Посмотрел "ЗАТОЙЧИ", произвёл неплохое впечатление. По своей динамики не уступает Тарантиновскому "УБИТЬ БИЛА 1", но концепция мне у Китано даже больше понравилась. Хотелось бы услышать мнение форумчан об этом фильме.
Re: Beach Boys 32 ?? Автор:Клим.Дата: 10.07.04 16:35:26
Лишь народная песня "Sloop John B", трехаккордовая вещица, записанная в традиционном бичбойзовском стиле, как-то выпадает из "обоймы". Кстати, она была выпущена синглом еще до выхода диска и совершенно не предвещала грядущих перемен. Возможно, ее включение в альбом объясняется лишь желанием усилить коммерческий потенциал пластинки. Диск получил название "Pet Sounds" или "Звуки любимцев" (дословный перевод слова pet - "любимое животное"). На обложке красовался снимок группы, кормившей симпатичных козочек. И в этом тоже было отличие: прежние обложки пестрели в основном морскими волнами, серфбордами (досками для серфинга) или крутыми "тачками", на фоне которых позировали белозубые участники калифорнийского квинтета. Шестой участник ансамбля, Брюс Джонстон (Bruce Johnston), включенный к этому времени в состав по причине нездоровья Уильсона, также участвовал в записи, но, будучи связан контрактными обязательствами со своей предыдущей компанией, не мог появиться на фото. Фирма Capitol, выпускавшая пластинки группы, отчаянно пыталась воспротивиться выходу альбома, который был явным и неожиданным скачком в сторону от привычного звучания "Ребят с пляжа". Лишь когда Брайен пригрозил разорвать контракт, компания уступила. Диск поступил в продажу в середине мая 1966 года. "Я никогда не забуду тот вечер, когда альбом был закончен. Мы пошли в нашу спальню, где стоял стереопроигрыватель, и мы лежали всю ночь, и просто слушали, и плакали и все такое, - вспоминала Мэрилин Уильсон. - Но "Pet Sounds" не пользовался большим успехом. Это его сильно обидело, он не мог этого понять. Зачем же тогда вкладывать во что-то сердце и душу?" Хотя альбом и поднялся до 10 места американских чартов, он очень быстро покинул списки популярности, так и не заслужив ни одной награды, сыпавшиеся прежде на BEACH BOYS золотым дождем. Карл Уильсон, вокалист группы и брат Брайена, как-то заявил: "Многие говорят, что первым концептуальным альбомом был "Сержант", но на самом деле первым был "Pet Sounds". Он ("Pet Sounds") связан одной музыкальной темой". Марри Уильсон, отец Брайена, назвал альбом сына "шедевром". Высоко отозвались о диске и критики по обе стороны Атлантики. BEACH BOYS на этот раз не нашли пророка в своем отечестве, но в Англии, этом оплоте битломании и привычного биг-битового звучания, их противоречивая пластинка, как ни удивительно, пошла "на ура". Поднявшись до 2-й позиции бестселлеров, она оставалась в чартах 39 недель, что было даже на 5 недель больше, чем у битловского диска того периода "Revolver"! Ваш покорный слуга почти уверен, что BEATLES не могли не слышать в тот период альбом своих коллег и что в какой-то мере он повлиял на музыкальное оформление "Сержанта". Сегодня, когда "Pet Sounds" исполняется 35 лет, мы не можем сказать, что диск канул в Лету. Время все расставило на свои места. Альбом переиздавался, переиздается и неизменно занимает почетные места в различных опросах на лучшую пластинку поп-музыкальной эры. Вот только некоторые из главных действующих лиц нашей повести уже покинули этот мир. Из троих братьев Уильсонов - основателей группы - в живых остался лишь Брайен: в 1983 году трагически погиб Деннис, утонув во время купания, а в 1998-м от рака скончался Карл. Но музыка, выпущенная на волю, живет сама по себе.
Игорь МАТВЕЕВ
Re: Beach Boys 32 ?? Автор:Клим.Дата: 10.07.04 16:34:59
То, что битловский "Сержант" является первым концептуальным альбомом в истории рок-музыки - вроде бы истина. Но вот кое-что мешает назвать ее истиной в последней инстанции. Это "кое-что" - долгоиграющий диск американской группы BEACH BOYS "Pet Sounds", вышедший за год до "Клуба одиноких сердец..." и по своей задумке и по духу очень похожий на бессмертное творение ливерпульской четверки. Но поскольку "Pet Sounds" появился раньше, правильнее будет сказать, что это "Сержант" похож на него, а не он - на "Сержанта".
Начнем с того, что вышеупомянутый альбом BEATLES вовсе не планировался как единое целое - он таким получился, лидер же BEACH BOYS Брайен Уильсон (Brian Wilson) сознательно пытался расширить рамки звучания своей группы, к середине 60-х слегка "зациклившейся" на серфинговом звучании, коммерчески хоть и прибыльном, но в музыкальном смысле несколько примитивном. Уильсон, в свою очередь, вдохновлялся... последними "разработками" квартета из Ливерпуля (вот уж действительно, "круговорот воды в природе"!), считая, в частности, концептуальным битловский диск "Rubber Soul". Итак, осознав в вышеозначенный период, что "дальше так жить нельзя", Уильсон уселся за сочинение своего шедевра. Вся остальная группа находилась в это время на гастролях в Японии. Причины отсутствия лидера на концертах собственного ансамбля объяснялись как нервным срывом, случившимся у него незадолго до описываемых событий, так и желанием вплотную заняться проектом, который должен был потрясти мировую поп-музыкальную общественность. Гений, как правило, - человек со сдвигом, и Брайен Уильсон подтвердил это, установив в своем доме... огромную песочницу, в которую, в свою очередь, поставил пианино. Его супруга Мэрилин вспоминала: "Ну что ж, ему нужен был ящик с песком в комнате, где он сочинял музыку - так он его там и поставил. Кто я такая, чтобы указывать создателю, что ему делать? Он сказал: "Я хочу играть в песке, я хочу чувствовать себя маленьким ребенком. Когда я пишу эти песни, я хочу чувствовать, что я пишу...". Итак, плотник соорудил в комнате огромный ящик со стенками высотой около семидесяти пяти сантиметров, потом самосвал подвез к дому 8 тонн песка! "Он сказал мне однажды ночью: "Мэрилин, я собираюсь записать величайшую пластинку, величайший рок-альбом, который когда-либо был", и он действительно верил в это. Господи, он работал над "Pet Sounds" как проклятый". История умалчивает о том, сколько именно композиций маэстро написал в песочнице, а сколько - за ее пределами, общая же их цифра равнялась 12, из чего две были инструментальными пьесами. Когда группа вернулась из турне, музыкальные партии предназначенных для альбома песен уже были, в основном, записаны с сессионными музыкантами, и группа могла всецело сосредоточиться на вокальной части. BEACH BOYS и прежде использовали в студии инструменталистов "со стороны", так что в этом не было ничего необычного. Композиции диска носят очень личный характер, в текстах в какой-то мере отразились проблемы Уильсона, отношения с женой которого в тот период были не самыми безоблачными. "Только Богу известно, что будет со мной без тебя..." ("Только Богу известно"), "Любовь сегодня с тобой, а завтра ее уже нет..." ("Сегодня здесь"). Песня "Каролина, нет" посвящена школьной подруге Брайена, которую он вновь встретил много лет спустя. ("Куда девались твои длинные волосы, где та девушка, которую я знал прежде?") Словом, на ту дорогу, которой пошли позднее и битлы, Уильсон вступил годом ранее. Пожалуй, ни к одной из песен не применима формула "куплет-куплет-припев-куплет", каждая представляет коллаж из нескольких мелодий, со сложными гармониями, многослойными вокалами и неслыханными в поп-музыке инструментами. Прослушав диск один раз, просто не "въезжаешь". Второй раз - тоже. (Думаю, что подобный эффект оказывает на неподготовленного слушателя и "Сержант".) Чтобы в мозг всосалось все величие уильсоновского проекта, нужно терпение и, наверное, музыкальный опыт, если не образование, иначе ваша оценка может свестись к трем простеньким, но обидным словам: "Что за лажа!?".
Re: The Cardigans Автор:Клим.Дата: 10.07.04 16:29:07
Они вернулись. Вернулись через два года с абсолютно новым альбомом. Похоже, что на этот раз им удастся всех убедить, что они не относятся к легкой музыке.
За плечами уже четыре альбома. У каждого свой звук, свое настроение, своя история. Все началось со встречи с продюсером Торе Йоханссоном (Tore Johansson), вместе с которым был создан уникальный звук, совмещавший в себе лучшие традиции поп–музыки шестидесятых, — чистоту и певучие мелодии. "Мы не относили свою музыку к шестидесятым, пока не начали записываться на Tambourine Studios вместе с Торе. Он привнес в нашу музыку свой взгляд, потому что понимал, что у нас хорошие песни, но нужно было добавить еще чего–нибудь для полноты. И он начал учить нас музыке шестидесятых, а мы приняли его теорию", — говорит Магнус. Результатом трудов стал "Emmerdale" 1994 года. Он сделал коллектив известным только в родной Швеции и далекой Японии. Он был красивым, но... грустным. Может, это и сыграло свою роль. Мало кто хотел слушать 45 минут размеренной музыки. А зря. Музыканты до сих пор вспоминают его, как одну из своих лучших работ.
"Life" с полутора миллионами проданных экземпляров стал мощным рывком наверх. Небывалая популярность на родине и в Японии, где они по итогам года опередили Майкла Джексона. С ним удалось пробиться в другие страны Европы и стать одной из самых любимых иностранных групп в гордой в музыкальном плане Великобритании. Во многом его успех кроется в жизнерадостности песен. "Первый альбом был печальным, меланхоличным и интровертным. В большой степени он подвергся влиянию THE SMITHS и THE SUNDAYS. Когда мы записывали "Life", то хотели все изменить и сделать что–то более жизнерадостное. Правда, затем это все начали называть "легкой музыкой", — говорит Петер. "Нас заклеймили и, загнав в угол, стали спрашивать о влиянии на нас музыкантов, о которых мы не имели никакого понятия, спрашивали о моде и течениях, в то время как мы с большим удовольствием поговорили бы о рок–н–ролле," — добавляет Нина.
Вместе с тем музыканты слегка недолюбливают работу за легкомысленность содержания песен. "Тексты "Life" были абсолютно пустыми — рассказы ни о чем," — считает Магнус, сам же их сочинивший.
Вышло три версии альбома: первая, со всеми новыми песнями, только в Швеции и Японии, вторая, с тремя песнями из "Emmerdale" вместо трех новых, — в Европе и третья, наполовину смешанная с "Emmerdale", — в США.
После окончания турне в конце 1995 года начинается запись третьего альбома. Для его песен Нина впервые написала свои тексты. "The First Band On The Moon" выходит в середине 1996 года и пользуется большой популярностью везде, кроме Америки. Нужен был какой–то ключ к этому загадочному замку, который становился препятствием для многих европейских музыкантов. Как раз тут поступило первое предложение принять участие в записи саундтрека к новому голливудскому блокбастеру "Ромео и Джульетта". Для него была отобрана песня "Lovefool", которая вышла на сингле и была буквально закручена до дыр на всех радиостанциях мира.
Большая часть альбома была серьезной, но "благодаря" успеху "Lovefool" CARDIGANS продолжали считать легкомысленной поп–бандой, с чем музыканты всегда были не согласны. Однако доказывать надо делом. "Для записи нам необходимо было радикально изменить музыку, стать как–то серьезнее. Помимо этого, мы впервые захотели звучать по–современному," — говорит Перссон. Во время перерыва Петер записал сольный альбом "Paus" вместе с Йоакимом Бергом (Joakim Berg) из другой шведской группы KENT и помог продюсировать записи нескольким друзьям. В результате у него оставалось очень мало времени на подготовку песен нового альбома CARDIGANS. Однако он успел во–время, написав все за месяц. "Мы записали все за два месяца. И это очень хорошо, так как, если бы мы провели в студии шесть месяцев, то в конце концов зазвучали бы как GARBAGE, которые хороши, но у них в музыке столько эффектов, что нет свободного места, " — сказал Свенссон. Итогом стал вышедший 19 октября (в Великобритании, в США — 3 ноября) новый альбом "Gran Turismo" (см."Обзор новинок"). На нем проявилось увлечение Петера трип–хопом, хоть оно и не изменило технологии написания самих песен. "Мне очень нравилось многое из того, что называют трип–хопом, но когда я покупал альбом, то обнаруживал, что больше всего мне нравились работа продюсера и атмосфера записи. Очень редко можно было услышать какие–либо хорошие песни. Так что я хотел продолжить писать песни так, как уже привык это делать, вместо того чтобы начинать сочинять мелодию с сэмпла и какого–то ритма," — говорит он.
В феврале музыканты собираются отправиться во всемирное турне. А это значит впереди полтора года упорной работы, но они не боятся. "Такое ощущение, будто стоишь у подножия горы, но наши когти стали острее. Мы занимались этим и раньше. Теперь время будет использоваться более эффективно, во многом в связи с тем, что мы уже прошли период "новой группы". Мы чувствуем себя гораздо увереннее после записи нового альбома, потому что он полностью отражает наши нынешние музыкальные взгляды," — говорит Перссон.
К счастью, успех не испортил их. Петер Свенссон (Peter Svensson; гитара), Магнус Свеннингссон (Magnus Svenningsson; бас–гитара), Ларс–Олоф Йоханссон (Lars–Olof Johansson; клавишные), Бенгт Лагерберг (Bengt Lagerberg; ударные) и восхитительная Нина Перссон (Nina Persson; вокал) все так же едины. Они все те же обычные люди, которые занимаются своим любимым делом, а в редкие моменты, когда они возвращаются домой из турне, им, как и всем нам, нужно стирать одежду, платить за квартиру, мыть посуду, но только затем они снова отправляются вперед — навстречу новым выступлениям. Несмотря на изменения в музыке, они все так же влюблены в старую аппаратуру. В студии стоит микшерский пульт 70–х годов, специально привезенный из Британии, где до этого долгое время стоял на Би–Би–Си (государственная телерадиокомпания Великобритании). Ларс–Олоф и Петер все так же обожают свои "Рикенбэкеры", "Гибсоны" и "Лес Полы", Бенгт все так же коллекционирует барабанные установки 70–х, эксцентричный Магнус все так же носится по сцене со своим басом "Fender Jazzman", а Нина продолжает петь и мечтать о бессмертии.
Re: CD и DVD Ringo Starr All-Starr Band Автор:Клим.Дата: 09.07.04 21:29:43
О могущественном и таинственном Интернет-портале "Чудесный Мир Дэвида Боуи, точка, ком" слышали все (и всем известно, что Боуи — самый первый музыкант в Интернете). Точно никто не разбирается в нагромождениях визуальной и текстовой информации сайта (сайтища!!!), но многим стало известно, что уже сейчас можно открыть собственный и-мэйл адрес на этом портале. Говорят, что полностью бесплатно, но постоянно где-то проскальзывает сумма в 19.99 долларов. Ладно, гению можно простить даже умелое накручивание "бабок" на собственной гениальности… Впрочем, теперь Боуи еще крепче "сидит" на производстве компьютерных "игрушек". Когда он сам не играется, расплющивая зеленых монстров, он занимается дизайном каких-нибудь очередных инфернальных существ или более-менее интеллектуальных "квестов". Непонятно, подсадил ли его на это Трент Резнор — известно, что после совместной работы с Резнором (который как раз тогда работал над "Quake") Боуи и переключился на компьютерную сторону реальности. Если же вы сами интересуетесь веб-дизайном — загляните на bowie.net и попробуйте ЭТО переварить.
Боуи про Дэви Джонса и наоборот: немного вранья
"В любой работе меня интересует не итоговый продукт, а сам процесс. Мне просто нравится то, как вещи происходят. Как они состыкуются вместе, когда сливаются друг в друга, в любой форме искусства. Что касается сравнивания одного альбома с другим, это все так субъективно. Если твоя система верований не повторяет в точности чью-либо еще, ты все равно будешь воспринимать все: прошлое, будущее, настоящее — радикально иным способом. Поэтому меня смущает идея абсолютных ценностей. Может быть только индивидуальная правда. Мои песни могут интерпретироваться всеми людьми как угодно, как они захотят". "Обычно я читаю по три-четыре книги в неделю. Мы, британцы, вообще традиционно очень читающая нация… Меня всегда притягивали писатели, использующие "поток сознания" — Керуак, Гинзберг, Ферлигетти, и Берроуз, конечно. По таким же причинам, думаю, моей аудитории нравится то, что делаю я — потому что остается очень много места для интерпретации, тебя разрешается что угодно. Недавно я очень глубоко заинтересовался гностицизмом, ранней формой христианства, и тогда же я понял, что Интернет — это мечта любого исследователя, более совершенная чем любая библиотека или энциклопедия" . "Любое общество, которое позволяет размножаться таким людям, как я или Лу Рид, обречено". "Американцы — самые одинокие в мире люди". "Когда я пишу песню, уже через месяц я перестаю понимать, о чем она. Поэтому мне очень нравится переслушивать мои ранние записи". "Я думаю, что каждый рок-музыкант, который когда-либо жил — это я. Я — как бы конгломерат их всех…" "Не стоит заниматься творчеством, которое не поражает с первого взгляда". "Я ненавижу интервью, потому что когда я их читаю, понимаю, что наговорил столько ерунды! Я же все время вру! Господи, да у меня постоянно меняются мнения обо всем, я противоречу самому себе — а они все это цитируют потом". "Ничто никогда не заканчивается, но все изменяется". "Я никогда ни о чем не жалею. Если я и обращаюсь к прошлому, что я делаю нечасто, я предпочитаю смотреть на него без особого груза на крыльях. Мое прошлое подарило мне такую фантастическую жизнь!!! Много негативного, много позитивного. Для меня это был непрекращающийся процесс познания, я просто учился, позже придя к выводу, что сейчас я знаю гораздо меньше, чем тогда, когда я только начинал познавать мир! Опять же, никто не знает больше, чем человек в молодости! Я знал так много, когда мне было 25! У меня были ответы на все, буквально на все…" "Актерская игра… это все скорей декоративно. Это просто шутки ради, это просто весело, вот и все. Это не то, что необходимо тешить в себе как амбицию. Даже если я и сделал что-то успешно, это только потому, что мне нравились режиссеры и с их помощью я хотел узнать самого себя и другие вещи — просто снимаешься, потому что тебе нравится, как этот парень работает". "С какой исторической фигурой я могу себя сравнить? Ну, не знаю… Наверное, с Санта Клаусом…" "Как странно, что люди так серьезно воспринимают все, что я говорю. Я даже сам себя серьезно не воспринимаю". …В завершение к вышесказанному, хочется сказать, что 1-го сентября некая крутая организация номинировала Боуи за "Жизненные достижения", параллельно устроив конкурс для всех желающих. Внимание — хватаем ручки и белые листочки и в не более чем пятистах словах на основе всего вышеперечисленного объясняем, почему Боуи следует наградить. Если ваши объяснения окажутся самыми обоснованными, их произнесут в лицо самому Дэвиду!!! (листочки можно сложить вчетверо, упаковать в электронный почтовый ящичек и выслать на адрес carlosalomardream@hotmail.com). А если и не повезет — все равно приятно лишний раз позаботиться о хорошем человеке…или не человеке… короче, какая разница, кто он такой — главное, что он здесь, с нами, рассматривает нас по ночам своим стеклянно-мертвенным глазом и ласково убаюкивает наши мысли всеми рок-н-ролльными мелодиями одновременно.
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ
Re: David Bowie Автор:Клим.Дата: 09.07.04 17:02:50
Маленький Дэви Джонс начал с того, что писал письма в "Melody Maker". Газете не было дела до того, кем станет маленький Дэви Джонс, но она исправно печатала его корреспонденцию. В 72-м, чтобы избежать неправильного творческого поведения со стороны журналистов, Боуи сам пишет статью по поводу того, что он думает о собственном альбоме "Hunky Dory". Дэвид кратенько прокомментировал каждую песенку ("Pretty" — это про мою реакцию на беременность жены. Она была как у архитипического папочки — о, это будет новый Элвис! Эта песенка — все это, плюс прочая научная фантастика…"). В 76-м году Боуи попробовал себя в жанре автобиографии, напечатав в "Rolling Stone" нечто про альтернативную версию себя. Потом он часто писал впечатления о собственных альбомах — куда попадется. Тогда же он вел маленькую недельную колоночку в одном из музыкальных изданий, где было что-то вроде его творческого дневника — в промежуток с мая 73-го по апрель 75-го. …В 1980-м "Melody Maker", которые уже поняли, в кого вырос маленький Дэви Джонс, попросили Боуи написать маленькую заметочку о том, что, по его мнению, может произойти в новом десятилетии. Боуи написал нижеследующее — "Мысли О Новом Десятилетии. Дэвид Боуи. Все чисто — 1980 Из личного — только глаза Трагедия преобразовалась В комедию Безразличие Тотальная нехватка задач Чтобы в 1990 мне было 67 И еще выиграть революцию Путем игнорирования Всего несуществующего И чтобы у меня была собственная копия фильма "Голова-Ластик" Как видим, Дэви Джонс не только вырос, но и стал кем-то другим. Как бы то ни было, можно точно заключить, что Боуи уже тогда нравился Дэвид Линч. А анализировать все равно не надо, это как копаться с детской лопаточкой у подножия Эвереста. Учитывая, что Дэвид очень активно следил за современной музыкой, неудивительно, что он пробовал писать о молодых группах — в 95-м году у него вышла просто обалденная статья про Трики. Не знаю уж, что чувствовал бунтующий тогда Трики, зная, кто про него написал (и КАК!!!). Но можно предположить, что чувствовал Боуи, который написал воображаемый разговор с Трики во время прослушивания его альбома. "Становится громче. Обрастает шуршанием Бристольского блюза, подталкиваемого пульсацией даба. Где Карма-кома кричит: "Мы не ищем музыку, она просто висит в пространстве!". Изо всех сил я старался вдохнуть. Я незаметно уползал в мертвенно-желтые подземные дали за углом. Все иные звуки были розданы кому попало или разорваны в клочья. Со мной сейчас произойдет то же самое, подумал я, ну и пусть. Разрывайся на куски, становись шероховатым, жестким, как будто мир гибнет. Убегай от этого смертельно жаркого ныряния в генный бассейн, пусть и шутки ради, как это делает Трики… Музыку не надо искать — она сама тебя найдет"… В 1996-м году Боуи задумал издавать свой собственный журнал "Dazed And Confused", куда сам изредка писал статьи о моде. Наиболее знаменитым было интервью Дэвида с модельером Александром Маккуином. (первый вопрос был, естественно, таким: "Вы гей? Принимаете ли вы наркотики?" на что интервьюируемый естественно ответил: "Да, и то, и другое"). Позже он немного писал о современных художниках, потому как сам причислял себя к таковым — в 90-е он успел сделать десятка три интервью с молодыми талантами! Кстати, еще в 80-х Боуи написал маленькое исследование о "Волне Баскиа". Стиль — поп-артовский, как и то, что он описывает. "Это НЕ черное искусство, я уверяю вас, и это не ИСКУССТВО даже, никак нет, это ВЕЩЬ, и мне эта вещь нравится, да, да, да. Эта вещь круто "вставляет". Двуглавый Янус с невероятным притяжением, одновременно извергающий из себя блевотину и вопросы… Каждый день, просыпаясь в этом мире, состоящий из обломков и кусочков, мы проводим оставшиеся часы, складывая их в некое подобие формы, которую мы будем в силах принять в качестве реальности. Никакого порядка, никакой функции. Баскиа делает резкий, проклинающий удар — и переустанавливает беспорядок таким образом, что он становится реальностью".
Re: David Bowie Автор:Клим.Дата: 09.07.04 17:02:00
Живопись музыкантов — тема отдельного исследования. Даже МакКартни на старости лет оказался художником. Каждый уважающий себя музыкант стремится хоть что-то когда-либо изобразить. Величайшие композиторы нашего времени торжественно и регулярно изгонялись из художественных колледжей. Вспомните Ронни Вуда, Дэвида Бирна, Эрика Клэптона, Джонни Леннона — да что Леннон, даже акварельки Мэрилина Мэнсона уже яростно толкаются в разных аукциончиках! Боуи — немного другое. О себе он говорит: "Ни в музыке, ни в искусстве у меня нет настоящего собственного стиля, техники или способа творчества. Я просто скольжу около того или иного стиля, либо повинуясь волне эйфории, либо из-за подавленного состояния, расщепляющего мой разум. Это все часто скрепляется вместе до крови жестоким намерением создать на каком-то месте нечто, чего там не было раньше". Несмотря на такую вот скромность, выставки скульптуры и живописи авторства Боуи пользовались довольно-таки объективным успехом. Наверное, не только потому, что их автор — классный музыкант (старческие стихи Пола МакКартни, например, мне не очень понравились). В 96-м Дэвид принял участие в проекте "Маски", выставив там свою собственную, робко озаглавив ее "Художник-Певец-Композитор-Актер" ("…а я еще и вышивать могу… и на машинке"…). На лбу объекта было начертано число 666 и написано: "Твоя милая мордашка отправится в АД!!!". Тогда же он участвовал в проекте "Вехи", где 26 музыкантов с благотворительной целью выставляли свои творения. В их числе были Йоко Оно, Боно, Лу Рид, Кейт Буш и вездесущий Пол МакКартни. Каждый должен был выставить что-то, что, по его мнению, представляет собой определенную "веху" в истории музыки. Работа Боуи называется "Триптих с Братьями Уолкерами" и представляет из себя причудливо переплетенные рентгеновские снимки и фотографии (на каждой написано "Дэвид Боуи, 1996), подсвеченные изнутри. В этом же году Дэвид получил приглашение сварганить инсталляцию для Нью-Йоркской "Галереи современного искусства". Инсталляция мэтра состояла из четырех частей, которые назывались: "1. Дерек, тут для тебя есть немножко идей касательно Театра Без Насилия. 2. Дереку это могло понравиться. 3. Дерек мог это видеть. 4. Дерек мог это сделать". Кто такой Дерек — неизвестно. Но каждый хотел оказаться на его месте. Также Боуи часто появлялся на выставках и биеннале, посвященных компьютерной графике и новейшему медиа-искусству, выставлял там какие-то разноцветные глаза. Несколько своих гравюр он как-то впихнул в выставку "Новые экспрессионисты", тем самым как-то намекнув на наличие у себя какого-то стиля (в принципе, экспрессионизм ему подходит больше всего — посмотрите на "Берлинского ребеночка", притаившегося у лесенки). Помимо всего этого, у Дэвида было несколько "сольных" выставок, в том числе и благотворительных, в пользу всяческих детишек. Самая успешная выставка живописи прошла в 96-м году в Швейцарии. Одна из самых знаменитых этнических серий Боуи, которую он обогащал в период с 75-го по 95-й, называется "Афро-языческое" и насчитывает несколько десятков мрачно-галлюциногенных полотен, намешавших в себя кучу несостыкующихся стилей — как будто их рисовали разные художники, которые, тем не менее, частенько выпивали вместе. Все эти картины были первой выставкой Боуи, проходившей, естественно, в Англии. "Ну да, я стал рок-звездой, но я точно также мог стать и художником. Я и раньше хотел себя выразить в искусстве, но мне показалось, что известным художником мне не стать, ну, я и ушел в музыку". Интересно, он ни о чем не жалеет?
Re: David Bowie Автор:Клим.Дата: 09.07.04 17:00:58
Недавно ему предложили роль Фрэнка Синатры. Наверное, он согласится, потому что всегда играл только тех людей, которые как-либо повлияли на его жизнь (в молодости Дэвид часто заявлял о том, что Синатра — один из его духовных учителей). В 2001 году вышел комедийный фильм (про моду, между прочим) Бена Стиллера "Zoolander", где Боуи снимается в главной роли. Фильм повествует о судьбе несостоявшегося модельера и являет в себе еще одну радость в виде Милы Йовович. Началось же это увлечение кино еще в 70-х, когда Дэвид снялся в фантастическом фильме "Человек, который упал на землю", дав другим повод себя идентифицировать со спивающимся от горя космическим пришельцем. Роэг (режиссер) сильно рисковал, снимая тогда ужасного наркомана Боуи, который толком-то и играть, как думалось, не умел. Позже выяснилось, что парень играет практически профессионально (он даже почти перестал нюхать кокаин!) — наверное, сказалось детское увлечение НЛО и прочими "чужими". Похожая тема развивалась в автобиографически-концертном фильме "Зигги Стардаст и пауки с Марса". Он сыграл главную роль в фильме "Просто Жиголо", а в разгар глэмовой эпохи побывал не менее глэмовым вампиром в фильме "Голод" (прикиньте, приходит к вам ночью сам Боуи и кусает за шейку!). Одна из его лучших (пусть и не масштабных) ролей — Понтий Пилат в "Последнем Искушении Христа". Еще было много эпизодических появлений, каждое из которых иногда просто потрясает (скажем, смотрите вы спокойненько культовенький японский фильм "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" — и тут Дэвид Боуи, откуда ни возьмись, как появится! И весь оставшийся фильм вы уже не следите за сюжетом, а напряженно думаете — Боуи это или нет, пока не замелькают трудноразличимые титры на фоне уже знакомой музыки). На более серьезное увлечение Боуи киношными делами (серьезными, европейскими) повлияло то время, которое он жил в Берлине в 70-х. Берлин тогда был городом, где все начиналось. Кино, живопись, Рейнгарт, Брехт, Вендерс… группа KRAFTWERK… Казалось, что эмоционально-духовный центр всей прогрессивной Европы был именно здесь, туда съезжались все, кому не лень — Лу Рид, Игги Поп… Дэвид чувствовал какое-то исцеление, его переполняло собственное бытие, он терялся в своих же рамках и творил самого себя, почти подумывая об актерской карьере. "Лабиринт" считается одним из величайших фильмов с его участием. Он вышел в 86-м году под началом тогда уже зверски популярного Джорджа Лукаса — а сценарий был написан одним из участников гениальной наркотически-комедийной банды "Монти Пайтон". Наверное, поэтому сюжет фильма крутится между доброй сказкой про маленькую девочку и злых гоблинов — и сюрреалистическим бредом с предельно серьезными интонациями. Боуи, кстати, еще и написал больше половины саундтрека (пусть мы тут и договаривались стоически молчать про музыку). Позже, в 96-м, он сыграл Энди Уорхола в фильме "Basquiat" (о молодом поп-артовском художнике и его разрушительных взаимоотношениях как с собственной славой, так и с Энди Уорхолом, который в исполнении Боуи больше похож на того самого Энди Уорхола, которым мы его представляем. Во всяком случае, из всех киношных Уорхолов этот был самым настоящим). Тем не менее, Дэвид всегда избегал голливудских идеек, стараясь засвечиваться только в независимом кино. "Вообще я старался не встречаться с Голливудом, бежал от него, как от чумы, — говорил он. — Одна маленькая роль для Scorsese (Понтий Пилат) принесла мне больше удовлетворения, чем роль какого-нибудь перспективного голливудского Джеймса Бонда. Единственный голливудский фильм, наверное, который я как бы принял, был "Zoolander", потому что он был слишком веселым, чтобы его пропустить." Но в 98-м году Боуи снимается в достаточно "голливудском" по содержанию гангстерском фильме "Еverybody Loves Sunshine" вместе с драм-н-бэйс легендой Goldie. Можно догадаться, что его кумиры — Том Тыквер, Даррен Аронофский и Дэвид Линч. Касательно последнего (не считая опять же чудесного саундтрека к "Шоссе в никуда") — Дэвид даже ненадолго мелькнул в "Твин Пиксе" — мелочь, а приятно. Возможно, скоро мы увидим Дэвида в очередной роли очередного "человека не из этого мира".
Re: David Bowie Автор:Клим.Дата: 09.07.04 17:00:23
Журналист: "Что является вашим девизом?". Дэвид Боуи: "ЧТО?" является моим девизом!".
Говорят, что Боуи был (и до сих пор является) первым музыкантом эпохи постмодернизма. Мол, именно он стер границы между музыкой и искусством, уничтожив концепцию альбомно-концертного однообразия и трансформировав банальные ролевые игры во что-то еще (наверняка все его лица эклектично висят в гостиной, как коллекция трофейных новозеландских скальпов). Именно он уничтожил понятие об авторе как о неизменной личности, ассоциирующейся с сочиненным им произведением — все, что он сочинил, это он сам. Но о том, кем является он сам, Боуи до сих пор молчит. Его музыка просто являлась в нужное время и жила сама по себе, это была некая внеземная и жестко-диффузная форма бытия, которая называлась "музыка Дэвида Боуи", пусть Боуи существовал отдельно от нее, изредка выполняя роль медиума или роженицы — кому как удобнее. Фиг его знает, может он в самом деле пришелец с Марса. Потому что на самом деле — глыба, глыбища, что-то невероятное — и глаза, кстати, разные и нечеловеческие.
Когда сказали, что у него выходит альбом, испугалась. Думала, не "потяну". Что крыша? Крыша — предмет заменимый, она улетит, придут другие люди, сваяют новую крышу, зеленее прежнего, с петушками и маковками. А вот птичку жалко — ту самую маленькую птичку, которая подкатывает к горлу всякий раз, когда вы слышите музыку, подобную музыке Боуи — кажется, что она в любую секунду выплеснется из вас солнечным потоком крови и перьев — и уже нечего искать, разве что взять посох и пойти куда глаза глядят. К счастью, это оказался не альбом (мы еще от "Hours" не отошли, не отогрелись) в полном смысле слова — "All Saints" является всего лишь сборником инструментальных вещей Боуи, очень разных, за весь период его творчества (одна из вещиц называется "Варшава", кстати). Разная, но почти ангельская музыка. Почти тишина. В принципе, нельзя сказать, что Дэвид затих. Он увлечен своим собственным радио. Записал кавер любимой группы своего детства THE WHO (песенку "Pictures Of Lily") для трибьют-диска под названием "Substitute — The Songs Of THE WHO". Но это не дает повода еще раз поговорить о музыке Боуи — скорей, напрашивается вывод: THE WHO — класснейшая группа, легенда и миф, а посвящение им только сейчас выпустили, ужас. Поэтому сегодняшней вечерней сказкой будет Дэвид Боуи как нечто, помимо музыки. Музыка была раньше, многие об этом писали (мы тоже, покопайтесь в подшивочках за осень 99-го, может, что и заметите!) — на этот раз музыку будем просто слушать (все равно ничего нового про этот монументализм не сказать!), запивая ее рассказом про Дэви Джонса, пробующего себя во всяческих других арт-ипостасях — не менее, кстати, значимых.
Однако сам Роджер не очень надеялся на то, что музыка сможет стать делом его жизни. Подойдя к этому вопросу с практической стороны, посоветовавшись с родителями и знакомыми, он решил, что наиболее верным выбором для него будет профессия зубного врача. Отправившись в Лондон с немаленькой пачкой родительских денег (да, образование там платное...), Тэйлор без труда поступил в London Hospital Medical College, где, немного поучившись, получил диплом бакалавра в области биологии. Это была первая и последняя ступенька на пути к заветному желанию — стать высокооплачиваемым и уважаемым зубным врачом. Дальше события стали развиваться по несколько другому сценарию, не предвиденному ни самим Роджером, ни его родителями. В 1968 году на какой–то из досок объявлений Тэйлор разглядел одно забавное объявление, поразившее его своей лаконичностью. Гласило оно примерно вот как: "Требуется барабанщик вроде Джинджера Бейкера". (Если кто–то не знает, Ginger Baker — один из самых виртуозных и несомненно самый быстрый барабанщик в рок–музыке.) Не испытывая никаких комплексов по поводу Джинджера Бейкера (правильная самооценка и тут его не подвела), Роджер решил откликнуться на объявление, данное, как, наверное, хорошо знают поклонники QUEEN, гитаристом Брайеном Мэем. Так появилась на свет группа SMILE, к 1971 году, с добавлением в состав Джона Дикона и Фредди Меркьюри (тогда еще Бульсары), превратившаяся в QUEEN. То, что впоследствии произошло с этой группой, всем хорошо известно — ее настигла мировая известность. Немалую роль в достижении этой известности сыграл и Роджер. С самого первого года основания команды он регулярно писал песни, многие из которых впоследствии становились хитами. Так, за 20 лет существования группы он сочинил около двадцати композиций, среди которых такие знаменитые вещи, как "A Kind Of Magic", "Radio Ga Ga" или "IТm In Love With My Car". (Кстати, по поводу любви к автомобилям — Тэйлор самым первым в группе купил себе "Феррари"). Также Роджер стал первым участником группы, начавшим сольную карьеру. Свой первый сингл вне QUEEN "I Wanna Testify" он выпустил еще в 1977 году, а его первый альбом "Fun In Space" вышел в 1981–м. Обе попытки вряд ли можно назвать удачными — ни сингл, ни альбом не пользовались большой популярностью (сингл даже вообще не смог попасть в чарты), а британская музкритика изрядно поиздевалась над творениями Тэйлора, не признав за ними никаких художественных достоинств. Впрочем, это его ничуть не расстроило, и в 1984 году последовал второй сольный альбом "Strange Frontier", составленный из песен, написанных в основном Бобом Диланом, Брюсом Спрингстином и SPENCER DAVIS GROUP. На этот раз слушатели не оставили работу Тэйлора незамеченной — "Strange Frontier" попал на 30–е место в британском хит–параде. Во второй половине 80–х группа QUEEN несколько поумерила свою творческую и концертную активность, в связи с чем у ее участников стали появляться длительные, зачастую многомесячные "каникулы". Будучи по натуре очень деятельным человеком, Роджер вместо того, чтобы, как остальные участники группы, отправляться отдыхать куда–нибудь на Гавайи, все свободное время посвящал музыке. В августе 1987 года он основал собственную группу THE CROSS, вместе с которой за четыре года ее существования исколесил с концертами всю Европу. Мало того, у Роджера хватало времени и на продюсерскую работу, и на участие в совместных проектах. Так, известно, что в качестве барабанщика он выступил на альбомах Гэри Ньюмана, Роджера Долтри, ШейкинТ Стивенса, а кроме того обеспечил бэк–вокал для одного из альбомов группы KANSAS. Третий по счету и первый после смерти Фредди Меркьюри и распада QUEEN альбом Роджера Тэйлора "Happiness?" отразил радикальную перемену в его мировоззрении. Роджер изменился не только внешне (буквально за год из вечно молодого, беззаботного "мальчика–блондина с голубыми глазами" он превратился в почти седого старика), — полностью изменилось и его отношение к окружающему миру. Мрачный, политически и социально озабоченный альбом с музыкой, совершенно не похожей на все то, что Тэйлор писал в QUEEN или THE CROSS, был по достоинству оценен значительной частью фанатов QUEEN. В 1998 году, после 4–летнего перерыва, к огромной радости своих многочисленных поклонников Роджер выпустил новый альбом, носящий название "Electric Fire". Рецензию на него вы сможете прочитать в рубрике обзор новинок.
Дискография THE CROSS: "Shove It" (1988); "Mad, Bad And Dangerous To Know" (1990); "Blue Rock" (1991)
Удивительно, но факт — во всем мире слушательский интерес к творчеству группы QUEEN и ее бывших участников с годами не только не падает, но, напротив, стремительно растет. Не теряя своих старых соратников, армия "куиноманов" постоянно рекрутирует в свои ряды тысячи юных неофитов. Последнее подтверждение тому — неожиданный рекорд, поставленный в конце сентября бывшим барабанщиком QUEEN Роджером Тэйлором. Его концерт, транслировавшийся с веб–сайта "CyberBarn", посмотрели более 595 тысяч пользователей компьютерной сети Интернет. Результат "скромного барабанщика" Тэйлора не может не поражать.
В этой статье, приуроченной к выходу последнего сольного альбома Роджера Тэйлора "Electric Fire", мы хотели бы познакомить читателей с некоторыми интересными фактами из его творческой биографии, обращая основное внимание на наименее известные из них. Роджер Меддоус Тэйлор (Roger Meddows Taylor) родился 26 июля 1949 года в небольшом британском городке Кингс Линн, графство Норфолк. Когда через несколько лет его семья переехала в графство Корнуолл, Роджер, будучи еще совсем маленьким ребенком, проявил недюжинные музыкальные способности — научился играть на гавайской гитаре и даже стал участником детской скиффл–команды. Войдя в тинейджерский возраст, Тэйлор был вынужден уделять значительную часть своего времени школьному хору (это было обязательным условием для получения какой–то стипендии). Тем не менее подобные занятия не прошли даром — Роджер приобрел кое–какие вокальные навыки, что впоследствии ему очень пригодилось. Тогда же маленький Роджер произвел некоторую переоценку своих способностей в области гитарного мастерства, в результате чего пересел за ударную установку. К 1964 году, то есть к 15 годам, он был уже местной знаменитостью. Приобретя солидный исполнительский опыт в множестве различных корнуэльских команд с веселыми названиями вроде BUBBLINGOVER BOYS или COUSIN JACKS, Роджер в конце концов стал лидером собственной группы THE REACTIONS. Интересно, что во время всех концертов ударная установка выносилась на передний край сцены, так, чтобы поклонники и поклонницы Роджера имели возможность в полной мере оценить его "ударную" технику. Вообще–то о его тогдашних способностях трудно что–то говорить, так как информации и записей с того времени осталось совсем немного. Тем не менее очень легко сделать предположение о том, какими были по крайней мере амбиции 15–летнего барабанщика. Дело в том, что в одном из своих недавних интервью Роджер признался, что старался тогда играть как ...Митч Митчелл, то есть как тот самый ударник–виртуоз, работавший с Джими Хендриксом. Вот откуда пошли исполнительские класс и качество, изначально присущие группе QUEEN! Кстати, сидя за установкой, Тэйлор еще и пел, будучи основным вокалистом группы... Такое необычное сочетание плюс хорошая (видимо) музыка сделали из THE REACTIONS самую популярную группу в Корнуолле. В 1966 году команда Роджера, несмотря на жестокую конкуренцию, завоевала главный приз в конкурсе молодых исполнителей, организованном властями графства. На следующий день все местные газеты писали о большом будущем, которое может ожидать THE REACTIONS. В общем–то, отчасти они были правы.
Re: О деньгах и статусе Автор:Клим.Дата: 09.07.04 16:35:29
Игги на сегодняшний день Сейчас он все-таки музыкант. В 1999-м вышел его альбом "Avenue B". Такой же проникновенно-лиричный, но очень уж странный. Первая песня называется "Наци герлфренд", где под акустические переборы Игги очень лирично поет: "I wanna fuck her on the floor". Это в его-то 50 с копейками. На самом деле в процессе написания альбома Игги, по своим словам, очень много думал о жизни и хорошо питался (любимая еда — хлеб, вымоченный в оливковом масле — какая гадость!), потому что был очень уж худеньким, и многие не понимали, как он умудряется все так же живо носиться по сцене. Наверное, этим альбомом Игги хотел опровергнуть самый грязный миф о самом себе — "то, что я полный безумец. Я ведь уже очень давно не такой". Как всегда, в память о 60-х, на альбоме был жутко кислотный кавер тогдашней классики "Shakin' All Over". После тихого успеха альбома Игги выпускает очередной live — "Sister Midnight", записанный еще при Боуи, в 77-м году. Кстати, музыкант продолжал общаться с Боуи, отчего тупые американские журналисты писали, плюясь хрустящими штампами: "Что, казалось бы, общего у этих двоих? Один — хамелеон из Лондона (Боуи), который тщательно культивирует свою ледяную неприступность. Второй — дикий панк из Мотор-Сити (Поп), ползающий по битому стеклу". Все это, конечно, вранье — Игги по стеклу уже не ползает (он сейчас все больше по мелочам: то со сцены упадет, то гитаристу майку подожжет), а недоступный Боуи недавно открыл радиостанцию для детишек. Потом Игги засел в студии, намереваясь записывать что-то из серии "прощай, молодость" в стиле хард-рок. Он чувствовал себя просто обязанным это сделать. Конечно, было бы прикольнее, если бы он пригласил хотя бы одного Эштона, но Игги рассудил, что записывать альбом в стиле STOOGES надо с какими-нибудь другими музыкантами, потому что все-таки это альбом Игги Попа. "Beat 'Em Up" вышел этим летом и, кажется, порадовал и его создателя, и фанатов. Сам же Игги, выпустив агрессию, чувствует себя миролюбиво и живет праведно-аскетической жизнью: "Если я куда-то и выезжаю, то только когда встречаюсь с отцом. В основном мне нравится быть около моря. Я люблю смотреть на облака, просто кататься где-нибудь. У меня есть подержанный автомобиль, удобненький такой "кадди". Мне нравится ездить в нем и слушать музыку. Или просто где-нибудь ужинать. Мне нравится ходить в супермаркет и покупать еду. У меня есть библиотека, но я не читаю много, мне больше нравится играть с книгами… Остальное время я работаю". На темы о воссоединении STOOGES он говорит много, но отрицательно. Хотя известно, что недавно Игги созванивался с Роном и про что-то долго вопил ему в трубку. Речь об этом иногда заходит, но идей никаких нет. Равно как и конкретных планов на будущее, которых Игги никогда и не строил — жил себе и жил, радовался солнышку, грустил, когда одиноко, и громко орал, когда радостно. "Найду себе какую-нибудь очередную малолетку и буду продолжать работать", — отвечает он на вопрос, чем он будет заниматься через 10 лет. Хоть что-то в этом мире стабильно. И хватит искать причины его популярности: "Больше всего я знаменит, потому что я Игги Поп. Это моя самая отличительная черта".
Когда Игги увидел, что диски продаются не так шумно, как он себе это представлял, то позвонил Боуи и предложил ему в очередной раз распространить на него, Игги, свою неземную харизматичность. Боуи сжалился и спродюсировал альбом "Blah Blah Blah" — и это, естественно, был хит! Даже тогдашние альбомы экспериментирующего Дэвида распродавались не так ажиотажно. По словам Игги, "бла-бла-бла" — это вежливый способ сказать "да пошел ты". Альбомчик в самом деле грубоватый, но очень милый, весь какой-то светящийся. Пусть и похожий на альбомы Боуи (причем почему-то больше всего на альбом 99-го года — сравните "Shades" и "Tuesday's Child"). "Real Wild Child" стала хит-синглом, а заодно кодовой газетной кличкой музыканта. Благодаря Боуи, к Игги вернулась какая-то творческая неуемность — он начал выпускать шедевры. Один за другим. В 89-м он выпускает "металлический" "Instinct" со Стивом Джонсом из SEX PISTOLS. В начале 90-х Игги подписывает контракт с Virgin и его карьера начинает двигаться вверх. Первый же альбом "Brick By Brick" (1990) стал чем-то вроде возрождения — из Игги поперла совершенно новая музыка, эмоциональная, балладная и дикая. Самое главное и непонятное — спокойная. Добрая. "Демоны" были, но в текстах, мелодиях и экспрессии. Еще лучше оказался альбом 1993-го года "American Caesar" (на гитаре в нем играл Larry Mullins из U2) — 17 песен, и ни одной лишней. Все концептуально связано, прекрасная звукорежиссура, акустические гитарки, спокойная мудрость вместо надоевшего максимализма. Это была хорошая, модная, скептическая и очень качественная музыка. На нем есть даже рок-н-ролльный кавер "Louie Louie" — веселуха, как на цыганской свадьбе! Баллады же Игги, кстати, жутко нетрадиционные, поскольку лишены пафоса. Они холодны и мертвенно-пустотны. От них хочется спрятать голову в тумбочку или тихонечко умереть. Ими альбом набит под завязку. Если вы выдержите леденящую "Jealousy", то слегка подогреетесь солнечной "It's Our Love", рассыпающейся по глазам (до нее, согласно концепции, будет песня "Hate", злая и безысходная). Но если вы человек эмоциональный, "Fuckin' Alone" вас добьет. "Fuckin'" в данном контексте — это не глагол, а прилагательное. То есть, человек СТРАШНО одинок, зверски одинок, дьявольски одинок — параноидальная истерика, засасывающая пустота, черная дыра зрачка, депрессия обеспечена (если начинать слушать Игги, то лучше именно с этого альбома, так как в нем он жутко искренний и божественно впечатляющий). В 96-м выходит не менее замечательный "Naughty Little Doggie", очень необычный и мудрый. Чем-то похожий на последние работы Яна Андерсона и JETHRO TULL ("Shoeshine Girl"). Иногда даже можно спутать — вокал тоже похож. Альбом был не совсем рок-н-ролльным, нежным и очень трогательным. Прослеживались даже какие-то фолковые штуки. Это была поп-музыка, конечно, но очень стильная. ("Innocent World", "To Belong" — слов нет!!!). В 1996-м выходит еще один "живой альбом" Игги — "Best Of…Live". Игги Как Не Музыкант Надо добавить, что мистер Поп проявил себя не только в музыкальной сфере. Игги оказался настоящим сокровищем как эпизодический актер. Давняя дружба с еще одним рок-н-ролльным придурком (на этот раз от кинематографа) Джонни Деппом укреплялась совместным взаимопроникновением в творчество друг друга. То Депп в иггином клипе зубом блеснет, то Игги в одном фильме с ним появится. Правда, все время он играл каких-то ублюдков: то плохих парней в миленьком молодежном фильме-мюзикле "Плакса" (там у Джонни молодого слезка на щеке вытатуирована), то какого-то фрика, сидящего у костра в Джармушевском "Мертвеце". Еще он снимался в культовом панк-фильме "Сид и Нэнси" (понятно, о ком?), "Вороне" и даже "Городе ангелов". Помимо всего этого, Игги написал предисловие к книжке Ника Кента "Dark Stuff". В общем, на все горазд, хитрец… Хотя на самом деле Игги Как Не Музыкант — это уже Джим Остерберг. Так что на эту тему лучше не будем.
Возвращение От наркотиков его спас опять же Боуи. Под давлением его неземной ауры Игги немножко пришел в себя, уехал на какие-то гольфовые поля, чтобы погонять мячик и подумать. Было два варианта — сдаться властям (употребление, хранение и прочее) или пойти подлечиться. Подумав, пошел сдаваться в клинику для наркоманов (по совместительству это была еще и психушка, естественно), что повлияло не столько на состояние здоровья, сколько на творчество — музыка стала еще более самодеструктивной. До этого худенький и иссушенный всяческими диетами и кислотами Игги устраивал на сцене бешеные перформансы, вгоняя народ в транс. Он меланхолично разрезал себе кожу на груди осколками бутылок (ну вот мы и разобрались, кто это первым придумал, а то: Мэнсон, Мэнсон…), сам себе выбивал зубы микрофоном, искренне стараясь протолкнуть его поглубже в глотку. Светская жизнь его проходила в радостно-коматозном состоянии — представьте ситуацию: очередная послеконцертная вечеринка, на нее является Игги, достает пакет с наркотой, сжирает его и отключается практически намертво, выпустив изо рта лужицу зеленоватой слюны. Через полчаса он приходит в себя, бодро поднимается, накидывает пальто и, бормоча что-то вроде: "Хорошая вечеринка, спасибо, чуваки, клево, и эти ваши таблетки тоже классные", удаляется. Про все это, придя в себя, он написал cамокритический и бешеный альбом "Idiot". Достоевского читал, наверное. "Идиот" получился мрачно-электронным и очень болезненным (такую патологическую музыку тогда никто не делал) и стал особо актуальным к концу 90-х (честно, кажется, что похожего звучания пробовали добиться ранние британские SUEDE!!!): царапающийся звук, героиновый шик, глэмовый пессимизм, спокойные извращения… Хитом стала мрачно-наркоманская "Nightclubbin'". На самом деле альбом перенасыщен замечательными песнями и кажется сочиненным именно сейчас. "Dum Dum Boys" — полный бред. "Mass Production" — протяжная и торжественная психоделика: был бы Моррисон жив, не такое ли писал бы? Следующим альбомом был "Lust For Life". После его выхода стало ясно, что для избавления от наркотиков Игги заодно пришлось уйти от панковского экстаза STOOGES и обратиться к своему "я", злобно замусорив его всяческими экспериментами… Несмотря на какие-то совершенно ненужные пафосные глупости в духе Боуи и раннего Элиса Купера (который под Заппой творил), альбом очень агрессивный, эмоциональный и талантливый. В самом деле, это очень умная, прикольная, мелодичная и страшно необычная музыка, наводящая ассоциации с группами 90-х PULP, SUEDE, даже PIXIES. Но тут уже было немножко робкого панка: "Some Weird Sin" была явным признаком того, что Игги хотел создавать свою собственную агрессивность, не вспоминая об агрессивности STOOGES. Медитативную и надрывную "Passenger" лично я считаю одной из лучших песен Игги (вы ее явно слушали, там такое грустно-раздолбайское "ла-ла-ла-ла" в припеве) — кстати, Мэрилин Мэнсон именно на ее основе создал свою "Rock Is Dead" — сам признавался! "Lust For Life" идеально вошло в "Trainspotting", попав на его саундтрек (1996). Что характерно, "Passenger" вышел на второй, дополнительной части саундтрека. Потом Игги выпускает "живой" альбом "TV Eye" (1978) и обнаруживает себя долгожданной звездой. …Итак, что мы видим? Замечательная, классическая для рок-н-ролла перемена — запаршивевший Игги вдруг становится бодрым и розовым, улыбается здоровыми зубами и ездит по миру с концертами. Тем не менее, панки, тогда уже начавшие завоевывать Англию, считают его своим "крестным отцом" и чуть ли не возводят ему памятники. Но, как ни странно, после двух гениальных альбомов Игги немного притих. Считается, что диски, которые Игги записывал в 80-х, особыми сюрпризами не отличаются. Радовались бы, что каждый год — по альбому. В 79-м выходит "New Values", где на гитаре играл STOOGES из оригинального состава, Джеймс Вильямсон. Альбом получился очень ритм-энд-блюзовым и похожим на какие-то старые диски "роллингов". Впрочем, в нем есть красивая и ласковая баллада про ангела, да еще глючная песенка "African Man" с дурацкими словами про джунгли, львов и тигров, могущая потянуть на прямое оскорбление африканской нации. Следующие альбомы "Soldier" (1980), "Party" (1981) и "Zombie Birdhouse" (1982) в самом деле ничем оригинальным не выделяются. По отдельности они, возможно, интересны, потому что ни на что не похожи (все-таки музыка Игги оставалась жутко нестандартной), но в контексте Игги казались самоповтором. Случались изредка жутко веселые песни вроде ска-латинской бешеной "Loco Mosquitto", вызывающей истерику. Похожее веселенькое ска с дудками было в "Happy Man" (вообще, "Party" пусть и дурацкий, но безумно веселый альбом. Наверное, самый веселый альбом Игги за всю его карьеру. Если интересно — послушайте, там дудочки всякие, каверы THE PLATTERS, рок-н-ролл чистый такой). На "Zombie Birdhouse" были очень красивые истерические баллады вроде "Plafonic", но в таком же духе играли STRANGLERS, причем играли явно лучше.
Естественно, к середине концерта хлипкие штанишки порвались в самых интересных местах, отчего Игги разочарованно удалился за сцену, на ходу стягивая с себя лохмотья и матерясь. Через минуту он вернулся с каким-то вуалевым полотенцем, небрежно замотанным вокруг талии — ничего другого не нашлось. Среди зрителей, как назло, была дочка местного начальника полиции. Бедная невинная идиотка побежала куда глаза глядят и начала вопить, что на сцене — голый человек. Отец девочки вспылил, собрал толпу товарищей и пошел "мочить" Игги. К счастью, старичок-секьюрити (вот такие тогда были старички) выполз на сцену и предупредил Игги о скоростном начале сезона охоты на игуан… Группа сидела в гримерке и нервно курила, ожидая полиции. "Мы ничего не сделали плохого! И мы это знали, — вспоминали они. — Но все равно было страшно!". Тут в гримерку ворвалась толпа вооруженных копов и начала орать: "Где Игги?". "Извините, сэр, мы не знаем, сэр, — промямлил барабанщик. — Вот только что был здесь — ан, уж и нет его. Ушел, наверное, куда…." Копы посовещались и выдали: "Пока мы его не найдем, вы все объявляетесь арестованными!". Для любого молодого человека тех времен — да еще с полными карманами марихуаны — это звучало как приговор. К счастью, в гримерку вбежал еще один страж порядка и сказал, что все в порядке, Игги был выловлен в момент перебежки из каких-то кустов в автомобиль. Из каталажки его вызволяли родители. Обрадованный творческими успехами Игги тут же подсел на героин (видимо, очень тесное общение с "вельветовской" Нико начало сказываться), чтобы не терять свою связь со временем (такое время было). После этого группа распалась и музыканты ее поуходили в разнообразных направлениях. В основном, все дороги тоже вели к героину, так что все они шли, в общем-то, одним путем. Поэтому вторая, обновленная версия STOOGES целых два года не могла подписать контракт, а Игги безуспешно пытался слезть с героина, потому что связь со временем начала слишком интенсивно сдавливать его тоненькую шейку. Спас Боуи. Когда Игги решил, что надо что-то ДЕЛАТЬ (он просто вел себя как дурак, на самом деле он неплохо соображал), он двинулся в Нью-Йорк. Там проживал Дэвид Боуи. Тогда он был Зигги Звездной Пылью и источал милосердие и доброжелательность. Впрочем, на человека он тоже был мало похож — Рон вспоминает, что когда музыканты находились в студии Боуи, он так и не врубался в реальность всего происходящего. Понимая, что его присутствие на альбоме спасет молодую игуану от вымирания, Боуи спродюсировал диск "Raw Power" (музыканты пробовали продюсировать его сами — вышла ерунда, и они позвали Дэвида) — получился прозрачно-истерический глэм-панк, замешанный на классическом блюзе и американском фолке. Чтобы этого достичь, над Игги приходилось издеваться — Боуи практически заставлял его сутками сидеть в студии и записывать песни, записывать песни, играть, играть, мать твою, пить молоко и играть… Сразу появились какие-то компании и менеджеры, новый контракт и серия концертов. Сам альбом оказался весьма приличным, пусть его и считали провалом, мол, Боуи испохабил девственную чистоту STOOGES своей неподъемной гениальностью. Зря. Про STOOGES еще долго вспоминали. В конце 70-х все уважающие себя панки ориентировались на их саунд, почти все считали себя обязанными перепеть что-нибудь из STOOGES. Такие группы, как SONIC YOUTH и MUDONEY на основе наследия этой (уже культовой, естественно!) группы создали совершенно новое ответвление насквозь альтернативного рока. Гитарист PEARL JAM честно признается, что его герой — Рон Эштон (сам Рон по этому поводу сказал: "Этот чувак на лет 10 меня младше. Он миллионер, а у меня на счету каких-то сто долларов. Конечно, классно, что он меня помнит, но, черт побери, я же в том же самом стиле играю лучше! Я играю круче чем ты, приятель! Но у меня не было возможностей, у меня не было шанса!"). Развалились же они из-за того, что Боуи не воспринимал группу как четырех личностей, направив все силы на то, чтобы сделать Звездой одного Игги, в котором он якобы видел большое будущее. Остальных музыкантов он попросту не замечал. Естественно, что Игги постепенно стал той самой звездой, а музыканты ушли своей дорогой (Рон стал снимать фильмы, например), и о них помнят только преданные фэны STOOGES. Братья Эштоны честно говорят, что не воспринимают соло-альбомы Игги и жалуются, что на самом деле он никогда и не был их настоящим другом. Но когда Рон говорит об Игги, он по-прежнему называет его Джимом…
Дебют у ребят состоялся аккурат в Хэллоуин — уже тогда на сцене Игги (который ни на чем играть толком не умел, даже на барабанах к тому времени уже разучился) вообразил себя Джимом Моррисоном и довольно умело перерабатывал этот образ в своем сознании, выдумывая новые сценические глюки и накачиваясь разноцветными пилюльками. В 67-м с группой подписала контракт Electra (видите, и тут Моррисон), благодаря чему мы сейчас ее и слушаем. Дебютный альбом STOOGES (69-й год) продюсировал Джон Кейл из тех же VELVET UNDERGROUND. Диск продавался никудышно, отчего группа озверела и начала творить на сцене такое… что следующий альбом "Fun House" стал хитом — монотонная музыка, в духе раннего Лу Рида, с примесью того, в чем позже будут копаться SEX PISTOLS, с демонической скромностью в духе KINKS и дикостью WHO — жесткий бит, грязная полуразложившаяся гитара — табулатуры и аккордов не разобрать, плюс развязный, почти моррисоновский вокал. Если дебютный альбом группы был довольно попсовым, то этот был немного фанковым и приджазованным (в том смысле, в котором понимал и имел джаз Фрэнк Заппа). Знаковой осталась песня "1970" — экстатический гимн с безумным и авангардным саксофонным соло (тогда группа присмотрела себе саксофониста Стива МакКэя), и предсмертными воплями а-ля DOORS "The End". "LA Blues" — из любви к Джону Колтрэйну, именно этой песней ребята хотели показать свои оригинальные корни. Они понимали, что рок-н-ролл должен быть грязным и блестящим. Энергетика же у STOOGES была такая, что даже теперь самый избалованный эмтивишный меломан рискует оцарапаться. Что-то подобное пробовали изображать ROLLING STONES, но их испортило влияние "битлов" — все, что они тогда делали, неосознанно было либо в противовес чистеньким ливерпульцам, либо чтобы быть как они ("Их сатанинские величества" как ответ на "Сержанта Пеппера"?). STOOGES же были независимыми, психоделическими, вульгарными пофигистами. Все, что они хотели сделать — это добиться уникального звучания и не быть ни на кого похожими. Им было совершенно до лампочки, под кого следует подстраиваться и кого надо затмевать — в мэйнстрим они так и не вошли, но народ от них был в экстазе: они были слишком странными, чтобы любить их открыто, и слишком милыми, чтобы ненавидеть их тайно. Когда все тащились от калифорнийской блюз-сцены, эти психи слушали раннего Фрэнка Заппу, Рави Шанкара и духовую музыку тибетских монахов. "Любую странную музыку. Электронную, необычную. Григорианские хоралы, например. У Игги была пластинка, он был от нее в восторге. Мы брали эту григорианскую и буддистскую музыку, добавляли туда чего-то от STONES и BEATLES, и смотрели, что получится. Потом добавляли свое безумие и личный опыт. Ведь когда ты не умеешь играть, ты не ограничен стилем. Почти все УЧАТСЯ играть на каком-то примере, по каким-то шаблонам. А когда твой разум открыт, неведение есть благо, и из тебя исходит в самом деле интересная музыка!" — вспоминал Рон на старости лет. Размытое звучание гитар, примитивные барабанные партии и истерические Иггины вопли вызывали благоговение. Поначалу группе было даже сложно перестроиться с импровизационного формата и записать для "электры" альбом, состоящий из песен и риффов. Из якобы неумелого стиля группы вышел знаменитый постулат о "трех аккордах" и прочие панковские клише поведения. Игги размазывал по себе кровь, сырое мясо и ореховое масло, прыгал со сцены в толпу (говорят, что это он изобрел stage-diving), тушил об себя сигареты, был периодически арестовываем за непристойное поведение на сцене и глотал транквилизаторы. Для современников он был чем-то вроде клоуна, шок-рокера по-нашему. В то время, как музыканты группы понемногу учились играть (в процессе концертов), Игги занимался самодеструкцией и совершенствовал свое сценическое безумие. От его шуток гитарист так смеялся, что забывал аккорды. Одна из историй подобного рода практически повторяет инцидент с DOORS в Майами, когда Джимми якобы демонстрировал всего себя без остатка. На одном из концертов Игги был облачен в обтягивающие штаны из винила. Паренек, естественно, много двигался — то сальто, то шпагат, то stage-diving.
Если бы Игги Попа не было, рок-н-ролл, наверное, был бы для нас еще большим мифом. Нам, бедным, и так ничего реального не осталось — красивые сказки про полночные телевизоры, вылетающие из окон отеля, волосы длинно-жемчужные и шаманизм. Только мы в это все равно не верим: может, оно и было, но того места, где оно было, никогда не существовало. Те, кто дожили до наших времен и, наверное, могут доказать, что Хендрикс в самом деле был обычным человеком, Брайан Джонс пил водку таким же в точности горлом, что и у нас всех, а Моррисона тоже кусали комары, сами мифологизировались и покрылись алмазной пылью. Боуи и МакКартни вам ничего не расскажут, они просто посмотрят вам в глаза своими бездонно-всепоглощающими окнами и сторожевыми башнями — и все, вы, можно сказать, труп. В духовном смысле — спать не сможете, питаться через трубочку будете. С Игги гораздо проще — он свой, родной, домашний. Старый, правда, исхудавший и угрюмый. Но — жил тогда, все помнит, да еще, скорей всего, был первым панком. Тот факт, что Игги жив до сих пор (страшно подумать — альбом выпустил), конечно, портит идеальную рок-н-ролльную картину. Но, честно говоря, эта испорченная картина гораздо веселее и красочнее той, что могла бы висеть на вашей стеночке среди мертвых и дьявольски красивых рокеров. Испорченность всегда была основной Вещью Игги. Наверное, поэтому его многие недооценивали. Те, кто слушал "тяжелый рок" и кощунственно смешивал DEEP PURPLE с LED ZEPPELIN, считали его чуть ли не клоуном — так, дитятко развлекается, несерьезно. Хиппи и панки слишком злостно ограничивали себя своими же рамками, к тому же их время прошло настолько стремительно, что им некогда было определять, что это за музыка и кому ее полагается воспринимать. Неудивительно, что именно на нигилиста Игги "клюнул" славянский режиссер Эмир Кустурица, посчитав музыканта способным к вокальному воплощению народных сербских мелодий (фильм "Arizona Dream", давший широким массам песенки Горана Бреговича "In The Death Car" и "TV Screen") — было в Игги что-то диковатое, немэйнстримовое, антиамериканское. Именно с подачи его хрипло-пропитого вокала Балканские мотивы были безболезненно восприняты американским сознанием. …Он все время забегал вперед. То, что он записывал в 79-м году, идеально вписалось в трэшевую химическую эстетику Уэлшевского "Трэйнспоттинга". То, что делали STOOGES в 60-е, не смогли повторить ни одни самые превонючие панки 80-х (про SONIC YOUTH я молчу, они не были панками). Если Игги менялся — то органично и естественно: его последняя работа выполнена в стилистике ранних STOOGES с вкраплениями хардкора и хэви-метала — и это звучит не так мумифицированно, как страдальческие потуги Элиса Купера изобразить что-то в духе Трента Резнора. Таких, как он, немного. Наверное, их только двое — Дэвид Боуи и Лу Рид. Во-первых, все они друзья, во-вторых, музыка у них немножко похожа. То Лу для Игги что-нибудь напишет в альбом, то Боуи учит его не принимать наркотики. Все трое в определенном смысле опережали свое время и меняли имидж раз в полгода. Но раз уж речь идет об Игги, оставим в покое его братков и займемся препарированием игуан, аккуратненько разматывая кишечные ленты десятилетий и облизывая колючий хребет изголодавшимся по грязной рок-н-ролльщине языком. STOOGES James Jewel Osterberg (написание фамилии почему-то зверски варьируется), то есть Джим, родился в Детройте, но стопроцентным американцем не был — его мама была англичанкой. Маленький Игги (в середине 60-х он решил, что его теперь будут называть Игуаной, потому что Игуанами называлась первая приютившая его группа) играл в школьных группах на барабанах. Успеха, естественно, не было — а Игги, похоже, именно этого и добивался, потому что самоуверенно бросил родной город и учебу в университете и уехал в Чикаго, чтобы радоваться жизни с другом-музыкантом Сэмом Лэем. (Сэм тогда уже успел поиграть в HOWLIN' WOLF). В Чикаго паренек становится Iggy Stooge и, новорожденный, возвращается на родину. Группу, которую Игги намеревался вести за собой по тернистому пути к славе, назвали первоначально THE PSYCHEDELIC STOOGES, но вовремя решили, что это слишком кичево и не прикольно — тогда все были психоделическими. В группе играл Ron Asheton (до этого он играл по подростковым клубам на гитаре, в силу подходящей внешности притворяясь Брайаном Джонсом), на барабанах стучал его брат Скотт.