Поздравляем с днем рождения! |
|
Denis L. (35), stasyan4ik (35), DreamOverer (39), Dangerina (42), AlexiyIII (43), Romantic Warior (43), Николя (44), Yero (46), Katika (47), Кир Гуцков (51), JohnWLennon (62), igrzn (66), Mirano (68), Veacktor (70) |
|
Поздравляем с годовщиной регистрации! |
|
Олег Ревенко (11), Arctic1984 (12), clibanarius (13), Янисон (13), hippi1977 (15), valery57 (15), Гоша Беляев (15), alyonka65 (18), francisrossi (18), Андрей Тодоров (19), Зоечка (20), Мари (20), Ariel (21), And my bird can sing (21), Soleil (21), SamRus (21), Macho (22), elfe (22) |
|
|
|
Heffalump
|
|
…свистят они катаной у виска…
:))) |
|
|
|
“Не думай про белых обезьян!..” :))) |
|
|
|
Тили-тили-тесто! Жених и невеста!.. |
|
|
|
“Умное лицо - ещё не признак ума. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!..”
(c) |
|
|
|
(окончание)
Три раза в столетие
За два минувших десятилетия, пока не было серьёзных паводков, мы почти забыли, что Урал на самом деле — крупная водная артерия Евразии. Эта река — третья по протяжённости река в Европе, а её бассейн вместе с бессточными территориями Урало-Эмбинского междуречья составляет площадь около 400 тыс. квадратных километров. Это в десять раз больше, чем площадь, к примеру, всей Швейцарии. И сопоставимо с площадью материковой Франции. Можно представить, какая масса воды собирается по весне. И как и у большинства степных рек, половодья бывают очень обильными, а летом сток уменьшается в десятки раз, уровень резко падает.
Ещё в прошлом сентябре Урал у пешеходного моста в Оренбурге можно было вброд перейти. А сейчас, после рекордного подъёма реки на 11 с половиной метров, здесь вполне пройдёт серьёзный сухогруз класса «река-море».
Колебания уровня воды — не новость для учёных. Изучая осадочные породы в районе Оренбурга, специалисты определили, что Урал живёт по гигантским 70-120 летним циклам сначала подъёма воды, потом её спада. Ещё в древности река весной не раз становилась причинами серьёзных бедствий, смывая с лица земли поселения древних сарматов.
Огромный ущерб нанесли половодья 1942 и 1957-х годов. И лишь после постройки Ириклинского водохранилища и его заполнения паводки стали существенно слабее.
Проект «Большая вода»
«Строительство Ириклинской ГРЭС и водохранилища на Урале выше Орска планировалось ещё в 30-е годы прошлого столетия. Проект в целом был готов уже в 1934-м, но постройку пришлось отложить, так как грянула Великая Отечественная войны.» — рассказывает Александр Чибилев.
Строительство гидроузла началось в 1949 году, плотина была перекрыта и началось заполнение в апреле 1958 года. Восемь лет потребовалось, чтобы уровень воды вышел на расчётный: 8 мая 1966 года Ириклинское водохранилище полностью вошло в нынешние берега, став крупнейшим искусственным водоёмом Южного Урала.
«Водохранилище помогло сдерживать паводки, но не избавило от них полностью», — рассказывает учёный. — «Урал по-прежнему остаётся хозяином в своей пойме,"запереть" его невозможно, и даже опасно. С паводком не нужно бороться, паводок нужно пропускать». |
|
|
|
АиФ–Оренбург. 12 апреля 2024 г.
Урал здесь хозяин!
Профессор РАН Александр Чибилев объяснил, почему с паводком нельзя бороться.
Южные окраины Оренбурга продолжают уходить под воду из-за сильнейшего за столетие паводка. Некогда спокойный Урал этой весной превратился в гигантский мутный поток, по ширине уже сопоставимый с Волгой в районе Самары.
Что же произошло с главной рекой Оренбуржья? И можно ли было если не предотвратить, то хотя бы минимизировать последствия?
Об этом рассказывает председатель Оренбургского отделения Русского географического общества, доктор географических наук, член-корреспондент РАН, профессор Александр Чибилев.
По его словам, нынешний суперпаводок стал совокупностью нескольких факторов: - высокая влажность и большой уровень промерзания почвы, - обильные снегопады и отсутствие оттепелей, которые в прежние зимы позволяли частично «сбросить» снегозапасы до весеннего половодья.
Но усугубило ситуацию и неразумная, бесконтрольная застройка поймы, которая велась с начала 2000-х.
«В пойме нельзя ничего строить, не только жилые дома, но и вообще любые капитальные сооружения, говорит профессор, - потому что пойма — это фактически живое русло Урала, куда он обязательно рано или поздно вернётся».
Застройка же и захламление, засыпка отводящих каналов, возведение дамб без общего анализа гидрологической ситуации паводок только усиливает. И в итоге получается замкнутый круг: чем сильнее мы отгораживаемся от реки, тем сильнее река будет разливаться. Так как если раньше огромные массы воды уходили по естественным местам стока, то теперь этих мест нет — вместо них высятся коттеджи за десятки миллионов рублей и высотные многоэтажки.
Последнее предупреждение
Пойменные земли за последние 20 лет щедро нарезались и продавались в окрестностях Оренбурга. Что и неудивительно: в степном и засушливом Оренбуржье поселиться у воды дорогого стоит. Правдами и неправдами (это ещё предстоит выяснить компетентным органам) луга переводились в «земли поселений».
«Я пятьдесят лет, что работаю в науке, говорил и сейчас говорю — нельзя было ни в коем случае строиться в пойме. Но нас, учёных, никто не слушал. К нам даже не приходили с проектами жилых посёлков, чтобы посоветоваться, оценить паводковую опасность. Всё узнавали задним числом, когда планы уже были утверждены и на местах работала строительная техника», — говорит Чибилев.
Зато теперь начинают задавать вопросы и разводить руками — как жеж так? Что ж такое?
Последствия паводка в Оренбуржье ещё предстоит оценить и взвесить. И, наконец, понять — с Уралом шутки плохи, а пренебрежительное «да его же курица вброд перейдёт!» забыть навсегда.
Учёный уверен: необходим глубокий анализ ситуации именно с научной, метеорологической, гидрологической стороны. По сути, речь идёт о пересмотре плана развития и застройки города с учётом новых опасностей. Ведь в зону подтопления попали, например, места будущих кладбищ и крематория, строительство которого обсуждалось совсем недавно. Надо пересматривать нормативы подъёма новой Северо-восточной объездной Оренбурга, которую тоже планируют строить в среднесрочной перспективе.
Если же просто «пережить и забыть», в надежде, что такой паводок больше не повторится ещё лет 100-150, то можно дорого поплатиться за такое пренебрежение. Учёные считают: есть все признаки, что Урал уверенно вошёл в многолетний цикл подъёма воды. И паводки, пусть и не такие огромные, будут происходить всё чаще. |
|
|
|
“Три танкиста выпили по триста…” :))) |
|
|
|
Мамаша:
- Запомни, доченька, путь к сердцу мужчины…
- Да знаю, мама! Лежит через его желудок!..
Мамаша:
- Но это ещё не всё… Не забывай, что хорошо откормленный муж с большим пузом - это надёжный якорь семейной жизни!..
:))) |
|
|
|
2опосити: >«Петит истуар…» - «Кто сказал «писсуар»? |
|
|
|
Матриархат — это когда все 365 дней в году - 8 Марта…
Такой специфический “день сурка”…
:))) |
|
|
|
Как, то есть, “не придётся падать ниц”?!. А перед представительницами прекрасного пола - представителям противоположного пола?
:)))
Мужчинам - падать ниц Пред Женщиной всегда! При патри- ли, При матри- ли -архате! |
|
|
|
Опросы… опросы… КругОм - одни опросы!.. А в них - одни вопросы… вопросы “ниачём”… И только у матросов - ну, нет совсем вопросов, Им - только б “папиросов” - и бури - нипочём!.. |
|
|
|
Сам Брайан Эпстайн все эти плакаты, увы, так и не увидел… |
|
|
|
Историю с этим постером, который, оказывается, массово начал выпускаться ещё с конца 1967 года (а сама эта знаменитая черно-белая фотография битлов была сделана, скорее всего, в августе 1967 года) “раскрутил”, как выясняется, когда-то на нашем сайте форумчанин с ником “Sitaradio”: См.: https://www.beatles.ru/postman/forum_messages.asp?msg_id=9346&cfrom=1&showtype=0&cpage=2Тема: Love Songs Автор: Sitaradio Дата: 11.01.07 14:37:02 Автор знаменитой студийной фотографии 1967 года, которая через десять лет - в 1977 году - была использована на развороте сборника Love Songs - известный американский фотограф еврейского происхождения Richard Avedon (1923-2004). Сделал впечатляющую карьеру, которая вдохновила создателей известного голливудского фильма "Хорошенькая мордашка" с Фредом Астером (играет фотографа - прототип Аведона) и Одри Хепберн. Самого Аведона пригласили консультировать картину. В 1966-1990 - штатный фотограф журнала Vogue, с 1992 - единственный штатный фотограф в The New Yorker. В творческом багаже - огромное количество авторских выставок и инсталляций (известная коллекция IN THE AMERICAN WEST 1979-1984 и инсталляция "Brandenburg Gate, East Berlin, New Year's Eve, December 31, 1989 - January 1, 1990". В 80-х преподавал в Гарварде. Главное увлечение Аведона - черно-белые фотопортреты. По этой части многие считают его непревзойденным мастером. Оригинальный (1967) монтаж черно-белого битловского снимка отличался от версии, подготовленной 10 лет спустя для сборника Love Songs (1977). Фотосессия состоялась в августе 1967 года, по заказу битловской компании NEMS, которая собиралась запустить в широкую продажу несколько официальных плакатов Битлз. Брайан Эпстайн решил воспользоваться эффективной системой распространения крупнейших западных газет и журналов, и договорился с ними о передаче прав на дистрибуцию плакатов. Права на продажу в Германии, Австрии и Швейцарии получил журнал STERN, в США - журнал LOOK, в Великобритании - газета THE DAILY EXPRESS. Плакаты продавались на газетно-журнальных раскладках (news stands) в специальных картонных боксах, содержавших набор из 5 постеров: 4 цветных (их использовали недавно для оформления буклета битловского сборника ONE) и черно-белым. Теперь эти боксы - раритеты аукционов Сотби, поп-артовских выставок и музеев современного искусства, где фото Аведона 1967-го сопровождают лестными эпитетами вроде "икона 60-х" и "самые значительные фотографии Битлз в период расцвета". |
|
|