
29 марта в клубе Base в Москве состоится #1975fest — фестиваль, посвященный одному из лучших периодов в истории рок-музыки, который перевернул планету полвека назад. В программе — 6 часов живой музыки и 6 трибьют-групп: Pink Floyd, Queen, Led Zeppelin, John Lennon , Eric Clapton и Aerosmith . Программу песен Эрика Клэптона исполнит группа под руководством московского гитариста Юрия Новгородского - в эксклюзивном интервью Олегу Мартишину для Beatles.ru он поделился мнением про свои любимые пластинки Клэптона и роль соло-гитары в истории музыки.
- Как появилась идея создания трибьют-программы Эрика Клэптона?
- Изначально я был большим противником трибьютов, у меня было очень сильное предубеждение по этому поводу еще лет 10-15 назад. Мне казалось, что это тупиковый путь, пока один умный человек не обратил мое внимание на то, что с рок-музыкой происходит такой же процесс, как и с классической музыкой - классика всегда останется классикой, хотя тех, кто ее написал, уже нет в живых давно, поэтому и исполнять ее будут всегда.
Все мои трибьюты - это абсолютно в удовольствие делается, это просто машина времени, ведь пропуская данную музыку через себя, ты немного возвращаешь свою юность, и без этого ощущения мне было бы скучно. И оказывается, что эти эмоции от концертов становятся приятными и для других людей тоже.
Поэтому трибьют Клэптону получился естественно, как-то сам собой.
- Рассмотрим эволюцию творчества Эрика Клэптона: как тебе "докримовский период", The Yardbirds и John Mayall & The Bluesbreakers ?
- Я считаю, что альбом The Bluesbreakers 1966 года - это вообще веха, и это не только я так считаю, это уже трюизм. Все, кто хоть что-то знает про историю блюз-роковой гитары, ценят эту пластинку, и несколько поколений нишевых гитаристов блюзовой и роковой сцены воспитаны этим альбомом.
The Yardbirds мне тоже очень нравились песни, но в детстве мы не могли послушать всё это скопом. Мне одноклассница записала как-то специально в салоне звукозаписи кассету с различными треками The Yardbirds , по-моему это были даже только концертные номера, и я слушал все это еще в 13 лет. И там уже узнается будущий Клэптон, плюс это отличный срез той эпохи, ну и вообще ранний английский ритм-энд-блюз - это та катапульта, которая запустила все то, что мы любим.
Поэтому эти песни мне очень нравятся. Но, конечно, The Bluesbreakers - это новая заря, и звук, и манеры, совершенно гениальная запись. И в 21 год гитаристу вот так играть - это действительно какое-то озарение. Плюс сколько народу подхватило эту манеру, этот звук, эту фразировку - от Мика Тейлора до Ван Халена.
- Но потом пришло время группы Cream ...
- А вот Cream мне попался компакт-диск, когда я просто пошел за хлебом, клянусь! Меня тогда в магазин меня отправили - "иди купи продуктов" - и были тогда такие магазины в 90-х, где продавалось всё подряд. И там была вертушка с дисками, где я увидел диск "Disraeli Gears" плюс к нему в дописку альбом Blind Faith , то есть это было прям комбо!
Я был уже тогда фанатом Клэптона - и получается, что Cream начались для меня с альбома "Disraeli Gears" , это был их "Сержант Пеппер". И прекрасно, что именно данный релиз выпрыгнул на меня из небытия продуктового магазина.
Пластинка эта совершенно гениальная - психоделическая поп-музыка, но с аранжировками блюз-рокового трио. Cream всегда вспоминают в контексте шумного импровизационного блюз-рока, но данный альбом - очень тонкий, очень деликатный и изящный памятник психоделического рока второй половины 1960-х.
А потом я, конечно же, послушал и все остальные пластинки Cream , и посмотрел их концерт-реюнион 2005 года, плюс нашел их разное неопубликованное - и все это я люблю. Ведь представьте, еще не достигнув 25 лет, Клэптон умудрился записать все эти хрестоматийные вещи, а также соло в While M y Guitar Gently Weeps . Парень выполнил план к 1969 году в полном объеме, а сколько еще интересного было впереди!
- Примечательно, что Клэптон шел к своей сольной карьере как бы даже нехотя, чуть ли не менеджер уговаривал его все это начать. И на пути к его сольной после Cream карьере были еще два одноальбомных п роекта - Blind Faith и Derek and T he Dominos.
- Blind Faith как раз был на том диске из продуктового магазина, так что я был знаком с ними давно. И для меня это редкий пример, где Клэптона кто-то затмил, это был, конечно, Стив Уинвуд. И песни, и вокал, и общее настроение - оно от Уинвуда, группу сделал он.
А Derek and T he Dominos я люблю просто сверхлюбовью и рассматриваю их вместе с первым сольным альбомом Клэптона, потому что они похожи по настроению, у них одно происхождение: Клэптон пошел в Америку, припал к корням, в его творческой жизни появился великолепный музыкант Делани Брамлетт, который повлиял на его становление как вокалиста, и влияние это очень чувствуется.
И как я понимаю, в глазах молодого Клэптона в Америке рядом с ним были настоящие корневые рокеры, и он немного стеснялся того, что он любимец лондонских ночных клубов, что его вот так подбросило на Олимп - а вот есть настоящие ребята, которые "от сохи", которые всю жизнь играют в этих маленьких американских клубах; и для обеих сторон это сотрудничество было очень полезно.
А потом через песню Layla я узнал, кто такой Дуэйн Оллмэн - и The Allman Brothers Band сейчас для меня одна из идеальных команд, одно из самых любимых явлений в музыке. Интересно, что в Derek and T he Dominos нет такого гитарного героя-одиночки, как в Cream - там другой Клэптон, который мне нравится ничуть не меньше, который, может быть, лиричнее играет, чуть менее эмоционально, менее машинально - в общем, у них очень искренний двойной альбом получился.
- В фильме Get Back задокументировано, что после ухода Джорджа Харрисона с репетиции The Beatles Леннон сразу же гов...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2774