Памяти знаменитого киевского архитектора Владислава Городецкого посвящается... Сегодня 03 января 2022 года исполняется 92 года со дня его смерти.
Этот архитектор, живший и работавший в Киеве в конце 19-го – начале 20-го века, заслуживает того, чтобы о нём рассказать особо. Итак, Лешек Дезидерий Владислав Городецкий, любимец киевской публики, личность полулегендарная, видный архитектор («киевский Гауди»), "светский лев", любитель и любимец женщин, знаток и любитель африканской охоты на диких животных, член различных общественных организаций, всегда «как денди лондонский одет», душа любой компании и т.д. и т.п. В общем, как говорят, французы, это был человек «комильфо». Все киевляне, даже те, кто никак не связан с архитектурой и градостроительством, знают, что Владислав Городецкий проектировал и построил в Киеве самое известное и популярное среди киевлян и гостей столицы здание, так называемый «Дом с химерами» по ул. Банковой, 10.
Владислав Городецкий происходил из старинного польского шляхетского рода из Подолья. Родился он 23 мая (04 июня) 1863 года в селе Шолудьки (ныне это Немировский район Винницкой области) в имении собственных родителей. Среднее образование Владислав получил в Одессе, в реальном училище при евангелической лютеранской церкви Св. Павла, высшее профессиональное образование – в Санкт-Петербурге в Императорской академии художеств. В 1890 году учёба в академии была завершена и Городецкий поселился в Киеве, где ему предстояло жить и работать почти 30 лет.
В Киеве конца 19-го – начала 20-го века происходил настоящий строительный бум и было построено множество жилых (доходных) домов и общественных зданий. Молодой и талантливый архитектор быстро завоевал авторитет и получал престижные и выгодные заказы. Самые знаменитые свои здания Городецкий построил именно в Киеве. И всё было хорошо до октября 1917 года. А с новой рабоче-крестьянской властью у Владислава Городецкого очень скоро обнаружились большие идеологические расхождения. Причём, они стали настолько велики, что уже в 1920 году Владиславу пришлось (как оказалось, навсегда) покинуть любимый Киев и свою «доисторическую» родину – Украину и переселиться на «историческую» родину – в Польшу, которая обрела независимость. Последние годы жизни Владислав Городецкий провёл в Персии (Иране), где работал по приглашению персидского шаха. Здесь, в Тегеране, на чужбине его и настигла смерть от сердечного приступа 03 января 1930 года. Здесь он и был похоронен на римско-католическом кладбище Долаб в Тегеране. На могильной плите на польском языке высечена эпитафия со словами: «С.п. Владислав Лешек Городецкий. 23.5.1863 – 3.1.1930. Профессор архитектуры. Пусть чужая земля будет ему пухом».
Вечная память Городецкому - это, ещё оставшиеся в живых, здания, построенные по его проектам. Подробности биографии и творческого пути знаменитого архитектора можно прочитать в книге известного киевоведа и архивиста Дмитрия Малакова «Архітектор Городецький», изд-во «Кий», Киев, 1999 год, а также в книге другого, не менее известного киевоведа и архивиста Михаила Кальницкого «Зодчество и зодчие», изд-во «Варто», Киев, 2012 год. __________________________________________________________________________
Теперь немного о Николаевском костёле. Этот костёл проектировался и строился по заказу киевской римско-католической общины, состоявшей, преимущественно, из поляков (их в Киеве проживало 35,5 тыс человек по переписи 1897 года). В 1897 году был объявлен конкурс на лучший проект костёла и его (конкурс) выиграл молодой польский архитектор (и тоже католик) Станислав Воловский. Поскольку на то время у Воловского отсутствовал практический опыт рабочего проектирования и строительства, таковое было поручено уже хорошо известному Владиславу Городецкому. Городецкий в рабочем проектировании учёл инженерно-геологические особенности участка строительства (слабые грунты) и здание было запроектировано (впервые в Киеве и вообще, в тогдашней Европе) на буронабивных сваях конструкции киевского инженера, изобретателя, предпринимателя, капитан-командора киевского яхт-клуба Антона Эмильевича Страуса, хорошего приятеля Городецкого. Разрешение на это строительство дал император Николай ІІ в январе 1898 года, а строительство было начато 08 августа 1899 года. Костёл представлял собой сложное инженерное сооружение и строился около 10 лет. Помимо свай Страуса на строительстве костёла широко использовались бетон и железобетон. И даже предварительно напряжённый железобетон! (для устройства сводчатого покрытия центрального нефа пролётом 17м по методу французского инженера Франсуа Геннебика). Поэтому толщина сводчатого покрытия составляет всего 8см. Стоит также отметить, что стоимость строительства составила почти 500 тыс. рублей и все эти деньги поступили от пожертвований частных лиц! Торжественное освящение нового костёла состоялось 06 декабря 1909 года. Современники Городецкого считали, что этот костёл напоминает знаменитую церковь Вотивкирхе в Вене, построенную в 1856 году на память о счастливом спасении от покушения австрийского императора Франца Йосифа. Но лично я эту венскую кирху видел в натуре не один раз и никакого особого сходства не нахожу.
P.S. Фото и текст, естественно, мои. Фото сделаны до пожара 2021 года... #авторськіфото
По инструкции Одесского градоначальства от 20.10.1898г дворники обязаны носить нагрудные жетоны с указанием адреса и должны находиться с наступлением сумерек безотлучно у ворот дома до 11 часов. Для этой цели дворники во всех дворах находились недалеко от ворот. Ну, а те жильцы, которые опоздали до указанного времени вернуться домой, должны были вызывать дворника и «за беспокойство» платить некую сумму ( не поэтому ли в 1946 году отменили дворникам закрывать на ночь ворота во дворе дома?! А с 1960х многие дворы ворота потеряли! Да что там 60-е, если в Горсаду летний театр в прошлом году на глазах у всех ажурные ворота потерял!).
Отвлеклась!
Это сейчас обязанность дворника - двор в чистоте держать. Да иногда клумбы копать. А в досоветские времена у них обязанности были гораздо шире. Судите сами:
- Занедужил во дворе во дворе жилец, да еще ночью, а станции скорой помощи до 1903 года не было (вернее была, но не медицинская, а полицейская, но это другая история). Что делать? Как добраться до врача, принимающего пациента ночью, да и где такой живёт? Без телефона и интернета непосильная казалось бы задача… Ан нет! Дворники знали адреса этих врачей и знали место, где ночью можно нанять извозчика. Так что ночное нездоровье жильцов не нагоняло панику на дворников, а позволяло рассчитывать на щедрые чаевые...
Прекрасная новогодняя новость! Мои поздравления всем одесситам!
Украинский футбольный клуб из города Одесса. Основан в 1936 году. Обладатель Кубка футбольного союза СССР. Первый в новейшей истории Украины клуб, выигравший Кубок Украины, а также повторивший этот успех в сезоне 1993/94 гг.
Re: С Днем рождения, Elicaster ! Автор:Andrzej SzablewskiДата: 25.12.21 08:47:39
Национальный рекорд: в Одессе испекли самый большой рождественский штоллен.
19.12.2021
Сегодня в День Святого Николая, во дворе одесской Кирхи состоялась праздничная рождественская ярмарка в лучших немецких традициях.
Главным событием праздника стала презентация самого большого в Украине рождественского штоллена – это традиционный немецкий рождественский кекс с изюмом, курагой и цукатами.
Огромная сладость попала в Национальную книгу рекордов Украины в категорию «Кондитерские изделия. Размеры», вес которой — 92 кг, длина — 121,5 см, ширина — 72 см.
Саша, дорогой! Прими самые сердечные поздравления и самые тёплые пожелания от нас с Оксаной по случаю твоего дня рождения! Всех благ! Надеюсь, что мы ещё встретимся в нашей любимой Одессе. Но, сие не от нас зависит. Всего самого доброго тебе и твоей семье. Lovely Rita- Жанне большой привет!
Уже не тот фасад, не те привычки, В «Гамбринусе» не тот ажиотаж, Горят неоном новые таблички, Чтоб старые не портили пейзаж.
Всё, вроде, приближается к порядку, Но, почему же так грустит душа, Когда шлифуя старую брусчатку, Шагаю по Одессе не спеша…
Вот супермаркет, вместо гастронома, Торгует «гэмэошною» едой, И будки нет, в которой дядя Сема, Мне продавал стаканчик с газ. водой.
Цыплятами не пахнет в «Баба ути», А вместо пирожковой – «Шаурма»… Я за прогресс конечно же, по сути, Но, не в котором по уши дерьма.
Я за свое. За хлеб с кусочком сала, За огурец, что пахнет огурцом. За колбасу, где мяса не хватало, Но от которой не рвало потом.
За «Сальве» я, в простой картонной пачке, За водку ту, где пробка с сургучом, Не за креветки к пиву, а за рачки. И не за: «Сколько стоит?», а: «Почем?».
Я за Одессу, с тем еще «Привозом», Где безразличен статус ваш и чин. Где рыба – пахла рыбой, роза – розой, И все с походом или на почин.
Всё, вроде, приближается к порядку, Но, почему же так грустит душа, Когда шлифуя старую брусчатку, Шагаю по Одессе не спеша…
Но и на новом выпуске билетов достоинством в 3, 5 и 10 рублей (их количество в 2,4 раза превышало первую эмиссию) дело не закончилось. Газеты сообщали, что в марте финансисты города приняли решение о выпуске еще нескольких серий разменных знаков. Обратившись по этому вопросу в Украинскую Раду, они получили положительный ответ. «Рада разрешила Одесскому отделению Государственного банка гарантировать выпуск городским Одесским самоуправлением разменных бон на 25 000 000 рублей», — сообщала 3 апреля 1918 года газета «Свободная мысль» (город Бердичев). Обесценивание бумажных денег заставило власти города не только увеличивать количество вводимых в оборот разменных билетов достоинством от 3 до 10 рублей, но и выпустить купюры больших номиналов.
В марте 1918 года в обращении появился «Разменный билет города Одессы» достоинством в 25 рублей. Его художественно-орнаментальная структура подобна билетам в 3 и 5 рублей, но тщательность отработки деталей рисунка существенно уступала им. Причина, очевидно, заключалась в мастерстве исполнителей. Если авторство рисунков билетов в 3, 5 и 10 рублей приписывалось известному граверу Адамеку, чеху по национальности, то по купюре в 25 рублей никаких сведений об авторстве не обнаружено. Размер эмиссии одесских билетов от месяца к месяцу продолжал расти. Если с 13 по 31 января 1918 года в оборот вошло билетов на 4 700 000 рублей, то в апреле было уже выпущено одесских денег на сумму в 43 500 000 рублей. Наряду с разменными билетами в первые месяцы 1918 года стали печататься и входить в оборот «Разменные марки города Одессы». В марте появились купюры в 50 копеек, а в апреле — в 15 и 20 копеек. Все разменные марки, орнаментальную основу которых, как и на билетах, составил герб Одессы, были выполнены по рисунку украинского художника Ждаха. На денежное обращение города разменные марки существенного влияния не оказали.
«Разменные билеты города Одессы», первоначально имевшие своей целью только уменьшение разменного «голода», впоследствии, к лету 1918 года, стали служить и для ликвидации дефицита денег на товарно-денежных рынках города и области. Летом этого года разменные билеты получили свободное хождение не только в Одессе, но и в Николаеве. Благодаря соглашению между властями этих городов Николаеву были предоставлены одесские билеты на сумму 5 000 000 рублей. В этом городе они стали ходить на тех же основаниях, что и в Одессе. Фактически же эти билеты получили распространение почти по всей Херсонской губернии.
Для уменьшения дефицита бумажных денег в товарно-денежном обороте масса выпущенных одесских денег за 3 месяца, с апреля по июнь, была увеличена в 25 раз. Так, по материалам, приведенным в «Торгово-промышленной газете» от 30 июня 1918 года, эмиссия этих денег на начало июня составляла 26 000 000 купюр различных достоинств на сумму 115 300 000 рублей.
В августе в обращении появились билеты 50-рублевого достоинства. Оформление этого билета и отдельные орнаментальные элементы практически были полностью заимствованы из рисунка билета 25-рублевого достоинства, но он был изготовлен несколько больших размеров, в основном за счет применения в левой части билета дополнительного поля с виньеткой, внутри которой проставлен номинал. В целом оформление билета создает впечатление небрежности и спешки при его изготовлении. «Разменный билет города Одессы» номиналом в 50 рублей не оказал заметного влияния на улучшение денежного обращения, так как был выпущен перед самым завершением эмиссии одесских денег.
12 декабря 1917 года, было принято решение о выпуске одесских бумажных денег.
В 1917 году денежный «голод» охватил всю Россию. Особенно сильно страдали удаленные от столицы города. Не была исключением и Одесса, хотя она являлась крупным центром морской торговли и, казалось, должна была бы находиться в несколько лучшем финансовом положении, чем другие многочисленные провинциальные российские города. Однако в условиях продолжавшейся Первой мировой войны этот огромный город-порт оказался основной тыловой базой снабжения южного румынского фронта. Необходимость снабжения дефицитными деньгами города, области, а также фронта и военного округа усугубляла и без того сложное финансовое положение Одессы. Из газетных сообщений того времени следует, что недостаток в денежных знаках стал чувствоваться в Одессе уже с лета 1917 года, но своей кульминационной точки он достиг в конце ноября — начале декабря. Так, газета «Одесская почта», вышедшая 1 декабря, сообщила о недостатке денежных знаков в частных банках, вызвавшем большую панику у одесситов и длинные очереди в банках за получением вкладов.
НАКАНУНЕ ЭМИССИИ
В связи со сложной финансовой обстановкой в Одессе проходили экстренные совещания руководителей финансовых организаций, и уже 12 декабря ими было принято решение об изготовлении и выпуске одесских разменных бумажных денег — бон. «Изготовление бон для ослабления кризиса — дело решенное. В настоящее время предстоит одолеть лишь технические затруднения по выработке такого типа бон, подделка которых была бы невозможна», — писала 12 декабря 1917 года газета «Одесская почта». В одесских газетах сообщалось, что временный финансовый комитет, созданный для осуществления эмиссии местных денег, вел переговоры с городскими типографиями о сроках печатания. В связи с этим вопрос о времени выпуска денег в обращение оставался открытым. Так как дефицит денежных знаков ощущался не только в Одессе, но и в Киеве, банки этих городов решили обратиться в Генеральный секретариат Украины с ходатайством о выпуске своих денег. Такое решение было получено без задержки по телеграфу 18 декабря от председателя правительства В. К. Винниченко. На следующий день, 19 декабря, Комитетом одесских кредитных учреждений был рассмотрен и после внесения некоторых изменений одобрен проект выпуска так называемых «Разменных билетов города Одессы». Было решено, что денежные знаки должны выпускаться от имени Одесского городского самоуправления при участии Одесской конторы Госбанка и созданного Комитета кредитных учреждений. В основу принципа проведения эмиссии был положен договор, заключенный финансовыми организациями города 23 декабря, в соответствии с которым учреждением, выпускающим билеты, являлась Одесская контора Госбанка, в которую и сдавались изготовленные типографией купюры. На основе этого договора было принято «Положение о разменных билетах города Одессы».
ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ "ПОЛОЖЕНИЯ"
Лица или учреждения, желающие разменять государственные кредитные билеты или пятипроцентные краткосрочные обязательства Государственного Казначейства на разменные билеты, платят 1% комиссионных. Обратный размен билетов (партиями не менее чем на 1000 рублей) совершается конторой Госбанка беспрепятственно и без комиссионных. Государственные кредитные билеты или пятипроцентные краткосрочные обязательства Государственного Казначейства хранятся в Госбанке в качестве неприкосновенного обеспечения выпущенных в обращение билетов. Одесское городское самоуправление, взяв в Госбанке билеты для расчета со своими служащими и рабочими, обязано внести в Госбанк такую же сумму государственных кредитных билетов или пятипроцентных краткосрочных обязательств Государственного Казначейства.
ПЕРВАЯ ПОРЦИЯ ОДЕССКИХ РУБЛЕЙ
Первоначальный выпуск «Разменных билетов города Одессы» был произведен в начале января 1918 года на сумму в 5 000 000 рублей, купюрами в 3, 5 и 10 рублей. Об этом свидетельствуют следующие две публикации. "Одесская почта», 8 января 1918 года: «Закончено изготовление одесских бонов, которые уже переданы в Государственный банк для нумерации и других формальных процедур». «Одесская почта», 10 января 1918 года: «Нам сообщают, что еще на этой неделе будут выпущены на одесский рынок 3-х рублевые боны местного городского самоуправления. 5-ти и 10-ти рублевки войдут позже несколькими днями». Изготовление и выпуск денежных знаков достоинством в 3, 5 и 10 рублей осуществлялись форсировано. Так, 11 января было уже напечатано денежных знаков на 2 000 000 рублей, при этом большая часть из них вошла в оборот. В первую очередь деньгами обеспечивались воинские подразделения. Городская управа выделила для денежного содержания военных 1 300 000 рублей. К концу января печатание одесских разменных денег было закончено. Все купюры денежных знаков первого выпуска выполнялись на высоком художественно-полиграфическом уровне с защитной сеткой, но на бумаге без водяных знаков. Расцветка их была обычной для одесских бумажных денег — соответственно, темно-зеленая, синяя и красная. Билеты в 3 и 5 рублей выполнены с горизонтально расположенным орнаментом, 10-рублевый оформлен с вертикальным. Основу рисунков всех знаков составляли двуглавый орел без царских атрибутов и герб города с якорем, что подчеркивало значение Одессы как торгового порта. На билетах номиналом в 3 и 5 рублей привлекал к себе внимание двуглавый орел, который как бы для взлета расправил свои крылья, держа в когтях свиток с гербом города. Рядом с орлом на постаменте изображен один из самых знаменитых памятников города — здание купеческой биржи. В правом нижнем углу лицевых сторон билетов — профиль бога торговли Меркурия со всеми его атрибутами. На оборотных сторонах билетов — рисунок здания с красивой колоннадой, в полукруглых нишах боковых крыльев которого установлены скульптуры Меркурия и Цереры — богини плодородия. В период выпуска разменных билетов в этом здании проводились заседания Городской думы. Билет номиналом в 10 рублей, в отличие от купюр в 3 и 5 рублей, имеет более простой рисунок лицевой стороны, состоящий из гирлянд стилизованных растений. Рисунок его оборотной стороны такой же, как и на купюрах меньших достоинств.
ДЕНЕГ МНОГО НЕ БЫВАЕТ
Несмотря на проведение в экстренном порядке эмиссии «Разменных билетов города Одессы», в городе катастрофически не хватало денег, особенно малых номиналов. Городскими финансовыми организациями было принято решение о дополнительном выпуске одесских денег. «С сегодняшнего дня начинается печатание новых городских бон на 12 000 000 рублей, причем, как бы эти боны ни подписывались, благодаря соглашению с рядом городов они будут иметь хождение по всей области», — писала «Одесская почта» 21 февраля 1918 года.
Re: Toubib - с Днем Рождения! Автор:Andrzej SzablewskiДата: 09.12.21 12:22:00
Танюша, дорогая! С днем рождения прекрасную сердечно поздравляю! Желаю всего самого доброго! Всех благ и здоровья, здоровья, здоровья! Тебе и всем твоим близким!