
Автором этой статьи является известный исследователь и обладатель уникальной источниковой информации, связанной с Битлэ, Андрей Луканин, материалы которого неоднократно печатались в журнале From Me To You. На этот раз Андрей предлагает разобраться с альбомом Пола Маккартни "Снова в СССР". Название которого журналист центральной газеты "Пионерская правда", дабы показать свою грамотность и полагая что эти слова написаны на иностранном языке, написал его так: "Чоба би Сисисипи". На заграничных дисках написано СНОВА Б СССР. Чудеса! (Ред.)
Ни для кого не секрет, что у винилового альбома Пола Маккартни СНОВА В СССР, выпущенного в Советском Союзе, было две версии издания: 1-й вариант [11 песен] появился в продаже в конце сентября или начале октября 1988 года, 2-й вариант [13 песен] – в конце декабря того же 1988 года или в начале января 1989 года [фирма "Мелодия" никогда не указывала точные даты выхода своих пластинок]. Кстати, в западных справочниках пишут, что выпуск альбома состоялся 31 октября 1988 года. Скорей всего, потому, что эта дата значилась в контракте. Но мы-то знаем – советские труженики всегда стремились перевыполнить план и получить за это премию!
Обе версии альбома имели одинаковые каталожные и основные матричные номера. Это привело к тому, что в определённое время на заводах фирмы "Мелодия" работники запутались в этих изданиях. И в продажу попало немало так называемых "гибридных" версий альбома – когда пластинки имели обложки/этикетки/винил от разных изданий.
До сих пор в магазинах подержанных пластинок или в интернете продаётся много экземпляров советского диска-гиганта СНОВА В СССР. И большинство людей прекрасно знает, что у обложек 11-песенного варианта оборотная сторона жёлтого цвета, а у обложек 13-песенного – белого [другие отличия сейчас не рассматриваем, они тоже известны практически всем]. Но чтобы приобрести действительно полноценное 1-е [11 треков] или полноценное 2-е [13 треков] издание, надо проверить вкупе три составляющие части альбома: 1) обложка, 2) этикетки, 3) количество треков на самом виниле. Как это сделать быстро и точно [касается пластинок любого из заводов-изготовителей "Мелодии"]?
1) Обложка, лицевая сторона [не глядя на оборотную сторону: жёлтая она или белая]:
1-е издание – логотип MPL находится в правом верхнем углу; 2-е издание – логотип MPL находится в правом нижнем углу [внутри круга].
2) Этикетки (не читая и не считая названий песен, независимо от цвета бумаги):
1-е издание – перечень треков указан на русском языке; 2-е издание – перечень треков указан на английском языке
3) Количество треков:
1-е издание – количество дорожек на обеих сторонах винила в сумме должно составлять 11; 2-е издание – количество дорожек на обеих сторонах винила в сумме должно составлять 13.
Есть и ещё один способ тестирования винила на предмет количества дорожек – проверять окончания полных матричных номеров на виниле, но это не очень удобно, и данную методику рассматривать не будем.
Из-за той же неразберихи с каталожными/матричными номерами разными заводами было выпущено некоторое количество “издания-опечатки” (mis-pressed edition) – с 12-ю треками (одна сторона – от 1-го издания, другая – от 2-го), такие пластинки являются большим раритетом. Обложки и этикетки у них могли быть от любого издания. Поэтому очень важно проверять количество треков на каждой стороне самого винила. К сегодняшнему дню найдены такие пластинки Апрелевского, Рижского и Ташкентского заводов “Мелодии”, у них у всех по 6 дорожек на каждой стороне. Теоретически, может существовать и вариант 7-5 дорожек, но его пока никто не встречал. А возможно, просто не проверял должным образом попадавшиеся пластинки. Тем, у кого в коллекции уже имеется этот альбом советского производства, есть повод проверить свой экземпляр.
В 2014 году фирма “Мелодия” отмечала своё 50-летие. В интернете заранее был запущен опрос среди любителей музыки: какие 50 пластинки они хотят, чтобы “Мелодия” переиздала в лимитированном количестве в честь своего юбилея. CHOBA В СССР попала в список победителей. Но по каким-то причинам альбом так и не был переиздан. Кстати, как и многие другие пластинки из этого списка.
В дополнение, несколько слов об изобразительном искусстве. А точнее, о дизайне лицевой стороны обложки. Может показаться странным, но для её оформления использовали старый снимок – не имеющий отношения к записи именно этого диска. Фотография была сделана Линдой Макартни в 1970 году во время записи композиций для альбома RAM в одной из студий звукозаписи лейбла Columbia Records, находившейся в студийном здании американской телерадиосети CBS в Нью-Йорке. Точная дата съёмки неизвестна. В книге “The McCartney Legacy, Volume 1: 1969-73” (авторы Allan Kozinn и Adrian Sinclair), вышедшей в декабре 2022 года, указано, что П. Макартни работал там с 12 октября по 19 ноября и с 6 по 11 декабря. Но это не оригинальный портрет поющего в микрофон Пола. Каким образом первоначальный фотоснимок был превращён в картинку для обложки альбома? Этапы последовательной трансформации показаны на соответствующей иллюстрации.
А напоследок, для полноты картины, давайте заглянем в весну 1988 года – всего на несколько месяцев назад от того момента, когда первые экземпляры диска появились в продаже. В своё время газета “Комсомольская правда” писала: “Контракт на приобретение “Фирмой Мелодия” лицензии на выпуск в СССР эксплуатацией пластинки Пола Макартни “Снова в СССР” был подписан в Москве в апреле 1988 года. Интересы Макартни представляли менеджер фирмы EMI по международным лицензиям Рон Харрис и заместитель директора фирмы Пола Макартни “МПЛ Коммьюникейшнз” Ричард Отден.
На представленной фотографии Р. Отден – слева, Р. Харрис – справа...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2777