25 марта в клубе Base в Москве состоится 1973Fest — пять трибьют-групп представят срез музыкальной сцены 1973-го: Pink Floyd, Queen, Led Zeppelin, The Beatles и Wings. Во главе Queen Tribute выступит ведущий актер мюзикла We Will Rock You, участник проекта "Голос" на Первом канале, музыкант и продюсер Давид Тодуа - в эксклюзивном интервью Олегу Мартишину для Beatles.Ru он рассказал про свое знакомство с Брайаном Мэем и Роджером Тейлором, назвал любимые пластинки Queen и подчеркнул актуальную ценность живых рок-фестивалей.
- Расскажите, пожалуйста, когда и как вы начали слушать рок-музыку.
- Очень хорошо помню этот момент - это был бобинный магнитофон одного из рабочих, которые делали ремонт в нашем доме в Сухуми. Я прекрасно знал музыку, я с детства на музыке рос, но в моей семье именно рок-музыку никто не слушал. И вот я помню, что на меня надевают эти огромные советские наушники... и в наушниках зазвучал Майкл Джексон. Какая именно песня, сейчас не припомню; но потом когда я начал слушать Майкла Джексона, меня зацепила песня Beat It, и когда я услышал гитарный рифф Эдди Ван Халена, я понял, что должен стать гитаристом. А потом оказалось, что в Beat It играет второй мой любимый гитарист, Стив Люкатер из группы Toto - это было гениально конечно.
Я очень хорошо помню свои ощущения - у меня побежали мурашки и их было невозможно остановить. Как же может музыка вот так повлиять! И потом в 9 классе я покупаю кассету пиратскую Greatest Hits Майкла Джексона, опять слышу все эти песни - и начинаю учиться играть на гитаре. И первая песня, которую преподаватель дал мне для разбора на гитаре, была битловская And I Love Her.
В 10 классе я уже организовал свою рок-группу, купил свою первую электрогитару, и с тех пор это просто какая-то инфекция, которая появилась в моей крови и, надеюсь, никогда не уйдет.
- Какая музыка появилась в вашей жизни после Джексона?
Потом была группа Metallica, которая меня так же зацепила, еще "The Black Album" у них как раз вышел. Вместе с Metallica в моей жизни появляется группа Depeche Mode - и после них, вы знаете, это как голодный человек попадает в продуктовый супермаркет: AC/DC, вся дискография Deep Purple, группа Extreme, соответственно все гитаристы - Сатриани, Вай, Мальмстин; и я сижу ночами и гитару из рук не выпускаю, я тогда совсем не пел.
Я помню очень хорошо, как пришел к группе Queen. Это вообще была любимая группа моей мамы, я помню этот клип The Show Must Go On, его часто крутили по местным кабельным каналам. Естественно, все главные хиты группы я знал, но меня пугала их гармония - у меня не было музыкального образования, но я на гитаре играл, однако когда я слышал гармонии Queen, меня это обескураживало. Все остальное я мог подобрать, а музыку Queen подобрать невозможно, это та музыка, где ты должен знать, что играть, просто так взять и сымпровизировать там не получится.
Я постоянно думал, что недостаточно образован для их песен, и для меня они всегда стояли на высочайшем уровне, все эти бэки развернутые, эти гармонии, вот эта гимновость... Queen меня пугали, но я их обожал. И в какой-то момент я перестал их слушать, потому что тогда было очень много крутых современных групп, Metallica тогда очень долго была в моей жизни, меня тянуло в гитарную музыку, а вокальная музыка меня не особо привлекала. Я мнил себя гитаристом, никогда не думал, что я запою, вот честно! Я с утра до вечера только гитару в руках и держал.
Но потом я услышал песню Stone Cold Crazy - я читал биографию Джеймса Хэтфилда, и у него везде фигурирует группа Queen, которая повлияла на его творчество. И вот с песни Stone Cold Crazy я начал заново знакомиться с музыкой Queen - и первой кассетой Queen, которую я купил, был их дебютный альбом 1973 года. Я знал все их хиты, но абсолютно не знал их ранние песни - и тут я включаю этот альбом, и у меня просто разрыв шаблонов, ты не понимаешь, что это за музыкальные формы такие. И потом после первого альбома я покупаю "Sheer Heart Attack", и эта пластинка уже более понятная; потом, естественно, идут дальше все остальные релизы, и конечно шок был на "Hot Space" - о, это уже что-то другое, они уже используют электронику.
Я не могу сказать однозначно, какой мой самый любимый альбом Queen, но скорее всего это "Innuendo". Особенно когда ты слышишь одноименную песню - и ты все понимаешь!
- Слушатели четко разделяют два периода творчества группы Queen - семидесятые и восьмидесятые, какой этап для вас ближе?
- Я как музыкант, как человек, который играет на многих инструментах и продюсирует разных артистов, могу сказать, что мой самый любимый период в музыке вообще - это восьмидесятые. Появление синтезатора Yamaha DX7 тогда кардинально поменяло звучание поп-музыки, а группа Queen шла в те времена за модой, появление песен типа Another One Bites the Dust было бы невозможно, если бы не диско-музыка, если бы не диджейская музыка. Однако понятно, что судьбоносными здесь являются все-таки семидесятые годы, и хотя я люблю больше восьмидесятые, меня сильнее тянет в Queen семидесятых.
- Три ваших самых любимых альбома группы Queen?
- Как я уже говорил, "Innuendo" - это номер один, это как раз 90-ые, когда я впитывал музыку, и это конечно песня The Show Must Go On. Второй альбом - это "A Night At The Opera", песня Love Of My Life даже ближе мне по звучанию и аранжировке, чем Bohemian Rhapsody. Tретье место - наверное "The Miracle". Хотя с возрастом я стал понимать и альбом "Hot Space", ведь там столько интересных идей!
- Смотрели ли вы фильм "Богемская рапсодия"?
- Честно вам скажу - находясь в музыкальной индустрии, я очень не люблю ее методы, все эти информационные вещи; человеку можно навязать все что угодно, завтра могут стать популярными группа Scorpions и (что самое страшное) даже их самый первый альбом! Точно так же было и с Queen, мне не понравилось, что люди, которые накачивают себе губы на три метра впереди собственного носа, вдруг стали восторгаться Queen - ой, "Богемская рапсодия", ой, Live Aid... У меня ревность к подобного рода последствиям, хотя с другой стороны хорошо, что у людей, которые слушают плохую музыку (по моему мнению), хоть немножечко глаза открылись .
Это что касается последствий данного кино, а что мне не понравилось в самом фильме, так это позиционирование Фредди. Я не принял его образ - субтильность, выпячивание его сексуальной ориентации, именно выпячивание. Я только один раз видел "Богемскую рапсодию", больше я ее смотреть не хочу. И мне не понравилась позиция Брайана и Роджера, почему они позволили это сделать. Конечно же круто снят Live Aid - но к кино это отношения не имеет, это в целом слабый фильм, а Рами Малек был недостоин Оскара.
Если взять пример хорошей кинобиографии, то мне ближе "Самый быстрый Indian". Тот же "Рокетмен" поразил меня гораздо сильнее, как и фильм "Грязь" про Motley Crue. В "Богемской рапсодии" чего-то не хватает - вот как участники группы вкладывали душу и энергию в музыку, вот так же и съемочной группе нужно было вложить душу и энергию в кино. Наверное поэтому Джон Дикон во всем этом не участвовал - вот это честность, вот это я уважаю, когда ты до конца в своих убеждениях!
- Что скажете про составы группы без Фредди, в частности с Полом Роджерсом и Адамом Ламбертом?
- Я был на концерте Queenс Полом Роджерсом в Олимпийском, на выступлениях с Ламбертом не был. Первая реакция по поводу Роджерса - неприятие. Я и раньше не особо слушал его предыдущие группы, и для меня это был очень странный выбор, мне до сих пор непонятно, он же явный баритон. Queen с Ламбертом звучат гораздо ближе к оригиналу, но все равно это не Фредди и его никто и никогда не заменит. Даже когда я сам выступаю и пою, все равно внутри меня ощущение, что я делаю это по-своему; и в "маски-шоу" различных я никогда не участвовал, вот эти все переодевания в куртки с эполетами и штаны с лампасами, и никогда в этом не буду участвовать.
С другой стороны, пусть музыка группы звучит как можно чаще, хоть и с другими вокалистами; в молодежи нужно это культивировать, потому что в современной музыке ничего нового нет, все пластиковое. Поэтому я приветствую в любом виде (даже Марк Мартел - это гениально, так скопировать голос Меркьюри!), пусть будет больше трибьютов, пусть чаще поют эти песни, и соответственно пусть больше людей их услышит.
И может быть тогда наш мир станет лучше.
- В апреле 2004 года вы участвовали в кастинге на мюзикл We Will Rock You. Расскажите, пожалуйста, как проходил этот кастинг?
- Мне позвонили 1 апреля 2004 года, у меня был обратный билет домой из Москвы в этот день, я собирался уже уезжать. При этом я не отправлял никаких демо - я услышал по радио рекламу, что в мюзикл нужны вокалисты и музыканты; я записал номер телефона и позвонил им в этот день, мне сказали, что у них уже перебор артистов, кастинг закрыт, но на всякий случай попросили оставить свой номер.
Я просто оставил свой номер телефона - и мне перезвонили, сказали, что добирают вокалистов. Я приехал на кастинг 7 апреля - на первом кастинге были режиссер Дмитрий Астрахан, продюсер мюзикла Сергей Баранов, автор русскоязычного либретто Евгений Маргулис. Меня попросили спеть, я спел The Show Must Go On, потом попросили станцевать, показать пластику под Another One Bites the Dust. Затем Дмитрий Астрахан попросил меня сымпровизировать: "ты приходишь домой, жена не приготовила ужин, ничего не убрано, и ты устраиваешь скандал". Я показал все это в комедийном ключе, они посмеялись - говорят, зайдите, Давид, в следующую комнату и скажите, чтобы вам дали Галилео. Я даже не знал, что это за персонаж! Мне дают диск, там были две песни, I Want to Break Free и Who Wants to Live Forever, выдержки из сценария - и мне назначили следующую встречу.
14 апреля я пришел еще раз спел, меня предварительно утвердили на роль, мы месяц еще готовились, репетировали, а 20 мая меня ставят петь уже перед Queen. Волновался невероятно - когда я открыл дверь и увидел в зале Мэя и Тэйлора, я думал, что упаду, сердце билось наверное 300 ударов в минуту, в таком состоянии петь конечно очень сложно. Но когда я увидел , что Брайан встает и жмет мне руку, и Роджер тоже, что они все встают и приветствуют меня... Они видели, что я нервничаю, и они вот так расположили ситуацию, еще до того как я начал петь.
И меня утверждают в добор, я был самым последним Галилео, это был четвертый состав. Выйти на премьерный состав тогда не было шансов, но так все сложилось во время репетиций (я работал очень много и каждый день был на репетиции, играл и пел), что Дмитрий Астрахан сказал, что по игре видно, насколько сильно я обгоняю остальных - и меня буквально через два месяца утверждают в первый состав, хотя изначально это совсем не предполагалось.
Я вышел на премьеру с воспалением легких, у нас последние репетиции проходили в ДК, где отопление включили поздно в тот осенний период, и мы все там заболели - я не был в оптимальной форме тогда, но все обошлось, премьера мюзикла прошла с дежурящей "скорой" возле служебного входа.
- Расскажите подробнее про личное общение с Брайаном Мэем и Роджером Тейлором.
- Первое, что меня абсолютно пленило - это отношение Брайана Мэя. Роджер был более отстраненный, можно сказать, что такой обыкновенный мужик, а Брайан всегда очень близко с нами общался - у нас были периоды, когда они приезжали в Россию и мы неделю каждый день с ними виделись. Они в продакшене участвовали всецело и полностью, и на репетициях присутствовали от начала и до конца, они даже следили за актерской игрой на русском языке. Плюс в личном общении допускался любой вопрос - я помню, что даже спросил у Брайана Мэя, почему Another One Bites the Dust по строю между ми-минором и фа-минором. И он говорит, что мы тогда захотели ее чуть-чуть ускорить на пленке - то есть вот такие вещи обсуждались. А потом мы пели "No-One but You (Only the Good Die Young)", и тут Брайан начинает рассказывать, как он стоял у Женевского озера и смотрел на статую Фредди, и ему слова приходят сверху, "a hand above the water, an angel reaching for the sky" - у него слезы, у нас слезы, это было абсолютное единение не только с музыкой, но и с людьми, которые создали эту музыку.
И при том что это абсолютно высочайшего класса музыканты, это живые легенды - и абсолютно не было никакого пафоса, не чета многим нашим новым "псевдозвездам". Наш барабанщик приехал как-то на ГАЗ-69, на "козлике" с открытым верхом, Роджеру так понравилась эта машина, он на ней с удовольствием прокатился, то есть была абсолютно какая-то свобода в общении.
И когда Брайан или Роджер хотели тебе сделать замечание - я, кстати, до сих пор сам этим приемом пользуюсь - они вначале всегда говорили то, что у тебя хорошо получилось, они тебя хвалили. И только потом говорили "но" - то есть всегда вначале указывали на хорошее, а потом было "но" - и эта интеллигентность была во всем.
- Какие у вас остались впечатления от участия в проекте "Голос" и совместной работы с Леонидом Агутиным?
- Для меня это было преодоление самого себя: смогу ли я вернуться, смогу ли я петь после всех проблем со здоровьем, которые у меня были - это было классно, это был колоссальный опыт, я приобрел кучу знакомств, но чем-то сверхъестественным свое участие в "Голосе" я не считаю.
При этом я пошел к Агутину как к музыканту, как к самому себе. Сам Леонид - невероятный человек, это глыба, и музыкальная и человеческая; он очень конкретный и ты всегда знаешь, что он от тебя хочет. Понимаете, Агутин - музыкант, он же не просто вокалист, он музыкант высочайшего класса.
Я и в мюзикле We Will Rock You общался в основном с музыкантами, потому что с вокалистами мне было тяжело поддерживать отношения, потому что я сам из среды музыкантов. Я не люблю вот эти все склоки, сплетни, до сих пор для меня это дико, когда люди кого-то обсуждают.
- Расскажите про свою музыкальную школу Indie Rock School.
- Школу мы открыли совместно с моими друзьями, которые услышали меня еще в мюзикле We Will Rock You, я начал заниматься вокалом с их детьми, потом друзья предложили открыть музыкальную школу - и сейчас это, без ложной скромности, одна из лучших школ для детей у нас в стране, что касается живой музыки. Чтобы вот так с детьми занимались барабанами, гитарой, фортепиано, и все это живьем, плюс на таком оборудовании... Можете зайти на наш сайти лично оценить образовательные программы, которые мы предлагаем нашим ученикам.
- Спасибо за интересный разговор! А теперь небольшой блиц. Топ-3 клипов Queen?
- Bohemian Rhapsody, Breakthru, Scandal.
- Три лучших живых концерта, на которых вы присутствовали.
- Aerosmith в Москве, Queen с Полом Роджерсом и афтепати мюзикла We Will Rock You в Кремле, где мы играли вместе с Queen.
- Лучший вокалист в истории музыки, тут ответ, наверное, очевиден?
- На самом деле, если судить с профессиональной точки зрения - по звуку, по подаче - это Джордж Майкл, Джино Ваннелли, Андреа Бочелли и Фредди Меркьюри.
- Лучший бас-гитарист.
- Пол Маккартни - первое место! Потом Гленн Хьюз. И Джон Дикон - чем больше я разбираю песен Queen, тем больше я удивляюсь, насколько это крутой басист!
- Лучший барабанщик.
- Джефф Поркаро, Джон Бонэм и Ларс Ульрих, несмотря на весь хейт вокруг него.
- Топ-5 гитаристов?
- Сатриани и Брайан Мэй - всё! Эти два человека поют на гитаре, а не играют на ней.
- И в финале - почему меломанам необходимо посетить #1973fest?
- Давайте зададим себе вопрос - а зачем вообще нужно ходить на живые концерты?
В силу того, что мир становится очень пластмассовым, есть тенденция к пластику, к "электронщине", к бездушности, к однообразию и к напыщенному неестественному перфекционизму - именно поэтому нужно ходить на живые концерты и смотреть на живых людей, на их эмоции, на моментальные чувства, которые вызывает вот это единение. Даже на ошибки нужно смотреть, ведь мы слушаем сейчас "оттюненную" музыку, при этом мы вокалистов не слышим, мы не понимаем, мы теряем естественный голос человека! А он не может быть абсолютно точным в нотах, там есть "подъезды", есть нюансы, и в этом заключается вся палитра эмоций - где-то недотянул, где-то перетянул, где-то хрипнул...
И вот это и есть жизнь, и на живые концерты надо ходить именно для того, чтобы жить, чтобы прочувствовать эту жизнь и передать ее другим поколениям - иначе все это закончится очень плохо для всех нас. Будущего в музыке просто не будет, если мы не будем культивировать живую музыку. Вот поэтому надо прийти не только на 1973фест, но и на 1974 и на 1975 фестивали, и так дальше и дальше, чтобы это никогда не заканчивалось.
Все фотографии - из домашней коллекции Давида Тодуа, кроме фотографий из мюзикла "We Will Rock You" авторства Юрия Богомаза.
---
Фестиваль классического рока #1973fest 25 марта 2023 (суббота) клуб "BASE", г. Москва, ул. Орджоникидзе д.11 с.1. Начало в 17:00.