42:00-59:26
Иво Линна:
-Первая встреча с музыкантами из Тарту у меня была в начале авгута 1967 года.Я жил у своего дяди и готовился к вступительным экзаменам в Университет.И вечером услышал:где-то ребята играют.Выяснилось,что это в Летнем саду Ванемуйне.Там была сцена,танцевальная площадка , там играл ансамбль Контрастид и пел Александр Мюллер.(Фрагмент выступления Контрастов в Летнем саду в 1968 с народной песней Умпа-умпа).У Мюллера были длинные тёмные вьющиеся волосы .И к моей большой радости они играли много песен Роллинг Стоунз.И как помнится,это была Тартуская битломания.
Пеетер Тоома:
-Мюллер несмотря на свой пессимистический вид всю жизнь был оптимистом.Он постоянно шутил и смеялся.
(Далее подготовка к выступлению Мюллера в кинотеатре Афины в 2008)
Его мышление совершенно особое,конечно,у него были разные периоды в жизни,и он бывал и очень усталым.Но если ему говорили:-Сассь,твоя очередь-,он идёт и поёт.
Иво Линна:
- Для них конечно не прошли даром весёлые вечера .Поэтому и закочился вскоре ансамбль.Но они были чертовски хороши.
Александр Мюллер:
-Я единственный из Контрастов,кто не пошёл вразнос,потому что у меня была невеста.
Иво Линна:
-Мюллер организовывал музыкально-поэтические посиделки.У него был большой рояль,на нём и под ним многие проминенты могли спать.Компания пила вино или пиво,Мюллер пел и играл на рояле.Многие тартуские поэты отдают ему должное,это был новый тартуский дух,который повлиял и на нас.(Кадры установки доски "В этом доме живёт,работает и учится Александр Мюллер").
Конец 60-х был временем расцвета фолка.Боб Дилан,Пит Сигер,Джоан Байез были разрешены,и Пеетер Тоома тогда очень сильно поднялся ,и он не пел про птичек и цветы.
Пеетер Тоома:
-Идеи и мысли ,дух этих песен...Официально считалось,что они отражают протест чернокожего населения Америки против империализма. Благодаря этому я мог петь в очень многих местах,вплоть до дворца в Кремле.Но понятно,что смысл этих песен гораздо шире:это надежда,свобода...Во время Хрущёвской оттепели было много надежд :вот теперь, теперь...А стали снова закручивать гайки.И это воспринималось очень болезненно на этом кусочке Земли.
"В 60-е дыхание свободы ,которое приносла с Запада в Эстонию литература,музыка ,кино,театр уже никто не мог остановить.Советские идеологи культуры делали ответные шаги.Из социалистических стран в Эстонию стали присылать позитивно заряженную эстраду.Первыми посланцами в этом направлении стали Филиппинки из Польши.Их коронным номером был твист,посвящённый Терешковой.
Эстонское ТВ начало делать нечто экстраординарное.В эфир разрешили давать музыку специально для молодёжи.Это была своеобразная контролируемая резервация,где не разрешались длинные волосы и хипповая одежда.
Иво Линна:
-В 68-м осенью в ноябре на эстонском ТВ появился "Канал 13",молодёжная передача нового типа.Я был чертовски горд тем,что меня пригласили выступать,ТВ для меня было очень важное место,типа знака качества.
"Также осенью 1968 года в Таллинне происходили совершенно невероятные вещи:С Запада впервые прибыл выступить бит-ансамбль.Это был один из лучших финских ансамблей Эрнос.(Показано выступление Эрнос в Таллинне в 2008)."
Йоке Линнамаа:
-На это никто не сможет ответить.Эрнос сами не знают,откуда пришло это приглашение.Возможно какой-то тип из министерства культуры придумал или другой какой деятель культуры,что это очень подходит для культурного обмена.
Тийт Кырвитс:
-Это был по-моему первый концерт бит-музыки,который состоялся в Эстонии.И поскольку на бит-ансамбли северных соседей мы смотрели как на последователей Битлз,это было большое дело .
Себастьян Нурми,музыкант:
-Эстонские устроители концерта были с нами в затруднительном положении.Нам пришлось скручивать все ручки и играть тихо-тихо.Так никогда больше не делали.
Эрно Линдхал,музыкант:
-Может это был слишком острый западный товар,потому что вывел публику из себя. Публика просто прыгала на стульях.Первый ряд,где сидели важные персоны,тоже прыгал вместе со всеми.Но на следующий день им дали розг:как можно себя так вести,слишком благоговеть перед западной культурой .
Тийт Кырвитс:
-Сильные эмоции демонстрировал Гуннар Грапс,который сидел на балконе и свесил ноги через его край .Я думаю,с его стороны это был протест:вот так надо себя вести на рок-концерте,не сдерживать эмоций.
"Приезд Эрнос был незабываемым. Прошло не много времени,и Яак Йоала записал собственную версию "Марии Луизы".Она быстро стала очень популярной,а автор оригинала был в Эстонии забыт."
Себастьян Нурми:
-Когда мы снова начали выступать,кажется в 1993,на первом выступлении моя жена Юлле впервые увидела нашу группу.После концерта она сказала:боже мой,я не знала,что вы играете и эстонские песни.
Эрно Линдхал
-Все думали,что это эстонская песня.
Народ продолжал нас удивлять и на выходе.Стометровая шеренга девушек бежала за нами.Вокруг автобуса была толпа народа.Хорошо,что автобус не перевернули.Но это было удивительное чувство,как с Битлз.
(Играют Оптимисты).Харри Кырвитс:
-В то время мы вообще не знали,сколько времени продлится бит-музыка ,смогу ли я этим дальше заниматься.У меня была такая гитара и такой усилитель! Это было большой проблемой:гитары и аппаратура,многого не хватало,кабелей,соединителей.
Юри Розенфельд:
- Первая,педаль, вау-педаль в Тарту, была сделана из педали швейной машинки.Это не шутка,откуда мы могли достать настоящую педаль? Взяли у мамы от швейной машинки. С этой педалью я играл "Чейнджес".Фантастика!
Александр Мюллер:
- У меня был в начальной школе сосед по парте,у него была сестра на 10 лет старше.Мы в то время слушали с ним пластинки с Биллом Хэйли,Пресли и т.п. А сестра слушала какую-то идиотскую пластику ЛП-формата на 78 оборотов с Ивом Монтаном.Однажды однокласник выбросил эту пластнику в соседский сад.А сосед швырнул на неё свою самую большую тыкву.