«Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (от Матфея; 5, 19). По моему скромному мнению, именно этой фразой Христа из Нагорной проповеди можно обозначить пропасть, которая разделяет Бортко и Булгакова.
Написать при Сталине пасхальную апологию – это поступок, который требует от христианина, живущего в тоталитарном государстве, огромного личного и гражданского мужества. И не только мужества, но еще и смирения.
Смирение… Его глубина у Булгакова в фразе апостола Матфея: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Напомню, что такой вердикт относительно Мастера вынес Тот, Кого так неосмотрительно отрицал Берлиоз. Замечу, что в предпоследней редакции романа Булгаков не был так жесток к своему главному герою. В ней Мастера - то есть, в данном контексте, самого Булгакова – не распределили в Шеол, а отправили вслед за прощеным Пилатом в Рай. Так что, авторское смирение налицо.
С верностью евангельскому Христу у Булгакова тоже все в порядке. Достаточно сравнить «зловествование» от Мастера, так приглянувшееся Воланду (примечательно, что в «библейских» главах «Мастера и Маргариты» нет ни одного упоминания о кресте, в них упоминается лишь столб с перекладиной), и финальную сцену романа – низвержение сатаны и его свиты в преисподнюю.
Замечено, что действие московских глав романа заканчивается в ночь на православную Пасху. В свете этого, жизнеутверждающий финал «Мастера и Маргарита» – великолепная художественная параллель с радостными восклицаниями святителя Иоанна Златоуста, которые в эту же ночь читаются на пасхальном богослужении: «Смерть, где твое жало?! Ад, где твоя победа?! Воскрес Христос, – и ад низложился! Воскрес Христос,– и пали демоны! Воскрес Христос, – и радуются ангелы! Воскрес Христос,– и жизнь торжествует!»
А Бортко? Достаточно прочитать его интервью, чтобы понять, что у режиссера, к сожалению, нет ни мужества, ни смирения. Было бы у него мужество, он бы перенес действие романа в сегодняшние дни! Было бы у него смирение, он бы вообще не взялся за съемки!
А вот тщеславия у Бортко достаточно. Но оно, боюсь, способно породить лишь дешевый водевиль, но никак не апологию. С учетом же деликатности темы, для Бортко было бы лучше погибнуть перед началом съемок, чем увидеть свое детище на телеэкранах. Ибо, «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (от Матфея; 18,6).
Несколько слов по теме форума. Судьба фильма Бортко в руках Того, Кто может Все. В том числе, попустить Свое вульгарное поругание. Но если это произойдет, да еще накануне праздника Рождества Христова, значит современная Россия не имеет будущего, а мы, ее жители, – гнуснейший народец. Бортко и его актеры в этом случае будут достойны снисхождения!
Конец и Богу Слава!
|