Побывал в Зале имени Петра Ильича Чайковского на концерте абонемента "История Одного Шедевра" ведущего Артёма Михайловича Варгафтика и Государственного Камерного Академического Оркестра, ранее под управлением Алексея Юрьевича Уткина, сейчас Филиппа Чижевского, с дирижёром Фёдором Безносиковым;
с участием Государственного Академического Русского Хора имени Свешникова под управлением Екатерины Антоненко,
хормейстеры: Ксения Бисерова, Глеб Кардасевич, Богдан Петренко,
солисты:
Наталья Линючева, сопрано,
Татьяна Никитюк, меццо-сопрано,
Кирилл Николаев, тенор,
Александр Дуболазов, бас,
Мария Мерцева, сопрано,
Диана Михайлова, меццо-сопрано,
Иван Бабкин, тенор,
Василий Упоров, баритон;
в программе Сальери, Бетховен, Шуберт, концерт про Реквием Сальери.
Забегая вперёд пересказа истории шедевра, скажу, что в процессе, чтобы предуготовить слушателя к восприятию опуса, прозвучали две идентичных текстом, Агнус Деи, части, из Мессы До Мажор Бетховена, опус 86, 1807й год, и Шестой Мессы Ми-бемоль мажор Шуберта, Д950, 1828й год.
Про Бетховена у меня такое чувство, что он был каким-то образом с опусом Антонио, хоть тот и лежал тогда в столе, знаком; может быть опосредованно, а может и напрямую. Духовно это очень близкая вещь, так же выверенная до безупречности, одни только стопроцентные ходы, превосходный баланс оркестра и хора, так же держит марку, и, в общем-то, даже скорее в позитив. То есть, таково авторское устремление, очевидно, но, с учётом трагичности жизненных обстоятельств Людвига, и личных, и вообще, общее настроение получается скорее нейтральное, отстранённое.
Шуберт, как ни странно, ощущается более выстраданным, при кой-каких новых решениях в гармонических разрешениях обращается, кроме как к Сальери, к барочным мастерам, Баху, и даже раньше; иногда прототип каких-то мест из "Кармина Бурана", думаю; и, вопреки определённой тяжеловесности в миноре, даже громоздкости, лучше Бетховена. Надо было бы ещё облегчить мажор - тогда получился бы умирающий от водянки Моцарт, а потом его дух, такой же, как в юности. Оно к этому определённо стремится, чуть менее достигая, чем нужно, но даже так, как есть, со всеми изъянами, лучше бетховенской безупречности, просто человечнее как-то получилось. Сам удивляюсь, что думаю так, но это так - шкала "лучшее" у меня абсолютная.
Меж тем, следует отметить, что Людвиг, прожив после своего опуса ещё двадцать лет, на момент написания уже находится во многом по ту сторону слуха - успешно преодолевая это в музыке, в личном плане, однако, поставив на себе крест, что отражается - тогда как Шуберт был относительно молод, но на последнем году жизни; в общем, с учётом обстоятельств это равнозначные вещи.
Что же до Маленького Реквиема Сальери, то история примечательная. Написан до за двадцать пять лет до ухода из жизни, в связи с решением закончить карьеру оперного композитора - Антонио тогда был без всякого преувеличения первым оперным композитором планеты - и сосредоточиться на должности придворного капельмейстера только. Вероятно, кроме такого решения, за созданием опуса было понимание того, что наилучшие результаты даёт машина постоянно на ходу, и потом что-то лучшее написать было бы трудно; так или иначе, он был сделан, положен в стол, и потом вдруг родственники обнаружили в завещании требование его исполнить.
Думаю, что это самый светлый и театральный реквием из тех, что я слышал, он явно включает лучшее именно из оперного репертуара Сальери, и близок Шекспиру настроением, той версии Ромео и Джульетты, где "принесли его домой, оказался он живой". В связи также вспомнил бы реквием Верди. Это прямая противоположность моцартовскому шедевру, он воодушевляющий, жизнерадостный, и с юмором - если уметь слышать между нот. Безотносительно тому, что после двадцатого века в нём сложно в одном месте затрудниться услышать пулемёт, и теде. Всё-таки будущее светлее прошлого, даже если в нём поют революционные песни на мотивы из реквиемов чтобы звучало посолиднее. Анализировать его, разбирать по частям где что сделано, у меня нет никакого желания, по крайней мере сейчас. Просто советую послушать - за весь концерт ни одного места где комар бы нос подточил, по крайней мере на мой дилетантский взгляд.
Что до упомянутой ещё раз, как без этого, пушкинской истории - ну, депрессия это один из вариантов; хоть и относительно редкий, обычно кору накрывает больше; развития старческой деменции, а старческая деменция это один из вариантов того, что может случиться с человеком в возрасте. Тогда как самообвинение во всех грехах мира, включая выдуманные, это то, что может происходить с человеком в глубокой депрессии. Даже если Сальери говорил, что отравил Моцарта - в чём сильно сомневаюсь - это значило только то, что Моцарт был ему дорог. Что хорошо. "Танцуй, пока молодой!", в общем - более этого говорить считаю излишним.
Посмотрите трансляцию пока доступна, а то сократят чего доброго. Лично я слушаю то же самое уже третий раз подряд. Оно того стоит:
https://meloman.ru/videos/online/kzch/