Ответ на вопрос об актуальности и притягательности альбома затруднителен даже для самих Флойд:
Н. Мэйсон: «Не думаю, чтобы мы действительно это понимали. Есть вещи, которые невозможно постичь. Отчасти дело было во времени, отчасти – в песнях».
У Роджера Уотерса своя теория: «Музыка совершенно неотразимая, но, на мой взгляд, есть нечто большее. Возможно, дело в простоте идей, которые привлекательны для любого поколения в момент взросления и осмысления происходящего вокруг».
Решение Уотерса самолично написать все тексты к альбому придало музыке сфокусированность: они повествуют о каждодневных стрессах и нагрузках, о страхе перед взрослением, старением и смертью, о беспощадной борьбе за выживание и власть, а также об одиночестве и психических расстройствах.
Н. Мэйсон: «Концепция выросла из наших дискуссий о влиянии таких факторов жизни как путешествия или деньги, но потом Роджер расширил ее до размеров размышлений о причинах безумия».
Р. Райт: «Поначалу у нас было лишь туманное намерение сделать основной темой безумие. Мы много репетировали, накапливали идеи, а потом воплощали их. Была во всем этом какая-то сила, которая облегчала нашу задачу».
Каждый участник группы при записи приложил максимум усилий. В частности, Рик Райт написал музыку к «Us and Them» и «Great Gig in the Sky»: последний был украшен пронзительным, захватывающим, художественным вокализом Клэр Торри.
Оформление альбома было также придумано Райтом, которому «хотелось чего-то простого и конкретного».
Песни будущего опуса еще до записи исполнялись на концертах. Как заметил Дэвид Гилмор, «приходя в студию, мы уже знали материал. Исполнение было очень хорошее. Оно было естественным. Вообще, это чертовски качественный альбом – и музыка, и концепция, и обложка – все вместе. И впервые у нас были просто грандиозные тексты».
Звуковые эффекты на пластинке (столь гармонирующие с музыкой), явились крайне важной деталью в общей картине: удары сердца, пугающий, истерический смех, топот ног, звон будильников, звуки кассового аппарата, а также речевые фрагменты, связывающие трэки, введенные по идее Уотерса.
Н. Мэйсон: «Я думаю, мы чувствовали, что это лучшее, что мы сделали, но не представляли, что `Dark Side` станет тем, чем стал. Очевидно, что пластинка нашла отклик у людей как тогда, так и сейчас. Она вне времени, как музыка, так и тема. Мы не задумывали: «Давайте сделаем альбом, который будет продаваться тиражом миллион экземпляров и всё ещё будет в чартах годы спустя». Но, конечно, приятно, что это так получилось».
Р. Уотерс: «По концепции этот альбом более буквальный, не такой абстрактный, как те вещи, которые мы делали раньше» (1972 год).
Последняя фраза, звучащая в конце альбома и отдающая безысходностью, произнесена швейцаром студии Abbey Road Дж. Дрисколлом: "There is no dark side of the moon, really. Matter of fact it's all dark".