Многие актрисы хотели сняться в роли Маргариты. Приезжали на пробы ко мне из Питера, Киева, других городов. Почему я выбрал Вертинскую? Как говорит Коровьев – кровь, порода. На пробах Лена Майорова была гораздо лучше и тоньше. Что же касается голой массовки, дело доходило до анекдота. Девицы валили толпами. В три комнаты, где сидели трое ассистентов, заводили девушек десятками, говорили «Раздевайтесь!», выбирали двух-трех с нормальными фигурами, остальных выпроваживали.
Но не все оказалось просто. Когда мы снимали бал в загородном имении Шереметевых, километрах в сорока от Москвы, ночью, забракованные по причине несовершенства фигур дамы приезжали туда и, пользуясь общим хаосом, раздевались в кустах и бежали сниматься. А потом требовали деньги. Так в кадре появились не самые привлекательные барышни. Но я подумал: на балу у сатаны всякие-разные должны быть, не обязательно модели. Но пришлось вырезать отдельные кадры, поскольку у некоторых на шеях были заметны крестики. Уж с этим на бал сатаны ну никак нельзя.
Показ в фильме Сталина, Ленина и Гитлера это не перестроечная деталь. Я бы и сейчас это сделал. У Булгакова в тексте есть замечание, что потом пошли сотни лиц, среди которых Маргарита заметила огненную бороду Малюты Скуратова, Мессалину, Калигулу и других. Ко мне на съемках подходили костюмер и гример и спрашивали: во что наряжать гостей бала? Кто эти люди? И я задумался: кого там могла увидеть Маргарита, кроме упомянутых Булгаковым? Имею ли я право добавлять имена? Так возникла идея добавить главных политических деятелей 20-го века.
Об актерах
Уникальный звездный состав! Чего стоят только партии Гафта-Воланда, Ульянова-Пилата и Бурляева-Иешуа. А для Гармаша поэт Бездомный — первая роль в кино. Он после этого еще лет семь не снимался, его никто не знал. Так же и с Раковым. Если бы тогда увидели его в «Мастере», возможно, карьера этого талантливого артиста по-другому бы сложилась. Бурляева я приглашал на Бездомного, а он сказал: «Попробуй меня на Иешуа, лучше ты не найдешь». Я был очень удивлен, я хотел в роли Иешуа снимать Плотникова, он уже одного Христа сыграл у Шепитько в «Восхождении». Я сделал пробы и того, и другого. Коля своей истовостью меня потряс.
Снимали мы в Израиле, в пустыне, при оглушительной жаре в 50 градусов. Я думал, как же Моисей тут водил евреев 40 лет, мы одну съемочную смену выдержать не можем! Я сам хотел повисеть на кресте, ведь я любопытный, но когда через 20 секунд истовый Бурляев стал вопить «Снимите меня!», я даже не рискнул. Михаил Ульянов мне говорил, что знает, как точно играть Пилата, потому что лично знаком с людьми, которые ради высокой должности готовы предать любого. Он поразительно достоверен. Одно движение брови – и ничего не надо объяснять. Чтобы сыграть эту роль, надо отрешиться от всего земного. Нужно мыслить теми же категориями, что и твой герой. А то приходит актер, и у него в глазах не судьбы человечества, а девочки, машины, деньги.
В моем фильме «Мастер и Маргарита» сохранена многослойность романа, все его темы. В югославской экранизации, как известно, взята только московская линия романа, в польской – библейская. Мы попытались весь материал соединить в большом киноромане. К тексту отнеслись бережно. Подвальчик Мастера снимали в том подвале, что описан в романе. Особняк Маргариты – в особняке на Остоженке. Снимали в Израиле – там, где происходило действие книги Мастера.
В оригинальном варианте фильм идет 3,5 часа. Продюсер Владимир Скорый потребовал сократить его до двух часов. Каждый понимает, что уложить роман в двухчасовой фильм без потерь невозможно. И пришлось жертвовать важными актерскими сценами, паузами – тем, что часто составляет воздух фильма. Мы сохранили и полный вариант, в надежде выпустить телеверсию фильма в будущем.
Трех с половиной часовая версия «Мастера и Маргариты» – это очень тактичное обращение с текстом первоисточника, это органичное перенесение эстетики Москвы 30-х годов на экран. На передний план мы выводим две главные линии романа – Воланда и Человека – Иешуа и Пилата – и уже потом любовная история Мастера и Маргариты. И только в конце – все герои сходятся в одной линии, достигая пика булгаковского замысла. Свобода – вот о чем говорил писатель.
Картина должна была выйти к зрителям намного раньше. Язык кино развивается. Любой фильм стареет. С другой стороны, хорошо, что мы не стали использовать компьютерную графику, которая делала тогда, в начале 90-х, первые шаги. Фильмы тех лет со спецэффектами сегодня смотрятся смешно. Мы же пошли за автором. Роман написан в 30-е годы, и чудеса, описываемые Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, характерны для того времени, они, быть может, несколько наивны, но проживут долго. Мы не использовали эффекты, которые могли разрушить ткань романа. Он в нашем фильме остался, по-моему, цельным в своем уникальном сочетании разных стилей. Когда Альфред Шнитке посмотрел материал фильма, он сказал, что согласен написать музыку к нему, потому что нам удалось сохранить своеобразие романа.
О параллельных съемках «Мастера и Маргариты» Элема Климова
Будучи учеником Сергея Аполлинариевича Герасимова, я выпускным спектаклем во ВГИКе делал «Власть тьмы». У меня играли замечательные артисты – Спиридонов, Удовиченко, многие другие. И когда я снял уже три фильма, то решил экранизировать «Власть тьмы», заявку подал, сценарий написал. Мне тогда очень понравилось, как снял климовский фильм «Иди и смотри» оператор Алексей Родионов. Я ему позвонил, предложил поработать со мной и спросил, когда они с Климовым заканчивают съемки «Мастера». А тот говорит: мы закрыты, нас уже с художником открепили от постановки, оказывается, Климов денег не нашел. А тут еще журнал на глаза попался со статьей Геннадия Полоки, где он выражает желание снять «Мастера и Маргариту». И я подумал: если Полока может, почему бы мне не попробовать, тем более что проект Климова закрыт.
Климову моя затея сильно не понравилась. Он был тогда председателем Союза (кинематографистов) и организовал целую кампанию против меня. Были статьи в «Литературке» и других изданиях. Секретариат Союза исключал меня за неэтичное поведение: я, дескать, взялся за книгу, которую уже решил экранизировать другой режиссер. Но раздались голоса в мою защиту. Вот три режиссера одновременно решили ставить кино по «Закату» Бабеля — Алейников, Хилькевич и Зельдович. Почему три фильма по Бабелю можно, тут демократия, а два фильма по Булгакову нельзя? Тогда и Поланский хотел делать «Мастера» и обратился за содействием к российским кинематографистам. Но Климов сделал все, чтобы Поланскому не дали въездную визу, мотивируя тем, что Поланский не въездной в США, потому что там девушку обидел. Климов позвонил Яковлеву (А.Н.Яковлев тогда был членом Политбюро ЦК КПСС) и Поланскому не дали визу. Что касается меня, то я вовсе не собирался портить Климову здоровье.
О мистике и смешных моментах на съемках фильма
Когда снимали одну из сцен в саду «Эрмитаж», на площадке появился не на шутку встревоженный режиссер театра «Эрмитаж» Михаил Левитин и стал требовать прекратить съемку. Оказалось, что в том месте, где хранился отснятый материал, прорвало трубу горячего отопления и пленки плавают в кипятке. Об этом Левитину сообщил консультант фильма. Поначалу Левитин только посмеялся. Но как только он положил телефонную трубку, в его кабинете прорвало трубу горячего отопления, а его самого ошпарило кипятком. Съемки прекратились, поскольку случившееся расценили как недобрый знак. До сих пор в театре, где это произошло, все углы окропляют святой водой. Кстати, камеру перед съемками освятил батюшка, и шесть месяцев все было в порядке. Но после того как камеру поменяли, начались проблемы.
Снимать мы старались в местах, описанных в романе Михаила Булгакова. Нашли тот самый подвальчик, в котором по книге жил Мастер. Маргарита вылетала с балкона того самого особняка, теперь там находится Египетское военное представительство. Поначалу выделенных на фильм денег было явно недостаточно, поэтому некоторые сцены решили снимать не в Израиле, а в Крыму. Декорации древней Иудеи соорудили в знаменитой Судакской крепости. У ее стен для массовки собрали сотни военных в соответствующих времени костюмах. В съемках также участвовали цирковые верблюды и ослики. Но не тут-то было! Прямо перед съемками оказалось, что оператор отсутствует. Мало того, не привезли пленку. В довершение общей картины в октябре пошел снег, что бывает в Крыму крайне редко. Я отправился в Москву за пленкой и оператором. И опять новый знак: прямо напротив дома Булгакова на Садовом кольце сломалась моя новая «Волга» - полетела коробка передач. После этого решили все же снимать нужные сцены на Святой земле в Израиле.
Не все было просто и с монтажом фильма. Анастасия Вертинская, безропотно согласившаяся сниматься обнаженной, во время монтажа вдруг решила, что не все откровенные сцены должны войти в окончательный вариант фильма. Особенно она возражала против сцены бала, где ее поливали кровью. Актриса категорически отказалась озвучивать этот фрагмент, поэтому пришлось использовать черновые фонограммы, заглушая шум камер кваканьем лягушек.
В составе комплекса уменьшенные бронзовые копии основных городских достопримечательностей: ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей, Петропавловской крепости, Казанского и Исаакиевского соборов и др.
В Александровском парке открылся мини-город - архитектурный комплекс, в котором все известные исторические ансамбли, дворцы и здания Санкт-Петербурга отлиты из бронзы в масштабе 1:33.
Рекомендую посмотреть для полноты кругозора (тем, у кого кругозор по случайности не совсем полон, как было и у меня) "Пилат и другие".
====
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» чередуются два временных пласта: XX век и новозаветные времена. В экранизации Вайды присутствует только линия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, однако она перенесена в современность. Так, Левий Матфей выглядит современным тележурналистом, делающим репортаж с Голгофы, а Иуда Искариот доносит на Иешуа по телефону-автомату; когда он кладёт трубку, из автомата выпадают тридцать сребренников. Свой крестный путь Га-Ноцри проходит по улицам Франкфурта-на-Майне.