|
|
The Word
|
|
> Система подготовки кадров в СССР была поставлена так,что > даже сейчас ее изучают на Западе Нет времени и сил продираться сквозь штампы 70-х годов, так я этот перл даже не заметил. Типичный пропагандистский прием, когда недоговоренность позволяет выдать желаемое за действительное (вроде как "в западных университетах всерьез изучают Маркса"). На Западе изучают всё, так что и совецкую систему подготовки кадров тоже, наверное, несколько советологов и/или экономистов исследовали. Но кадры готовили и готовят совсем по другим системам (про это и в сети информации достаточно, и книг уже переведено немало -- в любом магазине лежат).
Непрерывным промыванием мозгов (прежде всего по ТВ) можно заставить людей забыть про репрессии, голод, тотальную цензуру, отсутствие свободы передвижения (даже внутри страны), допотопный уровень производства (вспоминаю "госприемку" -- и смех, и грех), беспросветный дефицит и очереди за всем и про остальные радости жизни в концлагере под названием СССР, но я одного не пойму: если это была такая замечательная, передовая и мощная система, то как же она так легко развалилась? Натурально, колосс на глиняных ногах. |
|
|
|
По молодости мне все, что связано с движением хиппи, казалось жутко романтичным. А потом я и сам не заметил, как всякая привлекательность хиппи для меня пропала, и до меня вдруг дошло, что я, оказывается, по натуре вполне буржуазен и консервативен. Керуак -- хороший писатель, но уже давно не "мой". Наверное, это естественный процесс взросления (старения)? |
|
|
|
Коммунистам место исключительно в первобытно-общинных временах, одетыми в шкуры и с дубинками в руках. Потому что никакого другого коммунизма история не знала. Да и повадки у них соответствующие: бей всех, кто на нас не похож. |
|
|
|
2 Halloween Ну вот вашим родителям повезло -- Вы книжки читаете. Но не у всех такие дети. А я не хочу, чтобы после меня оставались шкафы с никому не нужными книгами. Лучше сам от них избавлюсь, чем думать, что с ними когда-то будет (а вдруг антиквариатом станут? или ими буржуйку будут топить, когда у нас нормальная власть установится, и Россия нам газ отрежет? или их просто выбросят на помойку?). |
|
|
|
Уголовный кодекс, как и все остальные составляющие совецкой системы, обслуживал класс эксплуататоров -- партийно-хозяйственную номенклатуру, поэтому все в нем было по-своему закономерно.
Негатив из прошлого надо не прощать и забывать, а осуждать и помнить. Как это было сделано в Западной Германии, когда там была денацификация. Иначе нормальной жизни на месте совдепии не построишь (то, что мы все сейчас имеем, можно называть как угодно, но только не нормой).
Вот пример: не осудили ретроактивное применение законодательства в случае с валютчиками, и это безумие продолжается по сей день, и конца ему не видно. Если я не ошибаюсь, то Ходорковского осудили тоже с ретроактивным применением нового закона (только не нужно заклинаний типа "вор должен сидеть в тюрьме" -- к праву они отношения не имеют). И у нас в Беларуси то же самое происходит (например, совсем недавно -- с налогами на иностранные инвестиции). Самый настоящий правовой нигилизм. Кстати, презумпция ретроактивного неприменения (retroactive effect presumption) существует не только в континентальном, но и в англо-саксонском праве. Не знаю точно, но думаю, что она пришла из римского права. И только для нашего СНГовенного права она не указ.
Что было бы, если бы Российская империя не была отброшена куда-то в сторону на 70 лет? История не знает сослагательного наклонения (хоть это и избитая истина, но все равно истина). Может, было бы проще всему миру. Например, в 30-е годы у Запада была бы проблема только с одним bad guy'ем -- Гитлером. Но это все предположения, не больше. Вот еще я так предполагаю, что тот участок земли (план у меня остался), которым владел мой прапрадед, полуграмотный обойщик вагонов на железной дороге, хотя бы частично мне перешел -- а на том участке сейчас штук 10 частных домов, электроподстанция, большой 5-этажный хрущевский дом, дорога, и еще кусок когда-то отрезали под железнодорожные пути.
А хорошего в те времена было навалом, только с совецким строем это ведь никак не связано. Главное, конечно (Юргис прав), -- это молодость. А совдепии я благодарен за то, что она меня научила любить свободу и ценить то, что наивным людям из нормальных стран кажется само собой разумеющимся. Если бы я не испытал всего, что на мою долю выпало, то разве был бы я так счастлив, идя по мосту Golden Gate, стоя на Empire State Building, гуляя с сыном по Disney World, покупая новенькие Levi's 501 за 20 долларов в Sears и -- главное! -- прыгая с ребятами, годящимися мне в дети, перед сценой, по которой прыгал Маккартни?
Да, Маккартни на Красной площади и на Дворцовой в Питере (в Питере, а не в Ленинграде, заметьте) -- да уже этого достаточно, чтобы быть благодарным тем, кто угробил СССР: Beatles, Горбачев, ЦРУ, жидо-масоны или все вместе -- мне все равно. |
|
|
|
2 jurgis > Knig - massa - i deneg ushlo na eto nu ochen' nemalye > summy, a komu, krome menia, liubimogo, oni segodnia > ionteresny?
У меня та же проблема. Сын ни черта не читает, да и сам я уже почти ничего не перечитываю. Разве что Довлатова. И невозможно объяснить сыну, ЧТО эти книги для меня значили, когда я их покупал втридорога или выменивал. Сейчас он, если приспичит, пойдет и купит нужную книгу -- всего делов-то... В общем, я решил потихоньку библиотеку распродать. Пусть за копейки, зато успею сам их истратить. Начал с Чехова (18 томов сочинений + 12 томов писем). Не потому, что не люблю Чехова (совсем даже наоборот), а потому, что покупатель мигом нашелся. |
|
|
|
2 bk
> а если так? > как ЛЮБОЙ CD (разумеется, настоящий) может стоить треть > зарплаты (средней) а НАСТОЯЩИЕ джинсы больше зарплаты? Сейчас. А сейчас не так. Цифры сами знаете, не лукавьте.
> Поднимите-ка руки те, кто ТОГДА стоял на баррикадах и сражался > с сов.властью:-))) В том-то и дело, что я и не думал с той властью сражаться, и диссидентом никогда себя не считал (да и не знал никого из той братии), просто жил как жил (как и сейчас живу). Говорил, что думал, и поступал так, как считал положенным нормальному человеку. Но и этого было достаточно.
> И вообще, лицемерие переходит все границы, когда бывшие > коммунисты рассуждают об омерзительности того строя. А мне, беспартийному невыездному обладателю "волчьего билета", разрешите порассуждать об омерзительности того строя?
2 SergeK
Это все равно, что спросить, какая у меня стипендия.
2 Uliss13
> И купил я там Минского Булгакова с Роковыми яйцами, > Ханским огнем, Дьяволиадой и, кажется, Мольером.
Это были уже совсем другие времена. А за много лет до того мы с братом копировали первые издания, которые через одну знакомую удалось вырвать на день из редкого фонда библиотеки. Тогда все эти произведения еще были в черном списке. Список такой увидеть нельзя было, но он официально существовал. У нас дома КГБ устраивало обыски дважды с промежутоком в несколько лет (видимо, дали нам подкопить фонды). Оба раза забирали несколько десятков книг, потом часть возвращали, потому что их в черном списке не было. Любопытно, что конфисковали несколько антикварных книг (кажется, какое-то издание Андрея Белого, а что еще, не помню), совершенно официально купленных в московских и ленинградских букинистических -- с соответствующими штампами. Что еще интересно -- часть книг, которые официально не конфисковали, все равно не вернули. Как потом оказалось, гэбист, который вел дело, их себе оставил. Рассчитывал, что мы не пикнем. Но отец устроил сцену, и через пару месяцев часть этих книг вернули. А остальные так и пропали.
А почему именно меня тогда сцапали на Кузнецком мосту (как сейчас помню, 30 рублей отдавал за Фофанова из БП -- переплатил, конечно), понятия не имею. Думаю, тогда кампания была какая-то. Следователь мне откровенно сказал, что они на моего продавца давно нацелились и пасли его, да никак не удавалось с поличным взять. Года три, я думаю, он получил.
Насчет Гаити с тонтон-макутами я мало что знаю, только из кино (думаю, как и Вы), а вот из моих знакомых и даже друзей кое-кто в местах не столько отдаленных побывал. Друга моего брата отправили "на химию" на 3,5 года за спекуляцию книгами (подбирались и к моему брату, да ему повезло). Мой знакомый отсидел в лагере несколько лет за спекуляцию пластинками. Мне тоже, можно сказать, повезло, таскали и допрашивали насчет моих пластиночных дел много раз, и всякий раз мне удавалось выкрутиться, даже никого не заложив. По скольки таким делам мы все тогда проходили, я теперь даже и не вспомню. Большинство дел заканчивалось "профилактикой", но кое-кому все-таки пришлось и посидеть.
А что, известное дело валютчиков, кончившееся расстрелом, имело место в Гаити? |
|
|
|
Я не знаю, что чувствует бывший узник Освенцима, когда он слышит, будто Холокост -- это выдумка, но думаю, что примерно то же самое, что чувствую я, когда читаю про вольную и сытую жизнь в СССР. Можно подумать, будто "товарищи" не жили в реальной совдепии, а вылупились из "Кубанских казаков" и "Книги о вкусной и здоровой пище".
Я стараюсь не зацикливаться на "негативе", и потому сыну практически ничего про те времена не рассказываю. Но время от времени в разговоре с женой все равно что-нибудь про какую-то совецкую мерзость вспоминается, сын начинает задавать вопросы, а объяснить ему толком ничего не удается, потому что слишком уж абсурдными выглядят в его глазах наши рассказы. Как пластинка Beatles могла стоить ползарплаты, а джинсы Levi's -- больше зарплаты? Почему прадед провел в лагерях 20 лет, если он ни в чем не был виноват? Как это могли менты сцапать его отца на Кузнецком мосту за то, что он купил с рук томик недавно вышедшего Фофанова (сцапали, конечно, не только отца, но и продавца, извините за рифму)? А что, нельзя было купить этого Фофанова в магазине и не нарываться на неприятности? Почему, когда его отец с дядей скопировали "Собачье сердце" и "Роковые яйца" и сдуру дали кому-то почитать, то вскоре КГБ устроило у них дома обыск? Что значит "проводник буржуазной идеологии" и что такое "волчий билет"? И так далее. Да что там, сын даже такую малость, как отсутствие мясных отделов в гастрономах нашего родного города, не может себе представить. Так что иному молодому человеку вранье "товарищей" про СССР как рай на земле вполне может показаться более правдоподобным, чем сама правда (не путать с газетой "Правда", в которой правда могла появиться только, выражаясь словами Салтыкова-Щедрина, "по недосмотру начальства"). Остается лишь, как говаривали в застойные брежневские времена, чувство глубокого удовлетворения, но не от мифических побед коммунизма, а от того, что историческая справедливость восторжествовала, и этот самый СССР накрылся, как он того и заслужил, медным тазом, причем намного скорее, чем мы могли ожидать. |
|
|
|
Можно еще по-другому сказать: с капитализмом "по-Марксу" покончил консьюмеризм. Правящий класс ничего бы не отдал просто так, если бы ему это не было выгодно. Выгоднее не воевать с трудящимися, а сделать из них маленьких совладельцев и больших потребителей.
Кстати, в каком-то смысле консьюмеризм сыграл свою роль и в падении социализма совецкого разлива: классу эксплуататоров в лице партийно-хозяйственной номенклатуры страсть как хотелось не только всем заправлять от имени народа, но и владеть этим на правах собственности -- что они и сделали руками "либералов" вроде Чубайса с Гайдаром. К сожалению, номенклатура, ничего другого не знавшая, кроме "политэкономии" по Марксу, смогла создать только уродливый, пусть и слегка осовремененный вариант убогого марксова капитализма (вроде того героя анекдота, у которого всегда сам собой собирался автомат Калашникова). Парадоксально, но с исторической точки зрения это все равно прогресс (точнее, возвращение из тупика на столбовую дорогу истории). |
|
|
|
2 Yellow Submarine > А в любом западном университете на факультетах экономики Маркса изучают всерьез.
Это правда, но не вся. Маркса действительно изучают всерьез, но, если так можно выразиться, через запятую. Как сказал Борис Парамонов: "Конт запятая Маркс запятая Спенсер". В каком-то смысле на Западе изучают подлинного Маркса -- потому что для них это всего лишь одна из теорий, причем далеко не самая авторитетная. Потому и не стал Маркс на Западе патогенным фактором, что он воспринимается там, по выражению того же Парамонова, "частично".
А с капитализмом "a la Маркс" расправились не профсоюзы (кстати, тесно сросшиеся с мафией), а конвейер Форда и фильмы Голливуда. |
|
|
|
Поскольку Леннона в живых уже нет, то можно поставить ему памятник и в Северной Корее. Ихний царек заявит, будто Леннон мечтал о том, чтобы весь мир жил как северные корейцы, а наши коммунисты-сталинисты объяснят, что Imagine -- это гимн чучхэ. |
|
|
|
Чем плохи интернет-форумы -- нужды, которые раньше более или менее образованные люди (не путать с людьми приличными) вынуждены были справлять в одиночестве или в тесном семейном или дружеском кругу, нынче справляются у всех на виду. |
|
|
|
Если кто интересуется различными версиями и толкованиями, то советую почитать такую книгу: Галинская И. Л. Загадки известных книг (Дж. Сэлинджер и М.Булгаков). М., 1986. 128 с. Это, по-моему, очень серьезная работа. Вот здесь можно загрузить ее текст (действительно ли полный -- не проверял): http://ilgalinsk.narod.ru/zagad/zagad.htm |
|
|
|
2 Pataphisist
Готов подписаться под каждым Вашим словом за исключением вот этой фразы: "Я буду пересматривать "Мастера" Бортко." Это, батенька, прямо мазохизм какой-то.
Впрочем, насчет "Собачьего сердца" Бортко я тоже не совсем согласен. Евстигнеев действительно вытягивает эту никудышнюю экранизацию, да только вытягивает он ее в этакий МХАТ. А роман-то -- фантасмагория. А как Булгаков относился к мхатовскому "реализму" хорошо известно. |
|
|
|
Вот замечательная статья: http://ej.ru/comments/entry/2672/Мне она особенно понравилась потому, что почти на 100% совпадает с моим мнением, которое сформировалось лет 20 назад. Что касается фильма, то я посмотрел еще пару раз минут по 5-10. Больше всего напоминает что-то вроде диафильма, которыми мы увлекались в детстве, только фигуры двигающиеся. |
|
|
|
Мои поздравления моим бывшим согражданам Империи Зла (черт, Mr. Moonlight меня опередил)! |
|
|
|
Между тем, есть о чем (и о ком) попереживать и в наше время: едва ли не раз в месяц в России происходит убийство на почве расизма, регулярно оскверняются памятники, могилы, синагоги. Фашизм, национализм, антисемитизм процветают в России сегодня, а российские граждане переживают из-за линчуемых негров и сгоняемых в резервации индейцев, то есть по поводу событий, происходивших в США сто и более лет назад. |
|
|
|
Наверное, это характерно для мифологического сознания: граждане переживают о судьбах индейцев, о которых им известно что-то из английской песни да что-то из фильма китайца Джона Ву, но преспокойно игнорируют гибель и страдания миллионов соотечественников.
Коль скоро искусство оказывается сильнее фактов, позволю себе пространную цитату из поэмы Кибирова.
Спойте песню мне, братья Покрассы! Младшим братом я вам подпою. Хлынут слезы нежданные сразу, Затуманят решимость мою. И жестокое, верное слово В горле комом застрянет моем. Толстоногая, спой мне, Орлова, В синем небе над Красным Кремлем! Спой мне, Клим в исполненьи Крючкова, Белозубый танкист-тракторист, Спой, приветливый и бестолковый В брюках гольф иностранный турист! Покоряя пространство и время, Алый шелк развернув на ветру, Пой, мое комсомольское племя, Эй, кудрявая, пой поутру! Заключенный каналоармеец, Спой и ты, перекованный враг! Светлый путь все верней и прямее! Спойте хором, бедняк и средняк! Про счастливых детишек колонны, Про влюбленных в предутренней мгле, Про снующие автофургоны С аппетитною надписью «Хлеб». Почтальон Харитоша примчится По проселку на стан полевой. Номер «Правды» – признались убийцы, Не ушли от расплаты святой! И по тундре, железной дороге Мчит курьерский, колеса стучат, Светлый путь нам ложится под ноги, Льется песня задорных девчат! На далеком лесном пограничье, В доме отдыха в синем Крыму Лейся, звонкая песня девичья, Чтобы весело было Ему! Так припомним кремлевского горца! Он нас вырастил верных таких, Что хватило и полразговорца, Шевеления губ чумовых. Выходи же мой друг, заводи же Про этапы большого пути. Выходи, я тебя не обижу. Ненавижу тебя. Выходи. Ах, серпастый ты мой, молоткастый, Отчего ты свободе не рад, О которой так часто, так часто В лагерях до зари говорят? Спой мне, ветер, про счастье и волю, Звон подков по брусчатке святой, Про партийный наказ комсомолу И про маршала первого спой! Праздник, праздник в соседнем колхозе! Старый пасечник хмыкнул в усы, Над арбузом жужжащие осы, Гармонист подбирает басы, Под цветущею яблоней свадьба – Звеньевую берет бригадир! Все бы петь тебе, радость, плясать бы Да ходить в ДОСААФовский тир! От успехов головокруженье! Рано, рано трубить нам отбой! Видишь, Маша, во мраке движенье? Враг во тьме притаился ночной! Там в ночи полыхают обрезы, Там в муку подсыпают стекло, У границы ярится агрессор, Уклонисты ощерились зло! Рыков с Радеком тянут во мраке К сердцу Родины когти в крови! За Ванцетти с бедняжкою Сакко Отомсти! Отомсти! Отомсти! Вот, гляди-ка ты – два капитана За столом засиделись в ночи. И один угрожает наганом, А второй третьи сутки молчит. Капитан, капитан, улыбнитесь! Гражданин капитан! Пощади! Распишитесь вот тут. Распишитесь!! Собирайся. Пощады не жди. Это дедушка дедушку снова На расстрел за измену ведет. Но в мундире, запекшемся кровью, Сам назавтра на нарах гниет. Светлый путь поднимается в небо, И пастух со свинаркой поет, И чудак-академик нелепо Все теряет, никак не найдет. Он в пенсне старомодном, с бородкой, Улыбается, тоже поет. А потом исполняет чечетку Славный артиллерийский расчет. Микоян раскрывает страницы Кулинарные – блещет крахмал, Поросенок шипит, золотится, Искрометный потеет бокал! Ветчина, да икорка, да пайка, Да баланда, да злой трудодень... Спой мне, мальчик в спартаковской майке, Спой, черемуха, спой мне, сирень! Спой мне, ветер, веселый мой ветер, Про красивых и гордых людей, Что поют и смеются, как дети, На просторах Отчизны своей! Спой о том, как под солнцем свободы Расцвели физкультура и спорт, Как внимают Равелю народы, И как шли мы по трапу на борт. Кто привык за победу бороться, Мою пайку отнимет и жрет. Доходяга, конечно, загнется, Но и тот, кто покрепче, дойдет. Эх ты, волюшка, горькая водка, Под бушлатиком белая вошь, Эх, дешевая фотка-красотка, Знаю, падла, меня ты не ждешь. Да и писем моих не читаешь! И встречать ты меня не придешь! Ну а если придешь – не узнаешь, А узнаешь – сама пропадешь. Волга, Волга! За что меня взяли? Ведь не волк я по крови своей! На великом, на славном канале Спой мне, ветер, про гордых людей! Но все суше становится порох, И никто никуда не уйдет. И акын в прикаспийских просторах О батыре Ежове поет. |
|
|
|
Так казино-то все больше для бледнолицых! Я же говорю: индейцев я там не видел. Они только денюжки собирают, а нездоровые пристрастия остаются некоренным американцам. Плюс, того и гляди, земли начнут назад отбирать (выкупать). Так что впору будет поднимать голос в защиту пришлых, а не коренных. Но бесполезно: Верховный суд уже разъяснил по аналогичному поводу, что несправедливость в отношении большинства, допускаемая в пользу меньшинства, в отношении которого когда-то была допущена несправедливость, является справедливой. Так что ничего не попишешь. А Вы говорите... :) |
|
|
|
2 илюха
> Все доходы идут не племенам, а местным богатеям. Очередной случай проекции. Это в России доходы от продажи, к примеру, якутских алмазов не принадлежат якутам. В США все, что находится на территории резервации, принадлежит соответствующему племени. Племени, а не отдельным лицам, пусть и "индейской национальности".
> А у нас в России тоже все предельно "демократично", вон автоматы > на каждомшагу понаставлены. Игральные автоматы на каждом шагу -- это не роскошные казино, куда открыт доступ всем. Игральные автоматы на каждом шагу -- это признак не демократичности общества, а его отсталости и бескультурья.
> Малым народам не казино нужны, а свои национальные образования, > своя государственность. Насчет "своей государственности" интересно было бы услышать продолжение в отношении, предположим, Чечни. А в США про "свою государственность" могут говорить разве что в Техасе, да и то в прошедшем времени -- некоторые техасцы очень гордятся тем, что их штат когда-то успел побыть независимым государством. А среди индейцев до такого не додумались даже отъявленные радикалы вроде какого-нибудь Леонарда Пелтиера. Потому что никому это не нужно.
> Вон американцы с началом войны быстренько своих граждан японского > происхождения в концлагеря свезли, да не куда нибудь, а в Долину > Смерти. Крайне неудачный пример. Стоит сравнить количество перемещенных, сколько они там пробыли, сколько оттуда вернулось и как скоро, какие меры компенсации были осуществлены (включая официальное принесение извинений) и т.д. Стоит также учесть, что в СССР ссылали не только чеченцев, крымских татар и немцев. В Сибирь эшелонами везли западных украинцев, поляков (в частности, из Белостокского воеводства), латышей, эстонцев, литовцев -- вернулись в родные места далеко не все. Полезно также было бы проанализировать сегодняшнее отношение в обществе к тем событиям. Думаю, что 10 из 10 американцев сказали бы, что в отношении японцев была допущена несправедливость. А вот в России, боюсь, картина была бы другая... |
|
|