Ричи обозначил основной принцип записи альбома: «Если песня не столь драматична и впечатляющая, ей не место на альбоме». Это бескомпромиссное, как обычно, утверждение стало для группы своего рода мантрой на последующие несколько месяцев. Это был первый альбом Deep Purple, при работе над которым группе было позволено самим решать, в каком направлении им двигаться в музыкальном плане вместо того, чтобы просто скомпоновать несколько идей, как это часто случалось раньше. Они входили в процесс записи альбома с твердым намерением исполнять каждую песню так, как будто они исполняют ее перед публикой. В студии планировалось использовать свой обычный концертный комплект аппаратуры и, играя на полную катушку, постараться вдохнуть в альбом дух живых выступлений. Учитывая эти пожелания, требовалось найти студии, которые в то время способны были предоставить возможности для достижения поставленной задачи. Из-за плотного гастрольного графика сложно было планировать надолго вперед, а это означало, что они вынуждены были использовать любую возможность для резерва студии записи. Ухватывая несколько дней, то здесь, то там, они могли столкнуться с ситуацией, когда студия, в которой они записывались последний раз, уже была занята кем-нибудь другим, и им приходилось искать другую. Именно поэтому запись альбома проходила в трех разных студиях с тремя разными инженерами - в «IВС» с Энди Найтом, в «Аbbеу Road» с Филом Макдональдом, а в «De Lane Lea» с Мартином Бёрчем. Также было решено отказаться от услуг продюсера. Вместо этого они решили продюсировать альбом самостоятельно, привлекая только студийных инженеров для записи материала на пленку. И до этого (первые три альбома группы продюсировал Дерек Лоуренс), и после они тоже пользовались услугами продюсеров, но в этот раз они хотели все контролировать сами. Это решение создавало некоторый хаос в контрольной комнате. По воспоминаниям Гиллана, периодически в аппаратной возникали спорные ситуации: «Каждый из нас наклонялся над пультом: я не слышу это, я не слышу то... - и "долбанный" Блэкмор в ответ на мое замечание, что плохо слышно вокал, говорит мне: за кого ты себя принимаешь, за Тома Джонса?» Ян Пейс вспоминал: «Сотни рук на пульте. Каждый слушал собственную партию. Если я находил барабанный трек неплохим, я хотел, чтобы все услышали его, поэтому прибавлял громкость. Если же я слышал, что сыграл не очень хорошо, громкость убавлял.» Удивительно почему они не вычистили белый шум, но это несомненно шло в зачет к общей звуковой картине альбома, которая и без этого была практически на пределе громкости. Роджер так резюмирует весь этот опыт студийной работы группы в то время: «В студии мы пытались воспроизвести ощущение живого выступления, но сколько бы мы не репетировали ничего не звучало так, как на концертах. На сцене мы могли внезапно посреди песни сорваться в соло, а затем опять громыхать дальше. Это было так хаотично и безумно и так захватывающе. Было ощущение, что ты пытаешься использовать свой инструмент на пределе возможностей.» «Мы играли на инструментах настолько агрессивно, насколько возможно. Усилители и колонки были перегружены. Звук заполнял всю пленку. Если бы меня попросили описать происходящее в студии во время записи Deep Purple In Rock одной картинкой, то это было бы изображение зашкаливающих уровней громкости на консоли, всегда на пределе, всегда в красной зоне. Было какое-то бессознательное ощущение, что альбом звучал еще тяжелей, еще жёстче. Именно потому, что альбом записывался в перерывах между гастролями, и мы ощущали себя живой группой, этот опасный стиль поведения на сцене переносился в студию.» «Это была рванная запись – мы гастролировали, затем приходили в студию на день или два, потом выходили и следующие пять дней опять проводили в пути, возвращались с гастролей и на следующий день записывались, но уже в другой студии. Так что это был довольно неудобный способ записи альбома, но я думаю, что в процессе группа довольно естественно поменяла свой стиль на гораздо более агрессивный, по сравнению с тем, каким он был раньше. До этого они были более управляемы и ориентированы на аранжировки, тогда как теперь они стали более живыми, более свободными, это стало почти джазом. Тяжелым джаз-роком, если хотите.» «Обычно все было по-деловому, когда речь шла о работе в студии, но это не значит, что мы не веселились. Все было довольно буднечно. Однако, когда выключалась красная лампочка в студии, это означало, что работа закончена. Интересно, что мы почти никогда не комментировали и не критиковали чьи-либо музыкальные партии. Всегда было уважение к способностям друг друга.» Даже если не знать порядок, в котором песни были записаны очень легко заметить, что “Hard Lovin’ Man”, “Speed King”, “Flight Of The Rat” и “Bloodsucker” это самые тяжелые вещи на альбоме. И можно уверенно сказать, что эти четыре песни были записаны последними. Роджер подтверждает, что это постепенное утяжеление было связано с развитием группы на сцене: “Сначала это не было заметно, пока мы не записали “Hard Lovin’ Man”. Думаю, именно тогда наш сценический опыт стал накладываться на студийный опыт.» В то время было принято включать одну, две медленные песни на альбом, но группа приняла решение не упрощать. Ричи объясняет почему: «Если хоть одна песня на альбоме была бы чуть легче остальных, ди-джей мог бы выбрать эту песню и прокрутить ее на радио, и слушатели могли подумать, что и весь альбом будет звучать в таком же ключе, и это испортило бы все впечатление. Так что мы постарались сделать каждую песню максимально тяжелой.» Роджер поддерживает Ричи: «Мы решили доказать самим себе. Все, что мы делали, должно быть хард-роком или в том стиле, который нам казался хард-роком. Мы реально сдерживали себя. Все, что мы написали и записали было сыграно в довольно узком диапазоне.»
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 03.06.20 23:43:57
Написание и запись Deep Purple In Rock, как оказалось, растянулось почти на семь месяцев - с октября 1969 по май 1970 года. При этом чисто студийного времени, то есть времени, проведенного непосредственно в студии за работой над материалом и записью песен, понадобилось всего две недели. Не так уж и много для создания подобного рок-шедевра. Все остальное время группа активно концертировала, дав более ста живых выступлений в течение этого периода. И, хотя четыре новых песни появились достаточно быстро, - уже в ходе репетиций в Ханвэлле, но из-за того, что концерты начали занимать все больше и больше времени, оставшийся материал появлялся и записывался, либо во время спонтанных сессий записи, либо в процессе целенаправленной работы над идеями в студии. Из-за постоянной нехватки финансов они не могли позволить себе сделать перерыв в гастролях и потратить какой-то продолжительный срок в студии для окончания записи альбома. Доход от их первых американских успехов неумолимо истощался, поскольку росли финансовые запросы лейбла. А живые выступления, по крайней мере, приносили живые деньги и было, чем платить зарплату. Нигде точно не документировано, в каком именно порядке были сочинены и записаны песни для альбома, но можно постараться восстановить этот порядок, используя оставшиеся документы, интервью и записи живых выступлений. Он выглядит примерно так:
IBC Studio 18.10.1969 Kneel And Pray / Speed King (Piano Version) Livin' Wreck 04.11.1969 Woffle (Speed King Intro) Child In Time 27.11.1969 Into The Fire Jam Stew
De Lane Lea Studio 01.01.1970 Hard Lovin' Man
IBC Studio 13.01.1970 Cry Free 29.01.1970 Speed King
De Lane Lea Studio 11.03.1970 Flight On The Rat
Abbey Road Studio 13.04.1970 Bloodsucker
De Lane Lea Studio 04.05.1970 Black Night
Гловер вспоминает начало работы над альбомом в студии «De Lane Lea»: «Взаимопонимание между ансамблем и Мартином Бёрчем было полным. Он чувствовал себя одним из нас. Студия сама по себе была не очень большая, но Мартин сделал для нас хороший звук». «Мартин был своего рода катализатором - вспоминает Блэкмор - Он превосходный реализатор чужих идей. И к тому же трудоголик. Независимо от того, как долго мы сидели в студии (а сессии часто затягивались до 5 часов утра), он всегда был на месте. И когда нужно было вернуться к работе в студии, скажем, в час пополудни, он уже был там, не обращая внимания на то, что выспаться так и не успел. Он отличался завидной решительностью, если дело касалось его музыкальных убеждений. И был для нас своеобразным проводником, безошибочно определяя, какая версия песни из записанных является наилучшей. Он всегда чувствовал когда мы что-либо делали ниже своих возможностей, настаивая на том, чтобы мы это переделали. При всем этом он был просто хорошим товарищем, что тоже немаловажно». «Все инженеры одинаковы - чванливые идиоты, тратящие все свое время на разрушение того, что вы пытаетесь создать, невзирая на то, что они некомпетентны, невнимательны, либо просто чокнутые. - считает Гиллан - Я знаю только два исключения – Мартин (Берч) и Алан Маккензи из студии «Руе», он ранее работал с Episode Six. Вот кто, приходя в студию, заботился, чтобы звук на пленке был таким же, как группа звучит на концертах». «Мартин был инженером новой школы – продолжает Гиллан - мы все прошли через прослушивание BBC и этих курильщиков в мониторной комнате. Как и все молодые и строптивые, мы хотели, чтобы все было по-нашему. Мартин был одним из новаторских инженеров. Он понимал, что к электрической гитаре и к барабанам, играющими в таком стиле, нужен новый подход. Мы старались вдохнуть жизнь в запись, а раньше задачей инженеров было «упаковать все в одеяло», что убивало звук.» Ян Пейс: «Порой возникали странные проблемы. Например, во время сведения, всегда находился кто-то, кто говорил: «Я лучше знаю, что и как нужно делать». Мартин Бёрч пытался сохранить здравомыслие. Иногда казалось, что у него было пять пар рук, так быстро он работал за микшерским пультом. Иногда это было лишнее, но если вам нравится то, что вы делаете, и вы хотите, чтобы песню услышали, то, возможно, есть смысл немного повозиться с фейдерами.» «Фактически Мартин стал шестым участником группы – с ним было приятно общаться. Когда в коллективе появлялась напряженность, этот незнакомец в комнате мог сгладить ситуацию. Он был невероятно осведомлен и внимателен».
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 03.06.20 23:33:58
BLACK NIGHT Black night is not right I don't feel so bright I don't care to sit tight Maybe I'll find on the way down the line that I'm free Free to be me. Black night is a long way from home
I don't need a dark tree I don't want a rough sea I can't feel, I can't see Maybe I'll find on the way down the line that I'm free Free to be me Black night is a long way from home
Black night, black night I don't need black night I can't see dark light Maybe I'll find on the way down the line that I'm free Free to be me Black night is a long way from home
ЧЕРНАЯ НОЧЬ Черная ночь – это неправильно. Я соображаю не слишком ясно. Не хочу сидеть сиднем. Быть может там вдали я обрету свободу, Свободу быть собой. Черная ночь - это долгий путь из дома.
Мне ни к чему темное дерево, Я не желаю бурного моря. Я ничего не чувствую, и не вижу Быть может там вдали я обрету свободу, Свободу быть собой. Черная ночь - это долгий путь из дома.
Черная ночь, черная ночь, Не хочу черной ночи. Я не вижу темный свет. Быть может там вдали я обрету свободу, Свободу быть собой. Черная ночь - это долгий путь из дома.
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 14.05.20 22:52:42
Сингл еще раз переиздавался в Британии / Европе на лейбле Parlophone и в США на лейбле Warner Bros. в 2015 году. На этот раз он вышел в виде 7” сингла на пурпурном виниле, упакованного в обложку, имитирующую обложку альбома Deep Purple In Rock.
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 14.05.20 22:50:22
На юбилейном издании In Rock 1995 года мы слышим полную оригинальную версию песни (длинной 4:47) с необрезанным завершением песни, которое на сингле было отредактировано (кстати, Американское издание сингла 1970 года немного отличалось от Британского). Группа продолжает и продолжает играть ритм до конца, пока им не надоедает. EMI решили отметить 25-й юбилей альбома In Rock переизданием сингла «Black Night”, в комплекте с ранее официально не выходившим миксом песни «Speed King” на второй стороне. Он вышел в формате 12” номерного издания на цветном виниле, а также как CD сингл. Не претендуя на успех оригинального издания, ему однако удалось попасть в хит-парад Великобритании и 18 июня1996 года он занял там строчку под номером 66.
Это было последнее в истории EMI издание сингла Deep Purple в Великобритании.
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 14.05.20 22:44:54
Группа гастролировала по Шотландии, когда «Black Night» поднялась до 2-го места в октябре 70-го. Успех сингла помог сохранить продажи альбома In Rock на высоком уровне, который занимал 10-ю строчку хит-парада Великобритании в то время (даже продажи «Концерта группы с оркестром» достигли своего пика, обеспечив его последнее появление в Британских чартах на 62-м месте). Повтор эфира программы Top Of The Pops 15-го октября (в тот день Deep Purple играли в Кэрд Холл в городке Данди), помог песне остаться на втором месте и на следующей неделе. (Эта программа Top Of The Pops была выпущена на DVD и эти съемки используется так часто, когда группа упоминается по телевизору, что этот клип стал уже практически клише.) Еще одна версия “Black Night” (вместе с «Grabsplatter”, «Into The Fire” и «Child In Time”) была записана для радио BBC 23-го сентября 1970 года в студии T1, Shepherds Bush. Это была не обычная сессия для радио, а специальная запись, выпущенная потом на пластинке для рассылки во все филиалы BBC по всему миру. Самое раннее упоминание о “Black Night» в прессе появилось 17 мая в обзоре выступления группы в Бристоле. Вероятно они постарались использовали ее, как замену «Hush”, почти сразу как только записали. Песня оставалась в сет-листе до октября 1970-го, затем она стала песней на бис, которую регулярно исполняли до июля 1971, после чего она постепенно исчезла из списка песен (хотя мы можем ее услышать на диске «Made In Japan»). Первоначально ее исполняли очень близко к оригиналу, выпущенному на сингле. Когда она переместилась на бис группа, как правило, исполняла ее в стиле джема – экспериментируя с темпом и ритмом, длинным соло и дуэлью между Блэкмором и Гилланом (иногда Джон тоже присоединялся). Это было немного похоже на более позднюю гитарно-вокальную дуэль в «Strange Kind Of Woman», хотя никогда не достигала того же градуса накала. Ян Гиллан: «Мы чаще всего закрываем наши выступления этим номером. «Smoke On The Water», конечно, тоже бывает, но «Black Night»… люди идут домой и поют этот рифф!»
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 14.05.20 22:37:32
Учитывая необходимость постоянно гастролировать, они поняли, что не могут принять каждое приглашение на телевизионные передачи, поэтому в октябре было решено снять рекламный ролик «Black Night» для европейских телевизионных станций. Снимали на студии De Lane Lea, группа просто притворялась, что играет под фонограмму. Ролик был снят на 35-мм пленке, хотя оригинальная копия, вероятно, давно потеряна. Выжило несколько разных версий на видео - на одном, похоже, увеличена скорость, на другом много артефактов и обрезан вверх. Сняли не только фильм, но была проведена фотосессия и эти фотографии были использованы на обложках синглов и в журналах более поздних лет. Выпущенному в тот же день, что и альбом, синглу понадобились несколько недель, чтобы добраться до британских чартов. Deep Purple были не столь известным именем для большинства ди-джеев и продюсеров, которые всегда были достаточно консервативны в вопросах с чем они будут они или не будут работать. Как бы то ни было песня начала появляться на радио. Продажи росли, песню проигрывали все чаще, и она медленно, но верно продвигалась к вершине чарта. 7-го августа группа вернулась в студию De Lane Lea, чтобы записать новую версию «Black Night» для программы Top Of The Pops, не смотря на то, что сингл только-только добрался до топ 50 на той неделе. Любой номер, который появлялся на популярном еженедельном списке популярности BBC TV, должны были перезаписать песню, чтобы удовлетворить строгим правилам Союза Музыкантов, принятым в те времена, когда они пытались обеспечить выживание биг-бэндов, оркестров и отдельных исполнителей. Группе предстояло имитировать выступление под эту фонограмму. (Позже группам надоело это правило и они часто мухлевали, просто делая небольшие ремиксы вместо того, чтобы перезаписывать песню целиком.) Их первое появление на Top Of The Pops состоялось 10-го сентября 1970 года. Съемки проходили на BBC Lime Grove Studio в Шепердс Буш. Группа выглядела довольно неестественно, определенно смущаясь необходимости кривляться под фонограмму (хотя нечто подобное им уже приходилось делать в ранние годы в США и позже в Европе). Роджер Гловер: Мы выступили на Top Of The Pops после того, как он стал хитом – необходимо было поддержать наш сингл, но мы сделали это по-своему - не подключая наши гитары. Мы не слишком серьезно относились к этому. Мы хотели быть самими собой, а не быть втянутыми в эту... фигню.» Ричи сказал потом, что он просто опустил голову и попытался пройти через все это. Он «играл» на его черно-белом Страте. На нем была шляпа паломника, которую он часто надевал в то время, а Ян Пейс был одет в футболку с логотипом супермена. Режиссёр шоу даже умудрился снять большую часть имитируемого соло (шоу как раз было печально известно использованием крупных планов неправильных инструментов, например показывая бас-гитариста во время фортепианного соло и т.д.). Эта версия песни была очень похожа на версию, записанную для сингла, однако оба соло были другими. Ян Гиллан вспоминал: «Я знаю, что Ричи ненавидел Top Of The Pops – так как это было связано с поп-музыкой. У рок-музыки была свой стиль и свой путь. Она была неподконтрольна истеблишменту, и мы видели в телевизоре врага. Позже в некоторых странах этот ролик стал очень популярным.»
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 14.05.20 22:34:08
В свете следующего дня группа думала, что песня никуда не годится, и максимум на что можно рассчитывать это поместить песню на сторону Б сингла. Черновой микс был отправлен в офис HEC, откуда позвонили на следующий день и поздравили с отличной песней! Несмотря на возражения группы, менеджмент настаивал, что это было именно то, что нужно для сингла. И, как оказалось, они были правы, хотя для доказательства этого потребовалось какое-то время. Вероятно, на следующий день, 7-го мая был сделан финальный микс. Роджер Гловер: «Менеджмент был на седьмом небе. Они сказали: «Вот и все, вы сделали это». Мы сказали: «Вы не можете выпустить это». Мы были взбешены. Но они его выпустили, и это изменило нашу жизнь. Это подтверждает мою теорию: то, что вы делаете, когда не думаете, намного лучше того, что вы делаете, когда вы… если вы используете свой мозг в музыке, все кончено. Первая мысль самая лучшая.» Ян Пейс: «Мы никогда не могли угадать, какая песня выстрелит, как сингл. Передача коммерческих вопросов другим людям, казалось нам правильным решением. Так все работало гораздо лучше. Мы в этом ничего не понимали. Мы просто играли музыку и веселились. Запись в студии была неизбежным злом, но играть и гастролировать было весело.» Таким образом, бесплодный день в студии, пьяный вечер в пабе, заимствованный рифф, текст, смысл которого никто не может понять, и около 30 минут творческих потуг принесло Mk 2 хит №1 во всей Европе, обязательный к исполнению на всех концертах. Несмотря на это, Ян Пейс все же немного пренебрежительно относился к важности наличия хит-сингла: "Синглы не очень то и важны, это, конечно, актив, но не первое, с чего бы я начал. Хит-сингл может поднять нашу цену на сто фунтов, но это ничто, если поделить их на всех участников группы, все это съедается. Тем не менее сингл может немного повлиять на ситуацию в лучшую сторону. Для нас, как и для всех остальных, было непонятно почему этот сингл так медленно продавался. Уезжая в Америку мы подумали, что это был очередной провал в длинной череде неудач, но оказывается пока мы были в разъездах, мы получили приглашение на программу Top Of The Pops, и много других предложений, и дело пошло на лад." Роджер Гловер был более снисходителным: "Конечно менеджмент давил на нас, и хотя мы никогда не стали бы специально записывать хитовый сингл, это произошло в самый нужный момент. «На самом деле» - отмечает Ричи - "Это куски из различных других вещей, которые мы превратили в шлягер!".
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 14.05.20 22:32:33
Но вернемся в 1970 год. Когда все вернулись из паба (полные виски с колой) Ричи и Роджер сыграли эту идею остальными членами группы. Джон так вспоминал этот момент: «Ричи и Роджер начали играть риф, как в песне Рика Нельсона, без остановки, снова и снова, а затем кто-то сказал (я не знаю кто, возможно, это был я, но Бог его знает, кто это был) почему бы нам не прерывать его барабанными брейками? И Пейси сказал: «Да, я могу сыграть вот так» и сыграл невероятный брейк. Это было то, что надо, чисто Пейси.» Ян Пейс: «Ну, мы не слишком ясно соображали в тот момент, поэтому мы подумали: «Звучит нормально». Так что, мы начали с того, что было. Джон подобрал хорошие аккорды. Ричи сказал: «Тут нужны некоторые барабанные вставки». Но к этому моменту мы потеряли интерес к процессу, поэтому я подумал: «Ничего не выйдет». Так что это чисто блюзовая случайность, что я решил разбить четыре удара на три. Брейки работали поперек такта, и каждый раз, так уж получалось, они становились все более сложными. Так что теперь, по крайней мере, Яну (Гиллану) уже было с чем поработать. Но он был в том же состоянии, что и остальные из нас.» Наконец, идея начала обретать контуры. Вступление (бас и барабан), куплет, припев и соло были сделаны начерно довольно быстро в стиле: «что будем делать с этим?» или «А вот это подойдет здесь». Что касается темпа, Ян Гиллан вспомнил, что "Мы украли темп у Canned Heat. Конкретно из песни «On The Road Again», хит в Великобритании за пару лет до этого. На все про все потребовалось, кажется, минут 30 (хотя Ричи, утверждал, что это заняло всего 10!). Роджер с теплотой вспоминает этот опыт: «Быстро, пьяно и весело». Быстро? Группа прогнала восемь дублей, заполнив всю катушку с лентой, воюя с ошибками из-за их не очень трезвого состояния, пока они не получили версию, которой они были хоть отчасти довольны. Затем поставили вторую катушку и начали все заново. И после нескольких фальстартов и остановок, наконец, добили его на четырнадцатом дубле. На это потребовался 1 час чистого времени из 3-х часовой сессии. После того, как структура была разработана, Ян и Роджер засели за написание текста. Роджер Гловер: «Мы закончили музыкальный трек около часа ночи. Гиллан и я сели на пол облокотившись спинами на большую подушку. Мы подумали, что название мелодии Артура Александра «Black Night» было довольно хорошим, поэтому мы украли его. Нас распирал смех. Мы думали, что все это было пустой тратой времени, поэтому мы написали самые банальные тексты, какие только могли. Смешные рифмы: night, right, bright — что бы ни приходило в голову, всё шло в дело. Один из нас сказал: «Я себя чувствую не слишком ясно», похоже на описание нашего состояния в тот момент.» Той ночью я лег спать, думая: «Это будет какая-то дурацкая песня для стороны Б сингла или что-то в этом роде». Ян Гиллан: «Там есть хлопки? Вот это да! Роджер и я тогда вместе работали над текстом, что было трудно, учитывая состояние. Мы пытались написать самые банальные слова, которые приходили в голову, о «темном дереве» и «бурном море». Я помню, как мы хохотали над этими глупыми словами.» Затем Гиллан наложил вокал на записанную ранее фонограмму, и песня была закончена. Джон вспоминал, что они также обсуждали не изменить ли им написание слова Ночь в названии песни. Писать ли его как Knight (Рыцарь) или просто Night (Ночь)? Зависело от того, о чем песня. О рыцаре, коне в шахматах или о пасмурном английском вечере, но никто не знал, о чем. В конце концов победила Ночь. Они покинули студию рано утром, решив, что сделали все, что могли.
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 14.05.20 22:30:47
Deep Purple были не первыми, кто позаимствовал этот риф. The Blue Magoos, психоделическая группа из Бронкса, использовала его в песне « (We ain’t got) Nothing Yet», выпущенной в 1967 году и достигшей 5 места в чартах в США.
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 14.05.20 22:28:45
Потом мы с Ричи вернулись в студию. Он взял свою гитару и начал играть риф. Звучало неплохо и я сказал: «Это подойдет…», а он сказал: «Это партия бас гитары в «Summertime» Рики Нельсона», поэтому я сказал: «Тогда мы не можем использовать этот риф» «Почему нет?» спросил Ричи: «Ты когда-нибудь слышал этот риф?» Я сказал: "Нет", "Ну, и хорошо" сказал он.» Рики Нельсон был звездой рок-н-ролла на рубеже 50-х 60-х годов, уступая в то время только Элвису по популярности. Он взял слова из песни Гершвина «Summertime» и положил их на риф, написанный гитаристом Джеймсом Бертоном, который использовал его большую часть песни. Он был записан в 1962 году, но вышел только на второй стороне малоизвестного сингла (Ник Симпер утверждал, что показал этот риф Блэкмору еще во времена Mk 1).
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 14.05.20 22:26:45
За углом был хороший паб Newton Arms (33 Newton St, London WC2). Там мы выпили несколько больше, чем нужно для здоровья - не до поросячьего визга, но начали теряли связь с реальность.» Роджер Гловер: «Помню, как Ян Гиллан пытался очистить верхнюю полку от бутылок с редкими напитками. Мы были уже хороши.
Re: Deep Purple "In Rock" (1970) Автор:SealtebДата: 14.05.20 22:25:21
Оживляю тему. Тем более, что повод более, чем достойный - 50 лет назад (ух ты, ему уже 50!) был записан сингл BLACK NIGHT! После завершения записи альбома In Rock менеджеры Deep Purple группу спросили будет ли сингл. Джон Колетта оставил музыку музыкантам, но, кроме этого, было необходимо, помочь продвижению нового альбома на рынке. Выпуск синглов по-прежнему был лучшим способом для этого, потому что радио было ориентировано на этот формат. Первоначально группа не особенно хотела записывать синглы. В начале 1970-х годов было много споров среди прогрессивных групп, журналистов и поклонников о записи синглов. Многие музыканты считали себя частью андеграундного движения, которое не хотело иметь ничего общего с коммерческой радио сценой, и выпуск синглов расценивался, как простое потворство медиа среде, которую они презирали, и которая в значительной степени игнорировала рок-сцену. Самым известным примером была группа Led Zeppelin, которые сделали лозунг "нет синглам" частью своей политики в Великобритании (в то время быстро выпускавшей синглы в других странах во всем мире). Deep Purple также высказывали опасения, что если они будут выпускать 45-ки, то люди будут шептаться, что группа «продалась». Ян Гиллан: «Я не думаю, что мы были против коммерческого успеха. Но мы были против обмана, и, как и Цеппелины, мы находили достоинство в музыке, которую играли. Это не было связано с продюсером или издателем. Мы решили, что будем сами владеть нашей музыкой и позволить ей развиваться органично.» С другой стороны было давление со стороны EMI, которые настаивали на выпуске синглов, так что компромисс был найден. Deep Purple не будет использовать песню с альбома в качестве сингла, но запишет что-то новое. Роджер Гловер: Руководство сказало: «Нам нужен сингл». Мы были немного напыщенными, немного похожими на «Ну, типа, мы группа альбомов, а не группа синглов…» они сказали: «Хорошо, давайте не будем называть это синглом, давайте назовем его «ведущим треком»». Поэтому мы отправились в студию на один день, чтобы записать «ведущий трек.» Ян Пейс: «Мы и не думали о записи сингла, но руководство заявило, что нам нужен сингл. Они сказали: «У вас выходной между двумя шоу, почему бы вам не пойти в студию и не забабахать сингл?». Вот так, они думали, это делается: вы просто заходите в студию и выходите оттуда с чем-то замечательным, и они заработают много денег.» Сессия записи была запланирована на 4-е мая 1970 года в студии De Lane Lea в перерыве между концертами 1-го мая в Художественном колледже в городе Бат и 9-го мая в Roundhouse, Dagenham. Однако написание музыки на заказ для любой группы дело нелегкое. Иногда, независимо от того, как сильно вы стараетесь вы не можете придумать что-нибудь стоящее с творческой точки зрения, не говоря уже о коммерческой. В начале сессии ничего не получалось. Ян Пейс: «Итак, мы вошли в студию в 10 утра. Идей не было. Мы джемовали весь день, и к 6-ти вечера у нас был пшик, поэтому мы сказали: «Пойдем поужинаем». Так что, мы пошли и поужинали, вернулись и… снова ничего. Около 21:30 мы сказали: «Довольно. Не пойти ли нам в паб?»
Re: Deep Purple "Burn" (1974) Автор:SealtebДата: 16.02.20 00:50:46
После второго куплета песня завершается, пожалуй, именно так, как и должна, мощным финальным аккордом. Надпись на коробке говорит, что Джон сыграл 9 дублей этого финального аккорда на пианино, ни один из которых не устроил Энди: «Возможно ли записывать 9 дублей одного аккорда на пианино? Возможно. Много чего может пойти не так. Какие-нибудь посторонние шумы, неточные ноты, дыхание пианиста на фоне затихающего звука или он просто не звучит, как надо.» Звукоинженер Кевин Ванберген работал над «Child In Time» для проекта Guitar Hero. Он один из немногих, кто слышал оригинальные мастер-ленты с тех пор, как они были записаны. Для этого проекта необходимо было разделить инструменты, чтобы люди могли играть «сами» с оригинальным сопровождением, но микс должен звучать, как на альбоме. Создавая новый микс Кевину пришлось повозится в поисках нужного дубля, но когда он нашел его он отметил, что: «Он звучал очень похоже на все прочие дубли, однако в нем было то, что отличало его от других - это тот непередаваемый «момент», когда что-то щелкнуло и четыре отдельных парня внезапно стали единым целым и записали историю». «Совершенно очевидно, что ритм-трек был наполовину импровизационным и всегда был немного другим. Затем они выбрали лучший из записанных и доработали его. Мне нужно было постараться сохранить все уровни, эквализацию и эффекты. Я думал, что будет легко повторить этот микс, записанный всего на 8-ми дорожках. Как я ошибался. Я проделал огромную работу, разделив весь трек на 48 дорожек и понял, что это ухудшило ситуацию. Я попытался удалить все лишние звуки из пауз, я выставил эквалайзер и уровни максимально близко к оригиналу, но звучало по-другому. Я попытался использовать эквалайзер и пробовал снова и снова. Затем остановился и постарался понять, что я делаю не так, как на оригинальной записи. И ответом было – «улучшайзеры». Я откатил все назад: восстановил все дорожки, паузы и уровни. И все заиграло как надо. Возвращаясь в то время, как я понимаю, они не парились по поводу убирания всех этих шумов, они просто оставили все, как было. И это и есть красота несовершенства. Грубый вокал Яна Гиллана в наши дни был бы зажат и обработан насмерть, ему бы не оставили ни пространства, ни дыхания. Барабаны были бы четко выстроены по метроному, а все неточности были бы подчищены. Жаль, что в наши дни вся эта «магия» редко используется, так как инженеры все больше и больше полагаются на современные технологии. Я заметил, что малейшая попытка исправить тональность или темп сильно влияли на окончательное звучание оригинала.»
Сохранившиеся отрывки ранних дублей показывают, что Джон постоянно импровизировал в начальной части. Мы спросили Кевина про звук органа: «Звук органа уже был настроен, я не говорю, что знаю, как это было сделано, но не похоже, что был использован звук динамиков Marshall с перегрузом, он не был слишком агрессивным и потребовалась минимальная эквализация. Органная перкуссия в тихих моментах доказывает это, так как совершенно отчетливо можно слышать движение клавиш. Мало вероятно, что можно было добиться такой четкости используя Marshall.» Наш последний вопрос был о первом дубле соло Ричи, сохранился ли он: «Отдельной дорожки для соло гитары больше нет на пленке. То, что осталось на пленке, это сочетание основного гитарного ритм трека с наложенным соло. Оригинальная гитарная дорожка была отдана под вокал. И, если внимательно прислушаться, то можно услышать наложенную соло гитару. Они тогда не озаботились тем, что нужно было бы вычистить этот артефакт. Это было не важно, потому что, так или иначе, это было звучание группы.»
Re: DEEP PURPLE - Child in time Автор:SealtebДата: 07.01.20 19:27:03
4 ноября 1969 года Deep Purple вошли в студию IBC, чтобы записать окончательную версию для альбома. К этому моменту они сыграли эту классическую песню около двух десятков раз на концертах и репетициях, прежде чем записать ее на пленку, и, как сказал бы Роджер, она была «отточена» и готова к записи. Именно поэтому, даже учитывая сложную структуру и смену темпа, не удивительно, что для записи потребовалось не так уж много студийного времени. Сохранились две пленки, под номерами «Бобина №3» и «Бобина №4», которые ведут свой счет от записанных ранее «Speed King» и «Livin’ Wreck» («Бобина №1» и «Бобина №2» соответственно). Студии часто нумеровали пленки по порядку, чтобы сохранить информацию о порядке сессий записи, так что легко понять, если одна из них вдруг пропала. Читая информацию на коробке с пленкой № 3, становится понятно, что вначале было записано 4 дубля, из которых только один был полным продолжительностью 10 с половиной минут. Однако на коробке все эти 4 дубля вычеркнуты, что означает, что они были стерты. Следующие 4 дубля были записаны поверх предыдущих на ту же пленку. Стандартная бобина с пленкой шириной в 1 дюйм (прим 2,54 см.) и общей длиной 2.400 футов (прим. 731.52 метра) могла уместить около 32 минут материала, записанного на скорости 15 дюймов /сек (38 см/сек), так что это многое объясняет. Из этих новых четырех дублей только второй дубль (№ 6) был закончен. Два из оставшихся не закончены и еще один обозначен, как фальстарт. Использовав всю сторону Бобины №3, была установлена Бобина №4, и они решили записать еще один дубль. После двух фальстартов они наконец записали второй полный дубль (№ 11) продолжительностью чуть более 10 минут, который позже был отмечен, как «мастер». Остальные дубли были затем использованы в качестве материала для дополнительных наложений, что в совокупности и составило окончательную версию, использованную на альбоме. Звук органа в «Child In Time» является ключевым для создания общей картины этого монументального произведения. Джон: «Сначала записали звук динамиков Leslie вместе со звуком динамиков Marshall, но то, что вошло в финальную версию это только Leslie.» Это же подтверждено на коробке пленки. Энди Найт, работавший в то время инженером на студии IBC, рассказал про то, как он записывал звук органа Джона: «У нас были два высокочастотных микрофона Neumann U67 и два Neumann U47 на бас, мы хотели использовать U67 и для стойки Marshall тоже. Стерео-панорама была расширена вправо и влево, чтобы создать больше пространства для движения нот в стерео-картинке (большинство звукоинженеров описывают звук, как картину). «Child In Time» похоже сложился сам. Задача звукоинженера состоит в том, чтобы сложить звук так, как хочет группа, если это немного похоже на слоеный пирог и микс потрясающий, то какая разница как это сделано.» Энди вспоминает, что звук бас гитары Роджера был тоже неотъемлемой частью звуковой картины композиции, и что басовая партия была: «сыграна идеально». Перед тем, как прийти в студию, группа уже проработала основную структуру песни на репетициях и на концертах, так что к моменту, когда они начали запись в студии IBC они точно знали, что и как делать. Единственное, что было изменено уже в студии это то, что Ричи взял на себя связующий мост в переходе к основному соло, которое на концертах обычно играл Джон. Соло партии в подобных песнях должны максимально сохранять живую атмосферу. Как правило гитарист вовремя соло доминирует в то время, как все остальные следуют за соло гитарой, сохраняя темп и динамику и выстраивая правильную поддержку и акцентирование различных фраз в соло партии. В данном случае это было невозможно, так как сначала был записан базовый ритм трек, а соло было наложено позже. Было неизбежно что такой процесс записи существенно усложнит воспроизведение композиции на сцене, но, даже учитывая это, они стремились создать совершенный продукт. Ричи рассказывает, как он записал свое соло: «Я думаю, что это относительно среднее гитарное соло. Я записал его за два или три дубля. В то время, если требовалось записать гитарное соло, то мне отводили 15 минут на запись. В те дни этого было достаточно для гитариста. Пэйси мог стоять рядом, топая в такт, посматривая на часы и торопя: «Ну, долго еще?» И я отвечал: «Я только нашел правильный звук», а он: «Так ты еще не закончил...?». Относительно среднее гитарное соло? Среди немногих, заслуживающих внимания, из огромного количества, это величайшее рок соло всех времен, пожалуй, наиболее узнаваемое среди других эпических соло. Энди Найт, вспоминая тот день в студии, до сих пор совершенно точно помнит и подтверждает, что это потрясающее соло было сыграно гитаристом сходу: «Ричи записывал соло для «Child In Time» в аппаратной, протянув длинный шнур к усилителю в студии. Он сыграл первый дубль, который был хорош, но не так хорош, как второй дубль, который и был использован на записи. Мы добавили ему эхо, чтобы он понимал, как это будет звучать на записи. Этот дубль был записан живьем, за один присест, без каких-либо дальнейших правок. Вся группа была в аппаратной, пока Ричи записывал свое соло, и мы все понимали, что только что было сыграно одно из величайших гитарных соло. Выражаясь литературным языком у всех волосы на загривке «зашевелились». У многих слушателей они до сих пор «шевелятся». Энди нарисовал отличную картинку работы Ричи в аппаратной студии, в окружении других участников группы, создающего свое соло сходу со второй попытки. Это соло определило эру.
Re: DEEP PURPLE - Child in time Автор:SealtebДата: 07.01.20 19:26:20
Последняя сохранившаяся живая запись «Child In Time» до того, как песня вышла на альбоме, это выступление в казино Монтрё (да, да в том самом казино), в Швейцарии, 4 октября 1969 года. Спустя всего десять дней после выступления в Альберт-Холле, это выступление совершенно другое, гораздо более слабое и неуверенное. Особенно это чувствуется, когда группа начинает работать динамически в поддержку вступления и куплета, которое чрезвычайно важно для создания общей атмосферы и оказания вокалу Гиллана той поддержки, которую он заслуживает. У Яна тоже не все в порядке с голосом. Некоторые ноты срываются и чувствуется, что ему совсем непросто. Снова орган выполняет роль связующего моста с соло Ричи, и Джон справляется с этим. Соло Ричи начинается многообещающе, но у него расстроена гитара, и, как бы он ни пытался, он не может решить эту проблему. Он быстро начинает раскручивать темп и переходит к 4-х минутному соло, которое становится все более и более структурированным. Вторая половина песни не так плоха, и, хотя расстроенная гитара немного портит финал, запись действительно показывает, как общая динамическая фразировка песни выстраивалась во время живых выступлений, что, к сожалению, изменится в последующие годы: «Поскольку песня игралась и игралась годами, кое что из динамики и атмосферы, демонстрируемой здесь, к сожалению, было утеряно. Но в том далеком 69 году Гиллан все еще мог брать высокие ноты, и динамика была под контролем. Здесь мы имеем то, что можно считать окончательно сформировавшимся Deep Purple, демонстрирующими, с одной стороны, размеренное спокойствие и уверенность в отношении их музыки, а с другой, ощущение «балансировки на грани пропасти» в средней части, искрясь от энергии, пока знакомый отрывок триплетов не ознаменует внезапная пауза, а Джон все продолжает играть, погруженный в свой собственный мир, несколько тактов после того, как все остальные остановились, прежде чем тормознуть и начать заключительную часть песни.»