
В своем стремлении «быть настоящим» и оставить позади иллюзии 60-х Леннон записал аскетичную по звуку, но тем более проникновенную пластинку, где каждая песня заставляет проживать ее вместе с автором.
Записывали диск в основном втроем – Джон на гитаре и клавишных, Ринго на ударных и Клаус Вурманн на бас-гитаре.
«Это вам не чепуха какая-нибудь, - говорил Джон о работе над альбомом. – «Все это страшно нелегко. То я себе места не могу найти - хочу все доделать до конца, довести до кондиции, работать, работать… То думаю: Господи, да зачем только я все это затеял? Как же это трудно!»
Д. Рихтер (секретарь Леннона): «Джон постоянно сочинял музыку. Он мог сесть где-нибудь в углу за пианино - даже в гостиничном вестибюле, и начинал придумывать мелодию. Какую-нибудь одну песню он мог шлифовать месяцами. А потом, пару месяцев спустя, опять все менял. Еще пару месяцев спустя делал запись. И в итоге выходила потрясающая вещь. А вообще, запись «POB» потребовала невероятного труда».
Преддверием к исповедальному «Plastic Ono Band» послужили битловские вещи, о которых Леннон нередко упоминал: «I`m a Loser», «Help!», «In my Life», «Strawberry Fields». Он называл их лучшими, самыми правдивыми песнями Битлз.
Большинство песен лонгплея было написано в Лос-Анджелесе между сеансами у психотерапевта Артура Янова, чьей книгой «Первичный крик» Джон очень заинтересовался, решив, что такая психотерапия поможет ему избавиться от неврозов, коренящихся в детстве. Запись пластинки состоялась в поместье Титтенхерст.
Песню `Mother` на концерте в нью-йоркском «Мэдисон-сквер-гарден» в 1972 году Леннон посвятил всем родителям (не только собственным) – здравствующим и ушедшим.
`Working Class Hero` Джон назвал «призывом к революции»: «Она написана для людей вроде меня - выходцев из рабочей среды, которых общество стремится сделать представителями среднего класса… Это воплощение моего опыта, и думаю, она послужит предостережением для других».
«Все те, кто контролирует власть и производство, и вся классовая система, и все это вонючее буржуазное общество, - все осталось нетронутым, за исключением того, что теперь полно развелось длинноволосых юнцов из среднего класса в модном прикиде. Всем продолжают заправлять все те же сукины дети, те же самые люди остались у рулевого колеса в обществе…».
Отчужденность внутри левого движения была выражена в меланхоличной `Isolation`: «the sun will never disappear, but the world may not have many years».
Хрупкая, невесомая `Love` - истинная Гармония, запечатленная на пленке.
Реакцией на увлечение «новых левых» терактами оказалась `Remember`, напоминающая о пятом ноября, дне Гая Фокса, радикала, пытавшегося в 1605 году взорвать здание британского парламента.
В песне `God` Леннон вещает, давая понять, что 60-е прошли - «конец мечтаньям»:
`I don't believe in Jesus
I don't believe in Kennedy
I don't believe in Buddha
I don't believe in Elvis
I don't believe in Zimmerman
I don't believe in the Beatles…
The dream is over
What can I say?
The Dream is over
Yesterday
I was the Dreamweaver
But now I'm reborn
I was the walrus
But now I'm John…`
Музыка на «Plastic Ono Band» оставляет впечатление прямолинейной и безыскусной; Джон пояснял, что пытался «избавиться от всяких метафор, от всякой поэтической претенциозности, от нарочито богатого звучания, - от того, что я называю «под Дилана».
Р. Кристгау (музыкальный критик): «Голос Джона отзывается эхом, ретушируется, двоится, а гитарные аккорды и даже бит ударных в записи будто расслаиваются. Джон дает нам понять, что отныне для него правда куда важнее, чем изящество выражения, тонкий вкус и все такое прочее».
Один интервьюер привел одну из оценок «POB»: «Как и другие важнейшие в современном роке произведения, этот альбом имеет значение на все времена» - и спросил: «Как вам нравится такой отзыв?» На что Джон ответил: «Ну, по крайней мере, это лучше, чем «полная фигня».
В интервью «Леннон вспоминает» Джон так оценил альбом: «Это очень некоммерческая музыка… Но это факт. И я не собираюсь жертвовать этой музыкой ради чего-то иного. Мне кажется, что это лучшее из всего, мною сделанного».
P.S. Цитаты из книги Дж. Винера «Вместе! Джон Леннон и его время».
Состав:
John Lennon – guitar, keyboards
Ringo Starr – drums
Klaus Voormann – bass-guitar
+ Billy Preston – piano on `God`
Phil Spector – piano on `Love`