Чего стоит только "Pilgrims Progress" с ее величественным меллотроновым прологом, головокружительной органной кавалькадой, флейтовыми синти-пассажами и общей вдохновенной эпической атмосферой! "Time to Dream" - комплексный арт-фьюжн, замешанный как на ритм-блюзе (крупный басовый рисунок Тони Ривза задает здесь тон остальным), так и на разнокалиберных партиях, покрывающих пространство от джазового пианизма до имитации гитарных риффов и внушительного "тронного" бэкграунда. 9-минутная фантазия "Drum Folk" покоряет изобретательностью ее создателей - Дэйва Гринслейда и ударника Энди МакКаллоха: протяжные "космизмы" и чеканные маршевые структуры, виртуозные клавишные темповые "поливы" и не менее сногсшибательные барабанные импровизации, сентиментально-элегийный настрой и гроссмейстерски совершенные джаз-роковые этюды... "Sunkissed You're Not", пожалуй, лучшее творение Лоусона. Словно опытный птицелов, фронтмен Greenslade заманивает слушателя в искусно расставленные песенные силки и тенета, и уж вырваться из них будет весьма непросто.
Из пары альбомов, изданных группой в 1973 г., "Bedside Manners Are Extra" заслуженно считается более зрелым и ярким. Полифония стала ощутимо насыщеннее, выросло количество хитроумных ритмических фигур. Да и в плане интриги лонгплей даст фору многим. Титульный опус - светоносная и довольно мелодичная рапсодия, за симфоническим антуражем которой проглядывают блюзовые корни участников. Не будучи мастером вокала, Лоусон концентрируется на артистических средствах выражения. История излагается им характерно: местами - твердо и решительно, местами - трогательно и лирично. Палитра базируется на множественном сочетании клавишных: синтезатор, орган, электропиано марки Wurlitzer, меллотрон... Инструментальная раскладка используется командой по максимуму (недаром папа Гринслейда - оркестровый аранжировщик), посему и отсутствие соло-гитары не воспринимается недочетом.
...Фактическое отсутствие соло-гитары в арсенале команды обусловило мягкость и "округлость" звучания Greenslade. При этом скорости и драйва на пластинке предостаточно. К примеру, вступительная пьеса "Feathered Friends" открывается яркими органными пассажами, идущими в связке с техничной ритм-секцией и зажигательными фортепианными аккордами "а ля буги-вуги". Настроение вещи меняется неоднократно - от мелодичного лиризма до эмоционального надрыва; кстати, в этой своей ипостаси команда напоминает других англичан - Rare Bird. Стилевой спектр отличается широтой охвата - от боевых и задорных рок-тенденций до внушительного симфонизма (активно задействован меллотрон). Исключительные игровые навыки собравшихся раскрываются в сугубо инструментальных треках; таковых на диске три ("An English Western", "Melange", "Sundance"). Здесь-то и проявляется в должной мере неуемная фантазия Гринслейда, его редкостное умение выстраивать по-настоящему увлекательные, событийно богатые и щедрые по фактурной окраске номера. Композиционно-исполнительский уровень музыкантов заслуживает искреннего восхищения и всяческой похвалы. Действительно, нетленная классика прога, достойно выдержавшая испытание временем.
Квартет Greenslade появился на британской рок-сцене в самую горячую для прогрессива пору. Шел 1972 год. Незадолго до этого прекратил существование замечательный блюз-артовый состав Colosseum. И оставшийся не у дел органист Дэйв Гринслейд задумал сколотить собственный ансамбль. Позвал старого приятеля Тони Ривза (бас), игравшего с Майком Тейлором, Джоном Мейоллом и теми же Colosseum. Пригласил опытного клавишника Дэйва Лоусона, известного многим по участию в оригинальных джаз-проговых коллективах Samurai и The Web. Плюс рекрутировал маститого ударника Эндрю МакКаллоха, чей послужной список украшали имена вроде Crazy World of Arthur Brown, Fields и King Crimson. И, как говаривал идеолог советской перестройки, "процесс пошел". С репертуаром проблем не возникло. Все четверо являлись людьми в высшей степени креативными, так что материал создавался споро. Профессиональными дебютантами заинтересовались представители крупнейшей корпорации Warner Bros. Records. Был заключен взаимовыгодный контракт с лейблом, и уже в декабре 1972 года вся студийная работа над первым лонгплеем группы завершилась полностью. Через несколько месяцев винил, оформленный легендарным ныне художником Роджером Дином, поступил в продажу...
Коллеги, хочу вернуться к конверту пластинки ZOOT ALLURES. На передней и задней сторонах конверта какие-то иероглифы... Что же это такое? Вот что мне удалось нарыть в недрах интернета о происхождении иероглифов на конверте пластинки:
Группа FZ совершила концертный тур по Японии в начале 1976 года. Это был единственный тур FZ по Японии. Одно из выступлений группы было в университете города Киото, и, должно быть, так произвела впечатление на студентов Киото, что студенческий комитет подарил FZ ханко (это такая маленькая печать с иероглифами; подобные ханко в Китае и Японии используют вместо подписи). Изображение ханко на передней стороне обложки звучит как "за ппа". Это иероглифы кандзи, которые означают "разные листья"- сленговое обозначение наркотиков. Но это, в данном случае, неуместно, так как FZ был категорически против любых видов наркотиков. Так же студенты преподнесли табличку с названием "Школа без безумной боли" - фраза звучит как "фу ран ку за ппа". Это словесный оборот, типа - "Школа импрессионистов, Школа стоиков и т. п., и что бы это значило - увы, непонятно... FZ, видимо,использовал эту печать ханко на лицевой стороне конверта и слова с таблички на задней стороне конверта из-за наличия в фразах слов "за ппа". По сути, эти символы были выбраны в соответствии с произношением.
Во время обширного осеннего турне в 1978 году группа и представила свой новый альбом «Vielleicht bist Du ein Clown?»(«Вероятно, ты — клоун?»), который содержит, прежде всего, кое-что из: «Звуков Хаммонда (Кейта Эмерсона), гитарных фраз Wishbone Ash и сферических звуков группы Yes — но ничего нового и совсем без неожиданностей» (цитата «New Musical Express»).
3 июля 1978 года Novalis дали в Гамбургском городском парке превосходный концерт на открытой площадке. На нем присутствовали 4 тысячи зрителей. Novalis продали 300 тысяч своих альбомов и вошли тем самым в число самых успешных немецких рок-групп, а в Японии продав 50 тысяч альбомов — завоевали после Scorpions самую большую популярность.
В своем творчестве музыканты делали упор не на экспериментальную психоделию, которая служила основой для многих немецких коллективов, таких как Can, Xhol Caravan или Guru Guru, а на прогрессивный мелодизм а-ля Eloy.
Novalis, которая превратилась в топ-группу, в период с января по апрель 1977 года дала несколько концертов. Еще до конца года на свет появилась пятая пластинка под заголовком Brandung(Прибой). Альбом посвящен главному языческому символу - солнцу. Отсюда и название эпоса в четырех частях - "Солнцестояние". На пластинке изобилует симфоник-звучание, отличающееся своей эпичностью, что так важно для повествования о язычестве.
Настроение этого альбома несколько напоминает Пинк Флойд, с длинными инструментальными частями, но облегченное: если Пинк Флойд создавали музыку, чтобы рассмотреть личных демонов долгой зимней ночью, то Novalis, чтобы рассматривать пиво ярким солнечным, летним днем. Спокойный созерцательный альбом.
“Sommerabend” – третий альбом немецкой группы из Гамбурга Novalis, выпущенный в 1976, стал одним из лучших их релизов. Очень удачным для группы выдался 1976-й год. Альбом Sommerabend преодолел стотысячный рубеж, а на фестивале в Эссене музыкантов ожидал самый горячий прием (их вызывали на бис аж шесть раз).
В Zoot Allures есть всё, что присутствует обычно в альбомах Фрэнка Заппы — инструменталы, комедийные песни, фарс, но здесь ещё и тяжёлый, чуть не погребальный рок, сделанный с участием кучи музыкантов в куче разных мест, включая концертные записи, дописанные потом в студии. В Zoot Allures встречается первый опыт Заппы по внедрению изобретённой им техники записи, которую он назвал ксенохронией. Суть его в том, что берётся какой-нибудь отдельный фрагмент, например, гитарное соло, записанное в одном месте для одной песни, и вставляется в песню, записанную в другое время в другом месте. Песня может иметь другой размер, другой темп — не важно, эффект от этого может быть только интересней. На протяжении всего альбома Заппа старается выдавать хард-рок, выстраивая его на шаманящих, завораживающих риффах и ядовитых гитарных соло, но в вокалах неизменно утрирует, скатывается в типичный для него фарс, в чём немалую роль играют тексты. Он продолжает обыгрывать излюбленные темы, нападая на общепринятые институты и стереотипы сознания общества.
FRANK ZAPPA "ZOOT ALLURES" -1976 Zoot Allures — это Фрэнк Заппа, делающий альбом тяжёлого рока, по крайней мере, в его представлении. Поэтому он строит из себя "крутого парня" на обложке. А поскольку Заппа, даже при всём его желании, не сможет идти обычной, протоптанной всеми дорогой, у него получается нечто другое. Во всяком случае, не то, чего ждут обычно от своих групп фаны Black Sabbath или Led Zeppelin.
Zoot Allures — это каламбур от "Zut alors!" (Зюталёр!) — французского восклицания, экспрессивно выражающего эмоции от "Блин!" до "Чёрт побери!" Англизированное Заппой Zoot Allures обретает иной смысл, что-то типа "Стильные очарования". Первоначально планировался двойной альбом под названием The Night of the Iron Sausage (Ночь железной сосиски), но Фрэнк всё переаранжировал, редактировал и ужал до одного диска. Возможно, так вышло из-за начавшейся в 1976 долгой судебной тяжбы, которую Заппа затеял против своего менеджера и партнёра по лейблу DiscReet Records Херба Коэна. Фрэнк считал, что Коэн со своим братом укрывали от него часть доходов с их совместного предприятия. Коэн, в ответ, подал на Заппу свой иск, а в результате этих исков, все финансы и имущество DiscReet Records были заблокированы. Это означало, что Заппа не имел доступа ко всему записанному до того материалу. Но! Мастер-плёнка Zoot Allures на тот момент находилась у Заппы дома и он пошёл с ней напрямую в Warner Bros. Records, где и реализовал этот альбом.
Сарказм, сатира, юмор, стёб, издёвка, насмехательство, всегда присутствовавшие в работах Заппы, достигли в этом альбоме своего апогея. Заппа потешается здесь над известными артистами, над любимыми грешками и глупостью американского общества. Первый номер альбома "I Have Been in You" (Я был в тебе) высмеивает хит Питера Фрэмптона 1977 года "I'm in You" (Я в тебе). Заппа рассматривает этот хит в цепочке: поп-песня — поп-идол — подростковая фантазия, где песня обретает большой смысл для тинейджеров, когда они в своих мечтах сливаются с кумиром. Заппа издевается над банальным текстом баллады Питера Фрэмптона, заменяя его слащавые эвфемизмы прямым сексуальным контекстом.
FRANK ZAPPA "SHEIK YERBOUTI" -1979 "Шейк Йербути" - двойной концертный альбом со студийными элементами американского музыканта и композитора Фрэнка Заппы, вышедший 3 марта 1979 года на Zappa Records (SRZ-2-1501) в США и Канаде, на CBS — в странах Европы. Это был первый релиз на Zappa Records, лейбле, созданном Заппой после ухода от Warner Bros. Records. Остальные альбомы, издававшиеся в тот период Warner Bros. Records, представляли собой всякий халтурный материал из старых записей, который музыкант подсовывал компании грамзаписи, дабы выполнить до конца контракт с ней. И контраст между Sheik Yerbouti и альбомами Warner Bros. был разительный. Sheik Yerbouti — поворотный момент в музыкальной жизни Фрэнка Заппы. Став самым продаваемым альбомом музыканта (свыше 2 млн. экз. по всему миру), он открыл дорогу к широкой популярности Заппы и большим продажам его последующих работ.
С тех пор Cassandra Wilson занялась образовательной и общественной деятельностью, изредка выступая с концертными программами. Всё ещё остаётся надежда, что когда нибудь она запишет новые песни, но возможно, она придерживается принципа, что новые песни пишет тот, у кого старые плохие - а это уж точно не про неё.
Прорывной альбом Blue Light 'Til Down вышел в 1993 году, на нём Cassandra Wilson вернулась к блюзовому наследию своего родного Миссисипи - её джаз с блюзовыми тонами вызвал фурор и я ни в коем случае не хочу сказать, что она продала душу дьяволу на том же перекрёстке, но с тех пор её голос становился всё глубже, темнее и богаче. Затем последовало ещё множество альбомов, в числе которых самые популярные и известные - New Moon Daughter, вышедший в 1995 году; Glamoured - в 2003...
Этот путь и определяет музыку Cassandra Wilson - джаз, блюз, фолк, а также рок, фанк и другие жанры естественным образом уживаются в творчестве одной из определяющих вокалисток современного джаза, пик творчества которой пришёлся на 90-е и начало десятых годов нового тысячелетия. Зачастую в своих песнях она использует сложные гармонии и размеры, но тем не менее это не делает их слишком "заумными" и сложными для восприятия, а лишь обогащает и развивает смысловую и музыкальную основу композиции.