Четыре недели спустя, 24 сентября 1969 года, Deep Purple выступили с «Child In Time» на своем крупнейшем на тот момент шоу. Поводом послужила одна из первых новаторских работ Джона Лорда – Концерт для рок-группы и оркестра в Королевском Альберт-Холле в Лондоне.
К этой грандиозной работе был большой интерес со стороны прессы и публики. Менеджер Deep Purple Тони Эдвардс назвал затею Джона блефом, забронировал зал и назначил точную дату. Вечер был тщательно подготовлен. Открывала его классическая пьеса дирижера Малкольма Арнольда, затем короткое выступление Deep Purple, а затем главное событие вечера - сам Концерт. Группа сыграла три номера самостоятельно, закончив выступление 12-ти минутным исполнением «Child In Time». Они звучали нервно и даже сдержанно, явно немного напуганы выступлением, особенно перед аудиторией, которая была далека от обычной рок-тусовки. Ян Гиллан, пожалуй, исключение. Его вокал безупречен. Он динамичен, и его крики мощны и душераздирающи. Джон выстраивает мост для перехода на гитарный пассаж, в то время как Ричи размеренно начинает свое соло на три с половиной минуты, быстро набирает обороты, но не совсем определился, в каком направлении ему идти (хотя это звучит более структурировано, чем в Paradiso). Он снова ищет фразы и семенит, и кажется, что он еще не решил, как все это упорядочить. Примерно на полпути гитарного соло Ян Пейс начинает молотить по барабанам, но никто его не поддержал, и он быстро возвращается к нормальному ритму. Во втором куплете Гиллану снова представляется возможность продемонстрировать свои потрясающие вокальные возможности. Затем полутоновое хроматическое нарастание звукового вала, врезающегося в финал песни, и короткая, красивая гитарная фраза Ричи поверх затухающего органного аккорда.
Re: DEEP PURPLE - Child in time Автор:SealtebДата: 07.01.20 19:22:12
Дата дебюта песни на публике неизвестна, но она точно была сыграна на концерте в Paradiso в Голландии 23 августа 1969 года, а премьера, вероятно, состоялась на одном из предыдущих шоу. Песня быстро стала ключевым номером в их живых выступлениях.
Хотя основная структура песни была в значительной степени доработана еще на репетициях в Ханвэлле, на версии, сыгранной в Paradiso хорошо слышно, что группа все еще экспериментировала с некоторыми деталями, которые и сделали эту запись уникальной во многих отношениях. Джон звучит особенно вдохновенно во время вступления и выходит далеко за пределы довольно интроспективной игры в более поздних версиях, в то время как Гиллан поет более убедительно и страстно. С другой стороны, ритм секция еще очень проста, и ей не хватает динамики, которую они доработали в более поздних выступлениях. И это явный признак того, что это было все еще довольно «сырое» исполнение. Охи и ахи Гиллана тоже немного различаются: последняя фраза в последней части звучит как чередующаяся последовательность нот, а не как непрерывный крик, что на самом деле не так уж и плохо звучит. После того, как Гиллан закончил первый куплет, песня переходит в болеро, и именно Ричи начинает связующее соло, в отличие от (почти всех) более поздних живых версий, где в этой части доминировал Джон. Ричи также играет в непривычном для него в то время стиле, много отрывистых нот и быстрых повторяющихся фраз. Затем он переходит к основному гитарному соло, где, кажется, пробует ритмы, фразы и стили, а не играет что-то подготовленное заранее. В какой-то момент он просто останавливается, и Джон подхватывает его, но затем Ричи возвращается с довольно агрессивной партией, которая очень узнаваема на более поздних версиях. Он снова на короткое время возвращается к нескольким тактам экспериментов. Чувствуется, что у соло пока нет определенной структуры, и он явно пробует разные варианты, пытаясь понять, какие из них сработают. Затем все переходит в арпеджио, и Джон переходит ко второй части песни.
Re: DEEP PURPLE - Child in time Автор:SealtebДата: 07.01.20 19:21:08
Джон вспоминал: «В Mk 2 мы расширили свой горизонт, и мы просто отпустили вожжи и решили, пусть все идет, как идет, потом посмотрим, что из этого получится. Я начал наигрывать тему из «Bombay Calling», но намного медленнее, и Ян Гиллан подхватил. Сначала он пел просто «о-о-о», потом «а-а-а» и потом этот сумасшедший крик. Все это еще до того, как появился текст. Мы играли этот кусок снова и снова по кругу, все громче и громче. Затем уперлись в тупик и стало понятно, что больше идти некуда, и тут… началось болеро. Мне кажется, это был Ян Пейс, который сказал: «Все, с меня хватит… и он сорвался в шафл, и если вы внимательно послушаете, то услышите, как болеро переходит в шафл, такая ритмическая связка. И потом эта замечательная идея – внезапная пауза… и опять: тум-тум-тум…" Ян Гиллан так описывает свой вклад в развитие песни: «Джон Лорд дурачился (или, как говорится, «экспериментировал на тему») с мелодией из нового альбома It's A Beautiful Day. Я начал петь, и слова пришли сами собой, потому что «холодная война» была в самом разгаре, все говорили о ядерной угрозе, которая нависла над миром. Потом, через «Радио Свободная Европа» эта песня и многие другие попали за «железный занавес», и, как я узнал много лет спустя, тем, с той стороны занавеса, было очень приятно, когда они поняли, что где-то там тоже живут миролюбивые и дружелюбные люди». Ян Гиллан был единственным из группы, кто не знал, откуда взялся вступительный риф: «Это звучало хорошо, и мы подумали, что нам стоит поработать над этим рифом, немного его изменить и сделать что-то новое, сохранив сам риф, как основу. Но я никогда не конкурировал с оригинальной версией «Bombay Calling». Песня в основном отражала настроение момента, и именно поэтому она стала настолько популярной ». То, как Ян Гиллан пришел к написанию текста осталось загадкой для Роджера Гловера: «Не представляю откуда Ян взял эти замечательные слова. Наше с ним творчество до перехода в Deep Purple было не особо поэтичным, скорее это были незамысловатые поп-тексты, хотя в период с середины до конца 60-х, музыка, особенно пришедшая с Западного побережья, повлияла на то, что мы стали писать гораздо лучшие и более глубокомысленные тексты. Это было очень захватывающее время для творчества». «Мы создали эту песню, используя тему «холодной войны», и написали такие строки: «Милый ребенок во времени, ты увидишь линию…». Так появились слова. У Джона была готова партия клавишных, а у Ричи партия гитары». «В Америке песня воспринимается как песня социального или политического содержания. Мне кажется, это были размышления Яна о мире и обо всех ненормальных слепцах в этом мире. Но вы можете трактовать ее как хотите. Все зависит от вас, если вы ищите в словах какое-то глубокое значение. Нам они очень нравятся».
Доработав основную часть песни вместе с внезапной паузой посередине, они почувствовали, что необходим эпический финал композиции. Как вспоминает Джон: «Песня была не закончена, потому что мы не знали, как ее закончить, и Ян все еще не дописал слова. Ричи предложил вариант: «Почему бы нам не опуститься на Ми, а затем просто наращивать темп и тональность, как мы это обычно делаем на концерте, и играть все быстрее, быстрее и быстрее, а Ян будет выдавать все эти бессмысленные вопящие и кричащие потоки сознания». Вообще-то окончание «Child In Time» чем-то похоже на финал песни The Beatles «A Day In The Life». Конечная хроматическая восходящая секция и, в частности, финальный аккорд из песни The Beatles звучит очень похоже на финальную версию «Child In Time». Джон подтвердил, что это не случайно: «Нам нравилось, как это звучит, поэтому мы его и «тиснули», можно и так сказать».
Re: DEEP PURPLE - Child in time Автор:SealtebДата: 07.01.20 19:17:23
Затем ЛаФламм помог сформировать It's A Beautiful Day, которая тоже использовала эту тему, и, в конце концов, он был вынужден указать Винса Уоллеса, как соавтора этой композиции, но к тому моменту «Bombay Calling» уже прочно ассоциировалась с It's A Beautiful Day. Нужно сказать, что на самом деле, It's A Beautiful Day также использовали только первые несколько секунд вступительной мелодии и среднюю часть. В остальном же это была совершенно другая композиция.
В коне концов, когда It's A Beautiful Day с удивлением узнали, что Deep Purple «одолжили» их рифф для своей песни, они не стали поднимать шум вокруг этого, а просто «одолжили» одну из композиций Deep Purple («Wring That Neck»), и использовали ее рифф для своей композиции «Don and Dewey».
Re: DEEP PURPLE - Child in time Автор:SealtebДата: 07.01.20 19:16:47
Дэвид ЛаФламм, в свою очередь, исполнил уже свою версию этой мелодии в составе недолго просуществовавшей экспериментальной группы The Orkustra, которая в 1966/67 годах играла некую смесь симфонической оркестровой музыки с рок-психоделией, но не оставила после себя никаких записей.
Re: DEEP PURPLE - Child in time Автор:SealtebДата: 07.01.20 19:15:14
Как подтверждает Роджер Гловер: «Одно из первых, что я сделал, когда присоединился к группе, это отправился в отпуск с Яном Пейсом и Ричи. Мы взяли лодку, поплыли по Темзе и слушали много записей групп, игравших в то время". Одним из альбомов, который они взяли с собой, был альбом It’s A Beautiful Day одноименной американской группы. Юридические вопросы не позволили It's A Beautiful Day выпустить этот альбом до середины 1969 года. Вышедший на Columbia Records в сентябре, альбом возглавил плейлисты радиостанций США. Джон говорит, что он услышал альбом в Америке и был очарован струнными в песне «Bombay Calling». Ник Симпер вспоминал, что Mk 1 заприметил рифф из «Bombay Calling» еще тогда, когда Deep Purple выступал вместе с It's A Beautiful Day на американских гастролях в конце 1968 года в Fillmore West, где они, вероятно, впервые и услышали эту песню. Затем в апреле 1969 года It's A Beautiful Day снова выступал вместе с Deep Purple еще на нескольких концертах в США. Возможно, они даже передали группе копию своего нового альбома, который должен был выйти в мае 1969 года. 15 июля 1969 года, в перерыве репетиций в Ханвэлле, Ричи поднял тему этого конкретного трека. Роджер: «В перерыве кто-то сказал, помните эту песню «Bombay Calling» группы It's A Beautiful Day? Джон начал играть вступление. Мы все подхватили, чуть замедлив темп, Ян начал петь какие-то слова. Звучало интересно». Семена «Child In Time» были посеяны. Или, как сказал Роджер, в своем дневнике: «Тот самый Бомбей, но зовущий по-нашему».
Сравнивая эти два трека сегодня, очевидно, что последовательность аккордов и около 20 первых секунд мелодии, сыгранной Джоном, безусловно взяты из «Bombay Calling». Оригинальный трек – это инструментальная композиция длительностью 4 минуты 25 секунд, в котором солирует скрипка. Основная мелодия повторяется несколько раз, а в середине есть короткое гитарное соло. Тем не менее несмотря на то, что Deep Purple использовали вступительные аккорды и мелодию (а также некоторое настроение), они развили эту тему и создали свою оригинальную пьесу, которая вызывает огромное чувство, величественное и почти оркестровое напряжение повсюду. В наши дни, конечно, такой очевидный источник вдохновения вполне мог бы сподвигнуть звукозаписывающую компанию заподозрить авторов в плагиате и проконсультироваться с руководством, но в то время в рок-музыке было очень много креативных идей, заимствованных одной группой у другой, сыгранных целиком или доработанных и переработанных. Преобладало гораздо более экспериментальное и открытое отношение к подобным случаям, и этот способ взаимного обмена идеями не был похож на те заимствования или ссылки на другие произведения, которые обычно используются в классической музыке. Взять хотя бы дебютный альбом Led Zeppelin. Честно говоря он настолько перегружен заимствованными идеями старых мастеров блюза, что позже группа вынуждена была указать настоящих авторов песен. И все же мало кто будет утверждать, что Zeppelin не использовал совершенно новый подход к этому материалу. К тому же, прежде, чем пренебрежительно относиться к Deep Purple за подобную вольность, стоит отметить, что до сих пор существуют вопросы по поводу действительного авторства «Bombay Calling». Например джазовый саксофонист Винс Уоллес утверждает, что это он сочинил эту мелодию еще в 1962 году и показал ее будущему вокалисту и скрипачу It's A Beautiful Day Дэвиду ЛаФламму.
Re: DEEP PURPLE - Child in time Автор:SealtebДата: 07.01.20 19:13:58
Решил оживить эту тему - песня то хорошая! К тому же 50 лет ей стукнуло уже. По этому поводу история рождения и записи этой песни.
Роджер Гловер считает, что «Speed King» был первым треком, который они сочинили, но есть доказательства (включая собственный дневник Роджера), что «Child In Time» появился несколькими днями ранее. Песня быстро стала классическим номером для группы. Длинная композиция, она превратилась в динамичную живую витрину для группы и их певца и, возможно, подводит итог этого периода рок-музыки больше, чем любой другой трек, благодаря немного просторной лирике, нежным инструментальным пассажам, взрывным соло и окончательной кульминации. Довольно прогрессивный проект для начала 70-х, источником вдохновения для которого стала песня «Bombay Calling» американской группы It's A Beautiful Day.
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 29.12.19 18:38:26
>Просто на Вашем выпуске как и на всех советских >пластинках стоит треугольник который обозначает >моно запись, я посмотрел последующие выпуски около >10 видов везде стоит надпечатка стерео. >Вот потому я и спросил может первое издание было >в моно записи.
Специально послушал - стерео.
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 06.12.19 22:24:41
2Beat4: >Не могу ответить на этот вопрос. Посмотрел свой >иннер (А-1/В-1). Он такой, как на Вашем фото. >Также посмотрел книгу Ю.Гришина "Harvest label >1969-1980", сайт rarerecordcollector.net (очень >хороший сайт, рекомендую) и др. К сожалению никакой >информации там тоже нет. Кстати, на вышеупомянутом >сайте указано, что 1-й пресс был с матрицой А-1.
И книгу Ю.Гришина "Harvest" читал, и сайт rarerecordcollector.net я тоже знаю. Но спасибо за информацию. Ну, а насчет А1 Вы мое мнение уже знаете:)) Интересно еще узнать, как долго этот иннер был в обороте. Я так понимаю, что после 1973/74 годов его уже не использовали.
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 29.06.19 09:33:31
Ну, хорошо, вот еще вопрос, косвенно связанный с Deep Purple In Rock:
Хочу узнать максимально точную дату выпуска внутреннего рекламного конверта Harvest.Прошу, проверить мою логику.
Итак, фирменный внутренний конверт Harvest Records рекламирует 26 пластинок компании, вышедших до июня 1970 года (конверты самых последних вышедших маркированы кодом даты 7006 - т.е. июнь 1970 года). Поэтому логично предположить, что, поскольку на рекламный внутренний конверт попали все, напечатанные на момент начала разработки дизайна конверта альбомы, этот конверт никак не мог быть использован минимум до июня 1970 года.
Отсюда вывод № 1: все, указанные на рекламном конверте альбомы, с вероятностью 99% изначально комплектовались простым белым внутренним конвертом с надписью «PATENT Nos. 11,255,55» слева и «MADE IN GREAT BRITAIN» справа в нижней части конверта.
Дата выхода альбома Deep Purple In Rock (SHVL 777) – 03 июня 1970 года. Однако его обложка не попала на рекламный конверт, равно как и обложка Pretty Things – Parachute (SHVL 774) также выпущенного в июне 70-го.
Отсюда вывод № 2: работа над дизайном конверта началась, когда обложки для этих альбомов были еще в процессе печати – т.е. примерно во второй половине мая.
Далее предположим, что понадобилось какое-то время на дизайн конверта, затем макет, печать и, наконец, ввод в эксплуатацию в начале / середине июня 1970 года. В некоторых источниках я даже встречал дату конец июля / начало августа 1970 года, однако я все же склоняюсь к середине июня, т.к. примерно в это время (точную дату я нигде не нашел) компания Harvest выпустила двойную пластинку - сэмплер Picnic - A Breath Of Fresh Air (SHSS 1/2), дизайн внутреннего разворота конверта которого стилистически поразительно напоминает дизайн рекламного конверта Harvest.
Отсюда вывод № 3: Думаю, что внутренний рекламный конверт готовился к выпуску именно этого альбома. Соответственно дата первого появления фирменного рекламного внутреннего конверта Harvest – середина июня 1970 года.
Ну, и вывод № 4: Самый первый тираж Deep Purple In Rock не мог быть укомплектован этим конвертом, а комплектовался простым белым внутренним конвертом с надписью «PATENT Nos. 11,255,55» слева и «MADE IN GREAT BRITAIN» справа в нижней части конверта.