Кажется, что все великие блюзовые гитаристы происходят родом из Техаса. Альберт Коллинз не был исключением. Он родился 3 октября 1932 года в городе Леона, милях в ста от Хьюстона. По матери он приходился двоюродным братом бессмертному гитаристу Лайтнингу Хопкинсу (Lightnin' Hopkins).
Несмотря на такую аристократическую гитарную родословную, первым пристрастием Коллинза было фортепиано, которым он начал заниматься в шесть лет, а к гитаре обратился потому, что сложно было найти учителя. Он начал заниматься на инструменте еще одного двоюродного брата, однако настоящее вдохновение пришло, когда он услышал пластинку Джона Ли Хукера "Boogie Chillun". Коллинз переутомил пальцы, пытаясь сыграть гипнотический буги-рифф на акустике, и быстро переключился на электрогитару (пустотелый Эпифон).
Альберт предпочел звук, которого он мог добиться, сочетая открытый строй с игрой пальцами. Вскорости он начал слушать Кларенса Брауна (Clarence "Gatemouth" Brown) и Эдди Джонса (Guitar Slim), которые, помимо блюза играли и чистый рок-н-ролл.
Кроме того, они были одними из первых, раскрывших потенциал цельнокорпусных гитар Фендер, которые начали тогда появляться. Эти инструменты не только могли звучать на высокой громкости, но, к тому же, их небольшой размер позволял выделывать акробатические трюки - необходимая часть концерта для любого уважающего себя южного блюзового гитариста.
На Коллинза влияли не только гитаристы. Ему очень нравился звук джазово-блюзовых пионеров органа Хаммонд Б-3 Джимми МакГрифа и Джимми Смита. Он также перенес на гитару фразировку и голосоведение духовой секции, например, той, что звучит у Б.Б.Кинга (B.B. King).
Еще подростком Коллинз начал играть вещи Хопкинса в трио из гитары, пианино и ударных, а через несколько лет - и после покупки Fender Esquire 1952 года - он возглавил свой собственный ансамбль из 10 человек Rhythm Rockers.
В ранних пятидесятых он сотрудничал с певцом Piney Brown, а потом вернулся в Хьюстон продолжать оттачивать собственный звук. Его живые выступления стали привлекать большое внимание, когда он начал пользоваться 100-футовым шнуром, чтобы иметь возможность во время игры ходить по залу.
Первая пластинка "The Freeze" при поддержке 'Collins Shuffle' вышла в 1958 году на лэйбле Kangaroo.
Коллинз писался с саксофонистом и преподавателем Henry Hayes, который учил его джазу, духовым аранжировкам и фразировке. Пластинка положила начало образу "холодного" (читай также "крутого") гитариста, который остался с Коллинзом на всю жизнь.
Пластинка имела местный успех и позволила Коллинзу участвовать в шоу таких гигантов, как T-Bone Walker, 'Gatemouth' Brown и Guitar Slim. Вскоре он был уже хорошо известен в регионе.
В 1960 Коллинз выпустил несколько инструментальных синглов на лейбле Hall-Way продюсера Билла Холла, укрепив тем самым свою репутацию как уникального гитарного стилиста.
Коллинз продолжал выступать в техасских клубах, формируя статус культовой легенды и влияя на таких людей, как Johnny Winter, Jimi Hendrix и даже Janis Joplin.
Он все еще жил в Хьюстоне в 1968 году, когда Bob Hite, главный вокалист популярного лос-анджелесского блюз-рок коллектива Canned Heat и легендарный собиратель пластинок, пришел в клуб "Ponderosa", где выступал Альберт. Уже хорошо знакомый с историей Коллинза, Хайт убедил его переехать в Лос-Анджелес, где свел с компанией Imperial, дав ему тем самым первый шанс стать известным на всю страну.
Вышло три альбома, которые провалились коммерчески, и Альберт продолжил карьеру живыми концертами на Западном побережье.
В 1972, после записи альбома для лэйбла "Tumbleweed", который скоро обанкротился, его карьера уперлась в тупик. Блюз-роковый бум уже прошел. Все стало по-другому в 1978 году, когда президент "Alligator Records" Bruce Iglauer заключил с ним контракт. Успех первой записи на этом лэйбле, альбома "Ice Pickin'", привел к приглашениям на фестивали и турам по США, Европе и Японии. Последующие записи восьмидесятых годов укрепили его позиции как влиятельного блюзового гитариста и одаренного вокалиста.
Больше того, братья Stevie Ray и Jimmie Vaughan распространили его евангелие по миру, а пластинка 1985 года "Showdown" (см.ветку "Мой винил"), на которой он записался вместе со старым хьюстонским приятелем Johnny Copeland и молодым последователем Robert Cray, выиграла "Грэмми".
Коллинз по сути дела жил в дороге, ведя свой личный автобус от концерта к концерту и поражая аудиторию неувядающей энергией.
В 1989 году он стал записываться на "Pointblank", и первая запись - "Iceman" 1991 года, продемонстрировал более "отполированный" звук. В 1992 году прошли слухи, что здоровье Коллинза в опасности, и вскорости стало известно, что он страдает неоперабельной формой рака.
Он мужественно переносил болезнь, работая до самого конца, и скончался 24 ноября 1993 года в возрасте 61 года.
Коллинз создал звук непревзойденной яркости и поразительного диапазона. Сущность его индивидуальности кроется в большой степени в его собственном голосе.
Коллинз пропевал свои фразы не в микрофон, придавая им "дышащий" характер. Кроме того, он умел находить вдохновение в повседневных звуках, изображая с помощью гитары машину, пытающуюся стартовать морозным утром, кудахтанье курицы на заднем дворе или разговорные ритмы домашнего спора.
Коллинз сохранил свою пальцевую атаку правой руки несмотря на попытки Фредди Кинга и других "переучить" его, чтобы он пользовался простым медиатором или медиатором для большого пальца. Как легендарный Уэс Монтгомери, тоже игравший голым большим пальцем, Альберт больше ценил звук, чем скорость, и его звук узнавался моментально. Мозоли на его большом и указательном пальцах были жесткими, как медиаторы, а за счет использования пальцев он мог быстро переходить с низких струн на высокие и наоборот.
В добрых старых техасских традициях первую свою гитару Альберт сделал из ящика от сигар. За ней последовал инструмент, изготовленный местным плотником, как говорят, с погремушками гремучих змей для улучшения резонанса. После Эпифона с пустым корпусом Коллинз обрел свой фирменный звук в Fender Esquire 1952 года, предшественнике Телекастера. На нем Коллинз играл, пока гитару не украли во время путешествия в Лос-Анджелес в конце 60-х.
На смену утеряному инструменту пришел Телекастер 61-го года.
На этом инструменте он играл до своей смерти.
Усилителем его был Fender Quad Reverb, чудовище, выдававшее через колонку 4x12 все 300 ватт. Он выставлял громкость и высокие частоты на 10, бас на 0 и выкручивал реверберацию.
За исключением легкого флирта с эффектом вау, Коллинз считал, что эффекты для его тона не имеют значения; звук был не в них, а в его руках.
Поразительно!