Евгений Деменок
·
Среди многочисленных одесских кабаре конца 1910-х два выделялись особо. Это были "Дом артиста", или "Дом кружка артистов", и "Весёлая канарейка".
Открывшееся 6 (19) января 1919 года кабаре «Весёлая канарейка» широко рекламировалось ещё до открытия. Журнал «Мельпомена» писал о том, что оно будет из себя представлять:
«Артистическое кабарэ, по типу петербургских кабарэ (“Бибабо”, “Привал комедиантов”). Организаторы этого, нового для Одессы кабарэ, следуя во всём примеру столичных своих собратьев, сняли для кабарэ “Весёлая канарейка” подвал в д. № 1 по Сабанееву мосту, и, капитально отремонтировав его, приспособили под кабарэ, соорудив сцену, эстраду и всё необходимое для постановки настоящих спектаклей.
Подвал в четыре пролёта и такое же по величине фойэ – роскошно отделаны и стены сплошь расписаны по эскизам лучших Одесских и петербургских художников и убраны шаржами артистов и общественных деятелей г. Одессы.
Режиссёром “Весёлой Канарейки” состоит режиссёр Петербургских Государственных театров Ю.Л. Ракитин, создавший в своё время петербургское кабаре “Би-Ба-Бо”. Для открытия спектаклей готовится ряд пьес, никогда ещё не шедших в Одессе и исключительное право постановки коих представлено дирекции “Весёлой Канарейки”.
Помимо ежедневных спектаклей, в помещении кабарэ “Весёлая Канарейка” будут постоянные five-o-clock и с отдельной программой, а днём – “Актёрская чайня”, по типу петербургского “Дома артиста”, где все артисты будут иметь возможность постоянно встречаться.
При кабаре – ресторан, который также будет обслуживать днём “актёрскую чайню” по сравнительно дешёвой цене. Спектакли-кабаре будут начинаться в 10 с пол. час. вечера»
Местной легендой стало оформление помещения. Оно было расписано по эскизам молодых художников, среди которых были старший брат Ильи Ильфа, Сандро Фазини, его друг Сигизмунд Олесевич и ставший впоследствии знаменитым театральным художником, профессором ГИТИСа Владимир Мюллер.
Он вспоминал: "По идее антрепренеров, красочное оформление подвала не допускало других цветов, кроме цветов, присущих самой канарейке. Панель под оконными амбразурами была серой, выше амбразур до потолка стены были окрашены в канареечный цвет. На белых торцах оконных амбразур декоративными черными буквами были написаны в стихах истории из жизни канареек, а в глубине на полукруглых штампах, закрывавших оконные рамы подвала, мной были написаны иллюстрации к текстам".
Короткая, но яркая история «Весёлой канарейки» нашла своё отражение в кинематографе. В 1928 году режиссёр Лев Кулешов снял по сценарию имажинистов Бориса Гусмана и Анатолия Мариенгофа снял фильм с таким же названием – «Весёлая канарейка». Премьера фильма состоялась 5 марта 1929 года. Фильм, в котором выступающая в кабаре во время французской оккупации Одессы актриса Брио помогает коммунистам Луговцу и Брянскому бороться с вражеской контрразведкой, был раскритикован советской прессой, в первую очередь – Ильёй Ильфом и Евгением Петровым. Это неудивительно – ведь расписавший стены подвала Сандро Фазини жил к тому времени в Париже.
Фильм показывали и в Эрец-Исраэль, что видно по афише.