Beatles.ru / ПериодикаПоследние новости, статьи, периодика, анонсы предстоящих событий.https://www.beatles.ru/books/papers_whatsnew.aspruЧем удивляет книга «Пол Маккартни. Биография» Филипа Норманаhttps://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2660https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2660Князев СергейПериодикаБитлз - книги, журналы и статьиВсе записиSun, 13 Sep 2020 21:00:00 GMT +0300

В издательстве Corpus вышла книга Филипа Нормана «Пол Маккартни. Биография» – история одного из самых ярких и известных рок-музыкантов XX века, способная заинтересовать даже осведомленных его фанатов. Рассказываем, почему эта книга обязательна к прочтению для всякого битломана. За те полвека, что длится сольная карьера Пола Маккартни, книг о нем вышло бесчисленное множество. Однако большая часть его жизнеописания обычно посвящается «битловскому» периоду – без сомнения, самому яркому и творческому, но оставляющему за бортом немало интересного. Биограф Мика Джаггера и Джона Леннона, а также автор одной из первых биографий The Beatles под названием «Shout» Филип Норман решил сломать этот шаблон, уделив двум половинам истории Маккартни примерно равное внимание и создав таким образом книгу вполне бесценную. Те, кто только начинает ее чтение, вправе опасаться традиционного пересказа фактов, известных еще со времен «Авторизованной биографии The Beatles» Хантера Дэвиса – рождение Пола Маккартни и его брата Майкла, ранние увлечения, смерть матери, встреча с Джоном Ленноном… Норман и поддерживает этот шаблон, и ломает его, предлагая читателю историю любви будущих родителей Пола Маккартни, а заодно выдвигая на передний план Маккартни-старшего, до сей поры занимавшего скромное место в тени знаменитого сына. И начинаешь понимать, почему Джим Маккартни удостоился титула замечательного отца даже от одиозного Альберта Голдмана, а его влияние заключалось не только в том, чтобы приохотить отпрысков к джазу. «Мальчики очень рано выяснили, что с папой бесполезно соревноваться, кто как показывает язык, потому что у него был язык куда толще и высовывал он его намного дальше» – великолепный штрих к портрету серьезного англичанина, каким обычно смотрится Джеймс Маккартни. А финал третьей главы, рассказывающей о последних днях матери Пола Маккартни, по своей живописности стоит иного байопика. То же самое касается и «битловской» части карьеры Маккартни: на первый взгляд не особенно отступая от традиционной схемы и рассказов про «Яичницу», биограф делится подробностями, каких не встретишь ни в одной другой книге – от любовных интересов Пола Маккартни до его таланта пиарщика и увлечений помимо музыки. К примеру, известно ли вам, что, если бы не стечение обстоятельств, Пол мог бы оказаться не единственным Маккартни в будущих The Beatles? А знаменитая галерея-книжный магазин «Индика», где познакомились Джон Леннон и Йоко Оно, никогда бы не появилась на свет без прямого участия Маккартни, который лично разрабатывал оформление флаеров и оберточной бумаги, в которую завертывались покупки. Как Пол Маккартни отнесся ко второму браку отца, заключенному уже на пенсии? Что побудило его подать иск против бывших коллег по группе, со стороны выглядевший предательством и ознаменовавший окончательный распад The Beatles? Филип Норман отвечает на эти и другие вопросы, по-своему рассказывая о жизни в эпоху The Beatles и одновременно залатывая дыры, которые до того момента казались невидимыми. Однако самое интересное заключается во второй половине книги, которая с той же обстоятельностью повествует о сольной карьере Пола Маккартни. Как и другим битлам, ему пришлось начинать все с нуля под неудовольствие критиков и фанатов – и, как выясняется, перипетии его «свободного плавания» оказались ничуть не менее увлекательными, нежели более известная история Оно-Леннонов. Прохладно встреченные первые записи с Линдой и Wings, постоянные трясучки с составом, записывавшийся в партизанских условиях альбом-бестселлер «Band On The Run»... Норман не скрывает ни трудностей, с которыми пришлось столкнуться его герою, ни черт его характера, расходящихся с традиционно улыбчивым имиджем – включая явный диктат в Wings и неприятности с законом из-за марихуаны (печально известному аресту в Японии 1980 года здесь даже отведена отдельная глава). Отдает он должное и Линде, которую газетчики не уставали критиковать за отсутствие музыкальных способностей так же, как Йоко Оно, и которой, как оказалось впоследствии, суждено было стать главным вдохновением Пола Маккартни после распада The Beatles. К слову, любителям повеселиться стоит заглянуть на первые страницы 33-й главы. Трогательно-забавная история про огород Линды вполне могла бы стать материалом для труппы «Монти Пайтон» – впрочем, как и некоторые другие истории, представленные в книге. Не забывает автор и про музыку, уделяя внимание всем альбомам маэстро до 2015 года, включая знаменитый «Снова в СССР» и его явно недооцененные «классические» опусы. Здесь же можно найти и подробный рассказ о перипетиях продажи авторского каталога песен The Beatles, и историю их первой записи, впоследствии включенной в знаменитую «Антологию», и повествование о самой «Антологии», косвенно породившей один из лучших поздних альбомов Пола Маккартни. Не обойден вниманием и самый, наверное, сложный период в жизни Маккартни, последовавший за смертью Линды и «включивший» в себя целых два брака, печальный конец одного из которых вызвал шумиху, невиданную, пожалуй, со времен битломании. Порой даже кажется, что перипетии романа и недолгого брака с Хизер Миллс заслоняют собой собственно музыку и музыкальные события – а ведь именно тогда состоялись концерты на Красной и Дворцовой площадях, которые даже упоминаются в книге. И все же «Баллада о Поле и Хизер» имела и свою светлую сторону – дочь Беатрис, а для фанатов это неплохая возможность узнать о ней из первых рук и самим составить представление о том, был ли второй брак Маккартни ошибк

]]>
О'кей, бумер. Смерть, Кеннеди и вечность: как понимать новый альбом Боба Диланаhttps://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2656https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2656Соболев ОлегПериодикаBob DylanВсе записиThu, 25 Jun 2020 21:00:00 GMT +0300

На днях вышел новый, тридцать девятый по счету альбом Боба Дилана Rough And Rowdy Ways. Западная критика практически единогласно объявила запись шедевром и одной из лучших работ в дискографии обладателя Нобелевской премии по литературе. Более того, сейчас в рейтинге альбомов 2020 года сайта Metacritic, агрегирующего оценки и рецензии на новое популярное искусство, Rough And Rowdy Ways занимает второе место, всего на два общих балла отставая от лидера — пластинки Fetch the Bolt Cutters Фионы Эппл. Корреспондент «Ленты.ру» Олег Соболев объясняет, правда ли так хорош новый диск 79-летнего классика. 27 марта этого года, в самый разгар всепланетарного карантина, Боб Дилан совершенно внезапно выпустил новую песню, по его словам, «записанную пару лет назад». Она длилась 16 минут 56 секунд, называлась Murder Most Foul и была выпущена на YouTube в виде ролика, на всем протяжении которого на зрителя в упор смотрела ретушированная фотография Джона Кеннеди . Собственно, и песня была как раз про убийство тридцать пятого президента США. Вернее, она начиналась с пресловутых выстрелов по президентскому кортежу в Далласе, но относительно быстро ее текст, полупродекламированный-полупропетый Диланом в его фирменной манере, сворачивал во что-то совсем другое. В определенный момент голос великого музыканта начал сначала сыпать отсылками к поп-культуре конца 1960-х, а потом и вовсе буквально перечислять названия песен и имена артистов этой давно ушедшей эпохи, от Стэна Гетца до Revolution 9 группы The Beatles. Все эти семнадцать минут Дилану аккомпанировал дуэт фортепиано и скрипки — и каждый инструмент не столько играл понятную мелодию, сколько выдавал трели из последовательностей аккордов, которые были не в полном согласии друг с другом. Пару раз звучали барабаны с тарелочками. В музыке было столько воздуха, что она, казалось, могла бы взлететь, если бы не тематика выбранного для нее текста, тянувшая сопровождение на землю. Песню большинство аналитиков восприняло, во-первых, как неизданную вещь с сессий к альбому Tempest, который на момент выхода Murder Most Foul был последней полноформатной записью Дилана, составленной из авторского материала. А во-вторых — как пример ностальгии по прошлому, как воспоминания о потрясшем двадцати-с-чем-то-летнее сознание событии, возможно — как закодированное послание, сообщающее, кто, по мнению Дилана, стоит за смертью Кеннеди. Но она не была ни тем, ни другим. Вскоре выяснилось, что ею завершается новый альбом великого певца, да и текст ее на самом деле как раз подходил под эпизод, выделенный для логического финала. Встроенные в него два перечисления — конспирологических теорий насчет произошедшего в Далласе и символов поп-культуры времен дилановской молодости — оказывались словно двумя сторонами реальности. Одно объясняло, что попытки по самым надуманным признакам объяснить, кто стоит за выстрелами в Кеннеди, — это результат существования нескольких сил, на момент самого убийства заинтересованных в устранении президента ради увеличения собственного влияния и мощи. Второе перечисление — все то и все те, чье творчество использовалось в том числе и пресловутыми силами, делившими власть, как способ отвлечь Америку от загадочной трагедии, толком оставшейся никак не объясненной и при этом повлиявшей на жизнь всех американцев (и не только их). Массовая культура не отображает и не творит реальность, объяснял Дилан, а маскирует ее и служит инструментом для вольного или невольного акта эскапизма Его поколение — те самые «бумеры», о которых незадолго до выхода Murder Most Foul говорил интернет, — оставило после себя не разгадку убийства президента США, а набор тэгов, которые при желании можно ассоциировать со временем, когда они были важны, но которые не значат в общей картине вещей ничего конкретного. Сквозь пелену имен невозможно увидеть истину, конструирующую реальность и для большинства заключающуюся в отсутствии реального контроля над судьбой. Учитывая, что появилась Murder Most Foul в разгар пандемии, затронувшей все стороны человеческого существования, она звучала как предупреждение, точнее — как наставление смотреть не на поверхность вещей, а попытаться разглядеть скрытую в них суть. Не спорить, кто и как ответственен за появление захватившего мир вируса или как именно с ним нужно бороться, а осмыслить его существование в принципе. Жуткое обобщение, лишенное конкретики? Конечно — ведь обычно последние слова великих с виду как раз таковы. Да, есть ощущение, что завершая альбом именно песней Murder Most Foul, Дилан прощается с миром — но нет ощущения, что он делает это, потому что хочет проститься. По всем остальным песням с Rough And Rowdy Ways скорее выходит, что он делает это на всякий случай. Ему семьдесят девять, и он живет во времена, когда люди его возраста нежданно начали умирать чаще, чем раньше. Он знает, что вслед за тридцать девятым его альбомом может не последовать сорокового — и решает дать напутствие, пока еще не поздно. А кроме этого, он еще и хочет точно обозначить свое место в истории, искусстве и всеобщем сознании. «Я широк, я вмещаю в себе множество разных людей» — этой цитатой Уолта Уитмена в переводе Корнея Чуковского недавно завершался опубликованный на «Ленте.ру» текст про еще одного навсегда вошедшего в историю музыки американца. В оригинале же Уитмен писал I contain multitudes — и этими тремя словами Дилан назвал песню, открывающу

]]>
15 великих альбомов и одна рок-опера 1970 годаhttps://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2655https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2655Князев СергейПериодикаРок-музыкаВсе записиSun, 21 Jun 2020 21:00:00 GMT +0300

Прошло полвека, но они до сих пор звучат невероятно мощно. Многие меломаны считают 60-е золотым веком популярной музыки, когда она, казалось бы, была близка к тому, чтобы навсегда изменить мир. Распад The Beatles в 1970 году стал для многих крушением надежд, однако тот же 1970-й стал годом выхода на большую сцену или развития других не менее достойных коллективов и исполнителей. Вспоминаем некоторые культовые альбомы, отмечающие в этом году полувековой юбилей. The Beatles - Let It Be Проект, первоначально названный «Get Back», должен был ознаменовать возвращение группы к корням и «живым» выступлениям – но лишь продемонстрировал, что группа очень долго не играла вживую. «Честный» альбом обзавелся многочисленными наложениями, а проект, намерением которого было открыть у The Beatles второе дыхание, закончился многочисленными спорами и судебным иском, похоронившим надежды на новый альбом ливерпульской четверки. «Впервые мы не хотели иметь дело с альбомом, созданным нами» , – вспоминал Джон Леннон об итогах тех сессий, но на выпущенной в конце концов пластинке оказалось немало хорошего. Пол Маккартни подтвердил репутацию автора незабываемых песен, сочинив заглавную песню и «The Long And Winding Road», вкладом Джона стали абсурдная «Dig A Pony» и «Across The Universe», которую он, впрочем, называл плохой записью великой песни, одна из композиций Джорджа впоследствии дала название его мемуарной книге – и только Ринго впервые со времен «A Hard Day’s Night» оказался всего лишь барабанщиком. И, пожалуй, это говорит о настроении проекта больше, чем что-либо еще. Simon & Garfunkel - «Bridge Over Troubled Water» 1970 год стал финальным и для другой великой группы – точнее, дуэта, – без которого невозможно представить себе музыку 60-х. Альбом, по традиции почти целиком написанный Полом Саймоном, записывался в непростых условиях: Арт Гарфанкел наслаждался работой над фильмом «Уловка-22» и был готов сосредоточиться на работе в кино, а самому Саймону было явно тесно в рамках фолк-поп-дуэта. Как бы там ни было, получивший смешанные отзывы альбом впоследствии был признан классикой стиля. Заглавный номер, берущий начало в музыке госпел, впоследствии перепевали решительно все, от Элвиса Пресли до Ареты Франклин, «Cecilia» стала ярчайшим воплощением радостной стороны творчества обычно меланхоличного Саймона, а «El Condor Pasa» на полтора десятилетия предвосхитила его эксперименты с этнической музыкой. Дальше у Саймона и Гарфанкела будет несколько попыток воссоединения, реюнион-туры, волшебный концерт в Центральном парке Нью-Йорка, но творческая история дуэта закончится именно в 1970-м. Crosby Stills Nash & Young - «Deja vu» Записывая то, что станет их последним альбомом, Саймон и Гарфанкел отказались от множества предложений о выступлениях, включая знаменитый фестиваль «Вудсток». Своего рода заменой им стала супергруппа, чье выступление было всего лишь вторым по счету – но именно Кросби, Стиллз, Нэш и Янг стали одним из ярчайших его открытий. Второй их альбом, записанный вскоре после этого, также стал классикой рок-музыки, а песня «Woodstock» – своего рода символом фестиваля. «Teach Your Children» украсила финал столь же очаровательного фильма «Мелоди» о любви двух подростков, а «Helpless» оказалась одним из первых суперхитов неукротимого Нила Янга, чья карьера продолжается до сих пор. Deep Purple - «In Rock» 1970 год стал переломным и для еще одной группы, золотой век которой придет в новом десятилетии. Выпустив три альбома утяжеленного прогрессив-рока в духе Vanilla Fudge и выступив в «Альберт-Холле» с концертом для группы и оркестра, Deep Purple задумались о смене стиля и осуществили его с блеском, который, кажется, не удалось превзойти еще никому. Говорят, что осознание дальнейшего пути пришло к ним после знакомства с первыми альбомами Led Zeppelin – но стиль «темно-лиловых» так же сильно отличался от коллег по цеху, как собственные альбомы Led Zeppelin от записей Cream или близких по духу Iron Butterfly. Положив в основу мастерство импровизации каждого из четырех инструменталистов, классическую школу органной игры Джона Лорда и захватывающие риффы Ричи Блэкмора, группа создала ни на что не похожую смесь джаза, рока и классической музыки, которая и остается ее отличительной чертой вплоть до сего дня. Andrew Lloyd Webber & Tim Rice - «Jesus Christ Superstar» В том же 1970-м вокалист Deep Purple Иэн Гиллан принял участие в проекте, оказавшемся самым успешным в его карьере за пределами группы. «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте» , – говорил в интервью автор либретто к рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда» Тим Райс. Представители церкви были явно с ним не согласны, однако значение этой записи, ближе всех подошедшей к определению рок-оперы именно как оперы в стиле рок, переоценить невозможно. Пригласив на главные роли Иэна Гиллана и ряд других менее известных исполнителей, Уэббер и Райс сорвали банк и создали уникальное произведение, известность кот

]]>
Как это было: концерт Пола Маккартни на Красной площадиhttps://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2651https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2651Круглякова АнастасияПериодикаПол Маккартни - концерт в Москве (2003/05/24)Все записиSat, 23 May 2020 21:00:00 GMT +0300

24 мая 2003 года состоялся первый концерт Пола Маккартни в России. И не где-нибудь, а на Красной площади. Первые билеты были распроданы за минуты, шоу длилось почти три часа – за это время Маккартни успел исполнить почти 40 (sic!) песен, а толпа (сэр Пол собрал 50 тысяч человек) смогла от души прорыдаться. Мы нашли людей, которые были на том самом концерте, и попросили вспомнить как это было. Геннадий Авраменко фотограф В нашей безумной битломанско-хипповской молодости конца 1980-х самым смешным розыгрышем на 1 апреля считался утренний звонок другу «Беги в кассы, Маккартни приезжает, билеты выкинули!». Поэтому, когда в начале 2003 года забродили слухи о настоящем концерте, сработала прививка из детства и особого значения событию я не придал. Хотя в Москве к тому времени уже побывал Ринго Старр: его концерт я благополучно пропустил, ведь по-настоящему оживить The Beatles мог только Маккартни. Благодаря работе фотографа в «МК» я стал обладателем бесценной аккредитации на фотоколл и концерт. Впоследствии выяснилось, что как папарацци визит Маккартни я полностью провалил: сэр Пол с утра катался на велосипеде по окрестностям практически без охраны, а днем бродил по Кремлю в сопровождении Путина. Пресс-конференция и фотоколл были на Красной площади. Для группы там построили специальный деревянный помост, а нас, фотографов, расположили на приличном расстоянии и окружили охраной, дабы пресечь несанкционированные выпады за автографами. Пол был душкой, шутил, махал рукой и постоянно крутил головой. Казалось, он волновался больше меня (хотя я сам был почти в обмороке) и не мог поверить, что стоит в центре Красной площади. Не отрывая глаза от видоискателя, я крикнул ему что-то типа «Hi, welcome back in the USSR!», на что он мгновенно отшутился, но, как именно, я уже и не помню. Чтобы попасть на Красную площадь, перед концертом нам пришлось пройти тщательный досмотр с откручиванием объективов, что свидетельствовало только об одном: на шоу появятся первые лица страны. В итоге нас завели на помост метрах в 50 от сцены, и стало понятно, что ни о каких крупных портретах не может быть и речи. Когда на сцене наконец появился Маккартни в пиджаке под стать Красной площади, толпа взревела. Заиграла Hello, Goodbye, а я только успевал менять пленки в двух камерах. Разрешенные для съемки первые две песни закончились практически мгновенно, и нас активно повели на выход. Мне на выход было совершенно не нужно, так как я собирался остаться до конца, только, как именно, еще не придумал. Помогла спонтанная выходка коллеги-фотографа Виталика Федорова. Не совладав с собой, он прямо на ходу попытался сделать несколько кадров сцены, на него тут же налетела охрана, а Виталик истошно потребовал убрать от него руки. Все ближайшие хранители порядка бросились уносить на руках непокорного фотографа, а я, воспользовавшись суматохой, бочком просочился ближе к сцене и неожиданно оказался в каком-то почти VIP-секторе. Там я совершенно счастливо прорыдал весь концерт. Как для битломана, для меня не было ничего ценней осознания того, что я стою в самом сердце страны, а напротив меня Маккартни поет мне Hey Jude. Вокруг пританцовывали, вытирая слезы, совершенно разные люди, которые так же, как и я, не могли поверить в то, что это происходит с ними. Годом позже Пол выступал еще в Санкт-Петербурге, потом был «Олимпийский» в 2011-м, но этот, мой первый концерт, останется в памяти навсегда. Фото: Геннадий Авраменко --- Алексей Золотовицкий актер, режиссер Мне в 2003 году было 15 лет. И я считал себя настоящим битломаном: читал про них книжки, знал все песни, обклеил их фотографиями школьный дневник. Больше всего запомнилось, что в тот день на концерте было очень много взрослых людей и все они плакали. Это чувство эйфории передалось тогда и мне. Билеты на концерт очень быстро раскупили, и после шоу появилось много легенд, как и какими странными путями прорывались на концерт. Рассказывали даже, что одна студентка театрального притворилась, что ей плохо, и ее почему-то пронесли через всех сразу в сидячий партер. --- Ольга Филиппова продюсер Билетов как таковых у меня не было: моя мама тогда работала в известной газете и организовала нам с ней проходки. Не могу сказать, что я была сильно в теме творчества The Beatles на тот момент. Хорошо знала лишь песню Yesterday. На Красной площади я вообще на концертах раньше не была, но место само по себе придает происходящему пафос. Народу была просто тьма, и многие нервно толкались. Но, как только со сцены объявили: «Сэр Пол Маккартни» (сэр, понимаете?), все как-то приструнились, что ли. Я плохо помню первые песни, но, как только он исполнил Back in the USSR, началась настоящая эйфория. Такое ощущение всеобщего драйва! А самое пронзительное ощущение дала песня Hey Jude. Я не фанат, но даже у меня мурашки побежали. Мне понравилось, что Маккартни все время говорил с публикой между песнями. Как сейчас помню, мама мне все время зудела в уши: «Живая

]]>
Как фальшивые "Битлз" попытались облапошить Южную Америкуhttps://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2650https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2650Придо, ЭдПериодикаБитлз - разноеВсе записиSat, 2 May 2020 21:00:00 GMT +0300

В 1964 году южноамериканские поклонники "Битлз" с нетерпением ждали прибытия ливерпульской четверки, но вместо Джона, Пола, Джорджа и Ринго к ним приехали Том, Вик, Билл и Дейв. И были они вовсе не из Ливерпуля, а из штата Флорида… В начале 1964-го битломания уже захлестнула мир, и в газетных заголовках вдруг проскочило: во второй половине года "Битлз" впервые отправляются в турне по Южной Америке! Миллионы поклонников ждали их прибытия, затаив дыхание, и в июле, когда в аэропорте Буэнос-Айреса на аргентинскую землю по трапу спустились четыре молодых человека с узнаваемыми прическами, казалось, что мечты тинейджеров вот-вот сбудутся. На самом деле "битлов" там и в помине не было, они отдыхали в Лондоне между гастролями и записями. Четыре американских парня из Флориды - Том, Вик, Билл и Дейв - заняли их место из-за ужасной путаницы, возникшей, впрочем, вовсе не случайно. The American Beetles (прически и костюмчики действительно очень похожи) прибыли в Аргентину Группа The Ardells, прежде выступавшая по барам и клубам, теперь стала называться The American Beetles, или, для краткости, просто The Beetles (обратите внимание на "ee" вместо "ea" в названии, превращающее ленноновскую остроумную лингвистическую игру в обычное "жуки". - Ред.). Менеджер "американских битлов", а точнее - "жуков" Боб Йори вспоминает в документальном фильме Фернандо Переса "День, когда в Аргентину прилетели "Битлз": "Я сказал: "Знаете что? Они - английские "Битлз". А я создам группу…" "Я взял этих четырех ребят и сказал: "Слушайте! Отрастите волосы, и мы назовем вас The American Beetles". Они так и сделали. "Мы отрастили такие же волосы, мы одевались точно так же, в такие же костюмы. Все было отлично", - рассказал корреспонденту BBC Culture по телефону Билл Андэ, соло-гитарист (который, по идее, должен был изображать Джорджа Харрисона). Шутка, сказанная вовремя, может привести к неожиданным результатам. В нашем случае то, что начиналось, как шутливая пародия, быстро принесло популярность, выросшие гонорары и внимание американских продюсеров. Импресарио по имени Руди Дюкло увидел их в одном из клубов Майами. Руди, как он потом объяснял, был родом из Аргентины, и ему захотелось организовать им тур по Южной Америке. Причем рекламируя группу промоутерам и хозяевам концертных площадок, он не использовал словосочетания "Американские битлы", ведя переговоры о гастролях настоящих "Битлз". Контракты были подписаны, пресса была наготове, южноамериканские тинейджеры затаили дыхание. "Битлз"! Они вот-вот приедут. В 1964 году Карлос Сантино был ребенком. "Я хорошо помню момент, когда объявили, что "Битлз" едут в Аргентину, потому что моя двоюродная сестра просто обезумела [от этой новости]", - вспоминает Сантино в фильме Переса. Южноамериканские журналисты в репортажах о концертах "Американских битлов" были беспощадны В Перу заголовки в La Crónica и La Prensa восторженно сообщали: "Знаменитые "Битлз" приедут в мае", "Channel 4 завершает работу над контрактом". Дюкло развёл и телевизионщиков, заручившись эфиром на аргентинском ТВ. "Я работал тогда в студийной, и мы поверить не могли, что "Битлз" скоро будут здесь. Алехандро Ромэй [аргентинский медиа-магнат по прозвищу Царь Телевидения] утверждал, что заключил сказочный контракт", - вспоминает Роберто Монфорт, в то время - сотрудник телеканала Channel 9. "От возмущения до смеха" Конкуренция за право показывать "Американских битлов" была столь ожесточенная, что два аргентинских телеканала - Channel 13 и Channel 9 - поставили в эфир передачу с их участием на одно и то же время. Переговоры о том, кто на самом деле покажет "Битлз", были назначены на время их прибытия в аэропорт Буэнос-Айреса. У Channel 9 вроде бы уже был на руках обязательный контракт, однако Channel 13 имел покровителей в правящих кругах. Тогда Алехандро Ромэй, президент Channel 9, позвонил Карадахиану, звезде рестлинга, и попросил того приехать со своими "тяжеловесами", чтобы разрулить ситуацию неортодоксальным образом. "Громилы подошли к тем пяти парням и буквально унесли их на плечах", - рассказывал Ромэй в интервью 1998 года. "Их преследовали все: полиция, работники Channel 13, судья, - вспоминал Ромэй. - В Палермо [район Буэнос-Айреса] всё уже было готово, мы погрузились в автомашины и уехали в отель в пригороде Сан-Тельмо, о чем никто не знал. Там мы их и заперли". Однако спустя 50 лет подробности той операции представляются все более туманными. Несмотря на скорость, с которой люди Ромэя осуществили свое "неортодоксальное" решение, кажется, Channel 13 сумел временно захватить по меньшей мере одного члена группы. Билл Андэ рассказал нам: "когда мы вышли из самолета, они отвезли нас на телевидение", где "наш барабанщик был похищен людьми с другого телеканала, и пришлось его вызволять оттуда всеми мыслимыми и немыслимыми способами".

]]>
Как 50 лет назад распались "Битлз". Где конец "извилистой дороги" и при чем здесь Йоко?https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2647https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2647Кан АлександрПериодикаБитлз - распадВсе записиThu, 9 Apr 2020 21:00:00 GMT +0300

Ровно 50 лет назад, 10 апреля 1970 года Пол Маккартни выступил с заявлением, в котором говорилось, что в связи с "личными, деловыми и музыкальными разногласиями" он не видит возможности продолжения существования "Битлз". Эта дата считается официальным концом группы, но на самом деле процесс распада начался гораздо раньше и продолжался еще долгие годы. В апреле 1970 года я учился в девятом классе. Мне еще не исполнилось и 16, но я уже был завзятым битломаном. С другими "битланутыми" сверстниками - а такими в нашем поколении, казалось, были все без исключения, во всяком случае, мальчишки - я обменивался на переменках пожухлыми черно-белыми фотографиями своих кумиров, а то и покупал их за сэкономленные на школьных завтраках 30-40 копеек. Все выходные проходили за "переписыванием" с магнитофона на магнитофон выходивших один за другим альбомов. О пластинках можно было только мечтать. Мы их и в глаза не видели. А стоили "пласты" - так они назывались в нашей среде - запредельные 60-80 рублей, чуть ли не ежемесячную зарплату родителей. Но каждый новый альбом был вехой развития, роста, освоения мира, не только и даже не столько музыкального, сколько духовного, идейного, мировоззренческого. С такой же жадностью, как и музыку, мы собирали по крохам всю доступную нам информацию о любимой музыке и музыкантах: через западные "голоса", более щедрые на новости о рок-музыке польские, чешские и гэдэровские молодежные газеты и журналы, которые можно было получать по подписке или покупать в киосках "Союзпечать". Ну и через единственный доступный нам за железным занавесом печатный орган с родины "Битлз" - газету британских коммунистов Morning Star. Именно в Morning Star в середине апреля 1970 года я увидел фотографию обросшего бородой Маккартни и короткую заметку, в которой и цитировалось его заявление, смысл которого поначалу казался непостижимым - настолько, что и поверить в него было невозможно. Построенный на фундаменте "Битлз" хрупкий подростковый мир обрушился. Никаких подробностей и объяснений причин случившегося Morning Star привести не удосужилась. Через месяц-другой до нас дополз вышедший спустя неделю - 17 апреля - сольный альбом McCartney и еще месяцем позже - 8 мая - последний альбом группы Let It Be. Постепенно стали проникать смутные и противоречивые сведения о том, что именно разногласия вокруг этих двух альбомов и координации даты их выпуска и стали причиной распада. Боюсь, что не только нам, юным битломанам в далеком и отрезанном от мира СССР, в те месяцы было трудно понять настоящие причины и проследить хронику событий, приведших к роковому концу. По-настоящему эта история раскапывалась долгие годы, и за минувшие десятилетия обросла сонмом зачастую противоречащих друг другу подробностей. Долгая и извилистая дорога Не случайно эту главку своей статьи я назвал "Долгая и извилистая дорога" - вслед за песней The Long and Winding Road из альбома Let It Be. Растянувшаяся больше чем на год - с января 1969-го по март 1970-го работа над Let It Be стала последней соломинкой, сломавшей спину, казалось, несгибаемого битловского верблюда. Альбом задумывался как возвращение - после барочной пышности "Сержанта", Magical Mystery Tour и "Белого" - к манящей простоте, наивной и чистой примитивности ранних "Битлз". И название поначалу предполагалось соответствующее - Get Back. Даже обложка должна была композиционно повторить обложку дебютного альбома Please Please Me. Так альбом по большей части и записывался: практически "наживо", без наложений, приглашенных музыкантов и каких бы то ни было дополнительных украшательств. До тех пор, пока взявшийся за окончательный микс легендарный, а теперь печально известный продюсер Фил Спектор все-таки не украсил некоторые песни вычурным оркестровым орнаментом. Работа продюсера Фила Спектора над сведением альбома Let It Be сыграла роковую роль в принятии Маккартни решения, которое стало официальным концом группы "Битлз" Маккартни был в бешенстве. Особенно в ярость его привели "подслащенные" струнные на его песнях The Long and Winding Road и Let It Be. Недовольство его не прошло и годы спустя, уже когда альбом Let It Be заслуженно занял место в пантеоне классических записей великой группы. В 2003 году он инициировал издание Let It Be… Naked - "голые, обнаженные", - то есть без оркестровок Спектора, - версии многих песен. Параллельно с долгой и болезненной подготовкой Let It Be к релизу зимой 1970 года Маккартни записывал свой первый сольный альбом McCartney. С подачи руководства EMI в конце марта Леннон, Харрисон и Старр написали Маккартни письмо с просьбой не выпускать сольник перед выходом альбома группы. В другой обстановке он, быть может, и согласился бы. Но, разгневанный миксами Let It Be, он пошел наперекор. Пришедшего к нему в качестве посланника Ринго он грубо и бесцеремонно выставил из дома. McCartney появился за месяц до выхода альбома группы. Именно в построенном в виде вопросов и ответов пресс-релизе к выходу своего сольного альбома Маккартни и провозгласил конец "Битлз". Так The Long and Winding Road стала концом долгой и извилистой дороги к завершению истории группы. А начало этой дороги видится несколькими годами раньше. Зерна раздора<

]]>
Слышали, знаем: кому, зачем и как отдают дань уважения российские трибьют-группыhttps://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2642https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2642Беляев АлександрПериодикаБитлз - кавер-версииВсе записиMon, 10 Feb 2020 21:00:00 GMT +0300

Время сейчас такое: бесконечное оживление, клонирование и копирование рок-динозавров всех пород. Тезис, конечно, банальный и не раз повторенный в том числе мною — но что поделать? Ведь действительно: сезона не проходит, чтоб в наши края не приехали «копировщики». Да и наши уже насобачились делать трибьютные программы на серьезном уровне — вспомнить хоть недавний концерт московского битловского трибьюта Beatlove с симфоническим оркестром в «Крокусе». Трибьютное движение выходит на серьезный уровень. Старый рок — новая классика? Тоже отнюдь не новый тезис, и его я тоже неоднократно «озвучивал», как сейчас принято говорить. Поговорим же о тех, кто на самом деле озвучивает — играет ту музыку, которую в оригинале живьем мы, возможно, больше и не услышим. И как они дошли до жизни такой. Четверть века назад к трибьют-группам относились как к явлению маргинальному, клубному, курьезному и так далее. В общем, копии, которые заведомо хуже оригинала, — о чем тут говорить? Но отношение публики давно поменялось: старые/новые рок-фэны ходят на такие концерты в приличные залы и вполне себе по-настоящему фанатеют.За последние два десятка лет в столице сыграли и Brit Floyd, и всевозможные «цеппелины», и даже Bootleg Beatles — которые сами давно стали классиками трибьютного жанра и выступали на Гластонбери. У нас тоже не пойми откуда взялась целая плеяда. Кому же pay tribute/rendre hommage наши? Кому угодно. Из отечественных — только Цою и группе «Кино». Почему? Как заметил со своей фирменной лукавой улыбкой в интервью мне гитарист «Кино» Юрий Каспарян: «Все ж остальные еще живы!». Но дело, конечно, не только в этом. Мне кажется, что наши рок-классики воспринимаются, как эдакие гуру, которых надо не только слушать, но и смотреть на них. Воспринимать русский рок, как «чисто музыку», наверное, рановато. Плюс музыкантский снобизм: все эти разговоры про «главное — стихи» и «три аккорда». Хотя лично я какой-нибудь барочный трибьют «Аквариуму» послушал бы с интересом. Реэкспортный рок Группа из Ростова-на-Дону Father McKenzie поехала на битловский фестиваль в Бразилию. Почему туда — бог его знает. Да и какая разница, в какой стране проходит смотр трибьютов: эта музыка — давно уже штука интернациональная. У нас в России битлфестов тоже немеряно. Father McKenzie очень хороши: и точны, и профи, и настоящие фанаты. Есть еще такой человек — Сергей Гуцан. Певец. Снимает голос Леннона в ноль. Аж мурашки по коже, когда он поет «Mother»! Наши напирают на рок-классику 60-х. За Led Zeppelin у нас — Plumbum Dreamz. У них, правда, за молодого Роберта Планта — женщина, Алена Ярушина. Выкрутились! Самое сложное — снимать голос? Нет. По отзывам музыкантов, всё сложно. Особенно — те самые пресловутые три аккорда, с их особыми штрихами. Расстроенные гитары роллингов, по выражению Юрия Лозы. Но вот москвичи Easy Dizzy, по-моему, феноменально копируют AC/DC. К слову, в 2011 году с ними сыграл сам Крис Слейд, знаменитый лысый барабанщик AC/DC. Я видел Dizzy на концерте: эффект присутствия на сцене Брайна Джонса — почти! — полный. Мне есть с чем сравнить: настоящих «диси» я подростком наблюдал на летном поле в Тушине. Новые классики Мои ровесники — уже взрослые дядьки с семьями, деньгами, хайфай-системами и неизменными вкусами. От чего мы фанатели в 90-х? Nirvana, Guns N’Roses — вот это все. И такие трибьюты в Москве тоже найдутся. Например, «ГКЧП» — трибьют Red Hot Chilli Peppers — давно и хорошо известны. Периодически слежу за «ганзовским» трибьютом под названием Jeans N’Roses. Благо, они довольно регулярно играют в московских клубах. Уверенные копиисты. И внешне, и вообще. Гитарист «Слэш» хорош. Вокалист на некоторых записях поет под Акселя Роуза в ноль, что называется, хотя на других — все-таки не очень... А тут такое дело: можно не любить Акселя Роуза, но его повизгивания, вскрики и «ай ай ай ай ай!» — это его фишка, то есть именно то, чем он ото всех отличается. Петь песни Guns N’Roses обычным, пусть и отлично поставленным, голосом — это уже караоке. А то и ресторан! И еще такая проблема: оригинальной группе поклонники простят все, а вот трибьютной группе они не простят ничего. Откуда они берутся? Группа Communique, которая исполняет, как не трудно догадаться по названию, песни Dire Straits и сольные Марка Нопфлера — проект и типичный для трибьют-культуры, и своеобразный. Создатель группы Игорь Некрасов — гитарист, певец, автор песен в стиле «лирический шансон». Организатор ивентов. Занятой человек, который находит время развивать свой трибьют-проект, востребованный в Москве и других городах близ столицы. Его путь к Нопфлеру был несколько извилист. В школе Игорь фанател от The Beatles, «собрал все записи, от номерных альбомов до сольных синглов, стал играть на гитаре». Потом, уже в институте, «пригласили в группу, заразился сценой! Понял, что надо бы поучиться, чтобы идти дальше. Хорошие для рок-гитариста знания получил в гитарном колледже города Москвы, у Сергея Попова — он до сих пор преподает». В группе играли всякую «тяжесть», с дисторшеном, «под

]]>
Из-за чего ссорились Битлы на закате карьеры?https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2657https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2657Панов ВладПериодикаБитлз - распадВсе записиFri, 17 Jan 2020 21:00:00 GMT +0300

На закате карьеры битлы собачились из-за жен, денег и своего менеджмента. В Британии напечатаны ранее не публиковавшиеся интервью участников легендарной группы «Битлз». Беседы с членами ливерпульской четвёрки записывал с 1969 по 1973 г. журналист Дэвид Уигг. Из откровенных и крайне эмоциональных интервью становится ясным, что на закате существования коллектива участники постоянно конфликтовали друг с другом. Причин для ссор, пишут «Известия», была масса: деньги, руководство, музыкальный менеджмент, даже жёны. Из-за их остроты сами битлы запрещали публиковать эти беседы в 60-е и 70-е гг. В 1970 г. Леннон и Маккартни несколько месяцев общались друг с другом чуть ли не матерными словами. Отчасти это было связано с тем, что их жёны терпеть друг друга не могли. Духа их программного произведения «Всё, что тебе нужно, — это любовь» как будто и в помине не было. Несколько лет назад Би-би-си опубликовала откровенное интервью Джона Леннона 1970 г., которое при его жизни так и не увидело свет. От битла досталось всем его соратникам по группе и даже Мику Джаггеру — лидеру «Роллинг стоунз». Единственный человек, о котором Джон говорит хорошо, — это его супруга Йоко Оно, которая, кстати, подтолкнула музыканта к употреблению героина. «Быть гением — это вовсе не удовольствие, это пытка», — признаётся Леннон. «Если рядом не было поклонниц, мы нанимали проституток, всё бывало, — говорит он. — Есть фотографии, где я выползаю на четвереньках из публичного дома в Амстердаме, а люди мне говорят: «Доброе утро, Джон». «Наше песенное партнёрство с Маккартни закончилось где-то в 1962 г. Лучшие песни „Битлз“, кроме самых ранних, были написаны порознь». «Нам надоело быть вечными помощниками Пола после смерти Брайана Эпстайна. Пол взял на себя руководство, якобы вёл нас, но что это за руководство, если мы всё время ходили кругами». «Мик Джаггер — это смех один в сравнении с тем, что делали мы и что делали „Стоунз“ через два месяца после нас в каждом альбоме. Мик нам подражает». «Я через что только не прошёл, но нет в мире выше наслаждения, чем когда тебя обнимает человек, которого ты любишь».

]]>
Не могу сказать «прощай»: классика рока вновь популярна, но это не радуетhttps://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2640https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2640Беляев АлександрПериодикаРок-музыкаВсе записиWed, 6 Nov 2019 21:00:00 GMT +0300

В Великобритании переиздание альбома The Beatles «Abbey Road» в начале осени возглавило национальный хит-парад. Да и сейчас интерес к этой шикарной коробке с кучей дополнительного материала не иссяк. Почему же меня не радует этот факт? Всезнающая статистика свидетельствует: произошло это через 49 лет 252 дня после того, как пластинка спустилась с первого места. «Трудно поверить, что Abbey Road по-прежнему держится после всех этих лет», — написал сам Пол Маккартни в твиттере. The Beatles побили собственный рекорд: у альбома «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» перерыв между первыми местами в британских чартах составил 49 лет 125 дней. Не то что бы я не любил The Beatles. Поздний период мне, например, нравится. Да и сольный Леннон. И Харрисон с годами как-то раскрылся. И сольный Маккартни. И бокс-сет с CD всех альбомов 2009 года я себе купил. В общем, много чего битловского мне приятно, что уж скрывать. Ну а разговоры про «классику» вести уже как-то неудобно. Классика — она и есть классика! Но, честно говоря, эта битломания уже задолбала. Полвека — одно и то же. Почему?Классика, по идее, не должна лидировать в хит-парадах. Это штука, так сказать, трансцендентная: ею пропитана наша культура — и все тут. А битлами культура безусловно пропитана: все рок-стили так или иначе либо выросли из их альбомов, либо что-то от них взяли. Ну или как панк-рок — резко их отрицают, хотя тут тоже еще как посмотреть. Альбом «Abbey Road» набит отличными песнями (мой любимчик — финальная триада «Carry that Weight/Golden Slumbers/The End») — с этим тоже мало кто спорит. Логично, что альбом этот, переизданный с кучей дополнительного материала, «зашел» самой разной публике. Но и переиздания Pink Floyd и Led Zeppelin точно так же пользуются ажиотажным спросом — хотя там-то вы чего не слыхали?А на меломанских форумах до сих пор спорят, какое из изданий эпохального хэви-альбома «In Rock» группы Deep Purple более «шикарно прописано». На дворе XXI век. Классический рок бьет продажи на носителях (на виниле точно, на CD тоже) и нормально слушается в стриминге. Это золотой запас, который спасает рекорд-индустрию. Людям как будто больше нечего слушать. Абсурд? Не совсем.Дело в том, что в свое время была иерархия. Как в моем советском детстве: есть Майкл Джексон, Мадонна, Depeche Mode, и их все знают. Американцы даже термин придумали — «household names». По-нашему: «из любого утюга» или «знает каждая домохозяйка». И все мегазвезды сейчас — это либо рок-динозавры рубежа 60-70-х, либо звезды 80-х, либо те, кто начал в ранние 90-е (например, Робби Уильямс). С распространением музыки в интернете иерархия исчезла. На то есть экономическая причина: корпорации шоу-бизнеса не хотят вкладываться в рекламу песен и альбомов, которые все будут качать бесплатно. Нет, они что-то зарабатывают на стриминге, продавая всяким Apple Music и Spotify целые каталоги за миллионы долларов, но там не очень понятно, что и как раскручивать. Скачивают кого-то — и слава богу. Поэтому ставят на верняк. И все равно: когда выстреливает какая-нибудь странная Билли Айлиш — ну это не Майкл Джексон. А Джексонов больше не будет. Как и битлов.Поэтому мы живем в мире ретромании. Этот термин ввел в оборот английский журналист и исследователь массовой культуры Саймон Рейнолдс. По его мнению, культура только и делает, что воспроизводит себя — по сложным психологическим и экономическим мотивам. Рассказывать о них в пределах колонки не получится, ибо книга сама на тысячу страниц , плюс бесконечный лабиринт сносок. Но концепция крайне убедительна. Смотрите сами. Мы читаем исторические романы (точнее, конфетно-глянцевые истории про старые времена: добрые, чистые, когда опрятные господа ходили в церковь по воскресеньям, хрустели французской булкой, не пороли крестьян и не торговали черными рабами). Смотрим римейки: даже в недавнем оригинальном «Джокере» синефилы нашли отсылки к Мартину Скорсезе. Казалось бы, где детские комиксы, а где классик Скорсезе? Но сейчас все вот так вот устроено и перемешано. А что, иерархии-то нет!Так что, на мой непросвещенный взгляд, лидерство The Beatles в хит-парадах спустя полвека говорит не столько о том, какие битлы хорошие и талантливые (это и ежу понятно), сколько о том, что у нас с вами, дорогие соотечественники, меломаны и музыканты, плоховато с фантазией, интересом и выбором.

]]>
"Монти Пайтон": 50 лет битлам английского юмораhttps://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2638https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2638Кан АлександрПериодикаThe Rutles / Monty PythonВсе записиFri, 4 Oct 2019 21:00:00 GMT +0300

Тяжело дыша, из воды на берег выбирается одетый в лохмотья, заросший длинной, густой и неопрятной бородой человек. В изнеможении он валится на прибрежный песок, с трудом поднимает голову и еле слышно хрипит: "Это…" И тут же мы видим ставшую с тех пор классической анимационную заставку, слышим задорную музыку, на фоне которой бодрый мужской голос произносит: "Monty Python's Flying Circus - Летающий цирк "Монти Пайтон". Так ровно 50 лет назад, 5 октября 1969 года начался в эфире телевидения Би-би-си новый цикл юмористических комедийных шоу. "Летающий цирк" был неизменным главным хитом английского телевидения в течение пяти лет, вплоть до декабря 1974 года. Одновременно "питоны" начали снимать художественные фильмы, которых до распада группы в 1983 году набралось четыре штуки. Они, собственно, и составляют основу всемирной популярности группы. Распад не остановил активности "питонов" - ни коллективной, ни индивидуальной. Было еще множество фильмов, и пусть выходили они не под именем группы, а под именем ее отдельных членов, выступавших в роли режиссеров, актеров, продюсеров, но дух "Монти Пайтон" - ироничный, абсурдный, саркастический, неизменно острый и неизменно умный - сквозил во всех этих фильмах. Были театральные спектакли, был специальный мюзикл, была и собственная пародийная рок-группа. Было, наконец, историческое воссоединение, которое миллионами поклонников по всему миру ожидалось и приветствовалось как второе пришествие Христа. Ну, или, на худой конец как воссоединение "Битлз" За минувшие полвека "Монти Пайтон" и многочисленные ответвления группы превратились не просто в символ английского юмора, но и в квинтэссенцию современной английской культуры. Полувековой юбилей - прекрасный повод вспомнить "Монти Пайтон" во всей их красе. Предыстория Выбиравшимся на берег в лохмотьях оборванцем был Майкл Пейлин. Автором мультипликационной заставки с занимающей весь экран и ставшей символом "Пайтон" огромной голой ступней - Терри Гиллиам. Ведущим, подхватившим начало шоу, - Грэм Чепмен. В роли Моцарта, в костюме и парике XVIII века и с утрированным немецким акцентом - Джон Клиз. Терри Джонс уже в первом же эпизоде заявил себя как мастер перевоплощений в уморительно смешные женские образы. В сцене комического пародийного репортажа Джону Клизу подыгрывал Эрик Айдл. Скетчи писали все - по одному, по двое, по трое, а то и все вместе. В пору расцвета рок-культуры, когда чуть ли не впервые в истории на первый план вышло творчество не индивидуальное, а коллективное, когда в центре внимания были группы, пусть и в другом виде искусства, "Монти Пайтон", в полном соответствии с духом времени, заявили себя именно как группа. Строго говоря, в создании своей группы "питоны" черпали вдохновение не столько в рок-культуре, сколько в творчестве своих замечательных предшественников по английским комедийным шоу. Еще в 1950-е годы по радио Би-би-си шла регулярная пародийно-комедийная программа The Goon Show (от английского goon - болван, тупица), большим поклонником которой наряду с "питонами" был и Джон Леннон. А продюсером The Goon Show был будущий продюсер "Битлз" Джордж Мартин. Этому фрагменту из скетча "Twits" (twit - олух, кретин, тупица) Джон Клиз предпослал такое уведомление: " Twits пытаются содрать бюстгальтеры с манекенов в знак демонстрации сексуальности высшего класса". В отличие от своих сверстников из "Битлз" - талантов-самородков, не получивших никакого систематического образования, пятеро из шести "питонов" были выпускниками самых элитных британских университетов - Оксфорда и Кембриджа. Собственно, Джонс и Пейлин встретились и начали вместе придумывать свои скетчи в самодеятельном студенческом театре в Оксфорде, а Чепмен, Клиз и Айдл - в таком же самодеятельном студенческом театре в Кембридже. Где-то в середине 1960-х во время тура по США кембриджского театра Cambridge Circus (он уже тогда носил в своем названии слово "цирк") Клиз познакомился в Нью-Йорке с молодым американским фотографом, художником и мультипликатором Терри Гиллиамом. Долго уговаривать его не пришлось, и Гиллиам переехал в Британию. Однако до окончательного оформления великой шестерки в группу прошло еще несколько лет, в течение которых еще не получившие своего названия "Питоны" оттачивали свои острые комедийно-сатирические зубки в различных телешоу. Оттачивали по двое, по трое, неизбежно пересекаясь друг с другом, формируя становящиеся все более тесными творческие и человеческие связи. Наконец, 11 мая 1969 года все шестеро собрались в индийском ресторане "Кашмир" в лондонском Хемпстеде, где и решили вм

]]>
Валерий Кочаров и группа "Блиц": мы объездили весь Советский Союзhttps://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2632https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2632Beatles.ruПериодикаОтечественные поклонники БитлзВсе записиFri, 12 Apr 2019 21:00:00 GMT +0300

Пионер рок-н-ролла в Грузии Валерий Кочаров рассказал, как рок-группа "Блиц" гремела на весь мир Во Всемирный день рок-н-ролла, который мир празднует ежегодно 13 апреля, пионеры этой музыки в Грузии Валерий Кочаров и его группа "Блиц" рассказали о том, как зарождалась рок-н-рольная сцена в Тбилиси 70-80-х. "В 80-м году скончался Джон Леннон. Я сделал концерт, посвященный Джон Леннону. Представьте себе - 80-й год, разгар застоя. А мы в Филармонии, в большом концертном зале даем 12 концертов, посвященных Джону Уинстону Леннону. Я, Рамаз Чичуа, Дато Шушания, Алик Мечитов и струнный квартет. То есть вещи, которые "Битлз" пели со струнным квартетом, мы тоже пели вживую. Потому начались гастроли. Первые были в Ленинграде: дворец спорта "Юбилейный", 12 тысяч человек. Еще к тому же в разгар сезона летнего. Это был июль. Мы выдержали 20 концертов. Дворец был полностью забит", - рассказывает Кочаров. Рассказал известный рокер и о своем сыне, Нике Кочарове, представлявшем Грузию на Евровидении - 2016 со своей группой Young Georgian Lolitaz. "Мой сын - это композитор уровня Джона Леннона. Он пишет такие вещи, которые здесь мало кто понимает. Чтобы это понять, нужно пройти всю историю рок-н-ролла. Я, к моему счастью, это все прошел. И я могу это понять. У него контракт с какой-то английской фирмой, они постоянно переписываются, его все время туда зовут. Говорят, приезжай, оставайся. Мы сделаем промоушн-компанию и ты будешь звездой. У него три диска там выпущено. В 2013 году его песню вообще крутили по радио, и она была признана Английской академией рок-н-ролла одной из лучших", - рассказал Кочаров.

]]>
Как советская власть перестала бояться и полюбила «Битлз». Краткая история официальной советской битломанииhttps://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2628https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2628Beatles.ruПериодикаОтечественные поклонники БитлзВсе записиFri, 7 Dec 2018 21:00:00 GMT +0300

55 лет назад, осенью 1963 года, всеобщая любовь к группе The Beatles достигла помешательства, и в английском языке даже появилось слово «битломания». С января 1964 году группу стали упоминать и в советских изданиях — и постепенно интерес советской прессы к странному музыкальному феномену западной жизни тоже начал походить на помешательство: мало о какой группе здесь писали с такой частотой. Weekend изучил официальную советскую битломанию и проследил, как из лохматых порождений буржуазного лжеискусства The Beatles превратились в идейно близких представителей прогрессивного человечества. Зараженные психозом Несколько месяцев назад на «самодеятельном» концерте удалой четверки в Ливерпуле одна из слушательниц упала в обморок. Это психическое состояние оказалось неожиданно очень модным. О «битлз» заговорила печать, им были предоставлены лучшие концертные залы, из-за них ссорились радио и телевидение. «Смена», январь 1964 Полоумные девицы визжат, помешавшись на Битлах, деловые люди Битлами торгуют. В который раз организована общенациональная проверка способности американца откликаться на рекламу, какой бы глупой она ни была. «Известия», 3 марта 1964 Экзальтированные девицы и парни, зараженные психозом с эстрады, начинают вначале дергаться в пароксизме, а потом толкать и царапать друг друга. Трещат стулья и скамьи, разбиваемые друг о друга. В воздухе мелькают куски бархатной обивки. «Московский комсомолец», 14 февраля 1964 Когда «битлз» испускают свои твистовые крики, молодежь начинает визжать от восторга, топать ногами и свистеть. Поклонницы, сидя в партере, так сильно дергаются в ритме твиста, что часто впадают в обморочное состояние и просто валятся с кресел. «Литературная газета», 3 марта 1964 Буржуазное лжеискусство Они назвали себя «битлз» — словечком, которое можно перевести с английского как «жучки», «стукачи» или «попрыгунчики». Честно сказать, они не рассчитывали на всемирную славу. Ведь это было просто дурачеством — вопить, прыгать и трястись под музыку, исполняемую на стиральной доске и других подобных инструментах. «Смена», январь 1964 Деньги, деньги и еще раз деньги — вот пароль участников квартета «Битлис», которые совсем недавно строили из себя «сердитых молодых англичан». «Московский комсомолец», 13 февраля 1964 В Лондоне известен музей восковых фигур мадам Тюссо. Наряду с фигурами известных всему миру людей здесь имеются изображения преступников и людей сомнительной «славы». Недавно музей пополнился новыми экспонатами — фигурами артистов «Битлс». «Советская молодежь», май 1964 Пластинки с их песенками, большую часть которых они пишут сами, не сходят с первых мест боевиков, а на их фильм «Вечер тяжелого дня» попасть трудно и днем и вечером. Концерт в присутствии членов королевской семьи они начали предложением: «Те, кто на галерке, могут хлопать. В партере — трясите драгоценностями». «Известия», 24 июля 1964 А как относятся к концертной деятельности ливерпульских «идолов» английские власти? Не мешают. Более того, они ее поощряют. Ведь это отвлекает английскую молодежь от политики, от горьких размышлений о поруганных идеалах и разбитых надеждах. «Московский комсомолец», 13 февраля 1964 Хотя власть в США не переменилась, утверждают, что в феврале 1964 года страна была завоевана Битлами. Это не нация и не семья, а четыре рядовых лохматых «музыканта» с Британских островов. Три безголосых гитариста и один упоенный собой барабанщик вторглись на американский берег. «Известия», 3 марта 1964 «Битлз» — еще одно из многочисленных средств, используемых на Западе для одурманивания молодежи, отвлечения ее от серьезных общественных задач, от борьбы против несправедливости, царящей в окружающем ее мире. И в этом смысле «битлз» занимают свое место в ряду других извращений буржуазного лжеискусства всех мастей. «Музыкальная жизнь», май 1964 Консервативная партия хочет сделать на «битлах» политический бизнес, рассчитывая создать о себе представление как о «современной» партии и привлечь любой ценой голоса избирателей на предстоящих парламентских выборах. «Московская правда», 17 марта 1964 Простые парни Четверо парней так кривляются и извиваются на эстраде, делают такие непристойные движения, что у нормального человека это может вызвать только отвращение. «Московский комсомолец», 14 февраля 1964 Вагон тронулся, и журналисты достали блокноты. Внезапно один из артистов, Ринго Стар, издал тарзаний крик и стал по-обезьяньи скакать по диванам. Джон Леннон и Джордж Гаррисон обменялись на публике брюками — теми, что были на них. Затем Ринго зажужжал, изображая киноаппарат, а Джордж улегся в сетку для багажа. «Крокодил», март 1964 <

]]>
В вихре "Битлз"https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2624https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2624Александр ОфицеровПериодикаВсе записиThu, 29 Nov 2018 21:00:00 GMT +0300В поблёскивающих свежеколотым антрацитом звуковых дорожках этих двух дисков свилась пружиной эпоха. Та самая, что полвека назад сотрясла буржуазный мир ураганами студенческих восстаний и рабочих забастовок в Западной Европе, жёсткой поступью за океаном маршей против американской агрессии во Вьетнаме и расовой дискриминации, подъёмом национально-освободительного движения во многих странах… ИТАК, антрацит был сколот, капитализм пошатнулся. Оставалось только высвободить революционную энергию этого камня — символа рабочего труда. И первыми в музыкальном мире за это дело взялась «великолепная четвёрка» из пролетарских кварталов Ливерпуля, выпустив 22 ноября 1968 года двойной диск «The Beatles», более известный как «Белый альбом». Эта работа стала не просто очередным сборником песенных шедевров, которыми «Битлз» уже не первый год радовали миллионы людей на планете, — в альбоме неожиданно для всех оказался мощный заряд социально-политического звучания. В этом его новаторство. Этим он актуален и сегодня. Мастерами язвительного политического жеста битлы были и прежде. Стоит только вспомнить, как на одном из концертов лидер группы Джон Леннон попросил богатых зрителей и саму британскую королеву вместо аплодисментов побренчать бриллиантами; или же демонстративный отказ «Битлз» от гастролей на Юге США из-за проводимой там по отношению к чернокожему населению политики сегрегации. Но отныне разговор другой. Музыканты освоили высокохудожественный язык протеста — образный, полный разящей сатиры. В композиции «Piggies» (поросята) младший из битлов Джордж Харрисон под торжественный мотив клавесина поёт о грязной сути свиней в модных пиджаках и чистых сорочках, которым если чего и не хватает, то только хорошего пинка. Злоба дня — и в лирической балладе о раненой птице «Blackbird» (чёрный дрозд), исполненной под акустическую гитару Полом Маккартни. Написана она была как ответ на расистские волнения в Соединённых Штатах. «В те дни активно развивалось движение за гражданские права, и мы яро поддерживали его, — вспоминал музыкант. — Эта песня адресована чёрным женщинам, которые сталкиваются с дискриминацией. Им я хотел сказать: «Позвольте вас подбодрить, старайтесь и не теряйте веру. Есть надежда». Вместо того чтобы петь открытым текстом «чёрная женщина, живущая в Литл-Роке», я превратил её в птицу». Силой метафоры бьёт в цель и другая композиция альбома «Helter Skelter» (кавардак) — самая грубая, по признанию Пола, вещь «Битлз». Она «о распаде и разложении», навеяна мыслью о крахе Римской империи, которую к бесславному концу привели погрязшие в алчности, коррупции и нравственном пороке патриции и императоры. Эта хард-роковая композиция и через полвека бичует наживающихся на разрушении «хозяев жизни», о чём «Правда» писала в материале «Кавардак» на острове богачей» (№18 за 17—20 февраля 2017 года). А вот толчком к созданию «Helter Skelter» стала одна из подобных «отвратительных» песен британской группы «The Who» (кто). Кстати, с мнением её лидера Пита Тауншенда можно было познакомиться на страницах «Правды» ещё в 1966 году в статье нашего собственного корреспондента в Англии в ту пору Олега Орестова «Думы и тревоги английской молодёжи». «Я всегда стоял за принципы молодых коммунистов, — писал музыкант. — Если бы я жил в России, то стал бы работать ради выполнения пятилетнего плана, так как я знал бы, что это в интересах страны. У меня радуется сердце, когда я вижу, что что-то строят, как, например, новые библиотеки. Но не могу смириться с мыслью, что молодые парни идут воевать во Вьетнам, даже не понимая толком, за что воюют». В этом же материале правдист рассказал советскому читателю и о битлах, назвав их «лучшими эстрадными певцами» и просто «хорошими ребятами» с «передовыми взглядами», осуждающими американскую агрессию во Вьетнаме и симпатизирующими Советскому Союзу. Последнее обстоятельство спустя два года было подтверждено «великолепной четвёркой» в заглавной песне «Белого альбома» «Back in the U.S.S.R.» (назад в СССР), а буквально на днях, можно сказать, и узаконено. В канун праздника Великого Октября на официальном сайте «Битлз» увидел свет новый видеоклип на эту композицию с кадрами из славной летописи страны победившей социалистической революции. Нашей страны. Здесь и сталинские высотки, и московское метро, и трудовой Свердловск, и оленеводы тундры, и наш балет, и взлёт ракеты, и сами спешащие на самолёт битлы под размашистое «Снова в СССР», написанное по-русски!.. ИМЕННО РЕВОЛЮЦИЯ, которой в те годы бредила Западная Европа, и в первую голову студенческая Франция, стала ключевой идеей альбома. В названиях сразу двух его композиций — слово «Революция». Но если она не сделает мир лучше, а приведёт только к разрушению, то вычеркните меня из своих рядов, пел Джон Леннон в одной из них, выпущенной отдельно на сингле. А вот в альбоме он уже заявляет: «Я с вами». — Я оставил и то и другое, потому что ещё не определился, — позже пояснял свои метания Джон. — Да и не хотел, чтобы меня убили. Тогда в лидере «Битлз» больше говорил, как он сам себя называл, стихийный, инстинктивный социалист. Таким, собственно, и был характер рабочих кварталов Ливерпуля, в которых он рос, щеголяя в куртке с плеча своего дядюшки Джорджа. В середине пятидесятых годов здесь, по признанию Леннона, «стакан сахара невозможно было достать». У второго битла, жившего с Джоном по соседству, тоже была сладкая мечта — это сгущёнка. — Если когда-нибудь разбогатею, то куплю целую банку, — делился грёзами юности Пол Маккартни. Оголённая Второй мировой Европа к концу шестидесятых милостью дяди Сэма помаленьку оперилась. И тут её поставили на дыбы. Классовое чутьё подсказывало лидеру «Битлз», что левацкий политический радикализм — враг революции, потому как основывается отнюдь не на закономерностях борьбы между трудом и капиталом, и зна

]]>
Новый альбом Пола Маккартни Egypt Station: остановки на длинном путиhttps://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2582https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2582Кан АлександрПериодикаПол Маккартни - Egypt Station (2018)Все записиSat, 8 Sep 2018 21:00:00 GMT +0300

Новый альбом Пола Маккартни заставляет задуматься и поразмышлять о нынешнем творческом состоянии одного из величайших мелодистов нашего времени. Will you still need me, will you still feed me when I'm 64? - пропел в 1967 году 25-летний битл. За вошедшие с тех пор в поговорки 64 года он перевалил давно. Сегодня ему 76, а мир, кажется, не утратил аппетита ни к самому музыканту, ни к его музыке. Это совершенно очевидно по тому вниманию, которое вызвал вышедший в свет в 7 сентября Egypt Station - новый, первый за пять лет альбом Маккартни. Три пути Что делать музыканту, достигшему столь зрелого возраста, а в своей музыкальной карьере покорившему все вершины успеха и признания, и давно уже живому классику? Есть несколько путей. Можно почивать на лаврах, вновь и вновь переживать свои былые монументальные заслуги и делать вид, что ты и сегодня так же свеж, задорен и бодр, как полвека тому назад. По этому пути пошли неувядающие Rolling Stones во главе с сохранившим несмотря на глубокие морщины феноменальную физическую форму Миком Джаггером. Можно ностальгировать по молодости, воспроизводя на своих новых релизах музыку детства и юности, музыку, которая формировала тебя и была основой того, что ты делал в золотые годы. По такому пути пошел Боб Дилан, вот уже много лет перепевающий своим уже по-старчески хриплым голосом золотой запас американской песни - от кантри и блюграсса до бродвейских вечнозеленых стандартов. А можно неустанно стремиться держать руку на пульсе, искать все новые и новые музыкальные формы для выражения своей творческой сути. По такому пути шли, например, Лу Рид или Дэвид Боуи, до самой смерти не прекращавшие безудержного экспериментаторства. Или взять Джонни Кэша, на самом закате жизни записавшего при помощи продюсера Рика Рубина серию чуть ли не самых ярких в карьере альбомов - с новым для себя звучанием. Маккартни-универсал Маккартни испробовал все. После десятилетних попыток утвердить свою самость вне "Битлз" и упорного нежелания играть песни группы, он в конце концов сдался, поняв, что бороться с искренней любовью миллионов и миллионов поклонников невозможно. В 2012 году он выпустил альбом Kisses on the Bottom - ностальгическую, как у позднего Дилана, подборку классических бродвейских и мюзик-холльных стандартов, которые он помнил с детства. Музыка эта постоянно звучала в доме отца, трубача, пианиста, лидера небольшого джаз-ансамбля. А следующий после Kisses on the Bottom - вышедший в 2013 году альбом с программным названием New - стал попыткой 70-летнего музыканта найти новые современные звучания. Для этих поисков он, помимо потомственного теперь (вслед за своим великим отцом сэром Джорджем) битловского продюсера Джайлза Мартина, привлек еще и троицу самых актуальных британских продюсеров - Мика Ронсона, Итана Джонсона и Пола Эпуорта. New был достойным, качественным альбомом, однако последовавшая за ним коллаборация FourFiveSeconds с Рианной и Канье Уэстом хоть вернула сэра Пола в топ-10, но вызывала у многих поклонников Маккартни не столько радость, сколько смущение и неловкость за подчиненную роль мэтра в песне двух звезд поп-музыки. Поклонники Канье и Рианны же не поняли, что за пожилой мужчина играет на гитаре в клипе. Самому Маккартни коллаборация понравилась, хотя он и признавал, что итоговый результат получился достаточно неожиданным, а его роль в песне - не слишком заметной. Egypt Station Egypt Station пытается совместить все три подхода. Продюсером на альбом Маккартни пригласил 49-летнего Грега Курстина, опытнейшего музыканта, обладателя пяти "Грэмми", среди подопечных которого были Адель, Бек, Лилли Аллен и Foo Fighters. Повторением попытки впрыгнуть на поезд современной поп-музыки и совершенно открытым стремлением сотворить "хит"(он без смущения сам в этом признавался) можно считать приглашение в качестве соавтора и продюсера песни Fuh You 39-летнего Райана Теддера, больше всего известного как автора Bleeding Love Леоны Льюис и Halo Бейонсе. Во время работы над песней Маккартни, впрочем, звучал уже без первоначального энтузиазма. В прессу просочилось такое его высказывание: "Я вообще-то привык иметь дело с песнями со смыслом, я ведь написал Eleanor Rigby. Здесь же никакого смысла нет". В итоге и Fuh You, и опубликованные еще в июне в качестве сингла Come On To Me оказались в числе самых малоинтересных номеров альбома. Есть наивная, в духе пацифистских демаршей 70-х, People Want Peace. Есть пропитанная духом бразильской тропикалии, но мало вяжущаяся с образом Пола Маккартни Back in Brazil. Есть насыщенная звуковыми петлями Caesar Rock - опоздавшая полвека реплика ленноновской Tomorrow Nev

]]>
Первой пластинке Юрия Антонова (с прямой цитатой из The Beatles) исполняется 45 летhttps://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2584https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2584Beatles.ruПериодикаРусский рокВсе записиFri, 7 Sep 2018 21:00:00 GMT +0300

Первому авторскому миньону Юрия Антонова с песнями «Третий день» (в другом варианте издания «Не грусти, пожалуйста») / «Ну что с ним делать» / «У берёз и сосен» исполняется 45 лет. «Юрий Антонов был приглашён мной в качестве солиста эстрадного оркестра Росконцерта «Современник» в начале 70-х годов прошлого столетия, после того, как завершилась деятельность известного коллектива «Добры Молодцы», в котором Юра являлся и его создателем, и основным солистом, и руководителем, — рассказывает читателям Петропавловск.news Председатель Гильдии джазовой музыки России, композитор, дирижёр, продюсер, Народный артист России Анатолий Ошерович Кролл. Сразу же после его прихода в мой коллектив я организовал на фирме «Мелодия» запись грампластинки новых авторских песен Юрия Антонова с моим оркестром. Все аранжировки этих песен я сделал лично сам. Что касается включения всем известной мелодии «Битлз» в песню «У берёз и сосен», то это было специально придумано и сделано именно мной и являлось как бы символическим музыкальным дружеским «рукопожатием» между замечательными мелодиями «Битлз» и прекрасными мелодиями Юры Антонова. Он с пониманием принял мою идею и благодарно согласился на такое доброе соседство этих мелодий. Относительно списка исполняемых Юрой песен в моём оркестре в то время,-учитывая, что с тех пор прошло около полувека, я не могу перечислить весь его репертуар в наших многочисленных концертных программах – пели и играли абсолютно всё, что нам хотелось! Хочу отметить, что наши взаимно добрые, уважительные и дружеские отношения продолжаются по сей день…»

]]>