Центр славянских культур при Библиотеке иностранных языков имени Рудомино приглашает:
Кто такой Юзеф Пилсудский? Как ему удалось возродить польское государство после более чем ста лет разделения? Чего в режиме Пилсудского больше: позитивного или негативного, и почему один из его этапов называют «режимом санации»?
Как Польше, ещё вчера не имевшей своей государственности, удалось победить в семи войнах? И почему, в конце концов, независимое польское государство просуществовало только двадцать лет?
Об этом и многом другом поговорим с историками-полонистами Геннадием Матвеевым и Юрием Борисёнком (кафедра истории южных и западных славян, МГУ) в рамках четвёртой встречи цикла «Как это по-польски».
Годовщина аварии на Чернобыльской АЭС — повод вспомнить о том, насколько чудовищными могут быть последствия. 36 лет назад пострадали прежде всего жители Украины и Беларуси, но и в Польше жива память о тех событиях.
Крест против пентаграммы. Русские эмигранты на советско-польской войне
Автор: Игорь Белов
Опубликовано: 13 авг. 2020
В августе 1920 года польская армия разгромила большевиков в сражении на берегах Вислы. В те же дни на польско-советский фронт — в помощь полякам — готовились выступить русские антисоветские отряды.
О том, как и почему в Польше появилась армия, составленная из русских изгнанников, готовых сражаться на стороне поляков, какую роль в этом сыграли выдающиеся русские литераторы Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Философов, что за идеи двигали ими и как в результате сложились судьбы участников этой истории, рассказывает Игорь Белов.
Джордже Марьянович. Ошеломляющих успех на советской эстраде.
В Советском Союзе об эстрадном исполнителе из Югославии Джордже Марьяновиче впервые заговорили в 1963, когда во время гастролей по СССР он исполнил песню «Devojko mala».
Песня очень полюбилась советскому слушателю и вскоре была записана на пластинку на фирмы звукозаписи «Мелодия». Концерты Джордже Марьяновича на просторах Советского Союза имели ошеломляющий успех
Православная Пасха — самое подходящее время для изучения польских церквей. А посмотреть есть на что, ведь польская православная архитектура очень разнообразна — от шедевров деревянного зодчества до ультрасовременных проектов.
Автокефальная Польская православная церковь вторая по количеству верующих в Польше. По различным оценкам, в стране проживает от 500 до 600 тысяч православных, в распоряжении которых свыше 320 церквей, разбросанных по всей стране. Многие из них относятся к ценным памятникам архитектуры, а самые старые датируются началом XVI века. Правда, новые здания также заслуживают внимания, хотя бы потому, как архитекторы перелагают довольно строгие каноны сакрального зодчества на язык современной архитектуры.
24 апреля праздник Воскресения Христова отмечают христиане восточного обряда. В Польше это православные и греко-католики. И католики, и православные соблюдают традицию: на пасхальном столе обязательно должны быть освященные продукты. Раньше все верили, многие верят и сейчас, что освященная вода и молитва над пищей делают её целебной и защищают от последствий чрезмерного обжорства.
Сегодня православные и им сочувствующие поздравляют друг друга со Светлой Пасхой. По такому радостному случаю мы с постоянным автором А ЖАН? А, ПАШ? приглашаем всех отправиться в захватывающее путешествие под музыку тех стран, которые традиционно считаются православными.
"«Христос воскрес», – поют во храме; Но грустно мне... душа молчит: Мир полон кровью и слезами, И этот гимн пред алтарями Так оскорбительно звучит. Когда б Он был меж нас и видел, Чего достиг наш славный век, Как брата брат возненавидел, Как опозорен человек, И если б здесь, в блестящем храме «Христос воскрес» Он услыхал, Какими б горькими слезами Перед толпой Он зарыдал!
У этого стихотворения есть ещё третий стих
Пусть на земле не будет, братья. Ни властелинов, ни рабов, Умолкнут стоны и проклятья И стук мечей, и звон оков,- О лишь тогда, как гимн свободы, Пусть загремит:Христос Воскрес И нам ответят все народы: Христос воистину Воскрес!"
Это стихотворение положено на музыку Рахманиновым. Кстати именно конец стихотворения был исключён цензурой того времени
Пасха, Светлое Воскресение Христово — древнейший и самый важный христианский праздник. В Польше его празднуют представители разных религий.
Поскольку Воскресение Христово произошло сразу после еврейского праздника Песах, название этого праздника перешло и на христианскую Пасху. Великая суббота тоже имеет праздничные воскресные черты, поскольку в древности сутки начинались с заходом солнца, а литургия этого дня включает пасхальное богослужение — навечерие Пасхи (в древности всенощная служба, что по-прежнему практикуется в православии).
Пасха — переходящий праздник, то есть не имеющий фиксированной календарной даты. Чаще всего он близок по времени к еврейскому Песаху, однако праздничные дни у евреев и католиков не совпадают.
Как и в других странах, в Польше празднованию Пасхи предшествуют 40 дней Великого поста и особые богослужения Великой Недели, во время которых верующие вспоминают и заново переживают страсти Христовы. В эти дни люди сосредоточены на выполнении религиозных обязанностей, кульминация которых приходится на Страстную пятницу. В былые времена в пасхальных богослужениях участвовали целые толпы, тогда даже возникла поговорка, что на Пасху самый последний лодырь — и тот идет в храм.
В предпасхальные дни также готовили праздничную пищу. Согласно традиции, еда должна быть щедрая и обильная, чтобы люди смогли набраться сил для начинающегося сезона сельскохозяйственных работ. В каждом доме и по сей день можно услышать рассказы о том, что готовили наши бабушки: об окороках, паштетах и прочих мясных блюдах, а также о потрясающих пирогах.
Непременно выпекали и бабы, большие куличи из дрожжевого теста. Их старались сделать огромными и пышными: старые польские кулинарные книги предлагают рецепты бабок из 60 яиц! Cам процесс приготовления — очень сложный и требует соблюдения определенных условий. Дрожжевое тесто должно подниматься в тепле, но в предпасхальное время много других дел, часто приходится открывать двери — а ранней весной погода то и дело меняется, в дом может ворваться холодный воздух, и тесто из-за этого опадает... Вот почему сохранилось множество рассказов о том, с какими трудностями и хлопотами было связано печение баб. Второй традиционной выпечкой были мазуреки — торты из песочного теста, украшенные орехами, сухофруктам и конфитюром. Рецептов их приготовления очень много.
Силезский Колоч и Пасхальный мужин. Деликатесы на праздничном столе в Силезии
На пасхальном столе в Силезии всегда преобладали яйца и мясо, которые нельзя было есть в течение всего Великого поста. Что касается сладких деликатесов, то во время праздников обязательным является традиционный силезский Колоч.
Перед Великим постом убивали свиней. Ели то, что могло испортиться, например, крупнёки, а потом коптили колбасы, ветчины. Женщины носили ключи в карманах, чтобы мужчины не ели мясо, — говорит Марек Шолтышек, историк и автор книг, посвященных силезской культуре.
Она подчеркивает, что пасхальный завтрак не заменял ужин. Ели рано утром, потому что праздники начинались воскресной мессой в воскресенье на рассвете.
Одним из пасхальных блюд в Силезии был пасхальный мужин, также известный как шолдра или свенцельник. Была бедность, и даже если на Пасху готовили мясо, то делали лепешку, клали внутрь кусок мяса или копченой колбасы и запекали целиком. Тесто могло быть разным - кто-то предпочитал колоч, кто-то хлеб, - говорит Шолтышек. Он добавляет, что в Тешинской Силезии это блюдо называлось негром (по-силезски: мужин), в окрестностях Радлина - szołdra, а в Поломии - święcelnik.
Праздничный стол не может быть полным без Силезского Колоча. Это дрожжевое тесто без начинки или с начинкой из сыра, мака или яблока и с посыпкой сверху.
Kołacz (по-силезски: kołocz) имеет защищенное географическое указание - европейский знак, присуждаемый региональным продуктам исключительного качества, с названием, относящимся к месту, где они производятся, и подчеркивающим их связь с этим местом.
Традиционный силезский колоч пекут в Верхней Силезии и Опольской Силезии. Оно происходит от старопольского Колоч, хотя и не имеет круглой формы. Силезский Колоч имеет прямоугольную форму. Раньше это был церемониальный свадебное тесто. Пекли их также по случаю праздников: Пасхи, Рождества, Святого Причастия и т. д. В настоящее время оно более распространено, доступно в кондитерских.
133 года назад, 16 апреля 1889 года в Одессе состоялось торжественное открытие памятника, воздвигнутого в честь Александра Сергеевича Пушкина - на Николаевском, ныне – Приморском бульваре.