Пикассо достался удивительно крепкий организм, огромная жизненная энергия и выносливость. И в 84 года, как пишет Карлос Рохас, его последнюю жену Жаклин “приводила в ужас ярость, с которой художник обрушивал на холст размашистые мазки, переплетения затейливых узоров и расчлененные тела: она опасалась, не помутился ли разум художника”. Прожив 92 года, Пикассо оставил огромное количество произведений. И всю его жизнь его энергия была неистощима.
Художественной одаренности и необыкновенной жизненной силе сопутствовало исключительно удачное происхождение. Пикассо родился в семье художника и преподавателя живописи дона Хосе Руиса. А это означает, что с самого раннего детства творческая одаренность мальчика имела естественный и благодатный выход.
Ему были доступны все художественные материалы, которыми пользовались художники того времени. Ему не нужно было тратить годы, чтобы узнать, чем акварель отличается от гуаши, как натягивается подрамник, как грунтуются холсты, как держат кисти, карандаши и штихеля, чем фиксируется рисунок углем или пастелью, какими лаками и в каких пропорциях разводятся масляные краски. Эти и множество других маленьких, но необходимых профессиональных знаний он получил в самом раннем детстве и с доставкой на дом.
Сколько лет и сколько сил потребовалось Архипу Куинджи, чтобы просто получить профессиональное художественное образование. Как тяжел был путь Ван Гога. А сколько талантливых людей были просто забиты жизнью насмерть и не смогли отдать людям сокровища своей души и удивить мир своими профессиональными возможностями. Пабло Пикассо получил все, о чем только может мечтать будущий художник. В двенадцать лет он учится у своего отца в школе изящных искусств в Ла-Корунье, в четырнадцать у своего отца в школе изящных искусств в Барселоне и с шестнадцати до семнадцати – в Мадриде, в Академии художеств Сан-Фернандо.
В 1897 году, следуя советам отца, юный Пабло Пикассо пишет огромное полотно (197х249 см) “Наука и милосердие”. И с этой работы начинаются наши вопросы к творчеству знаменитого художника.
Известный французский искусствовед Гароди в своей книге “Реализм без берегов” пишет, что уже в ранней молодости Пикассо достиг вершин реалистической живописи и, естественно, стал искать новые пути в искусстве. С автором трудно согласиться. Действительно, “Наука и милосердие” - довольно большое полотно и оно было отмечено наградой на областной художественной выставке. Но все исследователи без исключения считают, что это произведение задумано и даже закомпоновано доном Хосе Руисом - отцом Пабло Пикассо. Многие считают, что Дон Хосе принимал участие в cоздании этой картины. Некоторые считают, что дон Хосе написал эту картину едва ли не целиком. Все исследователи единодушно считают художника дона Хосе Руиса, отца Пикассо, вполне заурядным, ничем не замечательным художником. Откуда же восторги по поводу вершин реалистической живописи?
Справедливости ради заметим, что к вершинам реалистического искусства относят и написанные в 1896 году и представленные на конкурс художественной выставки, которая открылась в Барселоне 23 апреля 1896 года, и картины Пикассо “Церковный служка” (75х50 см) и “Первое причастие” (164х116 см). Хосе Рохас, например, пишет по этому поводу: “Главное достоинство этого полотна (“Церковный служка”) - это безупречная техника ее четырнадцатилетнего создателя”. На самом деле ни “Наука и милосердие”, ни “Первое причастие”, ни “Церковный служка” не дают оснований говорить о вершинах реалистической живописи. Даже в западном искусстве еще работает Эдгар Дега и совсем недавно ушел из жизни Эдуард Мане, работы которых, в смысле профессиональной техники, несоизмеримо выше произведений молодого Пикассо и его отца. А если забыть ничем не обоснованное высокомерие западных исследователей и вспомнить профессиональный уровень реалистического искусства в России в эти же годы, то окажется, что достижения молодого Пикассо являются достижениями только в границах Барселоны. Мы можем назвать несколько десятков фамилий художников, которые работали в России и уровень профессионального мастерства которых был несравненно выше и даже несоизмерим с достижениями Пикассо в области реалистической живописи. Превосходно работали и В. М. Максимов, и И. П. Богданов, и Н. В. Неврев, и Н. П. Богданов-Бельский, и В. Н. Бакшеев, и А. С. Степанов, и К. В. Лебедев, и, конечно, И. Е. Репин, В. Д. Поленов и В. И. Суриков и очень многие другие русские художники. Посмотрите на работы этих живописцев - и вы увидите, что их профессиональный уровень был исключительно высок и не шел ни в какое сравнение с профессиональным уровне художников испанского центра культуры в Каталонии. Чистяков никогда не пригласил бы Пабло Пикассо на свои рисовальные уроки - просто в силу слабости профессионального умения молодого художника Пикассо. Уровень мастерства художников, посещавших эту изысканную творческую компанию, был несравненно выше умения рисовать молодого Пикассо. Пикассо раннего периода был хорошим рисовальщиком только для западного искусства того времени.
Re: Немного о Пабло Пикасо и о истоках кубизма. Автор:Клим.Дата: 06.05.04 11:09:09
Знакомясь с различными исследованиями творчества знаменитого художника, мы сталкиваемся с удивительными фактами. Складывается впечатление, что выводы делаются не в результате изучения его произведений, а наоборот, вначале высказывается абсолютное утверждение, Пабло Пикассо - величайший художник ХХ столетия. И уже отсюда делается вывод: все произведения великого художника либо просто шедевры, либо, по крайней мере, значительные явления истории изобразительного искусства. А затем исследователи творчества Пикассо мобилизуют все свои способности и всяческие возможности, чтобы подтвердить эти формулировки.
Мы категорически возражаем против такого подхода к изучению и анализу произведений искусства. Нам важно само произведение, возможности его воздействия на зрителей и его профессиональные качества.
Мы считаем частными и вспомогательными фактами события и обстоятельства личной биографии автора, которые, возможно, и могли иметь влияние на творческий процесс. Эти факты очень важны при изучении личности художника, которая, вполне очевидно, является источником и духовным материалом для создания произведения. Но созданное произведение есть самодостаточный объект, который вступает во взаимоотношения со зрителем своими собственными качествами. И зритель совсем не обязан знать историю его создания и биографию автора. Эти сведения могут представлять дополнительный интерес, но, прежде всего, должно работать само произведение. Мы категорически не согласны с мнением, которое утверждает, что произведение искусства является лишь поводом к возникновению вокруг него целого хоровода легенд, рассказов, анекдотов и прочих развлекательных мероприятий, которые, в сущности, могут служить только для заполнения досуга скучающей публики. Мы полагаем, что профессия художника принципиально отличается от профессии массовика-затейника.
Мы уверены, что задача искусства состоит в фиксации и изучении человеческого переживания. Результатом фиксации и изучения человеческого переживания является развитие человеческой души. А развитие и выращивание человеческой души и составляет смысл существования окружающего нас Творения. То есть искусство является важнейшей работой на нашей планете, и эта работа целиком совпадает с целью существования Творения.
Потому и опыт кубизма, и творчество самого Пабло Пикассо нам придется рассматривать именно с этих позиций. И логично начать наши размышления с истории появления на свет Божий художника Пабло Пикассо, который впоследствии стал основателем и самым известным представителем кубизма.
Историю своего рождения рассказывал сам Пикассо, ее правдивость сомнительна, а существо события заключается в следующем. Ребенок родился вполне благополучно, но врачи никак не могли заставить его сделать первый вздох. Пикассо рассказывал о дальнейшем так: “Мой дядя, как большинство врачей той поры, курил большие сигары. Он выдохнул дым мне прямо в лицо - я скорчился и заревел”. Вот мы и подтвердили, в духе самого великого маэстро, превосходство легенды над самим фактом, имевшем место в реальности.
Первое, что поражает при знакомстве с историей жизни и творчества Пабло Руис-и-Пикассо, так это необыкновенно удачное соединение художественных способностей, физического здоровья и благоприятных житейских обстоятельств, которые, как будто бы специально, были подарены этому человеку Создателем.
Художественная одаренность маленького Пабло очевидна, но еще больше поражает его постоянное желание рисовать, писать или лепить. С самого раннего детства и до последних дней своей жизни он непрерывно работал.
Кокой-то нездоровый ажиотаж вокруг хиповской тематики. Зачем к людям со своими идеями набиваться, Живите себе потихоньку, варитесь в своём котле, господа хиппи.
Прежде всего, речь идет о желании. Я говорю не о сексуальном желании - я не сплю со своими актерами или актрисами, - а о желании работать с тем или иным человеком, идет ли речь о пожилой актрисе или молодом актере. Как я уже говорил, я человек импульсивный, и снимаю только, когда хочу. Я должен хотеть снимать того или иного актера, и именно тогда я выбираю его на роль для своего фильма. Я должен любить своих актеров, испытывать к ним необычные чувства. Я сам работаю за камерой, и у меня должно создаваться впечатление, что через камеру я овладеваю этими актерами, и именно тогда у нас происходит альянс, то самое слияние, которое приносит мне нужный результат.
- Все твои фильмы очевидно антибуржуазны. Насколько для тебя важен расчет на эпатаж и шок в твоей работе?
- Когда я начинаю снимать фильм, я никогда не ставлю перед собой цель шокировать или провоцировать на что-то публику. Я снимаю истории, которые сам придумываю, но каждый раз пытаюсь добраться до сути, до глубины вещей. Поэтому я часто показываю не только положительные стороны жизни, но и негативные. Когда я сам иду в кино, я люблю войти в зал с одними мыслями и эмоциями, а выйти с другими, то есть увидеть то, чего я не ожидал увидеть, взглянуть на жизнь с неожиданной стороны. Есть зрители, которые принимают такой подход, а есть такие, кто сразу отвергают мои фильмы. Ну что ж, это риск моей профессии.
- Какие еще режиссеры, кроме Фасбиндера, оказали на тебя влияние?
- Фасбиндер был намного позже. Вначале это был Эрик Ромер, с которым я бы мог себя как-то ассоциировать. Он делал малобюджетные фильмы, снятые на Супер-8. В качестве актеров он часто использовал свою подружку или друзей. Он использовал именно те кинематографические приемы, которые и я сам мог себе позволить. Я снимал один, без всякой съемочной группы, и денег у меня не было, но именно с этого все и началось.
- Во всех твоих фильмах можно найти на выбор самые разнообразные сексуальные перверсии, начиная от достаточно безобидных и невинных фетишей и заканчивая инцестом, некрофилией, садомазохизмом и сексом с калеками. Все эти темы в последнее время широко эксплуатируются и в кино, и в других жанрах. Что это для тебя - дань моде или отражение твоих собственных наклонностей?
- По-моему, у всех людей есть сексуальные проблемы. Они просто их скрывают. Когда я показываю такие вещи, в этом нет ничего ненормального, потому что в каждом из нас в той или иной степени присутствует извращенная сексуальность, и люди, смотря мои фильмы, могут идентифицировать себя с той или иной стороной. Я, кстати, снял короткометражный фильм "Летнее платье". Это история одного молодого человека, который не мог смириться со своей гомосексуальностью, и он поставил себе задачу переспать с девушкой, чтобы потом иметь возможность спать с другими юношами. В фильме также были элементы музыкальной комедии, и вся история показана без обычного в таких случаях чувства вины за свою сексуальную "ненормальность". Фильм был очень хорошо принят во Франции, и, как это ни забавно, ко мне потом обращались многие гетеросексуалы, которые говорили и писали, что после этого у многих из них появилось желание стать гомосексуалом. Я совершенно не рассчитывал на такую реакцию.
- То, что лично мне больше всего симпатично в твоих фильмах, - это отсутствие в них идеологии. Ты показываешь поиски новой чувственности и сексуальную открытость без всяких политических лозунгов за права гомосексуалов, свойственных большинству современных гей-режиссеров. Как ты относишься к понятию "гей-кино" и считаешь ли себя его частью?
- Я не занимаюсь никакой идеологической или политической деятельностью. Такой подход свойствен американцам. Это они любят все раскладывать по полкам, каталогизировать, навешивать штампы: вот это кино - для геев, это - для тех, кто ходит в коже. Они используют кино в своих целях, чтобы подложить под него какую-то идеологическую подкладку. В моих фильмах присутствует гомосексуальная тема, но я не ставлю себе целью говорить только об этом, это лишь одна из тем, одна из деталей той истории, которую я рассказываю. Я просто снимаю кино. Вообще, я считаю, что политические фильмы не имеют художественной ценности, за редким исключением. Например, если взять Эйзенштейна, то - да, он снимал политические фильмы, но оставался при этом великим режиссером. Когда я участвовал в гей-фестивалях в Америке, я получал все призы, потому что все другие фильмы были просто нулевые, они снимались с определенными политическими целями, но художественной ценности не имели никакой.
- Я видел твой первый фильм здесь, в Москве, при полном аншлаге, а два других - в Сан-Франциско, в полупустом зале. Чем ты объяснишь такую разницу в восприятии серьезного европейского кино между русскими и американцами?
- Между французами и русскими гораздо больше точек соприкосновения, чем между американцами и европейцами. И потом - мой взгляд на гей-сообщество, видимо, не очень вписывается в американские представления. В моих фильмах отсутствует политическая корректность, зато часто встречаются вещи, не всегда лицеприятные для гомосексуалистов. Как и у Фасбиндера, который не всегда положительно показывал гомосексуальные отношения. И еще, мои фильмы, несмотря на их внешнюю веселость, в глубине довольно грустные, пессимистические. Американцы привыкли к хэппи-эндам, к фильмам со счастливым концом, а русские - к более напряженным, незаконченным или даже трагическим концам, благодаря истории своей страны и своей природе. Поэтому русским мои фильмы более близки и понятны, чем американцам.
- В России имя Шарлотты Ремплинг ассоциируется в основном с ее ролью в фильме Лилианы Кавани "Ночной Портье", который стал культовым еще задолго до того, как вышел на большие экраны с опозданием в 20 лет. Что ты думаешь о фильме Кавани и не боишься ли ты, что наши зрители будут невольно сравнивать твой новый фильм с "Ночным Портье"?
- Сейчас я тебе сообщу одну шокирующую новость: я не видел фильма Кавани. Я только сейчас сказал об этом Шарлотте. Фильм вышел 30 лет назад, а мне сейчас 33, поэтому для меня это очень старый фильм. Я знаю ее по другим фильмам. Когда мы стали работать над этим фильмом, мы обнаружили, что во многом очень похожи. У нее всегда была репутация актрисы, подрывающей разные традиции, и у меня как у режиссера такая же репутация. Главной задачей было сделать фильм совершенно нового плана, которого от нас никто не ждал, непохожий на то, к чему привыкла публика.
"Французский Фасбиндер". Интервью Ярослава Могутина с Франсуа Озоном.
Я встретился с Франсуа Озоном во время московской авант-премьеры его последнего, четвертого по счету, фильма - малобюджетной психологической драмы "Под песком" с легендарной Шарлоттой Ремплинг в главной роли.
- Это не первый твой визит в Москву. Московская публика была в восторге от твоих предыдущих фильмов. Чего ты ждешь от московской премьеры нового фильма?
- Прежде всего, это огромное удовольствие. Я, вообще-то, был удивлен, что мои фильмы понравились российской публике. Это был очень приятный сюрприз. Я делал их, не учитывая вкусов российской публики. Фильм "Под песком" еще не вышел во Франции, и мне особенно приятно, что его авант-премьера состоялась именно в Москве.
- Все твои фильмы непредсказуемы и эклектичны. Ты одинаково успешно работаешь в самых разных жанрах, от авантюрной комедии и криминального триллера до психологической драмы с элементами мюзикла. Как ты умудряешься сочетать все это?
- Я настолько импульсивный человек, что работаю только тогда, когда хочу это делать. Я не люблю простую работу, если это просто, я ей не занимаюсь. Каждый мой новый фильм - это вызов. Именно поэтому я стараюсь работать в разных жанрах, в которых я раньше не работал и которых от меня никто не ожидает.
- Ты впервые работал с такой звездой, как Шарлотта Ремплинг. Был ли это расчет на более широкую аудиторию и больший коммерческий успех?
- Ситуация обратная: когда я начал работать над этим фильмом и пригласил Шарлотту, реакция продюсеров была не очень позитивной. Продюсеры народ достаточно консервативный. Я известен как режиссер, который делает подрывные, необычные работы. Прочитав сценарий, продюсеры поняли, что это будет фильм, совершенно непохожий на то, что я делал раньше. Они решили, что публика не заинтересуется, и поэтому нам дали гораздо меньше денег, чем мы рассчитывали. Это мой самый малобюджетный фильм. Это сейчас уже, после того, как фильм получился, все говорят, что фильм вышел замечательный, но участие в нем Шарлотты Ремплинг скорее затруднило работу.
- К какой традиции ты принадлежишь и можно ли поставить твои фильмы в контекст современного французского кино?
- А ты что думаешь? Это, скорее, журналистам решать, вписываюсь ли я в контекст или нет.
- Я имел в виду вот что: есть ли у тебя единомышленники среди современных французских режиссеров или ты чувствуешь себя одиночкой?
- Если говорить об эстетике моих фильмов, сейчас пока я чувствую себя одиноко, поскольку еще очень сильны традиции французской "новой волны" 50-х годов. Это буржуазные фильмы об удачливых семьях, которые живут в шикарных парижских кварталах. Но существует много молодых режиссеров, которые экспериментируют, может быть, не совсем в том же ключе, что я, но они ищут что-то новое, поэтому я к ним отношусь с большим интересом. Особенно это можно сказать о режиссерах-женщинах, таких, как Клэр Дени.
- Кто твои мэтры?
- Очень люблю Фасбиндера. На мой взгляд, это один из немногих европейских режиссеров, кто очень интересно рассказал о своей стране в послевоенный период, вскрыл тему ответственности Германии за то, что произошло во время Второй мировой войны. Кроме этого, мне очень близка его художественная эстетика, та манера, в которой он работал.
- Твое прочтение пьесы Фасбиндера в фильме "Капли воды на раскаленных камнях" было весьма неожиданным. Разбавив психологическую драму элементами мюзикла, ты сделал фильм более развлекательным и легким для восприятия. Может показаться, что ты слишком вольно обошелся с оригиналом.
- Мне кажется, что совершенно неоправданно многие воспринимают фильмы Фасбиндера как очень мрачные, темные. Я лично считаю, что у него было превосходное чувство юмора. Это немецкий юмор, черный юмор, но я, например, очень часто смеюсь, когда смотрю фильмы Фасбиндера. Когда я снимал этот фильм, я вовсе не ставил перед собой задачи сделать фильм Фасбиндера, я просто давал свою интерпретацию его пьесы, поэтому можно сказать, что те элементы музыкальной комедии, которые я привнес, - это своего рода французская прививка к немецкому оригиналу. Это можно сравнить с тем, как какой-нибудь испанский режиссер ставит на свой манер Шекспира. Так или иначе, его спектакль будет отличаться от оригинала.
- Ты зачастую работаешь с молодыми актерами, которым приходится играть довольно сложные психологические роли. При этом они выглядят как модели из "Вога". Каким образом ты отбираешь актеров, и что для тебя является главным критерием: их актерский талант или внешняя привлекательность?
Re: Такеши Китано - КИНО без границ Автор:Клим.Дата: 26.04.04 16:09:58