Победитель в категориях: 1 - Серебряная премия Терри Гилльям /Terry Gilliam/
1992 - ОСКАР
Победитель в категориях: 1 - Лучшая актриса второго плана Мерседес Руэл /Mercedes Ruehl/
Номинирован в категориях: 1 - Лучший актер Робин Уильямс /Robin Williams/ 2 - Лучшая работа художника Мел Бурн /Mel Bourne/ 3 - Лучший сценарист (оригинальный сценарий) Ричард Ла Гравенезе /Richard La Gravenese/
1992 - ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС
Победитель в категориях: 1 - Лучший актер (комедия/мюзикл) Робин Уильямс /Robin Williams/
Любопытно, но после выхода на экраны фильма «Король-Рыбак», каждую новогоднюю ночь в большом зале Гранд Централ оркестр играет вальс и все танцуют. Есть еще в жизни место чудесам.
Джек - популярный радио ведущий. У него есть чувство юмора, сарказм и профессиональный цинизм, который в итоге оборачивается трагедией: один из постоянных слушателей последовал его ироничному совету, вошёл в многолюдное кафе и разрядил полную обойму в ничего не подозревающих посетителей. Потрясённый Джек бросает работу и уходит взапой, погружаясь на дно отчаяния. В этот момент он встречает бездомного бродягу Пэрри, в прошлом - профессора истории, который увлекает его в мир собственных фантазий, где по унылым улицам огромного города шествуют средневековые рыцари, а небоскрёбы преващаются в величественные замки. Вдвоём они отправляются на поиски Святого Грааля... в район Манхэттэна. Со времени "Полуночного ковбоя" мы не видели столь трогательной и уморительной, развеселой и сентиментальной истории мужской дружбы двух аутсайдеров.
Терри Гильям — пожалуй один из самых удивительных кинорежиссёров. Его ленты воспринимаются как авторское, «другое» кино. Уж он точно знает своё дело. Вспомнить хотя бы «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» с Джони Деппом, или всё ту же «Бразилию».
Фильм «Страна приливов» — шедевр в самом ярком смысле. Многим сюжет покажется сумасшедшим, неправильным, или более того — извращенным. Терри перегибает в некоторых местах — и делает это преднамеренно. Зритель должен быть в шоке от происходящего, его должно завораживать происходящее.
Премьера фильма состоялась на кинофестивале в Торонто в сентябре 2005 года, фильм был неоднозначно воспринят и критикой и зрителями из-за смелых на грани педо- и некрофилии сцен.
9 февраля 2006 года Россия стала первой страной в мире, в которой «Страна приливов» вышла в официальный прокат. Ожидаемое время выхода «Страны приливов» в американский прокат — октябрь 2006 года.
Съёмки «Страны приливов» стартовали 27 сентября 2004 года в Саскачеване, Канада, и продолжались до 1 декабря, во время творческого отпуска, который Терри Гиллиам взял при работе над «Братьями Гримм».
Награда ФИПРЕССИ на кинофестивале в Сан-Себастьяне досталась фильму вопреки мнению большинства аккредитованных журналистов, выступивших резко против картины Гиллиама.
Бюджет фильма по данным газеты Variety составил 20 млн канадских долларов (15 млн долларов США), что в семь раз меньше бюджета «Братьев Гримм».
Папа одиннадцатилетней девочки по имени Джелиза-Роуз любит, когда дочь готовит ему очередную дозу героина, чтобы он мог отправиться «на каникулы»; её мама сидит на метадоне и постоянно курит, но любит Джелизу, хотя и не даёт ей своих шоколадок. Мама вскоре умирает и Джелизе с трудом удаётся уговорить отца не устраивать Королеве Гунхильде огненного погребения, и они отправляются в прерии, в места, где вырос отец. Там он быстро находит себе кресло-качалку и, вколов себе дозу, надолго отправляется «на каникулы». Но Джелиза не скучает — у неё есть четыре кукольных головы, с которыми она разговаривает, дом, в котором можно ловить белок, бескрайние поля, в которых она знакомится с жутковатой соседкой-ведьмой и её слабоумным братом, мечта которого убить огромную акулу, за которую он принимает скорый поезд, проходящий через степь дважды в сутки…
Фильм имел коммерческий успех как в Европе, так и в Америке. Гиллиам, по его собственному выражению, «доказал, что и для Америки можно делать интеллектуальное кино». Но главное достижение создателей «Бразилии» – миллионы поклонников этого фильма по всему миру, ему посвящены десятки интернет-сайтов и фан-клубов. Теперь, говоря о «Бразилии», как правило, употребляют словосочетание «культовый фильм», и это звание он носит по праву.
Пересказ сюжетной канвы фильма не даст и приблизительного представления о нем, потому что основными составляющими ленты помимо сюжета являются сюрреалистичный видеоряд, рисующий уродливый, пугающий мир возможного будущего, и оригинальное музыкальное сопровождение.
Особо стоит отметить игру актеров. Тонкий психолог и режиссер-асс Гиллиам добивался от них безукоризненной, отточенной игры. В результате, образы, созданные Джонатаном Прайсом и Ким Грейст, вошли в историю мирового кино. Небольшая, но яркая и запоминающаяся роль досталась оскароносцу Роберту Де Ниро. Он мастерски, колоритно сыграл подонка-террориста.
Интересна история, связанная с названием фильма. Скажем сразу, что к южноамериканской стране оно не имеет отношения. Терри Гиллиам в одном из интервью рассказал, как это название пришло ему в голову: «Я очень долго не мог дать имя своему детищу, перебрал сотни вариантов, включая «1984 ½». Слово «Бразилия» всплыло, когда я бродил по мерзкому сталелитейному городку Порт Талбот, серому, унылому, покрытому металлической пылью и грязью, и увидел паренька, который сидел на замусоренном пляже и слушал через портативный радиоприемник какую-то веселенькую латиноамериканскую песенку. Какой контраст! Эта музыка помогала ему хоть на минуту забыть о грязи и пакости окружающего мира». Эту идею Гиллиам перенес в свой фильм. Незамысловатая песенка «Бразилия» Ари Баррозо то и дело звучит за кадром. Эта мелодия создает атмосферу в эпизодах снов главного героя, Сэма Лаури (Джонатан Прайс), когда он в блистающих доспехах и с крыльями за спиной летает по небу в поисках "девушки своей мечты" (Ким Грейст). Но эта же мелодия воспринимается насмешливо-издевательски, когда радужные сны сменяются реальностью некой фантастической тоталитарной страны, где Лаури работает клерком всесильного "Министерства информации".
Фильм «Бразилия» – это глубокая философская притча о том, какое будущее может ждать человечество, если оно сегодня, сейчас, не искоренит в себе жестокость, алчность, властолюбие. Работа Гиллиама получила высокую оценку кинокритики (в 1985 году - номинация на "Оскар", в 1995 - почетная награда анджелесской ассоциации кинокритиков (LAFCA Award).
В аннотациях к «Бразилии» обычно отмечают, что жанр фильма – фантастика. На самом деле, это антиутопия, рисующая страшный тоталитарный мир будущего. На создание фильма Терри Гиллиама вдохновило его любимое литературное произведение, роман Джорджа Оруэлла «1984», который он по-своему осмыслил и перенес на экран.
Сэм Лоури -- скромный клерк, работающий в отделе статистики службы безопасности некоего государства, в котором хай-тек сочетается с допотопным ретро. Лоури посещают видения: он в образе рыцаря-ангела спасает прекрасную принцессу от злых монстров. И внезапно Лоури встречает свою принцессу из снов в реальности -- она оказалась нежелательной свидетельницей ошибочного ареста тихого обывателя, в фамилии которого компьютер местного министерства безопасности перепутал одну букву. Теперь, чтобы исправить досадную ошибку, спецслужба хочет стереть все следы пребывания человека-ошибки. И, конечно же, свидетельницу его ареста. У маленького человека Лоури появляется шанс стать настоящим героем и спасти свою Прекрасную Даму. Сюрреалистическая притча, абсурдная фантастика, грустная комедия о том, как маленький винтик попытался выпасть из огромного государственного механизма.