История умалчивает, восприняли ли всерьез тогда заявление молодого музыканта, который избавился от прозвища "Little" еще в 1964 году, его боссы, но, как и обещал, на следующее утро после грандиозной вечеринки в честь совершеннолетия Уандера, устроенной Бэрри Горди в его детройтской резиденции, на столе у главы и основателя Motown лежало письмо от адвоката, который от имени своего клиента сообщал Горди, что все контракты с Motown и его продюсерскими отростками он расторгает. Горди в шоке. Уандер, кстати, тоже. Адвокат явно поспешил и был немедленно уволен, но его слова остались в силе. Стиви получил по старому контракту причитающийся ему миллион долларов, в то время как лейбл заработал на нем за прошедшие восемь лет никак не меньше 30 миллионов.
Посмотрим, что пошло с молотка за 1 миллион зеленых хрустящих бумажек. Сингловый дебют Маленького Стиви Уандера состоялся в августе 1962 года работой "I Call It Pretty Music But The Old People Call It The Blues" с тем же Марвином Гейем на ударных. Неплохо для начала, но сингл провалился в чартах. Далее Стиви записывает альбом очень сырых каверов Рэйя Чарльза, скорее для себя, чем для слушателя и Motown. Горди верит в звезду Уандера и поручает Полу использовать инструментальный потенциал мальчика. На свет появляется полуджазовый альбом "Jazz Soul Of Little Stevie Wonder", где Стиви отведена роль биг-бэнда с фортепьянными и органными партиями, ударными и гармоникой. Выдающегося мало (включая две песни, где Стиви выступил соавтором), насвистывать нечего, но не за горами продолжение запоминающихся флейтовых кульбитов в "Fingertips 2", а это уже живой звук двойного "Recorded Live - The Twelve-Year Old Genius" и юмористические экспромты между концертными песнями. Альбом впервые в истории Motown возглавляет US R & B Hot 100, и уже за это Горди безмерно благодарен Стиви.
Затем следуют тщетные попытки повторить успех "Fingertips 2", но все, чего удается добиться, - это довольно средний интерес к синглу "When You Wish Upon A Star" c монументальной оркестровой поддержкой и ставшие уже традиционными соло Уандера на губной гармошке. И вот когда народ уже окончательно пресытился его звучанием, на свет появился танцевальный сингл "Uptight (Everything Alright)", который Стиви написал в соавторстве с Генри Косби и Силвией Мой, и практически одноименный альбом, где выделялись "Ain't That Asking For Trouble" и дилановская "Blowin' In The Wind". Альбом зачал прекрасную хитовую серию, продлившуюся без малого шесть лет (с перерывами на Рождество). Несмотря на то, что в 1966-1970 годах его репертуар все еще составлялся и одобрялся наверху и представлял собой во многом стандартизированный поп-соул, Уандер получил статус птицы высокого полета и с 1967 года стал соавтором практически всех своих синглов.
Первым цельнохитовым альбомом "I Was Made To Love Her" с гроссмейстерским соотношением собственного и перепетого Стиви ставит планку своей карьеры на новую высоту и берет ее с большим запасом годом позже, когда решается продюсировать собственные песни в альбоме "For Once In My Life". Здесь же он дебютирует как кларнетист, а Motown наконец-то понимает, что Уандер лучше исполняет свое, чем чужое. Это же примечают другие артисты лейбла, и Стиви участвует в сотворении двух классических хитов Smokie Robinson & THE MIRACLES "Tears Of A Clown" и THE SPINNERS "It's A Shame". Несколько авантюрной ему кажется идея записи инструментального альбома под его гармонику, поэтому он записывает его под псевдонимом Eivets Rednow, и получается какой-то джаз-блюз с примечательной композицией "How Can You Believe", одной из первых полностью написанных им самим.
Интересно, что причиной выпустить целый альбом "My Cherie Amour" стал успех одноименной песни, которая в 1966 году была забракована знаменитым мотауновским ОТК, а в 1969 году, будучи на обратной стороне сингла "I Don't Know Why", с легкостью превзошла по популярности заглавную песню. А за "Signed, Sealed And Delivered", на котором он продюсировал пять композиций и написал семь, как за лучший соул-альбом года, Уандер был удостоен своей первой награды "Грэмми". Хитов здесь было хоть отбавляй: "Sugar" - это классика Motown, "Signed, Sealed, Delivered I'm Yours" - первый опыт совместной работы с будущей женой Сайритой Райт, протестантский китч "Heaven Help Us All" и маниакальная переделка THE BEATLES "We Can Work It Out". Работа на первый взгляд кажется коммерческой, но все-таки парень стал гораздо самостоятельней, и сейчас мы проследим развязку этого поступательного движения к творческой свободе.
В 1971 году в добавление к его совершеннолетию и первой более или менее достойной зарплате истекает срок действия основного контракта Уандера с Motown. Все ждут от него продления, казалось бы, взаимовыгодных отношений, но чудо-Стиви, не найдя поддержки своим свободолюбивым порывам, забирает кровно заработанный миллион и открывает две собственные продюсерские и паблишинговые компании Taurus Production (Стиви явно доверяет астрологии!) и Black Bull Publishing, договорившись с паблишинговой компанией Бэрри Горди Jobete (кстати, которой он и поныне заведует) о равном разделении издательских прав на все его предыдущие музыкальные творения.
Один росчерк пера - и ты в другом мире. Прощай, отчий дом и полуголодное детство! Месяц в Мичиганской школе для слепых - и ты в дороге в одной компании с именитыми музыкантами. Четыре месяца турне с Марвином Гейем, THE SUPREMES и THE MARVELETTES, 94 концерта и всего три дня выходных за все это время. Тут взрослые часто опускали руки, а маленький Стиви всегда смотрелся бодро и успевал даже сочинять песни в гастрольном автобусе, когда его старшие коллеги мирно посапывали. В общем, вундеркинд быстро адаптировался в большой и дружной семье и вскоре даже принял привычный для всех облик, надев строгий костюм с галстуком. Его попечителем сделали автора и продюсера Кларенса Пола, который в известной манере муштровал его и курировал все его ранние альбомы.
Интересно, что Стиви с очень раннего возраста тянуло в женские компании. Услышав приятный женский голос, он буквально расцветал в улыбке, гримасничал и пытался шутить. В основном все его шутки сводились к типичным розыгрышам слепых, которые предварительно детально расспрашивают своих знакомых об обстановке данной комнаты или цвете вещей, надетых конкретным человеком, а потом заводят этого человека в данную комнату и глубокомысленно высказываются насчет целесообразных перестановок мебели и добавляют, что эта сексуально расстегнутая малиновая блузка очень гармонирует с темными волосами обворожительной собеседницы. Уандер очень долго не мог ступить и шагу без опекунства Пола. Это напоминало парню средневековые традиции сопровождения пожилыми дамами молодых девушек на бал. Но больнее всего было, когда Кларенс уводил у Стиви его подружек, которых он с таким трудом привораживал. Дело обычно происходило вечером, и Пол в приказном порядке отсылал парня спать, а сам предлагал девушке развлечься в его компании.
Став постарше, Стиви начал было покурить марихуану, но, быстро теряя контроль за своим сознанием, переключился на более чувственные удовольствия, которые пропагандировались рок-н-роллом и уж никак не правильным со всех сторон Motown. Вообще сексом он мог заниматься весь день и всю ночь. И так всю неделю напролет. Где-то к 19-20 годам у него уже было с десяток подружек, утехи с которыми пришли на место тайных фантазий на тему "неплохо было бы наедине пообщаться с Дайаной Росс". Когда он действительно испытывал сильное влечение к партнерше, рождались такие романтичные вещи, как "Angie Girl" или "My Cherie Amour" (первоначально песня именовалась "Oh My Marsha"). А вообще ему нравились страстные негритянки с интеллигентными манерами.
Правда, с возрастом он становился серьезнее. Встреча с Мартином Лютером Кингом перевернула все его восприятие белого и черного мира. Он стал интересоваться политикой, но Motown уготовил ему иную роль, нежели музыкального борца за права чернокожего населения. Не секрет, что Горди был обыкновенным расчетливым бизнесменом и в первую очередь видел в произведениях Уандера отличный товар. Коммерчески выгодным предприятием считал Стиви и его второй музыкальный директор, сменивший Кларенса Пола, Джин Кис. Только ему также казалось, что к своему совершеннолетию парень превратится в первоклассного развлекателя. У Стиви были другие планы, и он об этом сразу же открыто заявил: "Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел".
Доказано, что через зрительный аппарат человек получает до 90 процентов всей информации о внешнем мире. Но это вовсе не значит, что лишенные столь мощного информационного канала бедолаги не могут быть такими же развитыми, как их зрячие братья и сестры, ведь не все человек приобретает за время жизни. Кое-что ему дарит природа вместе с первым криком и лучом солнца, озаряющим родильную палату, и это не отнять пугающей темноте и черным очкам. Но лишь немногим удается не замкнуться на своем физическом недуге, очистить болезненное воображение, которое давно уже стало внутренним миром, от абстракций и кошмарных картин, отыскать иной источник удовлетворения жажды жизни и развить свои таланты до высочайшего уровня мастерства, неподвластного заурядному человеку.
В темноте, да не в обиде
Стиви Уандер, один из немногих исполнителей, который может вызвать улыбку на лице даже против вашего желания, вот уже 36 лет, не зная уныния, несет свою карму гениального музыканта, давно уверовав, что, видно, так и должно было случиться однажды, когда в инкубационную камеру к младенцу, который родился на месяц раньше положенного срока, подали чрезмерную дозу кислорода и он ослеп, так толком и не рассмотрев этот мир. Его безутешная мать Лула Хардэуэй безуспешно пыталась исправить роковую ошибку медперсонала, обращалась к профессорам, знахарям и шарлатанам, пока Стиви не вырос и не убедил ее в том, что "он счастлив, будучи слепым". Он назвал это божьим даром и попросил маму успокоиться и не искать своей вины в случившемся.
Стивлэнду Джадкинсу (Steveland Judkins, р. 13.05.1950 г. в Сагинау, штат Мичиган) едва исполнилось 3 года, когда Хардэуэи в поисках лучшей доли переехали жить в индустриальную столицу Америки город Детройт. Вскоре он стал Стивлэндом Моррисом, и так же внезапно у него оказалось целых пять сводных братьев и сестер. Объяснение тому одно: как однажды выразился Стиви, "его любимой мамочке повезло быть замужем больше чем за одним мужчиной". Жизнь складывалась по-разному. В худшие времена они всей семьей рыскали по речным докам, чтобы стащить немного угля для растопки домашней печки. Когда удавалось что-то скопить, детям покупали новую одежду (естественно, на несколько размеров больше), а однажды, когда Стиви справлял свой девятый день рождения, родители подарили ему губную гармошку. Прибавим к этому съехавшего соседа, который оставил мальчугану целое пианино, о котором он мечтал с 7 лет, и ударную установку, что приобрела для бедного слепого мальчика ассоциация местных предпринимателей их района. И вот он - вундеркинд-мультиинструменталист, которому не было еще и 10 лет, а он практически в совершенстве владел этими инструментами, пел на улицах и в церковном хоре, слушая Рэя Чарльза и Сэма Кука по своему транзистору.
Но вот им заинтересовались солидные люди из мира шоу-бизнеса. Джерольд Уайт, брат знаменитого Ронни Уайта из группы Смоки Робинсона THE MIRACLES, как обычно, сходил в воскресенье помолиться и был поражен голосом темнокожего паренька в темных очках лет десяти. Стиви получил аудиенцию в доме этого ничем не примечательного для него дядьки и понравился его другу Брайану Холланду из мотауновской группы HOLLAND-DOZIER-HOLLAND, который нанял юное дарование для работы в своей студии. После нескольких перепасовок слухи о маленьком незрячем гении дошли и до легендарного Бэрри Горди.
Бывший боксер и поэт-песенник Горди основал лейбл Tamla Motown Records, будущее пристанище для Марвина Гейя, Смоки Робинсона и THE MIRACLES, THE FOUR TOPS, Дайены Росс и THE SUPREMES и HOLLAND-DOZIER-HOLLAND, в 1959 году (в 1988 году за 61 миллион долларов США он переуступил свое детище МСА) и обладал потрясающим чутьем на таланты, чувствовал музыкальный рынок и стабильно отслеживал его запросы. Услышав голос Стиви и его игру, Бэрри был лаконичен: "Этот парень - настоящее чудо". Так Стивлэнд Моррис стал Little Stevie Wonder и в 10 лет заключил с Motown стандартный для несовершеннолетних музыкантов контракт, по которому все его гонорары будут помещаться на накопительные счета в банке до момента, пока ему не исполниться 21 год (совершеннолетие в Штатах).
Re: Elvis Costello Автор:Клим.Дата: 07.07.04 16:45:14
Этой осенью, густо и щедро осыпающейся золотыми, как листья, альбомами старых и любимых исполнителей (урожайный у них нынче период–то!), выходит многими ожидаемый новый альбом Элвиса Костелло, созданный в соавторстве с относительно пожилым автором некогда хитовых песен Burt Bacharach (ума не приложу, как правильно произносить его фамилию, чтобы никого не обидеть!). Дуэт незамедлительно воспели в пресс–кругах, триумфально анонсируя нечто о "двух величайших композиторах планеты"; вообще странно, почему ВСЕ журналисты так искренне и истерически радуются, когда кто–то с кем–то объединяется, независимо от пола и цели... Представьте себе: интеллектуальный поп–гений постпанка, антимонархист и идеалист с языком, обмотанным колючей проволокой, одетый, как Бадди Холли (это Элвис), и, с другой стороны, — немногословный и рассудительный пожилой джентльмент–полумиф, написавший кучу песен для разных исполнителей, в том числе и для самого Костелло. Burt Bacharach записал первый хит, когда Элвис, фигурально выражаясь, ходил под стол без вспомогательных видов транспорта, а когда хиты уже появились у Элвиса, звезда Берта уже малость потускнела, поистершись... Тем не менее "парочка" умиротворена и счастлива. Это главное. Альбома называется "Painted From Memory", и амнезией, к счастью, музыканты пока не страдают. К счастью, это не совсем похоже на убийственную и новую черту музыки 90–х: Пол МакКартни, например, сочинил симфонию (и будет еще сочинять, что ему?). Пол Саймон — бродвейский мюзикл, Билли Джоел вот тоже грозится писать только классическую музыку... Жутко. Но 11 песен альбома этим не пахнут и не наводят на очевидно–немую тоску по уходящему в никуда времени. Костелло горд и безумно доволен, постоянно декларируя: "Это именно та запись, о создании которой я и мечтал. Мы по–разному работали над каждой песне: мы сыграли отлично... Берт обладает тонким чутьем мелодической формы, он знает, что паузы так же важны, как и звуки... Два дня мы записывались со струнным оркестром из 24 человек. Мы критиковали друг друга и многому научились. Реальнейший способ почувствовать это — послушать альбом. Я всего лишь хочу, чтобы он понравился людям... хотя и понимаю, что для того чтобы им по–настоящему насладиться, необходимо стать мной. А вам бы этого не очень хотелось, поверьте вы мне...". Посему позвольте Элвису Костелло быть самим собой, любите его таким, какой он есть, или не обращайте на него внимания вовсе: он не обидится. (Талантливых людей часто не понимают). Тем более что музыка его действительно стоит более чем пристального внимания и добротного прослушивания: если уж ты назвался Элвисом, будь им, держи марку, а заодно и гриф гитары до тех пор, пока ты еще можешь что–то прокричать, прохрипеть или прошептать тем, кому ты нужен.
Дискография Элвиса Костелло: "My Aim Is True" (1977); "This YearТs Model" (1978); "Armed Forces" (1979); "Get Happy!" (1980); "TakinТ Liberties" (1980); "Ten Bloody Marys & Ten HowТs Your Fathers" (1980); "Trust" (1981); "Almost Blue (covers album)" (1981); "Imperial Bedroom" (1982); "Punch The Clock" (1983); "Goodbye Cruel World" (1984); "King Of America" (1986); "Blood & Chocolate" (1986); "Out Of Our Idiot" (1987); "Spike" (1989); "Mighty Like A Rose" (1991); "The Juliet Letters" (1993); "Brutal Youth" (1994); "Kojak Variety (covers album)" (1995); "All This Useless Beauty" (1996); "Extreme Honey — The Very Best" (1997); "Painted From Memory" (1998)
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ
Re: Elvis Costello Автор:Клим.Дата: 07.07.04 16:44:36
Вторым альбомом был более "краеугольный" и популярный "This YearТs Model". Следующий проект Элвис хотел назвать "эмоциональным фашизмом", но резонно приказал себе остановиться на "Armed Forces", что также согласовывалось с его концепцией — идеей подсознательного фашизма, который лежит в основе политики и любви (ничего так...). Каким бы взрывоопасным альбом ни был, он попал в ТОР–10. Вскорости случилось пренеприятнейшее для юной и нестойкой карьеры Элвиса: в баре (Columbus, штат Огайо) Костелло упился до бело–ахинеической горячки, которую и начал пороть. Он принялся громко и публично отвешивать недвусмысленные расистские комментарии относительно двух великих американских музыкантов — Ray Charles и James Brown (можно, конечно, процитировать. Но стоит ли?). Инцидент был тщательно разжеван дотошной прессой и размазан по всем газетам и журналам. На протяжении нескольких лет Элвиса зверски долбали всем этим, но только спустя два десятилетия он щедро принес свои извинения... Группа вернулась в Англию в неведении, смогут ли они попасть в США опять, и назло расшумевшейся общественности, жаждущей мести, крови, распятия и прочего, новый альбом назвали с убийственной иронией "Get Happy!". Направляясь по еще не остывшим следам успеха (особенно на "туманной" родине), Элвис выпускает "Almost Blue", запись в стиле кантри, культивирующую классические NashvilleТские стандарты. Но это скорей на любителя. В альбоме "Trust" Костелло довольно–таки неудачно и почти наугад попробовал вернуться в поп, но попытка не удалась, и с тех пор он взял себе за правило не возвращаться и не оглядываться, даже если очень хочется... В противовес всему очередное творение "Imperial Bedroom" был назван критиками поп–шедевром наравне чуть ли не с BEATLES и BEACH BOYS. Остальные же LP Костелло были уже обдуманно–взрослыми, ровными и менее амбициозными, но надолго музыкант, к счастью, не исчезал. В 1986 году развалились группа Элвиса и его брак. С группой CONFEDERATES он записал альбомы "King Of America и "Blood & Chocolate", потом решил работать и выступать соло. Попутно женился на Caitin OТRiordan, бывшей басистке THE POGUES. 1989 год объединил Элвиса и Пола МакКартни на записи шедевра последнего под названием "Flowers In The Dirt", про который даже сняли документальный фильм, где рассудительный и консервативный МакКартни подолгу усердно хвалит Элвиса ласковыми и добрыми словами, разве что по головке не гладит... В 1991 году вышел "Mighty Like A Rose", завершивший тотальный разрыв с прошлым, а в следующем проекте Костелло сработался с так называемым BRODSKY QUARTET (скрипочки там всякие...) и устроил рок–классический сейшн "Juliet Letters" (1993), источающий камерную музыку и нетипичные мелодии. Фанаты Элвиса либо обожают этот альбом, либо ненавидят. Хотя в общем любовь к этому исполнителю чаще всего столь же необычна, как и его музыка. Например, 1989 году во время турне к Элвису подошел парень с бешеным взглядом и старенькой гитарой Telecaster и смущенно протянул ее кумиру: он, оказывается, стащил инструмент у того, кто стащил его у Элвиса, еще в 1984 году... И принес обратно. Понимаете? Не слепой фанатизм, а даже чувства какие–то... Приятно. Хотя бедная гитарушка, 5 лет числившаяся в ранге святых, обладала некой мерзкой аурой, и Элвис впоследствии на ней почти не играл из личных соображений.
Re: Elvis Costello Автор:Клим.Дата: 07.07.04 16:43:59
В начале 80–х обдолбанная панками старушка Англия беззастенчиво погружалась в бурные воды "новой волны", пуская разноцветные пузыри и обильно порождая сонмы новых групп и исполнителей, убийственно разнообразных и оригинальных. На щедро удобряемой почве могло появиться что угодно, любой самый изощренный монстр, разве что нового Элвиса пока не было (и слава Богу). Видимо, из–за неладов с музыкальным истеблишментом и желанием выделиться поязвительнее юный Declan Patrick McManus погребает свое звучное имя заживо, решив стать Элвисом с полугероической фамилией Costello, незаконно унаследованной от любимой бабушки.
Родился Declan в 1955 году, 25 августа, в Лондоне. Отец будущего музыканта руководил целой джаз–бэндом и приносил домой обильное количество популярной музыки в виде пластинок. Маленький McManus с детской непосредственностью полюбил рок–н–ролл, для него отождествляемый с THE WHO, BEATLES и KINKS (в его индивидуальном стиле сии приоритеты преобладают до сих пор). Отучившись в ливерпульском колледже положенное количество лет, парень решил отчего–то поработать компьютерным оператором, и эта профессия окончательно испортила ему зрение. (Зато теперь очки — "фирменный" опознавательный знак Элвиса.) По ночам он играл в клубах. В 1974 году вернулся в Лондон и долго истязал себя и остальных в кантри–группе FLIP CITY. Поскольку песни для группы сочинял сам Элвис, вскоре он записал несколько километров пленки с разнообразными демо–записями. Пленка же, подобно лассо, расчетливо накидывалась на хрупкие шеи звукозаписывающих компаний; они же, ловкие и привыкшие, назло не попадались. Повезло, наконец, с Nick Lowe и Jake Riviera (будущий менеджер Элвиса. Он же и уговорил его сменить фамилию). Костелло отвели в студию и показали ему часы, отстегнув ровно сутки на запись первого альбома и предоставив для сопровождения группу CLOVER. Два сингла, так нигде и не прошумев, почили с миром. И тишина... Экстремально настроенный Элвис предпринял дикую и прекрасную попытку стать Кем–то: он взвалил на тощую юношескую спину усилитель Pignose и, приползши с ним к лондонскому отелю "Хилтон", начал отчаянно и громко орать странные и необычные песни. Он–то знал, что рядом проходит собрание всемогущих представителей CBS Records. Элвиса, конечно, вскорости арестовали, но контракт с лейблом он подписал. Все же наглость иногда помогает, как ничто. Первый альбом с гордым названием "My Aim Is True" был издан в 1977 году на Columbia Records и незамедлительно обвешался ярлыками наподобие "лучший дебют в истории рока". Он был тепло принят "мэтрами" новой волны, панка и андерграунда за энергию и разъедающий, словно кислота, сарказм; критикам он нравился за аккуратность и новые музыкальные идеи, а "Rolling Stone" (журнал) с легкой руки назвал сие "Лучшим альбомом года". Костелло собрал аккомпанирующую группу THE ATTRACTIONS и изрезал почти всю Америку длительным турне.
В июне 1999 года выходит сингл "Uno" и, при помощи 7-дюймовой виниловой версии, попадает в Top 75. Группа открывает концерты FEEDER, принимает участие в передаче Стива Ламака вместе с THREE COLOURS RED и THE DONNAS. Этим же летом трио появляется на фестивалях в Гластонбери, "Tin The Park", Ридинге и Вудстоке, а затем выпускает 2 CD-версии сингла "Cave", который добирается до 49-го места в хит-параде. В октябре 1999 года MUSE выпускают дебютный альбом "Showbiz", который стал золотым в Англии и был продан тиражом 500 000 копий по всему миру. Вот что писал "NME" об этом альбоме: "Showbiz" не так талантлив, как они думают. Но, если иногда они заходят слишком далеко, то напряженное чувство драматичности MUSE находит выход во всем. Смешивая RADIOHEAD с эксцентричной резкостью ранних SUEDE или стенающим алгебраическим безумием MANSUN, они могут создавать небольшие эпические поэмы". После выхода диска MUSE дали несколько "живых" выступлений, поддерживая SKUNK ANANSIE в Соединенном Королевстве и открывая концерты PAVEMENT, FLAMING LIPS, RED HOT CHILI PEPPERS в других европейских странах.
В ноябре 1999 года "Muscle Museum" вышел в виде двух СD-синглов, но занял только43-е место. Пресса тогда саркастично отзывалась об этом: "Намерение MUSE - звучать, как созданный генной инженерией гибрид QUEEN, Jeff Buckley и RADIOHEAD. Разве они не хорошо поработали?" В начале прошлого года группа совершила длинный тур по Франции, выступая с PAVEMENT и FLAMING LIPS, и снискала хорошие отзывы критиков. Затем трио отправилось в свое первое турне по Соединенному Королевству, а сингл "Sunburn" стал их первым хитом, добравшимся до 22-го места. "MUSE - группа, которая стремится к тому, чтобы сделать свои провинциальные неврозы глобальной проблемой, - писал в то время NME. - "Sunburn" - песня о том, как это трудно. По традиции, конечно, группы приберегают песни о грязи шоу-бизнеса для второго альбома. Как бы то ни было, MUSE развиваются быстро". В марте 2000 года MUSE отправляются на гастроли в Японию и Австралию, а потом едут в Соединенные Штаты, где разогревают FOO FIGHTERS и RED HOT CHILI PEPPERS. В мае того же года группа впервые предпринимает свой собственный тур по Европе, а также выступает на разогреве у BUSH на спонсируемом MTV концерте.
Летом трио играет на фестивале в Гластонбери и становится хэдлайнерами в Ридинге и Лидсе. Кроме того группа выступила еще на более чем 40 подобных фестивалях по Европе. После плодотворной концертной деятельности MUSE приступили к записи своего второго альбома вместе с двумя известными продюсерами - Дэйвом Боттриллом (DEUS, TOOL) и Джоном Лекки (RADIOHEAD). Пластинка под названием "Origin Of Symmetry" увидела свет уже в этом году. А 22 сентября MUSE выступили в Москве во Дворце спорта "Лужники" в рамках презентации русской версии "New Musical Express". Их потрясающие альтернативно-классические композиции (как известно, группа использует в своих песнях элементы классической музыки) в сочетании с фантастической энергетикой привели зал в полнейший восторг. Через год-два MUSE наверняка достигнут уровня RADIOHEAD и станут большими звездами. А пока (и это здорово!) нам посчастливилось своими глазами увидеть "живой" концерт тех, за кем будущее музыки и кто в ближайшее время будет делать погоду в мировых хит-парадах.
Все началось в январе 1990 года, когда Мэттью Бэллами, Доминик Ховард и Крис Вольстенхольм встретились в маленьком английском прибрежном городке Тейнмуте, в графстве Девон. "Все, чем мы обычно занимались, - это болтались без дела, курили и слушали музыку. Больше там просто было нечего делать, - вспоминает Мэтт. - Я слушал много блюза: Роберта Джонсона, Рэя Чарльза. Думаю, что эта музыка была намного глубже, чем я тогда мог понять, но почему-то она говорила мне очень много". Родители Беллами развелись, и Мэттью оказался на попечении бабушки, которая и вырастила его. Мэтт периодически попадал в неприятности с законом, но склонность к музыке, похоже, передалась ему по наследству. "Мой папа был музыкантом и играл в составе нескольких групп, (в том числе и THE TORNADOES, чей хит 1962 года "Telstar" был спродюсирован Джо Миком). Когда мои родители развелись, единственное, что мне осталось от них, - это их имена. Я играл музыку, потому что скучал по ним", - признается он.
В январе 1994 года Беллами и Ховард создают группу под названием GOTHIC PLAGUE, переманивают Вольстенхольма из другой школьной группы FIXED PENALTY и начинают репетировать в этом составе. В 1996 году состоялось их первое выступление в конкурсе "Battle Of The Bands" в Девоне, который они неожиданно выиграли, исполнив кавер-версию композиции группы NIRVANA "Tourette". Позже Мэтт признался газете "New Musical Express", что выглядели они престранно. "На нас была тонна косметики, мы играли панк и заставили толпу хлынуть на сцену и разгромить все наше оборудование. И мы победили! Это очень странно, потому что мы превзошли все эти группы, которые были технически профессиональны, группы, которые звучали, как JAMIROQUAI. И это совершенно изменило наше представление о том, что такое музыка вообще. Даже не обязательно сама музыка, но вера в то, чем ты занимаешься, что ты делаешь". Вскоре после этого у коллектива появилось название MUSE, под которым они и стали в скором времени хорошо известны всему миру. Группу начинают приглашать выступать на различных площадках. Беллами вспоминает: "Мы играли в тысяче мест, в том числе и в пабах, заполненных стариками, или что-то в этом роде, и все, что они хотели, - это хиты шестидесятых, так что нас никогда особо хорошо не принимали. Я думаю, что это нам в известном смысле помогло".
В 1998 году MUSE выпускают свой первый EP на Dangerous Records, с треками "Overdue", "Cave", "Coma" и "Escape", однако пластинка получает не очень хорошие отзывы. В сентябре того же года группа дает концерт на "In The City" - английском собрании представителей музыкальной индустрии, проходящем в Манчестере, а месяц спустя выступает в "Mercury Lounge" на музыкальной конференции "CMJ" в Нью-Йорке. В декабре 1998 года MUSE подписывают контракт с американским лейблом Maverick (который был довольно быстро расторгнут) и в тоже время Naive соглашается выпускать их записи во Франции, Motor - в Германии, а Mushroom Records становится их английской рекорд-компанией.
В начале 1999 года "Muscle Museum", еще один EP группы, включающий 2 версии заглавной композиции, а так же "Sober", "Uno", "Unintended" и "Instant Messenger", становится вторым релизом группы на Dangerous до того, как вступают в силу международные контракты. Стив Ламак, ди-джей "Radio One", первым поставивший MUSE на национальном радио, вспоминает: "Это была одна из тех интересных записей, которые не вписываются в то, что звучит везде. Она немедленно получила прекрасные отклики слушателей". "New Musical Express" не ошибался, утверждая: "Их дебютный EP, состоящий из 6 треков, главным образом отличается тем, что испытывает на себе немного большее влияние "OK Computer", чем "The Bends", это немного, конечно, но именно это резко отличает их от растиражированных ужасных клонов RADIOHEAD".
Re: группа RED(по-моему рак она называется) Автор:Клим.Дата: 06.07.04 00:41:13
"Мы с Джимми как раз много об этом говорили. Если серьезно, для нашего разрыва не было особых причин, и мы с удовольствием вспоминали, как хорошо мы работали вместе." Говорят, что Джон Пол Джонс был очень разочарован, что его не пригласили участвовать в проекте Пейдж/Плант, это правда? "Я точно не знаю, но полагаю, что он ведет себя, как разочарованная овечка." Почему вы так говорите? "Не знаю, я просто пошутил. Я хочу сказать, у него очень хорошо сложилась карьера. Он преуспевает. Он много выступает. Он делает это на том уровне, как он хочет. Его работа всеми высоко оценивается. Что еще большего он мог бы получить, играя на бас-гитаре "Babe I'm Gonna Leave You" на протяжении трех лет?" Вопрос, я думаю, закрыт. Теперь я хотел на вас немного надавить. Я думаю, вам надоело, что люди все время задают вам этот вопрос, но все-таки, как вы полагаете, придет ли время, когда вы с Джимми снова будете вместе, как в LED ZEPPELIN? "Меня не смущает этот вопрос, - говорит он рассеяно, - все, что мне надо, это приводить в энтузиазм публику на концертах, с которыми мы выступаем. THE PRIORY OF BRION чертовски хорошо умеет заводить аудиторию, и ее звучание сейчас весьма оригинально. А буду я или нет исполнять "In The Light" снова с Джимми, об этом я сейчас не думаю." Но вы должны принимать во внимание интересы публики. Выросло новое поколение, которое еще не родилось, когда ZEPPELIN выступал последний раз. "Ну, пусть они идут на концерты, где Джимми выступает с THE BLACK CROWES или на концерты, где я выступаю с Джимми. Все дело в том, что THE PRIORY OF BRION действительно очень хороший коллектив, таких немного вокруг. Были времена, я выступал с Дженис Джоплин, когда она была с BIG BROTHERS и HOLDING COMPANY. Представьте себе, на Техасском международном поп-фестивале собрались вместе LED ZEP, TADJ MAHAL, John Lee Hooker, BIG BROTHERS, JEFFERSON AIRPLANE, SAM AND DAVE, Jerry Lee Lewis, PACIFIC GAS-ELECTRIC... Сейчас мы все в настоящем и продолжаем работать. Нет нужды перестраиваться. Иногда думаешь, как это все хлопотно для парня, который побывал везде. Но есть нечто фантастическое во всем этом. Я не бросаю вызов судьбе. Просто очень хорошо петь так много, как пою я каждый вечер." Чтобы закончить с мифом о LED ZEPPELIN - его образ прославлен в книгах. Как, например, "Hammer Of Gods", каковы планы Роберта Планта на будущее? "О, их полно. Но никто никогда не знает, что произойдет, всегда открываются новые возможности, можно воспользоваться ими, а можно упустить. Дело в том, что для меня все находится в движении. Поэтому я смотрю на каждый день, не принимая его всерьез, я радуюсь ему, слава Господу, сколько раз пресса писала, что я выдохся, кончен, бывший, неприкасаемый, потерявший связь с публикой и многое другое в том же духе. А в 2000 году я еще выступаю повсюду с концертами, билеты на которые раскупаются." Хотя и в маленьких клубах и со старыми песнями... "Может быть они очень маленькие, потому что очень большие слишком велики, и уровень контакта с аудиторией совсем другой. Очень маленькое велико, потому что вы ощущаете дух предвосхищения. Это то, что мне надо. Я не хотел бы быть в 15 футах в темноте, потом барьер и ты уже в Национальном выставочном центре в Бирмингеме, стараясь проглотить очередную обиду. Я постоянно работаю. Несколько недель назад я выступал на Джазовом фестивале в Ницце с COUNT BASIE'S JAZZ ORCHESTRA, а два дня спустя в Люцерне. Все время на колесах. Я сажусь в автомобиль и смотрю, как "Wolves" играют с "Sheffield United". И когда я выхожу из "Molineux" в три часа ночи, кто-нибудь скажет: "Все хорошо, Планти, ты еще кое-что делаешь?" - все сразу возвращается на свое место."
Это было эксклюзивное интервью журналу "Classic Rock", любезно предоставленное организаторами единственного питерского концерта Роберта Планта - компанией "ГУП Кремль".
Леонид СЛОБОДЧИКОВ
Музыкальная газета
Re: Led Zeppelin - РОК-группа #1 ? Автор:Клим.Дата: 06.07.04 00:36:00
Наверное, можно гордиться, что "Stairway To Heaven" - самая великая из всех когда-либо написанных песен... "Приятно услышать комплимент своим произведениям, но лучше было бы просто сказать: "Это вещи, которые нам нравятся". Мы берем все, что, по нашему мнению, годится для сегодняшнего времени. Не очень много английской музыки, потому что английская музыка этого периода была очень "сахариновым" попом, что прискорбно. И немногое осталось от английского попа, в нем что-то есть... в основном мелодии джингл-джангл-поп. Был английский блюзовый бум с RORY GALLAGHER'S TASTE. И GROUNDHOGS только начинали и AYNSLEY DUNBAR'S RELATION." То же случилось не так давно с детищем Джейн Эшер - KULA SHAKER: полузападные, полумистические поп-песни. Многие люди не могут понять, как соотносить новые вещи с его предыдущей карьерой... То, что вы делаете сейчас, это временная вещь, просто увлечение? "Ну, я думаю, что это не имеет значения (говорит раздраженно. - От авт.), самое главное, что я пою хорошо. И что группа растет в своем мастерстве. Мы много работали и достигли определенного результата. Группа сейчас нормально работает. А серьезно это или нет, это уже не имеет никакого значения." Я не совсем понимаю его ответ, и, в растерянности от его последнего предположения, спрашиваю, планирует ли он написать новые оригинальные материалы для группы? "Нет", - твердо отвечает он. Тогда как насчет его выступлений как солиста? Он же, должно быть, продолжает писать песни в той или иной форме. Даже от случая к случаю? "Нет." Почему нет? "Ну, я не хочу брать на себя ответственность. Я не хочу, чтобы кто-нибудь давал мне только начальную мелодию! У меня есть друг, Джонни, лидер DOLL FUNDATION, он также руководитель SIKH DRUMMERS. Мы вместе с TRANSGLOBAL UNDERGROUND, Natasha Atlas, Джимми и я гастролировали недавно в Европе. Они действительно прекрасные исполнители. И TRANSGLOBAL, Natasha, DOLL FOUNDATION очень серьезные музыканты, которые важны для меня и всегда поддерживали меня. Джонни прислал мне пленку с прекрасным исполнением SIKH DRUMMERS и спросил, не могу ли я спеть в их альбоме? Я ответил согласием, и попросил прислать пленку. Но когда он прислал ее, я увидел, что на ней только начальная мелодия, ни лирической разработки и ничего такого. Оказывается, он имел в виду, чтобы я сел за пишущую машинку и все заново придумал. А я не захотел этого делать." А почему же? "Потому что я могу получить контракт на концерт заранее - за четыре недели, и я его выполню и выполню хорошо: я приезжаю за 10 минут до концерта и "подогреваю" всех на сцене, и по-своему у меня получается фантастическая ночь таким образом, я не хочу делать ничего, что требует длительного предварительного размышления. Я думаю, что те песни, что я делаю с THE PRIORY OF BRION достаточно хороши, чтобы записать их где угодно." Возникает естественный вопрос: можем мы вскоре ожидать альбом с записями THE PRIORY OF BRION? "Нет. Запись альбома "вживую" будет скучна. Я ненавижу альбомы "вживую", я ненавижу их! Потому что вы стараетесь охватить все, работая над "живым" альбомом. Когда это "вживую", то получается захватывающе, но это только самоснисходительность, чтобы не сказать больше." А как насчет студийного альбома? Тоже нет? "Если бы я записывал что-то, мне пришлось бы обращаться к той же знакомой медиа-братии и использовать свои медиа-возможности для этого в надежде, что это будет звучать на радио и тому подобное. Нейл Янг сказал о том, что он записывает, что ему это приносит удовольствие, и он ничего не ждет. Но дело в том, что вы записываете альбом не просто так, а потому, что это касается непосредственно вас. И это также относится к парню, который записывал "Kashmir" или "29 Palms" или "Sea Of Love". То есть, такое впечатление, что вроде ты что-то делаешь, а ничего не сделано." Звучит, как будто вы боитесь своего собственного прошлого. "Нет, вовсе нет. Я просто не хочу играть в эту игру, потому что процесс отнимает слишком много времени. Импровизационный характер THE PRIORY OF BRION - это ответ на ваш первый вопрос: это как раз то, как по-моему мнению надо сегодня петь. Я могу менять установки каждый вечер, я могу остановиться в середине песни и начать все сначала. Мне нечего доказывать, кроме факта, что я могу петь действительно хорошо. И, собственно говоря, это то, что я делаю." Конечно, Джимми Пейдж очень неожиданно пошел другой дорогой после распада дуэта и с Плантом после весьма успешного турне по США с исполнением песен ZEPPELIN с группой THE BLACK CROWES. Интересно, каков сейчас взгляд Планта на эти вещи. "В настоящее время они играют и кое-что другое, - замечает он, - но на компакт-диске они записали "Live At The Breack". BLACK CROWES были связаны контрактом со своим прежним названием, то есть, они не могут повторять свой же материал. Поэтому они перешли к репертуару ZEPPELIN." А что вы теперь думаете о "Live At The Breack"? "Ну, я думаю, что это О'К, - говорит Плант, растягивая слова, - я думаю, что исполнение Джимми было очень хорошее. Я знаю Криса Робинсона и других ребят очень хорошо. Мы сейчас используем на наших концертах "Телекастер", который они мне подарили. Я благодарен им за этот подарок. Есть что-то ироничное в том, что мы выступаем в клубах с "Телекастером" от THE BLACK CROWES, а они выступают на больших сценах с подарком от меня, я думаю, все О'К.". А собираетесь ли вы работать с Пейджем еще? Когда "Classic Rock" брал у него интервью в начале года, он ответил: "Как решит Роберт".
Re: Led Zeppelin - РОК-группа #1 ? Автор:Клим.Дата: 06.07.04 00:35:20
В прежние времена он пел в крупнейшей мировой группе, сейчас - выступает с концертами в различных клубах. Роберт Плант - вероятно, самый дерзкий из звезд рока всех времен или, может, быть самый острый? На вопросы корреспондента журнала "Classic Rock" он отвечает в эксклюзивном интервью Робину Эскью.
...Похожий на вампира, красивый, как лев, даже в свои пятьдесят, Роберт Плант остается рок-звездой, некоторые клише которой, кажется, придуманы специально для него: острые орлиные глаза, густые золотые волосы, обтягивающие черные брюки. Несмотря на свою маску странствующего менестреля, играющего за серебро (не платину), он просто источает уверенность и силу, какую-то харизму, созданную десятилетиями, которая противостоит всему. К тому же, это человек, который лидировал в группе LED ZEPPELIN. Он знает это, вы знаете это, все знают это. Это хорошая судьба. И хотя слава, которая опережает его, скорее скандальна, для Планта это какое-то проклятье. Тем не менее, певец, кажется, страшно серьезно относится к тому, что он сейчас делает со своей новой "случайной" группой, THE PRIORY OF BRION (БРИОНСКОЕ АББАТСТВО) - то есть, полузабытые песни конца 60-х и начала 70-х, которые оказали личное влияние на Планта. Роберт также отдает себе отчет, что поступая так, он разочаровывает большинство аудитории, которой больше бы понравилось, если бы он просто исполнял вещи LED ZEPPELIN, самые лучшие из которых, проще говоря, лежат в основе BRION. С другой стороны, нынешние споры вокруг недавних гастролей IRON MAIDEN (слишком много новых артистов, мало хитов) показали противопоставление друг другу артиста и его аудитории. Когда мы покупаем билеты на концерт, большинство из нас были бы счастливы насладиться вечером знакомых мелодий. Но немногие артисты предпочитают почивать на лаврах. Когда у них появляются новые песни, которыми они могут гордиться, они предпочитают исполнять их. Кто может ругать их за то, что они устали исполнять одни и те же хиты двадцатилетней давности? Но никто, включая и IRON MAIDEN, так сильно не реагирует против этих ожиданий, как Роберт Плант, чей репертуар составляет такое количество вещей, как ни у одного другого крупного рок-артиста на мили вокруг. Мотивировкой Планта и Пейджа исполнять классику ZEPPELIN в новой интерпретации является то, что он способен собирать полные стадионы во время их гастролей в середине девяностых. "Я думаю, мне нравится "Heartbreaker," - говорит он, - но я не могу петь его всю жизнь." Между тем, те, кому повезло услышать Планта в составе THE PRIORY OF BRION, не могут не отметить, как раскованно он держится на сцене сейчас. Репертуар меняется каждый вечер. Но когда группа выступает, и выбор материала вроде бы безукоризненный и атмосфера необычно интимна, складывается ощущение, что Плант растрачивает свой значительный талант на хорошие, но поверхностные вещи. Когда они исполняют версию "Buffalo Springfield's Bluebird", к примеру, вы думаете: это хорошая песня. Достойная обрести новую жизнь. Но когда вас зовут Роберт Плант... Почему вы захотели петь Стефена Стилза? Плант отвечает, это потому, что он видит группу как нечто органичное. Хотя реальность более прозаична: он говорит, что пытается создать впечатление, что когда он просыпается, хочет дать концерт, заказывает его и выступает. "Это действительно так, - кивает он, - надо всегда думать немного наперед, но я чувствую некоторую неловкость быть привязанным в течение длительного периода времени к Джимми. Когда вы выступаете на больших сценах и стадионах, это требует большой подготовки, привлечения большого количества людей, что меня сейчас, по крайней мере, раздражает и отнимает много времени." Обозреватели отмечают, что сейчас Плант поет лучше, чем когда-либо со времени 70-х годов. Что это? Выбор материала, или, может быть, просто удача? Он отвечает, что дело серьезнее. "Это дает мне хороший заряд, потому что я пою по 18 песен за вечер. Мне не надо их писать, они имеют традиционную структуру, и мне нравится петь то, что всем знакомо, особенно, если я являюсь их соавтором. Но дело в том, что я могу и ничего не делать в течение некоторого времени. Но это не страшно, мне нравятся оба эти сценария." Плант утверждает, что то, что он делает с группой THE PRIORY OF BRION, это не просто новые интерпретации. Это как бы вдохнуть новую жизнь в форму, которая, как говорит Роберт, "виртуально забыта - кроме таких групп, как PRIMAL SCREAM и других ретро-групп, которые обращаются к этому забытому периоду". Для Планта THE PRIORY OF BRION - это то, что группа представляет из себя сейчас. Это не пост-ZEP и не пре-ZEP и даже не вместо ZEP, это то, что есть. Ясно? "То, что я делал, - говорит он, продолжая разговор о музыке, - я продолжал работать в стилях, которые нравились мне самому. Это где-то Юго-Западная музыка. И есть еще некоторые очень мощные вещи, которых уже годами не касались."
Re: "THE ROLLING STONES' Rock 'n' Roll Circus" Автор:Клим.Дата: 05.07.04 21:18:21
В общем, как говорится, суду все ясно. Кроме одного: как могла подобная чушь попасть на страницы довольно солидного журнала и разойтись едва ли не по всему миру - ведь "Новое время" выходило, кроме русского, на английском, французском, немецком, испанском и других языках! Неумелая пропаганда срабатывает как антипропаганда - результат получается обратный желаемому. Обидно только, что читателей держали за круглых идиотов.
Эпилог
"Элвис Аарон Пресли - самый легендарный исполнитель в истории рок-н-ролла. /.../ У Элвиса Пресли в нашей стране - своя история. Думаю, что у самых фанатичных коллекционеров его пластинок на Западе нет пластинок "на ребрах" - то есть самодельных "синглов", нарезанных на рентгеновских снимках, которые в свое время были почти у каждого любителя рок-н-ролла в СССР. /.../ Думается, вряд ли где еще его поклонники были столь преданными и благодарными, как в СССР /.../ Мы надеемся, что наша пластинка /.../ не разочарует как тех, кто пронес ностальгическую любовь к Элвису Пресли со времен "ребер" до наших дней, так и тех, кто впервые познакомится с творчеством этого выдающегося музыканта". (Из аннотации к долгоиграющей пластинке Элвиса, вышедшей в Советском Союзе в 1989 году).
"Рассказывают, что современный рок родился в небольшом американском городке во время конкурса певцов-любителей. Автором изобретения был безвестный юноша, выкрикивавший непонятные словосочетания и, по всей видимости, охваченный яростным приступом истерии. Его звали Элвис Пресли.
Реальна или нет эта легенда о рождении рок-н-ролла, но верно одно - именно Элвис создал стиль пения деформированным, напряженным, "испорченным" голосом, растягивая слова или проглатывая целые фразы, меняя звучание слов, заменяя их бессмысленным блеянием - йя-йя, йе-йе и тому подобное. Это он начал в песнях выкрикивать, вопить, испускать звуки диких животных."
Видите, как просто стать "у них" звездой: достаточно во время концерта начать выкрикивать "непонятные словосочетания", при этом можно (даже желательно) иметь отклонения в психике, иначе "яростного приступа истерии", способствующего успеху у публики, вам как своих ушей не видать. Обратите внимание, как изящно автор статьи снял с себя ответственность за всю чепуху, которой он потчевал читателей: "рассказывают" (мол, я только передаю то, что говорят другие). В случае чего он, автор, всего лишь пересказал "легенду". Ладно, поехали дальше...
"Его аккомпаниаторы, столь же бесноватые, как и он, стремились вырвать из гитар самые резкие, самые сильные, самые яростные звуки. Эта какофония не только соответствовала поведению и песням Элвиса, она была необходима для того, чтобы хоть немного перекрыть шум в зрительном зале. Ибо публика на концертах Пресли обычно свистела, вопила, стучала ногами, ломала кресла, дралась - одним словом, принимала в концерте весьма активное участие".
Как видите, у музыки нашлось еще одно предназначение - "перекрывать шум в зрительном зале". На наш взгляд, для этого более подошла бы сирена или пароходный гудок. Что же касается "какофонии" (в переводе с греческого - "сумбурное, хаотическое нагромождение звуков") на концертах, то приведем результаты одного любопытного опроса читателей на самый лучший рок-ансамбль "всех времен" (greatest rock'n'roll band ever), проведенного в 1970 году английской музыкальной газетой "Record Mirror". Если вы думаете, что на вершину списка попал один известный ливерпульский квартет, то ошибаетесь очень сильно. Итак, первая пятерка:
1. Elvis Presley, Scotty Moore, Bill Black, D.J.Fontana
2. Jerry Lee Lewis и аккомпанирующий состав
3. Buddy Holly и аккомпанирующий состав (CRICKETS)
4. Bill Haley и аккомпанирующий состав (COMETS)
5. Gene Vincent и аккомпанирующий состав
Обратите внимание, что все пятеро победителей - музыканты 50-х годов, опередившие как cамих BEATLES, так и STONES. Для непосвященных поясним, что Scotty Moore - cоло-гитарист Элвиса, Bill Black - его контрабасист, а D.J.Fontana - ударник. Билл Блэк, кстати, после ухода от Элвиса в 1959 году организовал собственную группу BILL BLACK СOMBO, с которой немало раз покорял американский сингловый хит-парад. Такая вот "какофония" получается. Однако читаем дальше.
"Розовощекий красавец Элвис стал королем, кумиром, полубогом. Папой новообращенных любителей ритма. Но прошло несколько лет, и волна рок-н-ролла стала убывать. Элвис еще немного продержался на твисте, а потом...потом Элвиса забыли. Да, да, просто-напросто забыли. Но он не ушел со сцены! Он продолжал выступать, пел все новые и новые песни, но рок уже никто не хотел слушать, а кроме него Элвис умело исполнял только слащавые и медоточивые любовные песенки".
Улавливате в определении "розовощекий красавец" плохо скрываемое раздражение? Можно подумать, что если бы Элвис был бледным типом отталкивающей внешности со впалыми щеками, автор проникся бы к нему большей симпатией! Ему, этому Игнатову, вообще, судя по всему, угодить было трудно - рок-н-ролл он обзывал "какофонией", спокойные ("слащавые") песни тоже вызывали у него изжогу. Короче, "установка" у него была такая - обличать. Точнее, обливать грязью. Однозначно. И то, что Пресли забыли, - неправда. Потому что в начале 60-х - в период, который имеет в виду автор, певец, при отсутствии "живых" концертов (вопреки утверждению автора, что "он не ушел со сцены" - как раз ушел, почти на 8 лет), продолжал регулярно записывать пластинки и сниматься в кино, так что, потеряв прямой контакт со зрителями, Элвис отнюдь не лишился аудитории. Например, фильм "Голубые Гавайи" (1961) только от продажи права на прокат в США и Канаде (не считая доходов от билетов) принес 4 миллиона 700 тысяч долларов (по тем временам это сумма!), лента "Вива Лас-Вегас!" (1964) - 5 миллионов 152 тысячи. Но автору очерка не до таких мелочей.
"Казалось, звезда Элвиса Пресли окончательно закатилась. Но тут новая мода, распространенная знаменитой четверкой ливерпульских парней - битлзов, дала бывшему королю новый шанс. Он стал подделываться под битлзов, но его первые опыты на сей счет не увенчались успехом. Дело в том, что многие из певцов нового стиля бита /.../ взяли на свое вооружение темы и термины молодежных движений. Так появились у бита песни о мире, об американской агрессии во Вьетнаме, песни, осуждающие капитализм, расизм, колониальные войны.
И опять автор статьи передернул факты. "Новая мода" ливерпульских парней не имела поначалу ничего общего с протестом. У "ранних" битлов (как, впрочем, и у "ранних" STONES и прочих британских групп, "наехавших" на американский шоу-бизнес и возглавивших так называемое "британское вторжение") не было ни малейших намеков на песни, обличающие пороки этого гадского капитализма! Более того, большой процент в их репертуаре занимали композиции... американского же происхождения! Но автор в таких тонкостях был явно не силен.
Далее он поведал о том, как под воздействием новых тенденций в музыке Элвис записал песню "Гетто", прозвучавшую "суровым укором капитализму", и как его популярность среди "молодых американцев резко поползла вверх", но потом он (Элвис) почему-то бросил это дело (в смысле укорять капитализм) и теперь опять "со сладострастными ужимками поет о любовной неге, бросая бычьи взгляды на дам из первых рядов партера". Короче, вновь морально пал.
Re: Elvis Aaron Presley Автор:Клим.Дата: 05.07.04 20:55:18
16 августа исполняется 22 года со дня смерти Элвиса Пресли. В такие дни музыкальные и прочие издания традиционно вспоминают (если кто вспомнит - дата-то некруглая и давняя) о том, каким великим и неповторимым талантом обладал этот исполнитель и как безвременно ушел он из жизни. Но "МГ", будучи газетой молодежной, а потому временами склонной к нетрадиционным методам подачи того или иного материала, предлагает вам в этот день...немного посмеяться.
Думается, это не будет кощунственным по отношению к памяти великого певца - смеяться мы будем не над ним. К тому же, признавая талант Элвиса, мы не забываем о том, что он и сам был человеком веселым, недаром еще при его жизни вышел альбом "Давайте посмеемся с Элвисом на сцене" ("Having Fun With Elvis On Stage"), содержавший забавные реплики певца, записанные во время его концертов.
Итак, предлагаем вам советскую версию головокружительной карьеры великого артиста, появившуюся в журнале "Новое время" в самый разгар застоя и "борьбы двух систем". Статья, откуда мы будем обильно цитировать, называлась "Песня - это тоже политика" (ясное дело!) и увидела свет в сентябре 1971 года. Ее автором был некий А. Игнатов, а вот комментарии к цитатам из нее - наши. И не подумайте, что это была единственная публикация, посвященная Пресли или вообще рок-музыке, - в период "железного занавеса" подобных материалов было в нашей прессе хоть пруд пруди. Просто этот "приглянулся" нам, как наиболее примитивный, убогий - и беспомощный. Итак, в путь.
Пролог
"Начнем с рок-н-ролла, который в свою очередь начался с воровства. Точнее - с воровства и фальсификации, ибо американский шоу-бизнес похитил у американских негров музыку протеста, каким был первоначально рок-н-ролл, превратил его в модный ритм и, выбросив оригинальные тексты, сопроводил новый ритм бессмысленными или полубессмысленными куплетами. Затем новым ритмом и написанными "под него" песнями была наводнена Западная Европа, а за ней и остальной буржуазный мир".
Такая вот цитаточка. Автор либо не знал, либо сознательно умалчивал о том, что среди звезд рок-н-ролла была немало негритянских исполнителей - Сhuck Berry, Little Richard, Larry Williams, Fats Domino. Так что о "похищении" рок-н-ролла у самих себя говорить было как-то странновато. Что же касается изначального "негритянского" рока как музыки протеста (а автор статьи имел в виду протест сугубо политический), то это явная глупость: в 50-е годы он таковым не являлся и выполнял лишь одну функцию - танцевальную, тексты являлись просто "бесплатным приложением" и дальше любовной тематики не шли. Достаточно вспомнить названия хотя бы пары-тройки "черных" хитов того времени - "Долговязая Салли", "Девочка не может с собой cовладать" (Литтл Ричард), "Посторонись, Бетховен", "Сладкие шестнадцать лет" (Берри), "Сногсшибательная мисс Лиззи" (Вильямс). Другое дело, что и среди рокеров нашлись свои талантливые поэты, как например Чак Берри. Но, увы, первые герои рок-н-ролла не могут быть причислены к "протестантам" даже людьми с очень живой фантазией или очень длительным стажем пребывания на партийной работе.
Однако давайте перейдем к главному персонажу нашей повести.
Re: Mark Knopfler - The Ragpicker's Dream Автор:Клим.Дата: 05.07.04 13:06:03
В самый разгар лета первопрестольную посетил человек, имя которого, ассоциирующееся для большинства с группой DIRE STRAITS, вписано золотыми буквами в историю рок-музыки, - Mark Knopfler. Легендарный виртуоз гитарного искусства дал единственный концерт в СК "Олимпийский" 31 июля, заставив тем самым многих поклонников своего таланта покинуть пляжи и дачи, чтобы посвятить этот жаркий июльский вечер "живой" рок-музыке. Кстати, среди покинувших дачи были замечены Виктор Чайка, Юрий Антонов и г-н Макаревич с сыном.
Как ни странно, но уроженец Шотландии Mark Knopfler, в прошлом - журналист, оставил свой визит без традиционного общения с прессой, чем немало удивил сотрудников СМИ. Прилетев из Питера на самолете в день концерта, г-н Нопфлер обосновался в гостинице "Балчуг". Оба концерта, как московский, так и питерский состоялись в рамках гастрольного тура приуроченного к раскрутке последнего альбома "Sailing To Philadelphia". На сцене основателю легендарных DIRE STRAITS помогали гитарист Ричард Беннет, клавишник Гай Флетчер, басист Глен Ворф, барабанщик Чад Кромуэлл - музыканты играющие с Нопфлером с 96-го года, помимо них также присутствовали Майк Хендерсон (мандолина) и клавишник Джерайнт Уоткинс. В итоге, семь человек на сцене - практически бродячий оркестр, который, кстати, и изобразили музыканты во время исполнения одного из номеров. Итак, сэр Марк Нопфлер ( в прошлом году Марк был награжден орденом Британской империи с присвоением рыцарского титула за заслуги в области музыки. - Прим. авт.) появился в туманной дымке на сцене "Олимпийского" с опозданием на полчаса и сразу же, решив не вводить публику в искушение, заиграл вступительные аккорды "Calling Elvis". Зал взорвался бурными аплодисментами, а танцующий партер заходил ходуном, постепенно переходя в ритмичное покачивание. Оно и понятно, ведь большинство пришло послушать именно классику DIRE STRAITS, и вполне очевидно, что с недавно вышедшим сольным альбомом "Sailing To Philadelphia" успели ознакомиться лишь немногие особо преданные поклонники музыканта. Вполне осознавая этот факт Марк и открыл концерт с "дайр стрэйтовского" сета, с уже упомянутой "Calling Elvis" и последующими "Walk Of Life" и "Sultans Of Swing". Причем по мудрым замечаниям, раздававшимся справа и слева, "Sultans Of Swing" можно было играть минут тридцать без остановки. Затем прозвучала одна тема с предыдущего сольника "Golden Heart" и постепенно, совсем незаметно для публики, путем маскирующих смен гитар, Марк перешел к главному блюду, а именно исполнению номеров "Sailing To Philadelphia". Большинство песен с этого альбома характерны грустными и романтическими мелодиями и во время "живого" исполнения, сочетаясь со спокойным низким и несколько эхоподобным вокалом Нопфлера, очень хорошо способствовали полному расслаблению и постепенному засыпанию. Будучи человеком впечатлительным и непротивоборствующим внешнему давлению, я благополучно продремал несколько номеров ("Who's Your Baby Now", "El Macho", "Prairie Wedding", "Baloney Again" и т. д.), ловя звуки одним ухом. Уровень игры Марка с возрастом нисколько не уменьшился, а наоборот, устоялся и, как говорится, засел в его руках навеки. Если бы не значительные недостатки в работе звукорежиссера, то звук был бы один в один с компакт-диском. Поведение же маэстро на сцене целиком и полностью соответствовало его имиджу и тому факту, что еще в далеком 86-м году Марк Нопфлер был признан "самым спокойным человеком рок-н-ролла". Складывалось впечатление, что музыканты собрались дома возле камина и решили немного поиграть в свое удовольствие, ну а зрители оказались, как бы, невольными свидетелями происходящего. Соответственно, если есть свидетели, то с ними нужно общаться, чем и занялся Марк в середине действа, уделив несколько минут представлению публике своих музыкантов. Расслабившись на песнях "Sailing To Philadelphia", Нопфлер разбудил публику темой из кинофильма "Wag The Dog" и продолжил радовать зал "дайр стрэйтовскими" "Telegraph Road" и "Romeo & Juliet". Вот казалось бы и все, но, конечно же, куда же без традиционного "биса". Почти как в ресторане - поел, вроде бы и наелся, но все же хочется чего-нибудь на сладкое. А "на бис" маэстро приготовил действительно классику. Сначала растрогал до глубины души благодарных слушателей лирической "Brothers In Arms", ну а затем довел до исступления заводной и просто-таки наилюбимейшей и наизначительнейшей песней "Money For Nothings", после чего, попрощавшись с довольной публикой, Марк в сопровождении музыкантов, покинул сцену.
Через год вышел их второй альбом "For Your Pleasure" и был также воспринят с большим энтузиазмом в Европе и совершенно равнодушно за океаном. Для музыкантов стала большим сюрпризом эта бешеная популярность среди мэйнстримной публики после первого хит-сингла "Virginia Plain". Никто из них, кроме разве что Брайана, который всегда мечтал стать поп-звездой, и не думал о миллионах поклонников и о высоких местах в хит-парадах. Особенно это относилось к Брайану Ино, который после отказа Фэрри записать несколько его композиций для следующего альбома покинул RM 21 июня 1973 года. "Скажем так, - признается Ино через двадцать лет, когда он вновь будет работать с Фэрри, - тогда я очень хотел повидать мир и не жалею, что ушел". А вот слова Фэрри на этот же счет: "Оглядываясь назад, я вижу, что мы действительно много потеряли с уходом Брайана Ино. Когда вместо Брайана пришел Эдди Джобсон, я был уверен, что наше звучание станет еще более мелодичным. Но в идеальном варианте я бы все-таки предпочел их обоих в ROXY MUSIC".
Однако жажда новых побед (после двух великолепно принятых записей) отчаянно выплеснулась в совершенно новом свете для Брайана Фэрри. Он понял, что может без труда совмещать нормированный рабочий день в RM с выходными, посвященными сольной карьере, но при условии, что его авторская нагрузка останется примерно на том же уровне. Так появились на свет три его первых сольника ("These Foolish Things", "Another Time, Another Place" и "Let's Stick Together"), при компоновке которых он похоронил старую рок-традицию, что серьезные музыканты сами пишут для себя и могут позволить себе лишь несколько каверов на альбоме (и эту тенденцию немедленно подхватили Дэвид Боуи с "Pin-Ups" и "Rock'n'roll" Леннона, сложив целую моду на ретроальбомы). Свои сольные творения Фэрри заполнил интерпретациями классики Боба Дилана, Элвиса, битлов, Смоки Робинсона, Кэти Лестер, Доби Грэй и других легендарных музыкантов, в основном дороковой эры, что выглядело одинаково инновативно и ностальгично. И лишь в 1977 году поклонники дождались от него альбома с абсолютно новыми собственными песнями ("In Your Mind") и двумя "чартовыми" синглами "This Is Tomorrow" и "Tokio Joe".Тем не менее Брайан успевал вести своим курсом корабль RM. С новичком-мультиинструменталистом Эдди Джобсоном (Eddie Jobson, ex-CURVED AIR) к концу 1973 года они осилили свой третий альбом "Stranded" (Манзанера и Маккей впервые стали соавторами нескольких песен), ставший свидетелем первого американского успеха группы, который будет окончательно утвержден через год альбомом "Country Life", надолго оккупировавшим Топ-40, со скандальной обложкой, изображавшей двух полураздетых моделей, вовремя замененной на нейтральную лесную поляну.
К счастью, отец не потребовал от сына пойти по его профессиональным стопам, а по настоянию матери отправил обучаться художественным искусствам в Ньюкаслский университет под начало известного поп-концептуалиста Ричарда Гамилтона. Брайан довольно прилежно учился, что, впрочем, не помешало ему поиграть во множестве университетских групп. Первая вам должна быть известна (THE BANSHEES), а затем он оказался в соул-коллективе THE GAS BOARD вместе с Грэхемом Симпсоном и Джоном Портером. Однако рабоче-крестьянские корни очень скоро возобладали над юношеской беззаботностью, и на последнем курсе Фэрри стал подыскивать себе работу, а в 1968-м и вовсе перебрался в Лондон и стал учителем по керамике.
Хотя мысленно он уже создал собственную группу, в начале 1970 года Брайан чуть было не оказался в KING CRIMSOM, когда им потребовалась замена Грэгу Лэйку, но его голос был похож на трель и выглядел неестественно для них. Вместо этого в конце 1970 года Фэрри и басист Грэхем Симпсон (Graham Simpson) собрали новую группу, в оригинальный состав которой, помимо них, вошли саксофонист и бывший гобоист Лондонского симфонического оркестра Энди Маккей (Andy Mackay, р. 23.07.1946 г.) и его знакомый Брайан Ино (Brian Peter George St. Baptiste de la Salle Eno, р. 15.05. 1948г. в Вудбридже, Саффолк, Англия), у которого был здоровенных размеров профессиональный магнитофон. До следующего лета они называли себя в честь одного из самых роскошных домов, изображенного на одной фотографии из коллекции Фэрри и Маккея, но после того как в Америке объявилась команда с точно таким же именем, они стали ROXY MUSIC, и для рок-бэнда лучшего названия и придумать было сложно.
До записи дебютного одноименного альбома на Island Records в состав группы по объявлению в "Melody Maker" успели также прошмыгнуть ударник Пол Томпсон (Paul Thompson, р. 13.05.1951 г. в Джерроу, Носамбелэнд, Англия), перкуссионист Декстер Ллойд (Dexter Lloyd), гитарист Роджер Банн (Roger Bunn) и бывший гитарист NICE Дэвид О'Лист (David O'List), но последние трое участвовали лишь в записи первых демо, а затем покинули коллектив, а на место Дэвида взяли Фила Манзанеру (Philip Targett-Adams, р. 31.01.1951 г. в Лондоне) из QUIET SUN. Чуть позже ушел и Симпсон, но почему-то ему искать постоянную замену не стали, а решили приглашать новых басистов для каждого альбома и турне ROXY MUSIC (RM), включая Рика Кентона, уже упомянутого Джона Портера, Джона Густафсона, Джона Уэттона, Сала Майда, Рика Уиллса и Гэри Тиббса.
Когда летом 1972 года альбом "Roxy Music" (продюсер Питер Зинфилд из KING CRIMSON) очутился в первой десятке британского хит-парада, а через месяц ROXY MUSIC пригласили на "Top Of The Pops", публике казалось, что перед ними инопланетяне. Музыканты выходили в футуристических сатиновых и люрексных костюмах, Фэрри умиротворял зал своим вокалом а-ля 50-е, музыка копалась в соул и поп-роке 60-х, классике рок-н-ролла и порой (стараниями Ино) развивала новые для публики авангардные электронные темы. Они покоряли публику легкой иронией своих песен, что было ново для начала 70-х, и путешествовали стилистически, что, впрочем, не давало право некоторым рок-критикам (наши так до сих пор считают) обвинять RM в профанации стиля арт-рок и поверхностности музыки в угоду таким грандам, как YES и GENESIS, которые вместе с ASIA скатились до такого "коммерческого арт-рока" чуть позже. Согласитесь, абсурдно находить измену там, где никто никогда не давал клятву верности чему-то одному, что для определенных консервативных типов означает символ качества верности традициям и предмет поклонения. Изюминка ранних RM как раз и заключалась в неустанном творческом поиске (далеко за гранями глэма и арт-рока) и творческом союзе множества ярких индивидуальностей, которые до поры до времени прекрасно сотрудничали друг с другом. Фэрри, которому были по душе американский соул и арт-поп BEATLES, реформатор рок-музыки по образцу электро-рока VELVET UNDERGROUND Ино и Мазанера с его гитарной мелодикой американского Запада все время тянули одеяло на себя и рождали все новые идеи. В то же время на сцене они выглядели, как единое целое...
Bryan Ferry - Забудь, кто ты такой, или Мы из глэма
Блестящие сатиновые костюмы, напудренные лица, тысячи причудливых причесок и оттенков волос, дрожащие голоса, сумеречные скрипки, плывущие гитары и суперэффектные шоу...
Я уже вижу, как замирают сердца поклонников SUEDE и PLACEBO, но это всего лишь "золотая пыль" другой эпохи, продлившейся всего-ничего, но вписавшей в историю музыки имена T-REX, Дэвида Боуи, SLADE, SWEET и Гэри Глиттера. Панк-рок, диско и "новая волна" явились производными глэма и передали все лучшее синти-попу, техно и индастриэлу. Но были люди, которые оказались выше всей этой суеты, победили в немыслимой борьбе со временем, прошли через все его лабиринты, оставшись модными на века. Брайан Фэрри и ROXY MUSIC, бессмертные рыцари романтики, наградившие утонченностью вульгарный по своей природе глэм-рок, и по сей день с нами благодаря фонотекам старых рокеров и недавнему ремастерингу и переизданию их полной дискографии, а вот достопочтенного джентльмена Фэрри мы все еще можем услышать и оценить без всяких абстрактностей. После долгого перерыва он вновь оживил традицию построения своей сольной карьеры. В начале октября вышел его рэтроальбом "As Time Goes By" с интерпретациями поп-кассики 30-х в очень оригинальных акустических аранжировках, а к концу 2000 года должен быть готов столь долгожданный диск с его новыми песнями.
Сын бывшего фермера из Дюрхема, которого Великая Депрессия загнала в шахты, Брайан Фэрри (Bryan Ferry, р. 26.09.1945 г. в Вашингтоне, Дюрхем, Англия) всегда предпочитал джаз и блюз рок-н-роллу, колоссально популярному в 50-60-е годы. Брайан не пользовался популярностью в школе, где его приятелями считались разве что несколько парней, с которыми он играл в теннис и ездил на велосипедах. Он всегда чувствовал себя не в своей тарелке, когда оказывался в шумных компаниях, и выглядел несколько замкнутым. Да, и как тут развиться экстравертной натуре, когда ты ни разу не говорил по душам с родителями (типичный случай из жизни английской семьи среднего класса), хотя и слыл маминым любимчиком. Представьте себе такую картину. Гостиная. За столом сидят отец, мать, две дочери и сын. Уплетают овсянку, пьют чай и все время молча смотрят в сторону телевизора. И так каждый раз - за завтраком, обедом и ужином. А ведь до поры до времени принимать душ и опорожняться приходилось на улице! Куча времени для различного рода размышлений... Есть от чего стать флегматиком (а то и меланхоликом), не правда ли?! Неудобства сгладились, когда Фэрри переехали в "дорогой" консульский дом (Брайану тогда исполнилось 5 лет), но жить легче не стало. Отцу приходилось участвовать в боксерских поединках, от которых он имел небольшой, но стабильный доход, чтобы прокормить большую семью, но для Брайана он оставался все тем же неотесанным малообразованным шахтером, сын которого несмотря ни на что хотел стать интеллигентом и даже пробовал себя на театральных подмостках, когда в 15 лет ему доверили роль Малволио в "Двенадцатой ночи". В доме Брайана до сих пор хранится вырезка из газеты "Sunderland Echo" с крохотной фотографией и заметкой о его выступлении. Это было его первым звездным часом. "Я специально вырядился в очень экстравагантные одежды, чтобы привлечь внимание знакомых девушек в зале, - вспоминает Фэрри, отмечая, что ему очень понравилось выступать на сцене в чужих нарядах. - Тогда я раз и навсегда поверил, что представляться кем-либо другим гораздо легче, чем выходить на сцену, какой ты есть. Перевоплотиться в кого-то на время казалось мне очень волнующим явлением. Именно этим я занимался в большинстве песен ROXY MUSIC. Я просто забывал, кто я такой, и был счастлив...".