Фотограф Итан Расселл рассказал о работе со знаменитыми музыкантами, в том числе с Битлз, сообщает The Guardian.
Съемки проходили 22 августа 1969 года у Джона Леннона неподалеку от Аскота. Тогда еще никто не подозревал, что это последняя фотосессия Битлз. «Джордж Харрисон казался жалким с кадра номер один до кадра номер пятьсот», — вспоминает Расселл. По его словам, музыкант хмурился в течение всех трех часов. «Пол пытался как-то все сохранить», — сказал Итан, но добавил, что концепция Битлз уже никак не сочеталась с тем, кем стали участники группы.
«Я бы мог попросить их улыбаться, но это получилось бы совершенно фальшиво, и я рад, что так не поступил. Брак подошел к концу, и да, это заметно», — отметил фотограф.
Пик карьеры Расселла пришелся на период с 1968 по 1978 год. За это время Итан успел поработать с крупнейшими рок-звездами. С некоторыми музыкантами он еще и дружил, благодаря чему снимки получались очень личными.
Будущий фотограф родился в городе Маунт-Киско (штат Нью-Йорк) в 1945 году. В рок-н-ролл он влюбился благодаря Элвису Пресли. А карьерную судьбу Расселла решил триллер Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» (1966), где в том числе показан свингующий Лондон. Итан отправился в столицу Великобритании, не имея никакого плана: «Я знал, что люблю все британские группы, но фотографировать их казалось невозможным». Поэтому Расселл начал делать снимки в детской больнице.
Однажды Итан ехал на двухэтажном автобусе и заметил психоделический Rolls Royce Джона Леннона: «Я прыгал как ребенок». Это был знак грядущих перемен. Журналисту Джонатану Котту, приятелю соседа Расселла по квартире, потребовался фотограф для интервью. Героем материала для журнала Rolling Stone оказался Мик Джаггер. Затем Джонатан снова позвонил Итану: «И спросил, не хочу ли я прийти поснимать Джона Леннона. Остальное, как говорится история».
Карьера Расселла могла закончиться, едва начавшись. Ему не очень понравились фотографии Леннона, о чем он честно заявил Джону. Тот предложил пересъемку, и как отметил Итан, между ними не было никаких барьеров. «Это был Джон, мать его, Леннон! Как Джон Леннон мог относиться ко мне так хорошо?» Доверие, возникшее между фотографом и музыкантом, заметно, например, по снимку, сделанному в саду Джона и Йоко. Это произошло вскоре после знакомства Расселла и Леннона, но тем не менее, Джон достаточно доверял Итану, чтобы попросить «спонтанные» фото с ним и подругой. Причем произошло это в период, когда отношение к художнице со стороны публики было особенно неоднозначным.
«Послушайте, у них была величайшая история любви ХХ века. Во времена невероятного сексизма и расизма они смогли это все заблокировать и создать собственную вселенную. Вот что я хотел показать своими фотографиями. Были только мы трое и кот», — вспоминает Итан.
Расселл стал «человеком Джона», и в 1969 году его пригласили запечатлеть студийные сессии Let It Be, параллельно съемочной группе: «Атмосфера была очень напряженной. Через много лет я столкнулся с Ринго, но он меня не узнал. Сказал, это потому, что во время Let It Be он был обкуренный до неадеквата. Я не виню его, то были трудные времена».
Итан снимал и концерт Битлз на крыше: «Мне пришлось залезть на стену, я едва не разбился насмерть. Мне нравится та фотография — не было никого в мире масштабнее их (Битлз), но тем не менее, они казались довольно маленькими в контексте Лондона как города. Фото показывает, что в конечном счете они были простыми смертными».
Проблем с работой у Расселла больше не было. Он ездил в тур с Rolling Stones, фотографировал Джими Хендрикса, Дженис Джоплин и других звезд. Своими лучшими снимками он считает фото Кита Ричардса у антинаркотического плаката в одном из аэропортов США и фото для альбома Who’s Next группы The Who.
К концу 1970-х Итан почти перестал снимать — ему не нравились изменения, происходившие в музыкальном бизнесе. Поэтому он сфокусировался на съемке видео и фильмов. Сейчас Расселлу 73 года, и он не против воспоминаний: «Я просто хотел записать то, что было передо мной. Думаю, мне хочется, чтобы люди говорили: «Итан Расселл был человеком, который запечатлел правду» — и почти упал с крыши во время процесса».