо словарь или каталог символов. Дело в том, что слово или образ не рождается символом, но может им стать в соответствующем контексте. Этот контекст, активизирующий символический потенциал слова, создается сознательной авторской установкой на недоговоренность, рациональную непроясненность высказывания; акцентом на ассоциативную, а не логическую связь между образами..."

Что касается твоего убеждения в том, что Бездомный - синекдоха, еще раз скажу, что совершенно с тобой не согласен. Вот пример синекдохи в литературе: «Сюда по быстрым их волнам все флаги в гости будут к нам». Уподобление части целому совершенно не то же, что образ или символ, в любом словаре можно сравнить определения.
Улыбка  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Halloween   Дата: 19.01.06 19:29:30   
Сообщить модераторам | Ссылка
2Sitaradio:

>2Halloween:
>>Ты сначала говорил о том, что Белый - символ
>>человечества. Я же помню.
>Это даже звучит нелепо Ты что-то не так поняла.

Елки, ну конечно, не Белый, а Бездомный. Оговорилась в запале.
Сообщение  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Halloween   Дата: 19.01.06 19:34:30   
Сообщить модераторам | Ссылка
Касательно символа.

Во-первых, сравни цитату из твоего фрагмента: "Аллегория требует однозначного понимания. Символ же многозначен, содержит в себе перспективу бесконечного развертывания смыслов" - с тем, что я говорила от себя чуть выше: "Символ - это очень, очень глубокая метафора, в которую упрятана не одна, а десятки перспектив". По-моему, речь об одном и том же.

Во-вторых, я перестаю понимать: ты говоришь, что ко времени написания "Мастера" символизм умер, но при этом доказываешь, что "Мастер" - сплошные символы?

В-третьих, насчет Бездомного. Я не спорю, что "Уподобление части целому совершенно не то же, что образ или символ". Я только не вижу, на каком основании Бездомный - символ. Не ты ли говорил, вслед за Белым, что символ - это сопряжение разнородного? А чуть выше ты настаивал, что Бездомный символизирует человечество. Так я в очередной раз спрашиваю: почему Бездомный и человечество - разнородны? Что между ними качественно различного, что эту параллель (которой я не вижу, но не в этом суть) тебе обязательно надо называть символом?
Огорчение  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Uliss13   Дата: 20.01.06 13:25:35   
Сообщить модераторам | Ссылка
Ему и ей поспящены сонеты.
Но, не щадя восторженных похвал,
Ни друга, ни красавицы воспетой
Поэт в стихах ни разу не назвал.

Он им воздвиг высокий пьедестал,
Чтобы избавить от холодной Леты,
Но имени и явственной приметы
На мраморной плите не начертал.

А если бы сонетами своими
Он обессмертил дорогое имя,
То, может быть, в грядущие века
Друзьям поэта отвела бы главку,
Стараясь посадить их на булавку,
Шекспироведа тощая рука.

(с) Маршак
Здорово!  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Mikhail   Дата: 20.01.06 15:16:48   
Сообщить модераторам | Ссылка
2Uliss13:

>Ему и ей поспящены сонеты.
:))
Добрый профессор  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Uliss13   Дата: 20.01.06 15:32:41   
Сообщить модераторам | Ссылка
Mikhail
Вас позабавила опечатка или пикантность ситуации?
В любом случае, суть не в этом. Я имел в виду, что чрезмерно углубленный анализ произведения, каким бы сложным оно ни было, как мне кажется, не в прок. Здесь мне очень нравится самая финальная строка. Ради нее и сообщение.
Улыбка  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: papan   Дата: 20.01.06 16:01:31   
Сообщить модераторам | Ссылка
2Uliss13:

Я имел в виду,
>что чрезмерно углубленный анализ произведения,
>каким бы сложным оно ни было, как мне кажется,
>не в прок.
Абсолютно согласен.Если только это не имеет прикладного значения,типа написания курсовой,диплома,а то и дисера:-)
Здорово!  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: fab   Дата: 20.01.06 16:09:09   
Сообщить модераторам | Ссылка
Uliss13 & papan:
согласен.
Огорчение  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Halloween   Дата: 20.01.06 17:08:16   
Сообщить модераторам | Ссылка
Ну ясно. Всех литературоведов в мешок и в воду.
Улыбка  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: papan   Дата: 20.01.06 17:30:53   
Сообщить модераторам | Ссылка
2Halloween:

>Ну ясно. Всех литературоведов в мешок и в воду.
Можно сперва в топку.
Сообщение  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: fab   Дата: 20.01.06 17:32:01   
Сообщить модераторам | Ссылка
Halloween
не обижайтесь пожалуйста, просто Ваш анализ лично для меня не имеет практического смысла. Я просто смотрел кино и оно мне очень понравилось.
Роман же в моей голове совсем по другому "смотрится",после неоднократного перечитывания не теряет блеска, каждый раз читаю как бы заново. Из-за того , что долгое время его не препарировали и не изучали в школе, он уже поселился внутрь меня отдельным миром, а Вы, все мне по-научному объясняя , разрушаете мой этот гармоничный внутренний мир.
Вы скажете, что Ваше мнение важно для науки- с этим я не смею спорить.
Улыбка  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Dmitryj   Дата: 20.01.06 17:38:44   
Сообщить модераторам | Ссылка
Так еще и не посмотрел до конца «Мастера и Маргариту» Бортко, но определенное впечатление уже вынес. Поскольку давно прочитал и не раз перечитывал роман, могу сказать – телевизионный опус нельзя поставить на одну доску с первоисточником. Нет и ощущения провала фильма и какого-то глобального разочарования. Все сделано добротно, на совесть, но исходная задача была слишком тяжелой. Несомненные удачи – роли Галкина, Галибина, Безрукова и Ковальчук. Нет спецэффектов, нет музыки – не очень страшно. В общем, Бортко мог бы сказать «я старался».

То, что сейчас «проходят» в школе Булгакова, - и хорошо и плохо одновременно. Любым «прохождением» можно отбить охоту читать хорошее произведение, но одновременно и популяризировать его.

Почему-то не хочу обсуждать сам роман, просто, по-моему, это самое значительное литературное произведение, написанное в 20 в. на русском языке. «Мастер и Маргарита» это получается вроде Битлз» (С) papan
Сообщение  
Re: "Мастер и Маргарита"...а каковы шансы у Бортко?
Автор: Halloween   Дата: 20.01.06 17:59:13   
Сообщить модераторам | Ссылка
fab
Я не обижаюсь, мне обижаться поздно :)

Вам мой анализ не нужен, да я и не претендую. Кстати, ни по какой он не по науке, думаете, я помню, что мне про "Мастера" в школе рассказывали? Мне и тогда на этот официоз было наплевать. Это просто мое прочтение. А вот мне многие анализы, пусть и не в форме научных статей, принесли очень много удовольствия. Когда я узнаю, что в любимом произведении можно увидеть то, то и еще вот то, - мне это в радость. Был бы анализ хороший, умный.
Страницы (176): [<<]   66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 |  Еще>>
Ответить Новая тема | Вернуться во "Все форумы"
Главная страница Сделать стартовой Контакты Пожертвования В начало
Copyright © 1999-2024 Beatles.ru.
При любом использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Условия использования      Политика конфиденциальности


Яндекс.Метрика