Прежде всего, фильм «8 женщин» примечателен своим актерским составом. На одной площадке собраны такие звезды французского кино, как Катрин Денев, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Эммануэль Беар, Виржини Ледуайен, Даниэль Дарье и, менее известные миру, зато хорошо знакомые французам, звезда телесериалов Фирмин Ришар и уже снимавшаяся у Озона в «Каплях дождя на раскаленных скалах» («Gouttes d’eau sur pierres brulantes», 1999) Людивин Санье.
По словам Озона, он давно вынашивал идею снять нечто вроде триллера или детективной комедии в духе Агаты Кристи, но при этом с одними только женщинами. Изначально эта задумка виделась ему как французский ремейк фильма «The Women». Вскоре возникла непредвиденная сложность: оказалось, что все права на этот фильм принадлежат Джулии Робертс и Мег Райан. Однако Озон, видимо, предчувствуя грядущий успех, не оставил эту затею и, по совету своего агента Доминика Беснара, прочитал пьесу «8 женщин», написанную в 60-е годы забытым до недавнего времени французским писателем Робером Тома. Кстати, в те же 60-е по ней уже была снята детективная комедия, так же благополучно забытая. И вот уже новомодный эпатажный режиссер Франсуа Озон, тщательно прошерстивший творческое наследие своего соотечественника, реанимирует пьесу «8 женщин». Он сохраняет ее основную интригу, лишь немного корректируя развитие событий в соответствии с собственным видением. Совместно с Мариной де Ван он превращает сюжетную линию пьесы в сценарий одноименного фильма. Понимая, что писатель-шестидесятник Тома — конечно, не Расин или Корнель, Франсуа Озон принимает стратегическое решение: усилить и «вытянуть» его фильм могут только звезды первой величины.
Сценарий, диалоги, все даже самые мелкие детали и мизансцены фильма были тщательно прописаны и выстроены с учетом индивидуальности каждой актрисы и ее кинематографического багажа. Идея режиссера заключалась в том, чтобы представить зрителю все поколения лучших французских актрис: Даниэль Дарье — это женский символ французского кино 30–40-х годов, Катрин Денев — 70–80-х, Изабель Юппер — 90-х, Людивин Санье — это, по мнению Озона, завтрашний день кино Франции.
Съемки фильма длились сравнительно недолго – всего 8 недель. На весьма распространенный в последствии вопрос о том, насколько сложено было реализовать подобный женский проект, Озон ответил бесчисленное количество раз: - Все мои знакомые, узнав о съемках фильма исключительно с женщинами, предсказывали мне кошмар, сущий ад. Но, вопреки всем предсказаниям, наш съемочный период прошел очень слаженно и дружно. У всех актрис было не вынужденное, а совершенно искреннее желание работать сообща. Между всеми царило полное понимание и доверие. Они были неизменно собранными и обходительными друг с другом и со мной. Честно говоря, я самого начала был полностью уверен в том, что у нас не будет никаких конфликтов, обид и взаимного непонимания.
К слову сказать, на этот же вопрос хорошо ответила Фирмин Ришар, сыгравшая в фильме чернокожую служанку: — Поверьте мне, если пригласить в один фильм 8 мужчин и оставить их на съемочной площадке наедине с режиссером, проблем у последнего будет гораздо больше, а слаженная работа и хороший результат будут под большим вопросом.
Конец 50-х... Занесённая снегом французская глубинка. В поместье собралась семья для встречи Рождества. Но праздник не состоится... Хозяин дома убит. Восемь женщин, близких ему, начинают расследование - жена, тёща, две дочери, сестра жены, собственная сестра, экономка и служанка-горничная... У каждой есть свой мотив для убийства. Расследование открывает многие семейные тайны, ранее находившиеся за семью (восемью?) печатями... Комические ситуации, истерические сцены, любовные коллизии, соперничество, шикарные музыкальные номера. Восемь прекрасных, соблазнительных, умных и опасных женщин. Одна из них совершила преступление. Но кто?
Чести открывать ХХIV московский кинофестиваль Франсуа Озон удостоился легко и беззаботно. Его фильмы, едва появившись в российском прокате, сразу же полюбились киноманам. Полюбились за простоту и нежность, с какой режиссер рассказывает самые скабрезные подробности жизни своих героев, за наив, с каким они у него совершают измены и убийства, за театральность и ретро-песенки, без которых не обходится ни один фильм Озона. Кажется, он, храня в памяти несметное число мелодий из своего детства, подбирает не музыку к фильму, а кино к музыке.
Для «8 женщин» Франсуа Озон в очередной раз переворошил старые пластинки и подобрал каждой из восьми героинь песенки из репертуара кумиров французской эстрады минувших лет. Кому про одиночество, кому про «любовь моя, я тебя никогда не забуду», кому про «не бывает счастливой любви». Таким образом, ретро-детектив в духе Агаты Кристи об умершем в сочельник главе семьи и подозрениях, падающих буквально на всех окружающих его дам, стал лирическим мюзиклом, в котором пляшут, поют, строят глазки и принимают соблазнительные позы. О том, чтобы держать публику в стремительно возрастающем напряжении Озон даже и не думал. Нервный тик и вздрагивание не свойственны его плавно текущим сюжетам, будь это криминальная драма или детектив. Театральный ужас в глазах героинь, объявляющих, что они заперты, телефонные провода отрезаны, а дороги заметены снегом — прекрасен как демонстрация мастерской игры, женское кокетство и истинно французское очарование. Попытку втянуть зрителя в дебри психологического реализма и заставить мучиться подозрениями режиссер даже и не думает предпринимать. В «8 женщинах» Озон просто любовался своими актрисами — лучшими актрисами Франции — Катрин Денев, Изабель Юппер, Даниель Даррье, Фанни Ардан, Эмманюэль Беар, Фирмин Ришар, Вирджини Ледуайен и самой юной в этом списке - Людивин Санье и провоцировал зрителей на киноведческие мемуары. Глядя на то, как Денев страстно целуется с Ардан на красном ковре посреди гостиной, невольно начинаешь высчитывать, в каких фильмах эти коварно интригующие дамы играли вместе, в каких нет, символом какой эпохи французского кино являлись и какие параллели проводит режиссер. Женщины, а тем более актрисы — это постоянное ожидание самых сногсшибательных сюрпризов, утверждает Озон. Чему пример тот самый нетрадиционный поцелуй примы французского кино — Катрин Денев. Дамам всегда плохо, они ненавидят идеальных мужей, влюбляются в подонков, страдают, злятся на весь мир, а потом и вовсе увлекаются друг другом, и тут уже разворачиваются очень своеобразные страсти. Самое лучшее для мужчины - это не вникать в их личную жизнь — такое откроется, что можно застрелиться, что, собственно, и делает единственный мужской персонаж в картине. Если вначале смерть его была розыгрышем с целью разузнать, как дамы сосуществуют друг с другом — любовница с женой, сестра с невесткой и мать с дочерью, то в финале выстрел в висок производится им совершенно осознанно. Иначе развязать этот клубок просто невозможно.
Однако Озон не был бы Озоном, если бы не подытожил этот трагический жест единственного мужчины в картине уморительно-трогательной песенкой — «о том, что счастливой любви не бывает никогда». В сущности, в этом и есть скрытая причина неординарных выходок этих восьми и всех оставшихся за объективом камеры Озона женщин.
в ролях: Шарлотт Рэмплинг, Людвин Санье, Чарлз Дэнс, Марк Файоль, Жан-Мари Ламур, Мирей Моссе, Мишель Фо, Жан-Клод Лека
Знаменитая англичанка, автор детективных романов Сара Мортон, испытывая депрессию, приезжает на отдых в дом своего издателя на юге Франции. Спокойного отдыха не получается – в ее жизнь врывается дочь хозяина, юная француженка Жюли со своими друзьями. У Сары, женщины замкнутой и холодной, просыпается острое любопытство к девушке, так не похожей на нее саму. Сара с удивлением замечает, что ей льстит внимание простого парня-официанта, которого приводит в дом Жюли, и она неохотно оставляет молодую пару вдвоем, удаляясь в свою спальню. А потом в доме происходит убийство – реальное или рожденное воображением романистки?
Франция 50-е годы. Одинокая судьба среди снегов. На рождество съезжается вся семья… Но праздник отменяется! Всеми обожаемый хозяин дома убит! Наверняка убийца – одна из восьми женщин, так или иначе близких ему. Кто же это? Его могущественная жена? Ее сестра – старая дева? Несчастная теща? Дерзкая горничная? Или преданная экономка? Или одна их его двух очаровательных дочек? Случайный визит ослепительной сестры убитого превращает расследование в день, полный истерики, соперничества и даже музыкальных интерлюдий. Комические ситуации приправлены мрачными семейными тайнами. Восемь женщин – красивые, умные, чувственные и опасные…
в ролях: Себастьен Шарль, Люсия Санчес, Француа Делвэ
Маленькая смерть (La Petite Mort)
У героя фильма необычное увлечение o он фотографирует своих друзей в момент оргазма. Родственники считают его чокнутым, но вполне возможно, что виноват в его поведении отец. Он сфотографировал своего сына в момент рождения, и эта фотография не дает герою покоя. Он зациклился на пограничных ситуациях между жизнью и смертью. И вот у него появляется шанс навсегда расстаться с комплексами его отец находится при смерти. Парень хватает фотоаппарат и бежит в палату больного.
Многие годы супруги Мари и Жан проводят свой отпуск в приморской области Ланды, на западе Франции. В один из дней муж Мари неожиданно исчез. Что это: странная глупая и нелепая смерть или спланированный сумаcшедший поступок? А, может, это страшный рок?…
Этот фильм стал самым значительным кинособытием Франции в 2000 году. Это - новый, совсем иной Озон. Это - снова другое кино…
в ролях: Эвелин Дандри, Франсуа Мартуре, Марина Де Ван, Адриан Де Ван, Стефан Ридо, Люсия Санчес, Жюль-Эмманюэль Эйюм Дейдо, Жан Душе
Фильм арт-хаус линии "Другое кино".В доме буржуазной семьи появляется лабораторная крыса, подаренная детям главой семейства. Общение с нею разрушает гармонию домочадцев, порождая порок. Сын сообщает, что он гомосексуалист, у дочери появляются садомазохистские наклонности с суицидальным синдромом, у матери просыпается комплекс Электры. Отца пока еще не коснулась мощная энергетика "безобидного" существа. Страшная реальность… - всего лишь сценическое представление.
Сценарист и режиссер Франсуа Озон в этой прикольной картине с черным юмором в гротескной форме обнажает кричащие проблемы с искренностью, пробивающейся сквозь стилизованный холодок и постмодернистскую иронию.
Приз на МКФ в Канне в 1998 году, "Золотой Байярд" на МКФ в Намуре (1998г.), "Бронзовый конь" на кинофестивале в Стокгольме.
Фильм арт-хаус линии "Другое кино".Алисе и Люку (Наташа Ренье и Жереми Ренье) по 17 лет, но обычный секс Алису уже не устраивает, и она придумывают игры с черными повязками на глазах. У Люка, похоже, есть проблемы с эрекцией. Когда Алиса назначает Саиду, своему однокласснику, симпатичному арабу, свидание в душевой спортзала, Люк зверски убивает его ножом. Ограбив ювелирный магазин, криминальные любовники покупают лопату и ночью едут в лес, чтобы закопать труп. Их машина сбивает кролика. Алиса так убивается от жалости к ушастому зверьку, что требует похоронить его раньше убитого юноши, положенного в багажник. При свете дня они закапывают мертвеца в неглубокой могиле, не зная, что за ними кто-то наблюдает. Потеряв ориентацию, они не могут вернуться к машине и, выйдя к реке, садятся в лодку без весел, которую уносит течение. Алиса жалуется Люку, что голодна. В поисках еды, Люк и Алиса забираются в хижину. Неожиданно вернувшийся хозяин, запирает их в подполе, где они обнаруживают тело Саида…
Смотрится фильм как хороший детектив. Действие раздваивается. Одна сюжетная линия в форме ретроспекции рассказывает о том, что и как было до убийства Саида, вторая - о том, что сделает со своими пленниками мрачный владелец хижины. Это лента еще одно мощное и глубокое изучение темной стороны страсти, дремлющей в каждом человеке. Лицам до 18 лет смотреть не рекомендуется, это картина для взрослых.
в ролях: Бернар Жиродо, Малик Зиди, Людвин Санье, Анна Томсон
По пьесе Райнера Вернера Фаcсбиндера "Капли воды на раскаленных камнях" ("Troppen Auf Heisse Steine"). Фильм арт-хаус линии "Другое кино".
Мужчина 50-ти лет (Жиродо) приглашает к себе юношу 20-ти лет (Зиди), с которым знакомится на улице, так как у того карие глаза, рыжие волосы и мускулистые ноги. Они поговорили о женщинах, сыграли в настольную игру, продолжая разговаривать на разные темы. Зачем мужчина пригласил юношу, ясно, но мальчик об этом не догадывается. Он рассказывает о своей невесте Анне (Санье), о других мальчиках в пансионате, где он воспитывался, которые "щупали" друг друга, о навязчивом сне, в котором с ним в постель ложится незнакомый человек в плаще, с мускулистыми ногами и волосатой грудью, а он ощущает себя при этом девушкой. Мужчина задает ему вопрос, спал ли Франц (так зовут юношу) с мужчинами в реальной жизни, и рассказывает, как поступал он. И вот он уже целует юношу и отправляет его в спальню, чтобы прийти к нему в плаще, как человек из сна.
Далее мы видим Франца, уже давно живущего с Лео (так зовут мужчину), превратившегося в запуганную жену-домохозяйку, к которой постоянно придирается зловредный, вечно ноющий "муж"-деспот, ищущий повод для ссоры.
Когда смотришь эту талантливую картину о кошмаре супружеской жизни, когда партнеров связывает только постель, забываешь, что в ленте заняты двое мужчин, а не мужчина и женщина, сопереживаешь вместе с героями утрату любви из-за психологической несовместимости. Франц полностью подавлен. Он моложе своего "мужа", но в нем заметны признаки возможного бунта.
Когда Франц вместе с Анной, он признается: "В один прекрасный день все, что бы я ни делал, стало плохо, он постоянно недоволен мною", а сам обращается с Анной так, как Лео с ним.
Франсуа Озон с помощью пьесы Фаcсбиндера блистательно подтверждает, что любовь древних греков - вполне нормальное и даже обыденное явление, подчиняющееся всем законам гетеросексуальной любви. Сам Озон говорит: "Мне нравится в пьесе то, что гомосексуальность в картине - это не проблема. Никто не обращает внимания на это. Перед нами история пары, с которой все могут себя сравнивать, так как она универсальна". С чисто технической точки зрения этот противоречивый фильм идеален. Это работа настоящего художника и большого мастера, но действительно "другое кино" для взрослых, а не только для тех, кому больше 18 лет.
Re: Немного о Пабло Пикасо и о истоках кубизма. Автор:Клим.Дата: 19.04.04 14:17:35
Чаплин: По поводу критики П.П. самим себя нет ничего удивительного, художник имеет право критиковать сам себя. Джон Леннон высказывался о своём альбоме "Стены и Мосты", как о работе сделанной ремесленником, и что? Альбом плохой? А вот на счёт выделиться, тут Вы просто преуспели, да не про П.П. написавши, это так, цветочки, ягодки в Вашей анкете.
Re: Немного о Пабло Пикасо и о истоках кубизма. Автор:Клим.Дата: 19.04.04 01:03:00
Чаплин: Есть такие люди которые отрицают вполне очевидные вещи, претендуют на самобытное мышление, и тем самым пытаются привлечь к себе внимание чтобы выделиться из толпы. Извините Вы часом не из их числа?
Re: Немного о Пабло Пикасо и о истоках кубизма. Автор:Клим.Дата: 19.04.04 00:16:04
Чаплин: Думаю так, что если такой художник как Пикасо начнёт малярить, то в оконцовке у него получется произведение искусства, а вот если я и Вы начнете рисовать получится у нас с Вами малярка. Вот в этом и разница между настоящим художником и остальными.
Re: Немного о Пабло Пикасо и о истоках кубизма. Автор:Клим.Дата: 18.04.04 19:37:02
Своей живописью, скульптурой, графикой, керамикой - всем своим творчеством, беспримерным как по качеству, так и по количеству созданного, он, конечно, заслужил звание гения столетия. Получил его по праву. Но можно ли было добиться такого общественного признания, стать культовой фигурой, не обладая личностью Пикассо? Ведь чтобы снискать славу гения, недостаточно быть художником-революционером, первооткрывателем новых путей, могильщиком отживших традиций. Нужна еще и некая харизматическая аура, покоряющая как критиков, так и любителей искусства. Пикассо обладал этим качеством в преизбытке.
Re: Немного о Пабло Пикасо и о истоках кубизма. Автор:Клим.Дата: 18.04.04 00:27:47
Кубистский период занимает определенное место в творчестве большинства русских художников того времени (среди них Шагал, Архипенко, Лентулов, Альтман и др.). Однако центральной фигурой собственно русского кубизма является, безусловно, Казимир Малевич. Его творчество, его педагогическая деятельность и теоретические работы оказали значительное влияние на формирование отдельных художников и целого направления, к которому примыкали такие талантливые живописцы, как Н.Удальцова, О.Розанова, Л.Попова и др. Кубизм дал себя знать и в искусстве первых лет революции, и в монументальном и прикладном искусстве более позднего времени. Любопытно, что в 1918 г., когда в Петербурге готовилась к печати книга В.Матвея “Искусство негров”, в Москве была издана брошюра “Кризис искусства” Н.А.Бердяева, который рассматривает кубизм как глобальное течение, охватывающее все сферы художественного творчества, включая литературу. Проявлением кубизма в русской литературе автор считает роман А.Белого “Петербург”. “А.Белого, – пишет он, – можно назвать кубистом в литературе. Формально его можно сопоставить с Пикассо в живописи. Кубистический метод – метод аналитического, а не синтетического восприятия вещей. В живописи кубизм ищет геометрического скелета вещей, он срывает обманные покровы плоти и стремится проникнуть во внутреннее строение космоса. В кубистической живописи Пикассо гибнет красота воплощенного мира, все разлагается и расслояется. В точном смысле кубизма в литературе нет. Но там возможно нечто аналогичное и параллельное кубизму. Творчество А.Белого есть кубизм в художественной прозе, по силе равный живописному кубизму Пикассо. И у А.Белого срываются цельные покровы мировой плоти, и для него уже нет цельных органических образов. Кубистический метод распластывания всякого органического бытия применяет он к литературе. Тут не может быть и речи о влиянии на А.Белого живописного кубизма, с которым он, по всей вероятности, мало знаком. Кубизм его есть его собственное, самобытное восприятие мира, столь характерное для нашей переходной эпохи”.
Re: Немного о Пабло Пикасо и о истоках кубизма. Автор:Клим.Дата: 18.04.04 00:26:16
Почти полвека спустя то же самое говорил и М.Рейналь, известный французский искусствовед, анализируя причины, заставившие Пикассо обратиться к “примитивному” искусству: “Нет ничего удивительного в том, что “l’art negre” вдохновило Пикассо, несмотря на то, что художник имел дело с более древним высокоразвитым искусством греческой архаики, Древнего Египта, иберийским, скифо-сибирским и доисторическими пещерными изображениями. Зачинатель нового в искусстве, естественно, должен предпочесть обращение к истокам искусства, а не к его завершающей фазе”. В России, где в начале XX в. в отличие от западноевропейских стран было широко распространено народное искусство, где отдельные школы иконописи сохраняли верность древним византийским традициям, где продолжали существовать и еще более древние, дохристианские традиции местного культового искусства, обращение к “истокам искусства” было, естественно (по крайней мере на первом этапе), обращением к местному народному творчеству. Искусство И.Я.Билибина, В.М.Васнецова, М.В.Нестерова можно рассматривать как попытку примирить новую тенденцию с академической традицией. Таким образом, в эпоху, непосредственно предшествующую становлению кубизма, в России, как и во Франции, возрастает интерес к народному и традиционному искусству. Причем об особом интересе к африканскому искусству в России свидетельствует не только работа Матвея. До 1914 г., когда во всем мире насчитывалось всего лишь несколько частных собраний африканской скульптуры, знаменитый московский коллекционер Сергей Щукин приобретает несколько первоклассных статуэток, которые экспонируются им в одном зале с кубистскими работами Пикассо (что само по себе знаменательно). Об интересе к африканскому искусству в эту пору свидетельствует такой малоизвестный факт, как объявление в третьем номере “Аполлона” за 1914 г. о том, что в ближайшее время в журнале будет помещена статья Н.Гумилева “Африканское искусство” (начавшаяся вскоре война помешала выходу статьи). В тот же “докубистский” период в русском искусстве (правда, не в такой степени, как в западноевропейском) ощущается потребность в новой научной основе. Многие русские художники работают в это время в Париже; среди них Шагал, Лентулов, Петров-Водкин, скульптор Архипенко. Большинство работ, созданных русскими художниками во время пребывания во Франции и в последующие годы, свидетельствует об их увлечении (иногда, правда, поверхностном) новейшими течениями, в первую очередь кубизмом. Новейшее французское искусство, включая ранние кубистские работы Брака, Пикассо, Дерена и др., было хорошо известно в Москве и в Петербурге благодаря многочисленным выставкам и частным коллекциям. С 1906 по 1912 г. почти все статьи в русских журналах, посвященные современному искусству, говорят о Сезанне, Гогене, Ван Гоге и об их влиянии (чаще всего опосредованном, включая Сезанна) на новейшие художественные течения. Влияние французской живописи на формирование новейших течений в русском искусстве бесспорно, однако бесспорно и другое: кубизм складывался здесь под воздействие различных факторов, включая и те, которыми определялись ведущие тенденции во французском искусстве. Не только интерес к “примитивному”, народному и традиционному искусству (в том числе африканскому), но и “тоска по архитектурной композиции… строгой незыблемости, утраченной конструктивности, вера в известную закономерность, почти математичность ритмических переживаний” были свойственны в это время молодым русским худож-никам.
Re: Немного о Пабло Пикасо и о истоках кубизма. Автор:Клим.Дата: 18.04.04 00:25:01
Вопреки не прекращавшемуся сопротивлению широкой публики новое течение к 1912–1914 гг. распространяется на все области художественного творчества. Вначале Пикассо, затем А.Лоренс и Ж.Липшиц создают первые кубистские скульптуры; живописцы-кубисты пишут театральные декорации, иллюстрируют книги и журналы. Соня Делоне (художница, жена известного живописца и теоретика кубизма Р.Делоне) создает рисунки для тканей и модели одежды; в музыке, начиная с Бартока, Равеля, Дебюсси, Прокофьева до Пуленка и Стравинского, также намечается тенденция к обновлению на основе фольклора. “Парад” Жана Кокто (1917) в исполнении дягилевского балета с музыкой Эрика Сати и декорациями Пикассо вошел в историю как триумф нового искусства. Новые методы, разработанные французскими кубистами, привлекают внимание ведущих художников во всех странах. Можно было бы привести десятки и сотни имен живописцев, скульпторов, отдавших в свое время дань кубизму. В 1900-х годах в русской периодической печати господствовало глубоко пессимистическое настроение, ощущение надвигающегося кризиса в искусстве. Выполненные по всем правилам, громоздкие академические композиции на библейские и исторические сюжеты отвергались критикой и публикой так же единодушно, как и сверхноваторские, еще незрелые опыты молодежи. “Все старое мы покинули безвозвратно. Мы как бы отреклись от старой культуры. Найдем ли мы новую красоту, создадим ли новую культуру?” – писал в 1905 г. Д.В.Философов в статье, посвященной художественной жизни Петербурга. Пробудившийся в это время интерес к народному искусству имеет особое значение для уяснения характера намечающихся тенденций. В 1900 г. русское искусство экспонировалось на выставке в Париже. В Москве и Петербурге создаются большие частные коллекции предметов “крестьянского” искусства, отдельным его видам посвящены статьи в журналах “Аполлон”, “Золотое руно” и др. Увлечение народным искусством в России весьма показательно и перекликается с тягой французских художников к примитивному искусству. Однако в России судьбы искусства зависели не только от публики и критики, но и от властей предержащих. В предисловии к книге В.И.Матвея “Искусство негров” художница В.Д.Бубнова вспоминает знаменательный эпизод: “На одном из полугодовых отчетов (Академии художеств. – В.М.) профессора пришли в возмущение от представленных Вл. Ив. работ, от его свободного отношения к форме и краскам. В довершение тут же, в его мастерской, был обнаружен Уткинский тверской пряничный конь. Все стало ясно: источник вредных влияний был найден – это был лубочный конь! Советом профессоров было постановлено исключить Вл. Ив. Оставлен он был только на условии представления к отчету работ, отвечающих академическим требованиям”. Внимание к традиционному народному творчеству в XX в. пробудилось повсеместно. Пример французских худож- ников – убедительное свидетельство того, что этот интерес стимулировался отнюдь не почвенническими настроениями (В.И.Матвей – автор книги об африканском искусстве). Не следует, однако, полагать, что обращение русских художников к народным истокам происходило целиком под влиянием французов. В мае 1907 г., когда Пикассо еще был далек от завершения “Авиньонских девиц”, в журнале “Золотое руно” была помещена статья С.Маковского о выставке “Голубая роза”, в которой он со всей ясностью говорит о значении “примитивного” искусства: “Их немного, 16 художников. Почти все они юны. У большинства индивидуальность еще не определилась. Выставка прежде всего заинтересовывает как выражение коллективного искания… Они возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников – в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта”.