Ярлык на княжение.
Русские князья, попавшие в вассальную зависимость к монгольским ханам, получали так называемые ярлыки на княжение. Они представляли собой подобие русских жалованных грамот и выдавались вначале самим великим ханом в столице Монгольского государства, а затем ханом Золотой Орды. Хан обладал высшей властью на всей территории русских земель. Он не только вершил суд над русскими князьями, но и облагал их данью и налогами, обязывал выставлять воинов в его войско. Огромные богатства князей уходили на подарки хану, его родичам и послам, на подкуп ордынских чинов- ников-баскаков, собиравших дань с русских земель.
Русские князья были существенно ограничены в правах властью монгольского хана. Поначалу они могли иметь лишь собственную вооруженную свиту и судить своих подданных. Затем их права были несколько расширены. Хан Золотой Орды по своему усмотрению выдавал ярлык на великое княжение одному из влиятельных русских князей. Этот ярлык давал право собирать дань не только в своих владениях, но и в других княжествах. Так был частично восстановлен институт великокняжеской системы управления русскими землями.
Одним из первых ярлык на великое княжение в Киеве получил от хана новгородский князь Александр Невский. Однако своей столицей русский князь сделал не разрушенный Киев, а сначала Новгород, а позднее — Владимир, столицу Владимиро-Суздальского княжества. Оправдывая этот ярлык, национальный герой, разгромивший шведов на Чудском озере, помогал ханским баскакам обкладывать данью русское население, организовывал перепись налогоплательщиков и даже подавлял восстание соотечественников против иностранных завоевателей[1].
Принцип «разделяй и властвуй» проявился в создании на территории покоренной Руси сразу четырех великих княжеств, каждое из которых напрямую подчинялось хану, а их князья, получившие ярлыки на великое княжение, самостоятельно собирали дань для Золотой Орды. Такими княжествами, кроме Владимиро-Суздальского, были Тверское, Рязанское и Нижегородское[2].
Кроме того, захватчики разделили Русь по десятичной системе на «десятки», «сотни», «тысячи» и «тьмы» — 10 тысяч наподобие военной организации Орды. Ими было строжайше установлено, чтобы по приказу хана русские земли направляли в монгольскую армию по одному рекруту от десяти мужчин, проживавших на данной территории. За уклонение населения от воинской повинности полагалось жестокое наказание. В соответствии с Великой Ясой, сводом монгольских законов и обычаев, непокорных ждала смертная казнь через повешение, разрывание лошадьми или переламывание позвоночника.
Уголовное право Золотой Орды вообще отличалось исключительной жестокостью. По Великой Ясе смертная казнь полагалась не только за отказ идти в войско, но и за измену, неповиновение хану, другим феодалам и должностным лицам. Смерть настигала человека за самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание и помощь пленнику пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке, ложь в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел. Варвары казнили даже тех, кто в застолье подавился костью[3].
В условиях монголо-татарского ига многие русские князья строили отношения между своими княжествами на договорной основе. Так, договорами, заключенными Владимирским, Тверским и Рязанским князьями устанавливались границы владений, порядок разрешения территориальных споров, размер торговых пошлин и т.д. Важным моментом этих договоров была попытка выработки единой политики по отношению к Золотой Орде.
Однако большинство русских князей в тот период не помышляли об избавлении от захватчиков. Видя могущество Золотой Орды, они стремились избежать открытых столкновений, уберечь своих подданных от гибели или рабства. Это непротивление злу насилием привело к тому, что русские князья стали превращаться в послушных «служебников» монгольских ханов, для которых воля хана — закон.
[1] История государства и права России : учебник / под ред. Ю.П. Титова. М. :Проспект, 2005. С. 60. [2] См.: Исаев ИЛ. История государства и права России : учебник. 3-е изд., перераб.и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 68. [3] Кудинов ОЛ. История отечественного государства и права : учеб, пособие. М. :МГУЭСИ, 2001. С. 39. |