Струнный авторитет. Самым первым инструментом Валентина Берлинского, родившегося в Иркутске, стала скрипка, а первым педагогом — его отец, некогда учившийся у самого Леопольда Ауэра, знаменитого скрипача и педагога (символично, что именно Ауэр, кстати сказать, в свое время руководил квартетом Русского музыкального общества, одним из самых авторитетных квартетов дореволюционной России). Потом он учился в московской ЦМШ, а затем в консерватории, уже по классу виолончели. В 1952-м он закончил аспирантуру Гнесинского института. В это время его квартет еще не назывался "имени Бородина" — "бородинцами" участники квартета стали только в 1955-м (такое наречение в те времена воспринималось как дело ответственное, требующее согласований на разных уровнях), но явное признание у них уже было: всего через два года после появления ансамбля он получил статус коллектива Московской филармонии.
На самом деле самым-самым первым виолончелистом в квартете был Мстислав Ростропович, хотя свое место он уступил Валентину Берлинскому почти сразу и без всякого соперничества — два виолончелиста дружили всю жизнь. В первом составе квартета было и еще одно громкое имя — на альте играл Рудольф Баршай, затем ушедший из коллектива и основавший знаменитый Государственный камерный оркестр. Состав квартета за шестьдесят лет вообще менялся неоднократно, и только виолончелист оставался бессменным вплоть до прошлого года, когда Валентин Берлинский перестал выступать с квартетом. И благодаря ему Квартет имени Бородина все эти десятки лет поддерживал тоже неизменно безукоризненную репутацию ансамбля, которому мало равных — что по качеству игры, что по интеллигентности, что по репертуару. Помимо обширной квартетной литературы от Гайдна до Чайковского "бородинцы" с самого начала решительно брались за новую музыку, музыку часто заведомо сложную и не всегда удобную, и им всегда удавалось эту музыку донести до публики в совершенстве — будь то произведения Белы Бартока, Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова или Шостаковича (с последним Валентин Берлинский был хорошо знаком, и именно квартеты Шостаковича со временем стали особенно важной частью репертуара квартета). ссылка - http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1094657
Памяти Валентина Берлинского. В последний раз я разговаривала с Валентином Александровичем Берлинским несколько месяцев назад: об инструментах, о музыкантах. Он сказал: «Старые итальянские инструменты, таких целых, которые были бы не битыми, практически, в общем, не осталось. У нас в практике был, например, такой случай. Мы играли в Мадриде. У испанских королей есть коллекция музыкальных инструментов, в частности там четыре инструмента Страдивари, это две скрипки, альт и виолончель. И раз в год они вынимаются из-под колпака и кому-то из квартетов дают право на них поиграть. Несколько лет назад это произошло с нашим квартетом. Я вам должен сказать, что инструменты, конечно, совершенно не звучащие, они не могут звучать, лежа под колпаком. Инструмент должен жить, он должен дышать, он должен быть в руках исполнителя. Он для этого, собственно говоря, создается великими мастерами. Положить под колпак инструменты - это значит их загубить. Там заводится древесный червяк, который съедает инструменты. Конечно, если у музыканта просто нет внутри ощущения звука, воспроизведения звука, если этого у него не заложено Господом Богом, то тут никакой инструмент не поможет».
Валентин Берлинский сам играл на виолончели Карло Бергонци, но главное то, что у него было «ощущение звука». Валентин Берлинский был выдающимся музыкантом.
О нем рассказывает пианист Николай Арнольдович Петров: «Была совершенно уникальная фигура на музыкальном горизонте, во-первых, по своему долголетию, во-вторых, по необыкновенному совершенно качеству игры в том возрасте, в котором уже многие только водят смычком. Ему было уже за 80, и он играл абсолютно без всяких скидок на возраст. Его требовательность, его бескомпромиссность, его жесткость - это и было залогом совершенно уникального звучания и долголетия этого коллектива. Репертуар его абсолютно безграничен. Уважение к нему ото всюду, от всех музыкантов. Нет музыканта, который бы не уважал Валечку нашего любимого. Конечно, эта потеря невосполнима. В коллективе его авторитет, его мнение считались абсолютно непререкаемыми».
Умер виолончелист Валентин Берлинский. Валентин Александрович Берлинский родился в Иркутске в 1925 году. В Москве окончил Московскую консерваторию и аспирантуру Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных по классу виолончели.
В 1946 году студенческий струнный квартет, в котором он состоял, вошел в состав Московской филармонии, а в 1955 году квартету присвоили имя Александра Бородина.
Специально для Квартета имени Бородина писали музыку Александр Александров, Юрий Левитин, Альфред Шнитке, Виссарион Шебалин. С ним активно сотрудничали Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий, Святослав Рихтер.
Коллектив впервые представил произведения для квартета Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева во многих странах.
В 1947 году Валентин Берлинский стал преподавателем по классам виолончели Музыкального училища имени Ипполитова-Иванова, а в 1970 году - Российской Академии музыки имени Гнесиных.
Валентин Берлинский был лауреатом Государственной премии СССР (1986), а также удостоен званий народного артиста РСФСР (1974) и народного артиста России (1994).
Кроме того, Берлинский являлся президентом Благотворительного фонда имени Чайковского и председателем Совета попечителей Фонда "Русское исполнительское искусство".
Знаете ли Вы, что...второе место после The Beatles по числу хитов на первом месте в американских чартах среди музыкальных коллективов всех времён занимает девичья команда The Supremes во главе с Дайаной Росс.
Re: Тема № 14 или "Знаете ли Вы, что... Автор:oblako9Дата: 03.12.08 13:27:20
Знаете ли Вы, что... отсчёт «британского вторжения» принято начинать с триумфа битловского сингла «I Want to Hold Your Hand» над балладой Бобби Винтона в поп-чартах США.
Re: Тема № 14 или "Знаете ли Вы, что... Автор:oblako9Дата: 29.11.08 16:24:41
«Расскажи о себе». Шукшин в постановке Херманиса. Театр наций показал премьеру спектакля по рассказам Шукшина. В главных ролях — Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Играли на сцене музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, потому что в Театре наций еще не закончен ремонт.
«Рассказы Шукшина» поставил, нежно любимый в Европе и России руководитель Нового Рижского театра Алвис Херманис. Взял десять рассказов Шукшина. Текст играется фактически полностью. Декорации простые: длинная деревянная лавка, а за ней — огромные щиты с фотографиями нынешних обитателей тех мест, откуда родом Василий Макарович, то есть деревни Сростки. Туда Алвис Херманис возил актеров. Знали ли местные жители, какие знаменитости к ним приехали?
Говорит Чулпан Хаматова: «Я это поняла, когда я пришла четвертый раз к бабушке Зое Александровне. В общем, как-то мне не приходило в голову, что, как выяснилось, она и не знала, кто я такая. Она разговорилась, а потом спрашивает: "Ой, чего я все о себе, да о себе. Ты мне расскажи о себе. Ты откуда? Из Бийска или из Барнаула?" Это был буквально четвертый день общения, где она кормила, обговаривала с ног до головы и просто я поняла, что подождите, так значит это совершенно не причем, никакая статусность моя, значит, это просто человек такой. Поэтому мы играем как-то на определенном таком градусе, потому что мы туда съездили и мы перед ними очень ответственны».
Стыдиться не придется. Никто рожек и усиков к портрету Шукшина не приписывал, своенравных концепций ему не навязывал, над его героями не потешался, а потому вышел спектакль упоительный — живой, живописный, веселый и грустный, умный и легкомысленный, и про прелести жизни и про ее скверность. Сценки сменяют одна другую, актеры играют с десяток ролей: старых и молодых, работяг и инженеров, горожан и деревенских, иногда вообще и не людей. Гримов не предусмотрено, меняются только костюмы, прически, интонации, но каждый характер получается особенным, а каждый человек — знакомым и понятным. Евгений Миронов говорит про мужской тип, в который складываются образы из разных рассказов: «Не знаю, видимо, это последний рассказ "Степка". Только русский человек может объяснить такой поступок. Осталось досидеть три месяца в тюрьме, а он сбежал, чтобы просто поздороваться дома и снова в тюрьму. Ему добавили срок. Он говорит: "Теперь я подкрепился, теперь можно сидеть". Мы пошли в колонию для несовершеннолетних. Парень, которому оставалось три дня сидеть, он из-за девушки, которую приревновал, сбежал, и ему грозило еще три года. Женщина, которая возглавляет Дом культуры, она говорит: "Вы хотите судить любовь?". Это все настолько правда, что даже страшно становится».
То, что делают на сцене Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, да и вся компания, словами не описать: купаются в ролях, лицедействуют, наслаждаются свободой, и мы наслаждаемся с ними вместе, плачем, смеемся, плачем и смеемся одновременно. Вроде, все сделано простодушно, безыскусно, но какого изумительного мастерства требует кажущаяся простота. После этого спектакля вы перестанете воспринимать рассказы Шукшина как отдельные жанровые зарисовки, они сложатся в балладу про бедовых российских людей, которых, может, и хотелось бы сузить, да уж которое столетие не выходит.
Знаете ли Вы, что... cочинение польского композитора и дирижера Кшиштофа Пендерецкого «Полиморфия» основано на записях энцефалограмм больных людей, сделанных во время прослушивания ими другого его сочинения — «Плача по жертвам Хиросимы».
2Темир Уважаемый Темир! Для каждого поклонника творчества Шукшина возможность побывать на его родине - яркая мечта. Вступить на алтайскую землю, землю вырастившую гения Шукшина! С уважением!
Re: любимые стихи Автор:oblako9Дата: 19.11.08 15:37:46
Другой темы не нашел, поэтому позвольте поместить информацию здесь. Тайной музыки звучанье. Исламский Восток в русской поэзии. В Центральном доме литераторов прошла презентация антологии «Незримое благословенье: исламский Восток в русской поэзии». «Незримое благословенье» — строчка Анны Ахматовой, вспоминавшей о своих азиатских корнях. В книгу вошли произведения 130 авторов, написанные за трехвековой период.
С древних времен славянский мир находился в тесном соседстве с тюркским миром, а через него и с исламом, что не могло не отразиться в русской литературе. Однако, никогда прежде, до «Незримого благословенья», никому не приходило в голову собрать такие произведения воедино. Почему? Вот как отвечает на этот вопрос составитель этого издания Михаил Синельников, известный поэт и переводчик восточной поэзии: «Это было невозможно в силу атеизма советского общества. Были какие-то робкие попытки в Узбекистане написать о некоторых русских поэтах советского времени, в Средней Азии писавших об исламе. Это подавалось как восточные мотивы. Но, разумеется, какого-то либо обобщающего сборника не было. В эту книгу вошли многие великие стихи Пушкина, Лермонтова, Бунина, многих поэтов Серебряного века. Допустим, у Сологуба и у Блока есть стихи, вдохновленные Кораном. Отчасти они следовали Пушкину с его подражаниями Корану, но в этих стихах есть и личные переживания. Например, Блок над своим восьмистишьем работал 12 лет и вернулся в грозное время Первой мировой войны. Значит, мысль о кораническом пророчестве его не покидала».
В ней есть стихи, конечно, разной сложности. Некоторые, как, например, вольные (а они всегда вольные) переводы из Корана русских поэтов, они требуют комментариев, подобно тому, как их требует сам Коран. И посмотрите, на памятнике Пушкина последняя строка есть не что иное, как цитата из Корана: «Не оспоривай глупца».
Скончалась знаменитая певица Мама Африка. В Италии на 77-м году жизни скончалась знаменитая южноафриканская певица Мириам Макеба, сообщает AFP.
Певица, также известная как Мама Африка, умерла в ночь на 10 ноября в городе Казерта на юге страны, куда она приехала для участия в концерте в поддержку писателя Роберто Савиано, которого за его произведения угрожает убить мафия.
После получасового выступления Макеба почувствовала себя плохо и была экстренно госпитализирована. В больнице у нее случился сердечный приступ.
Мириам Макеба наряду с Нельсоном Манделой считалась одним из символов борьбы с апартеидом в ЮАР.
Певица прославилась в 1959 году в качестве вокалистки группы The Manhattan Brothers. В 1965 году она стала первой африканской исполнительницей, получившей премию "Грэмми". Однако на родине музыка Макебы была запрещена, а саму ее лишили гражданства, в связи с чем певица 31 год прожила в изгнании в США и Гвинее. Вернуться в ЮАР Макеба смогла лишь в 1990-е годы.
Свой последний альбом "Makeba Forever" Мама Африка выпустила в 2006 году. Годом ранее состоялось прощальное мировое турне певицы.
Много лет назад во время беседы в редакции “Иностранной литературы” широко известный в России турецкий писатель Азиз Несин сказал: “Есть у нас поэт, который в день пишет минимум десять стихотворений, из них пять — великолепны, три — превосходны и два — прекрасны. Имя этого поэта Фазыл Хюсню Дагларджа”.
Знаете ли Вы, что...песня группы The Beatles дала имя первому найденному представителю вида австралопитек афарский. Ученые-битломаны дали находке имя Люси.
Мы потеряли Человека, который был максимально свободен в этой жизни.
А знаете, друзья мои, что меня больше всего поражало в этом Великом Человеке? Его простота, высочайшая культура, умение прощать и свобода. Он абсолютно всегда делал то, что считал правильным, говорил то, что ему подсказывала совесть, никогда не ставя свои ответы в зависимость от существующей конъюнктуры. Приведу всего лишь один пример: именно вмешательство Муслима Магомаева и его обращение к высшему руководству страны помогло приостановить в свое время «крестовый поход» против русского языка на отечественных телеканалах, когда под жернова псевдо-патриотов из числа власть имущих попала единственная интеллектуальная передача на отечественном телевидении под названием «Что? Где? Когда?».
Второй пример: великий Маэстро не имел и сотой доли того бахвальства и самовлюбленности, которой страдают нынешние отечественные шоу-выскочки. Будучи абсолютно свободным в проявлении своих чувств Человеком, он мог позволить себе сказать мне, молодому журналисту, следующую фразу: «Беру свои слова и мысли обратно и прошу прощения». Этой высочайшей интеллигентности и культуре, этой свободе и независимости в словах и мыслях нужно поучиться у Муслима Магомаева всем новоявленным «звездам» азербайджанской эстрады, которых никто не знает дальше Баладжаров, что не мешает им считать свое мнение единственно правильным, что происходит по причине того, что свобода мыслей этих певцов и певиц находятся и в плену их амбиций. link = http://www.day.az/news/culture/134539.html Акпер Гасанов
Re: Город, в котором вы родились. Расскажите о нем. Автор:oblako9Дата: 21.10.08 14:07:35
В частности, я очень дорожу своими воспоминаниями о приездах в прекрасный, теплый, очень красивый город Баку. Это все - часть моей жизни, в которой встречи между армянами и азербайджанцами, между представителями культуры наших стран всегда были праздником! Причем, не декларированным указом «сверху» «праздником», а истинным праздником, с неподдельной радостью людей от общения друг с другом. И это было - правильно! Я не могу себе представить армянина, который бы не включил в своей машине азербайджанский мугам ссылка - http://www.day.az/news/armenia/133915.html
Re: "люблю я Васю Шукшина" Автор:oblako9Дата: 18.10.08 10:58:42
Одна из самых ожидаемых премьер сезона – спектакль «Рассказы Шукшина» в постановке режиссера Алвиса Херманиса в московском Театре наций. Это первый спектакль, который всемирно известный режиссер и любимец самых престижных фестивалей рижанин Алвис Херманис ставит в России. В ролях – Чулпан Хаматова, худрук Театра наций Евгений Миронов, Юлия Свежакова, Юлия Пересильд и ряд талантливых молодых актеров.
Спектакль так и называется, без затей, – «Рассказы Шукшина»: он будет поставлен по десяти произведениям писателя (в том числе «Степка», «Срезал», «Степкина любовь», «Игнаха приехал», «Сапожки»). Шукшина так давно не ставили в театре, что, например, всеми позабыто, что у него есть кроме рассказов собственно пьесы – «Нервные люди», «До третьих петухов». Однако Херманис взялся именно за рассказы, каким-то образом соединив их в одну историю.
Что касается режиссерской концепции, то известно, что актеры вовсе не собираются «притворяться сибирскими крестьянами времен застоя». Но в то же время это и не будет спектакль-условность: все будет по-честному – с декорациями, с воспроизведением алтайского говора (учиться которому актеры и режиссер специально выезжали летом в село Сростки, где вырос сам Шукшин, наслушавшись, по признанию актеров, всех этих местных «анувдысь», «накдысь», «охминачивать» и «усалакалась»).
Re: Тема № 14 или "Знаете ли Вы, что... Автор:oblako9Дата: 13.10.08 11:35:38
2papan & 2bk : Уважаемые papan & bk ! Я прочитал эту информацию на заглавной странице Википедии и хотя не понял глубоко, что там написали про тональность, но решил что битломанам будет эту информацию прочитать и обсудить. Что и произошло , за что Вам огромное спасибо. С уважением!
Re: "люблю я Васю Шукшина" Автор:oblako9Дата: 25.09.08 17:34:49
70-летие отмечает народная артистка России Лидия Федосеева-Шукшина.
25 сентября исполняется 70 лет одной из самых ярких, неординарных и любимых зрителями актрис - Лидии Федосеевой-Шукшиной. В полном смысле всенародное признание Лидии Николаевне принесли роли, которые она сыграла в фильмах своего мужа - кинорежиссёра, актёра, писателя Василия Макаровича Шукшина. Сейчас Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина одной из главных своих забот считает деятельность Фонда памяти Василия Шукшина. ссылка - http://www.rian.ru/culture/20080925/151596118.html