Одесский троллейбус (укр. Одеський тролейбус) — один из видов общественного транспорта в Одессе. Действует с 7 ноября 1945 года.
Постройка троллейбусных линий в Одессе началась в самом начале 1941 года. С началом войны она остановилась.
Руководство Одессы всегда проявляло к троллейбусу больше симпатии, нежели к трамваю. Некоторые современные троллейбусные маршруты включают в себя часть закрытых когда-то трамвайных маршрутов. Например, в 2005 году был закрыт трамвайный маршрут № 4 (Застава 2 - ЦПКиО Шевченко), часть которого по ул. Успенской (единственной части трамвайного маршрута № 4, где он пролегал не совместно с трамвайным маршрутом № 21) теперь является частью троллейбусного маршрута № 2. Часть троллейбусного маршрута № 5 и № 9 по ул. Греческой и Канатной до Куликового поля практически идентична большей части бывшего трамвайного маршрута № 23. По Строгановскому мосту и под ним теперь пущены троллейбусы, а когда-то и там, и там лежали трамвайные рельсы. Ныне в процессе реконструкции ул. Балковская, и планируется не класть там новые рельсы, а вместо закрытого таким образом трамвайного маршрута № 30 пустить по улице троллейбус. Обратных же примеров в Одессе нет.(По состоянию на 11.12.2011-троллейбуса на Балковской нет и никаких признаков его появления не наблюдается)
27 марта 2009 года в Одессу поступило 16 троллейбусов Тролза Мегаполис (по программе обновления парка,планируется приобрести ещё 29 машин). Машины были изготовлены по индивидуальному заказу города и оснащены кондиционером в салоне. После прохождения сертификации и обкатки работают на маршрутах №1,2,3,5,9,10.
Маршруты Номер Год Маршрут 1 1945 Вокзал — пл. Льва Толстого оплата водителю, выход через переднюю дверь 2 1950 ЦПКиО им. Шевченко — ул. Новосельского (до 2005 года после ул. Садовой пролегал мимо пл. Соборной, через ул. Бунина, Пушкинскую и Малую Арнаутскую. С 2005 года от пл. Соборной сворачивает на ул. Л. Толстого, пролегает через пл. Л. Толстого, далее по улице Дегтярной и ул. Успенской, повторяя на ней закрытый в 2005 году трамвайный маршрут № 4) оплата водителю, выход через переднюю дверь 3 1952 ЦПКиО им. Шевченко — Застава-1 5 1961 Аркадия — ул. Новосельского (ранее Аркадия - Греческая пл. Ныне Греческая пл. освобождена от транспортного движения). С 15.01.2012 следует в обе стороны по ул. Троицкой и Новосельского с конечной на ул. Новосельского. оплата водителю, выход через переднюю дверь 6 1988 ул. Архитекторская — пл. Толбухина (пиковый, а также парковые рейсы с маршрутов №7 и 11) 7 1967 ул. Архитекторская — Вокзал 7а 2012 ул. Архитекторская — Аркадия (летний) 8 1966 Вокзал — Суперфосфатный завод 9 1965 ул. 25-й Чапаевской дивизии — ул. Ришельевская (ранее: ул. 25 Чапаевской дивизии — Греческая пл.). С 10.01.2012 вмсето улицы Троицкой следует по ул. Бунина далее через Пушкинскую и Строгановский мост на ул. Канатную и далее по маршруту. 10 1965 ул. 25-й Чапаевской дивизии — Мост Пересыпь 11 1969 ул. Архитекторская — Вокзал (совпадает по конечным остановкам с маршрутом № 7, но пролегает несколько иначе, ранее пролегал до ул. Новосельского. Был укорочен до вокзала, вследствие чего появился №16). оплата водителю, выход через переднюю дверь 12 1969 ул. Архитекторская — Застава 1 (с 2007 и до реконструкции ул. Щорса: Застава 1 — пл. Деревянко, ранее: Застава 1 — пл. Толбухина) — четвёртый маршрут, на котором нет кондукторов, оплата проезда происходит водителю на остановках, сначала кондукторов лишились маршруты №1, №2 и №5. 29.08.2012 восстановлено движение по ул. Щорса.
оплата водителю, выход через переднюю дверь 13 1973 ул. 25-й Чапаевской дивизии — Аркадия (летний) 14 1996 Аэропорт — Застава 1 (1 рейс утром,1 рейс вечером). В разное время маршрут удлинялся и укорачивался,существовали такие варианты: Аэропорт-ул.Приморская, Аэропорт-пл.Толбухина и Аэропорт-ж/д Вокзал.
Несуществующие ныне маршруты[править | править исходный текст] Номер Год Маршрут 4 1955 Ж/Д вокзал – ул. Приморская. Прекратил свое существование с 1 ноября 2006 года[2].
15 197? пл. Конституции (ныне пл. Независимости) – ул. Аркадия. Изначально маршрут работал по выходным под №7а. В 80-х присвоен №15, после чего незаметно исчез и восстановлен только в 2012 году под старым номером - 7а.
16 1992 Куликово поле – ул. Новосельского. Открыт в 1992 после сокращения маршрута №11 до ж/д вокзала. Долгое время не работал, хотя официально существовал. В 2012 объединён с маршрутом №5.
Депо Основное троллейбусное депо находится на ул. 25-й Чапаевской Дивизии (на Черёмушках). Ранее существовало депо на ул. Зоопарковой (Аркадия) для маршрутов 1,2,4,5,8,9,16, но в 1990-х было закрыто, и вышеупомянутые маршруты были переведены в парк на ул. 25-й Чапаевской Дивизии.
Подвижной состав 17 ед. - ЮМЗ-Т1 10 ед. - ЮМЗ-Т1Р 14 ед. - ЮМЗ-Т2 10 ед. - ЗиУ-9 (КВР) в кузовах Тролза и ВЗТМ 16 ед. - Тролза-5265 «Мегаполис» 95 ед. - ЗиУ-682 8 ед. - Škoda 14TrМ 5 ед. - Škoda 21Tr
Оплата за проезд
На данный момент оплата проезда составляет 1,50 гривен. Взимает оплату и выдаёт билет кондуктор, находящийся в салоне троллейбуса (на некоторых маршрутах — водитель). Билет не компостируется. Проездные билеты различного срока действия приобретаются в киосках на конечных остановках электротранспорта.
История изменения стоимости проезда Первоначально стоимость проезда варьировалась в зависимости от расстояния, затем стала 40 копеек (после денежной реформы 1961 года — 4 копейки).
Единый для троллейбусов, трамваев и автобусов билет был введён в 1987 году, он стоил 5 копеек, а после повышения цен 1991 г. — 15 коп. До осени 1994 года цена успела несколько раз подняться.
С сентября 1994 года по февраль 1998 проезд в горэлектротранспорте был бесплатным, затем 30 и впоследствии 50 копеек.
Эксперимент 2005 года по введению электронных городских карт (номиналом от 10 до 50 гривен, которыми предполагалось расплачиваться за проезд в городском электротранспорте, а в дальнейшем - в автобусах и маршрутках, и даже в магазинах) — не увенчался успехом.
С 01.02.1999 - 30 копеек[3].
С 01.12.2008 - 1 гривна[4].
С 01.07.2011 - 1 гривна 25 копеек[5].
С 01.11.2011 - 1 гривна 50 копеек[6]. |