В 2005 году был зафиксирован небывалый спрос на художественную фотографию. В ноябре в Нью-Йорке был побит рекорд цен на произведение фотоискусства, когда-либо проданное с аукциона: снимок Ричарда Принса 1989 года ушел на Christie`s за $1,248 млн, легко превысив психологически значимый рубеж в $1 млн.
Уходящий год можно назвать годом фотографии, точнее, годом фотографов -- те великие (Ричард Аведон, Хельмут Ньютон, Анри Картье-Брессон), которые ушли, оставили тем, которые остались, мир без классиков. Дезориентированное фотографическое сообщество ответило на потерю всплеском интереса к искусству фотографии как таковому. А рынок, со своей стороны,-- небывалым взлетом цен на фотоработы.
Занятно, что мировой рекорд был побит, собственно, не столько фотографом, сколько художником. Выступавший на этом аукционе на фоне полотен Марка Ротко, Роя Лихтенштейна, Виллема де Кунинга, Энди Уорхола и других не менее сильных на художественном рынке игроков Ричард Принс входит в пятерку самых богатых и знаменитых современных нью-йоркских художников, имена которых уже не первое десятилетие держат рынок столицы мирового искусства. Однако фотографии Принса, как бы они ни были схожи по языку с его же работами в других техниках, никогда еще не достигали миллионного рубежа (как впрочем, и чьи-либо еще фотографии). Занявший этот пьедестал "Неизвестный ковбой" (1989) -- работа для Принса уже классическая, но славой своей она во многом обязана Энди Уорхолу. Это он научил нас смотреть на привычные рекламные образы как на текст, способный быть переведенным в разряд высокого искусства. Он же научил зрителей платить за эти "копии с копий" немыслимые деньги. Рекламный "Ковбой" Принса, мчащийся на своей рекламной лошади на фоне не менее рекламного неба в рекламную же даль,-- точный слепок с образа, впечатанного в сознание нескольких поколений треклятым ковбоем Мальборо, в свою очередь являвшегося таким же слепком с большого американского мифа о ковбоях. Человек, который отдал миллион с четвертью за мечту американского народа на фотобумаге, предпочел остаться анонимом. Однако точно известно, что он не одинок: второй из двух авторских отпечатков находится в собрании музея Метрополитен и проходит у него по разряду фотографических шедевров коллекции.
До сих за $1 млн аукционные продажи фотографий не заходили. Предыдущий рекорд -- $922 488 -- был взят в 2003 году на Christie`s в Лондоне за дагеротип французского путешественника и историка искусства Жозефа Филибера Жиро де Пранже с видом афинского Акрополя (1842). Что же касается оглашенных продаж, то цена, подобная уплаченной за Принса ($1,25 млн), была отдана, по словам дилера Алекса Новака, его покупателем в 2000 году за знаменитейший снимок Мэна Рэя "Стеклянные слезы". Но это "дикая" продажа -- тут, как говорится, ни подтвердить, ни опровергнуть. Однако рейтинг 20 самых дорогих фотографий, когда-либо проданных на аукционах, позволяет сделать выводы об устойчивом спросе и столь же устойчивом росте цен на фотографию.
В топ-двадцатке -- шесть продаж этого года, включая "Ковбоя" Принса. За $822 400 ушла классическая работа бытописателя Великой депрессии Доротеи Ланг 1933 года "Хлебная очередь"; за столько же -- не менее классическая "Грудь" только что перешедшего от тяжеловатого пиктореализма в духе XIX века к тончайшим ню эпохи ар-деко Эдварда Уэстона (1921); за $553 600 -- "Бокс из 10 фотографий" умершей молодой любимицы всех великих -- депрессивной и нежной дочери Манхэттена Дианы Арбус; $464 000 за снимок "Битлз" (1967) перекрыли прежний мировой рекорд продаж фотографий Ричарда Аведона; и ровно за столько же ушел фото-оммаж "Мондриану" знаменитого венгра, друга сюрреалистов и классика репортажной фотографии Андре Кертеша (1926).
2005 год подтвердил тенденции, наметившиеся в этой области в предыдущее десятилетие.
Хронология: самые высокие цены -- на золотой век фотографии, на работы европейских и американских фотографов 1920-х годов, на фотографии 1960-х годов и на современные работы.
Имена: практически все вошедшие в двадцатку фотографии сделаны бесспорными классиками фотоискусства; важное исключение, однако, составляет обойма из художников, которые обитают на Олимпе иных видов искусства и для которых фотография вовсе не является специализацией (Ричард Принс, Брюс Науман).
Музейность: то, о чем не может себе позволить и мечтать покупатель живописных произведений, является обычной практикой для продаж фотографии: большинство фоторекордсменов имеют братьев-близнецов в собраниях ведущих музеев мира; когда же речь идет о совсем уж новых работах, то и они должны быть подкреплены как статусом художника, так и персональными выставками в стенах музеев с самыми-самыми авторитетными кураторами и коллекциями фотографии (так, например, большая ретроспектива современного немецкого фотографа Андреаса Гурски в МоМА в 2001 году довела продажи его работ до $611 229 в 2002 году и до $478 400 -- в 2003-м).
Есть в продажах этого года и неожиданность: долгое время державшая пальму первенства фотография XIX века в этом году удалилась за кулисы топовых продаж. На этом фоне рекорд, поставленный "Ковбоем" Принса, заставляет задуматься над сменой покупательской ориентации: на место погони за редкостями (а в случае с фотографией -- за древностями) пришло уравнение фотографии в правах с иными, ранее более престижными видами изобразительного искусства. Скачок радикальный, но закономерный. Для того чтобы он не показался случайностью, и понадобилось имя Принса, художника равно знаменитого и успешного во всех своих проявлениях.
КИРА ДОЛИНИНА
Самые дорогие фотографии, проданные с аукциона. Топ-20
Место в рейтинге |
Автор |
Название |
Цена ($)* |
Название аукциона, город |
Год аукциона |
1 |
Принс Ричард |
"An untitled cowboy photograph" |
1 248 000 |
Christie`s (Нью-Йорк) |
2005 |
2 |
Де Пранже Жозеф Филибер Жиро |
Дагеротип с видом Афин (1842) |
922 488 |
Christie`s (Лондон) |
2003 |
3 |
Ле Грей Гюстав |
"Grande vague" (около 1855) |
838 704 |
Sotheby`s (Лондон) |
1999 |
4-5 |
Уэстон Эдвард |
"The breast" |
822 400 |
Sotheby`s (Нью-Йорк) |
2005 |
4-5 |
Ланг Доротея |
"White angel Bread Line" |
822 400 |
Sotheby`s (Нью-Йорк) |
2005 |
6 |
Сатмари Чарльз |
"Types et costumes populaires de roumanie" (альбом из 11 фотографий) |
729 579 |
Sotheby`s (Лондон) |
1999 |
7 |
Ле Грей Гюстав |
"Fontainebleau" |
693 224 |
Sotheby`s (Лондон) |
1999 |
8 |
Кэролл Льюис (Доджсон Чарльз Лютвидж) |
Фотоальбом |
465 500 |
Sotheby`s (Лондон) |
2001 |
9 |
Гурски Андреас |
"Untitled V (with Nina Pohl)" (1997) |
611 229 |
Christie`s (Лондон) |
2002 |
10-11 |
Рэй Мэн |
"Noire et blanche, Paris" (1926) |
607 500 |
Christie`s (Нью-Йорк) |
1998 |
10-11 |
Шилер Чарльз |
"Ford Works (Criss-crossed Conveyors, Ford Plant)" (1928) |
607 500 |
Sotheby`s (Нью-Йорк) |
1999 |
12 |
Стрэнд Пол |
"Mullein, Maine" (1927) |
607 500 |
Phillips, de Pury & Co. (Нью-Йорк) |
2002 |
13 |
Науман Брюс |
"Light trap for Henry Moore", #1 (1967) |
533 750 |
Sotheby`s (Нью-Йорк) |
2000 |
14 |
Арбус Диана |
"The box of 10 photographs" |
553 600 |
Sotheby`s (Нью-Йорк) |
2005 |
15-16 |
Арбус Диана |
"Identical twins (Cathleen and Colleen)" (1967) |
478 400 |
Sotheby`s (Нью-Йорк) |
2004 |
15-16 |
Гурски Андреас |
"Chicago. Board of Trade" |
478 400 |
Sotheby`s (Нью-Йорк) |
2003 |
17 |
Уэстон Эдвард |
"Two Shells" (1927) |
467 200 |
Sotheby`s (Нью-Йорк) |
2003 |
18-19 |
Аведон Ричард |
"The Beatles, London, England, (Left: Ringo, Right: Harrison)" (1967). 4 отпечатка |
464 000 |
Christie`s (Лондон) |
2005 |
18-19 |
Кертеш Андре |
"Chez Mondrian" |
464 000 |
Sotheby`s (Нью-Йорк) |
2005 |
20 |
Сандер Огюст |
"Handlanger, porteur de briques" (1927) |
438 770 |
Sotheby`s (Лондон) |
1999 |
*В случае проведения торгов в валюте, отличной от доллара, пересчет производился по курсу, действовавшему на момент продажи.