№ 4 1982: Джеромир Тума «Обидчивые детки хард-роковой мамки». Первая часть статьи о группе «Дип Пёрпл» и их впечатлительных детях».
Итак – «Дип Пёрпл», когда-то «наиболее громкая группа мира». Мастера хард-рока, которые окончательно разошлись 19.07.1976, хотя последние полгода так не выносили друг друга, что для каждого из них вынуждены были бронировать отдельный гостиничный номер и сходились они только на сцене... Какую цену имеет еще до сего дня имя «Дип Пёрпл»? Ответим точно – 700000 долларов. Именно такой штраф за злоупотребления и нанесение ущерба «фирме» назначил при третьем заседании федеральный суд в Лос-Анджелесе группе, которая еще два года назад в Мехико и Калифорнии заполняла 10-ти тысячные залы под именем «Дип Пёрпл». Что их к тому уполномочивало? Совсем немногое. Пел с ними Род Эванс, первый певец «Дип Пёрпл» с марта 1968 до июля 1969 года. Хотя и не отсутствовал ни на историческом первом выступлении группы (20 апреля 1968 года в датском Tastrupu), ни на первом заокеанском хите (Hush – «Тишина» с репертуара Joe Southа), был говорят и в гардеробе тогда, когда гитарист Ритчи Блэкмор предложил название группы по любимой композиции своей бабушки (ту, которую совсем не дедушки, еще помнят во главе американских таблиц популярности в исполнении Эприл Стивенса и Нино Темпо). Но действительные «Дип Пёрпл» начались лишь с приходом Яна Гиллана, этого шипящего и гремящего локомотива, который в последний раз тащил состав «Дип Пёрпл» 29 июня 1973 года в Японском Осако. С его отходом окончился наиболее популярный период группы, которая в «классическом» составе записала шесть альбомов, между которыми два, в оценке которых почти все бывшие члены оркестра сходятся как на наиболее удавшихся: «Ин рок» (выпущен в июне 1970) и «Мэшин хид» (апрель 1972).
В пражском Спортивном зале, который говорят в концертном варианте вмещает много больше зрителей, чем полностью заполненный во время хоккейных матчей (14 000), нашла Сюзи Куатро удобную среду и кулисы для своего шоу. Появилась на сцене сразу же после нескольких тактов ударных и даже тут не поступила как иная «звезда». А так же, не всякая бы «звезда» отважилась наиграть песню с названием “Little Bitch Blue” (Блюз маленькой сучки), которую можно перевести как «Грустная, печальная песня маленькой сучки». Основным, немного удивительным является скромность, естественность. Не исключает её ни блестящий комбинезон, ни стиль движений с жестами мальчишеской дружбы «правильной девчонки, которая снует справа на лево по сцене, криком раскачивая зрительный зал и время от времени демонстрируя бицепсы. Программа составлена из агрессивных рок-н-роллов, не отсутствует даже непродолжительные соло на бас-гитаре – как бы хотела доказать, что инструмент необходим не только для украшения – но есть здесь и что-то сверх того ожидания. Хотя бы, скажем особого настроения медленная баллада “Suicide”. Можете себе представить, как бы такая тема могла легко sklouznost k neumernemu patosu. Но Сюзи поет о том, как скучно быть узником большого города («торчать где-нибудь на 72 улице…»), как бы говорит про себя (собственный текст). На дисках может быть в некоторых случаях эта музыка слишком ширпотребная и выпускать джина молодежи никто больше не отважится, в концертном варианте однако звучит с намного большею силой. Дискуссия о том, насколько «открыта», хотя воздействует хорошо odborne, но в большинстве обходя главное ядро проблем. То есть если артист сумеет eliminovat určitou изношенность рок-клише и сумеет придать своему выступлению надлежащую остроту, напряженность и убедительность. И эти свойства не мог на концертах Сюзи Куатро никто просмотреть. Чувство, с которым с них обходили, уже в Melodie точно высказал один критик: «…грубая музыка… Грубая тут однако означает характеристику не отрицательного значения. Это что-то как острый řezany, намеренно грубый графический лист без изощренности рисунка и цвета, имеющий свою силу именно в ударности». (I. Polednak, Ме 2/79). Правда эта рецензия относилась совершенно иной певице, но в случае с Сюзи Куатро это «сидело» намного больше. Вспомним и на zivani иных критиков nad zdanlive коммерческому жанру и сказал, что бы тут могли все «сидеть». Каждый бы мог подобных концертов привести по крайней мере дюжину и иметь при этом в памяти, что на уровне такой продукции ничто не изменит факт, если упомянутый артист перенес период наибольшей славы в этом сезоне или шесть лет назад. Объективность этой музыки весьма несколько спорна, и также их создатели и исполнители хотя интересны, однако не незаменимые личности. Подобные музыканты, у них в Праге восхищало, как у них это выходило как бы само по себе, зрители вероятнее всего нашли и в ролях tuctovych игроков где-то в баре, где о них пока никто не ведает. Только это не музыка, которую делает супер-звезда, а скорее это скуление рок-н-роллового щенка.
«О, боже, что это с моим именем сделали», – обрушилась она вдруг, заострив внимание на надпись под снимком, отмечая концовку – ова… Потом уже разговор протекал по классической схеме. То есть с того времени, когда начала интересоваться музыкой, когда ещё только являлась слушательницей… – Пресли, Реддинга, записи 50-х лет. – Когда уже играла в группе своего отца? – Нет, это когда была совершенно маленькой. Играла там на бонго, выступали ещё на танцевальных вечерах и делали такую padourskou музыку. – Что вам это дало? – Но ведь опыт найдете везде. – Когда выбрала бас-гитару? – Я совсем не выбирала. Нас было три сестры и когда мне было четырнадцать, создали сообща группу. И хотя играла на рояле, а так же на ударных, но тогда для меня почему-то осталась уже только бас-гитара. – Через шесть лет вас увидел Микки Мост и привез вас в Англию. Какой собственно была его роль в вашей карьере? – Такой советник, консультант. Окончательное решение было в конце концов все равно всегда за мной. – Какие и чьи песни поете на пражских концертах? – Это вам надо назвать совершенно все песни? Ах… Итак значит: “The Wild One” \Чинн – Чапмэн\ “Don’t Change My Luck” (Не разрушай мое счастье) \Чинн – Чапмэн\ “Half As Much As Me” \Tuckey – Quatro\ “Breakdown” (авария) \Tom Petty\ “Suicide” (Самоубийство) \Tuckey – Quatro\ “Evie” \Stivie Wright\ “Glycerine Queen” (Глицериновая королева) \Tuckey – Quatro\ “What’s It Like To Be Loved” \Tuckey – Quatro\ “Devil Gate Drive” \Чинн – Чапмэн\ “Stumblin’ In” (Пританцовывая) \Чинн – Чапмэн\ “If You Can’t Give Me Love” (Если ты меня не сможешь полюбить) \Чинн – Чапмэн\ “Tear Me Apart” \Чинн – Чапмэн\. – Ваши наиболее новые записи, в отличии от тех старых, более мелодичные. Хотите в этом направлении продолжать? – Сейчас как раз подготовили сообща материал для следующего альбома и вероятнее всего это будет опять рок-н-ролл от начала до конца. Максимально одна баллада. /Тут Сюзи могут не совсем правильно понять наши поклонники, которые до сих пор ещё под определением рок-н-ролл представляют себе скорее только узкий круг записей 50-х лет/. – По чему собственно этот ваш рок-н-ролл можно узнать? Только ли потому, что громче? – Удивительно, ведь 25-ть лет назад не было таких усилителей, какие есть сейчас, а те записи все же волнующие. Есть это только в музыке, в ощущении. И притом мы делаем что-то совершенно иное, чем скажем Лед Зеппелин. Они придерживаются стиля «хэви-металл», играя длинные композиции, джемуя, всячески колдуя над мотивом… /У нас бы наверное этот «хэви-металл» перевели как «бряцающий рок», но как видим, сюда нельзя относить всех без разбора. Скорее бы тут пошло название «многотонажный». Сюзи хотя относят к таким солидным «бряцающим», но не колышет воздух с такой силою, какую создает акустический напор Лед Зеппелин. Как видите склонность к классификациям имеют не только публицисты…/. – /Сюзи, продолжение/ Так что то, что играем мы, можно бы назвать – рок усилителей, а? – Какую музыку слушаете сейчас? – Всю. Любимых певцов не имею. – Дилан? – Этого да, но ни одной его вещи не напела, потому что … нет подходящей для меня. – Meat Loaf? – Видела в телепрограммах. Выдающийся. – Patti Smith? – Хорошая. “Because The Night” (Потому что ночь) был прекрасный сингл. – Как наша публика? – Люди все-таки всюду по свету реагируют одинаково. – И когда выходят с других культурных традиций? – Все это бессмыслица. – Что ещё перед прилетом в Прагу снималась в Голливуде? Говорят какую-то серию… – Да. – Что-то музыкальное? – Нет. Играю в истории. – О чем? - Это наиболее популярное шоу. Названное “Happy Days” (Счастливые дни). – Кого там играете? – 18-ти летнюю девчонку, которая хочет разбогатеть, поэтому что-то украла. И ей ужасно нравится рок-н-ролл. – А так же на чем-то играете? – Да. – Может на бас-гитаре? – Да, но только немного. /Кивнула на листок с пометками, который очевидно указывает на список тщательно пронумерованных и согласованных вопросов/. – Сколько ещё /под каким номером/? – Наверное устали? – Только немного, но видите, вечером у нас следующий концерт. – Тогда последние два вопроса. – О’кэй /впервые радость в голосе/. – Как распределяете работу? – Каждый год большую часть времени, приблизительно девять месяцев, проводим в концертных турне, месяц на киносъемках, месяц на работу в студии для записи очередного диска и месяц отпуска. – Fuška? – Да. /Как это в действительности? Люди придумали одну ужасную историю о том, что с вами случилось, когда после шести недель, каждое утро просыпаясь в другом отеле и зачастую даже не зная где. Когда на них смотрите, то имеете чувство, что перед вами сидит прототип жестко работающего рок-музыканта, в его стиле много не изменившегося, может ли сравнить малый или великий хит. Должно это её интересовать, чтобы найти силу преодолеть все эти препятствия комедиантской жизни. И обязательно её это должно интересовать больше, чем какое-то placaní do novin и это собственно впорядке/. – /Сюзи, окончание/: Удивительно, делаю это уже с 14 лет и почти к подобному образу жизни привыкла. Кажется мне нормальным. Но сейчас хотела бы поспать, – закончив по существу нашу встречу. До вечернего выхода на сцену ей оставалось менее трех часов.
№ 6 1979 стр. 176 – 177 статья: Toulavě rock’n’rollově štěně автор: Petr Dorůžka a František Horáček перевод: Нифанин Василий
Suzi Quatro: Скитания рок-н-роллового щенка.
В общем понимании средне информированных любителей поп-музыки фигурирует как певица, играющая к тому же на бас-гитаре. В энциклопедиях о ней вы можете прочитать, что родилась 3 июня 1950 года в американском Детройте, начинала в семейных оркестрах и в группе девушек «Cradle» (Колыбель), но настоящий успех пришел лишь в 1973 году благодаря стараниям британского продюсера Микки Моста и песням Никки Чина и Майкла Чапмена («Can The Can» и других). С радио и дисков до нас донеслось, что в последнее время несколько удивила слушателей существенной мелодичностью и содержательностью хитов, в отличии от тех первых хард-роковых, которые когда-то делала. Проворная «If You Can’t Give Me Love» (Если ты не можешь полюбить меня) уже с рождества достаточно часто исполнялась и в программах наших радио Звезд, а дуэт «Stumblin’ In» (Пританцовывая) с Крисом Норманом из «Смоков» ещё в апреле был в американском хит-параде. 14 апреля, в субботу прилетела Сюзи Куатро в Чехословакию. К четырем выступлениям, которые устроил Прагоконцерт в пражском Спортивном зале, и к рециталу (выступление одного артиста в качестве гостя) на готвальдском Intertalentu. И таким образом вновь могли уточнить свое представление о ней, пока только знакомой по материалам печати и через посредников, и с близкого расстояния посмотреть на один из своеобразнейших феноменов мировой популярной музыки.
Что скрывал Kamíón.
Если бы не было аппаратуры, приехали бы на одном личном автомобиле. Группу сопровождения составляют четыре мужчины. Гитарист Lenny Tuckey (15 лет назад работал а английских «Nashville Teens» – «Подростки Нэшвилла») и ударник Dave Neal представляют основателей ветеранов, наоборот другой гитарист Jaimie Crompton только начинает и Bill Herd (клавишные) не кто иной, как тот пятый и позднее ушедший член когда-то популярных Rubettes. Все необходимое для того, чтобы посетитель концертов хорошо слышал и имел достаточный визуальный обзор, скрывалось в 15-ти метровом kamíónu. Стереофоническая аппаратура мощностью 8000 ватт устанавливает и обслуживает бригада из шести приехавших техников (roadies). Во время выступления каждый из них точно знает свое место: звукорежиссер сидит посреди зала у микшерного пульта, рядом с ним сидит осветитель, управляющий цветными прожекторами, замысловато синхронизированных с изменением музыки (у шоу есть и пиротехник, создающий дымовые эффекты в начале одной из композиций), второй осветитель присматривает за bodoveho рефлектором, а следующий звукорежиссер у пульта по сторонам сцены смотрит odposlechy для музыкантов. Лысый роуди стоит наготове сзади за сценой, поправляет соединительные кабеля инструментов и помогает певице надевать и снимать с шеи бас-гитару. Шефом же всего предприятия является здоровый медведеобразный роуди, который держит кассу, ходит за чаем и пильзенским пивом, ну и так же уславливается об интервью. У нас, в Чехословакии, подобная функция могла бы называться «старший заезда» (что могут подтвердить все, кто служил в Армейском Художественном ансамбле). И в кочевой рабочей среде думают об удобствах для музыкантов – так для освежения музыкантов служит мощный вентилятор, который обдувает их от пола, между тем он же охлаждает комплект аппаратуры «Ямаха».
Что сделали с моим именем?
Пасхальный понедельник, время между полуднем и вечерним концертом. «Никаких съемок не будет – Сюзи в халате», – сказал нам медведеподобный роуди у входа в импровизированную раздевалку. «Да, все хотят выглядеть на фотографиях красиво», – отметил с пониманием фотограф Dlabola и начал упаковывать дорогую аппаратуру в сумку; разочарование его однако прошло, как только услышал, что группа в полном составе завтра в полдень отправиться в город покупать чешский хрусталь. Халат был бежевый и на первый взгляд было ясно, что его хозяйка ни притязает ни на arogantniho суверена, ни на неприкосновенную супер-звезду. Никакого грима, только мешки под глазами. Журналистов воспринимает очевидно как необходимое зло, вторгающееся в её отдых. Зло не мешающее, но необходимое как прививка туристу, отправляющегося в Индию. На столе лежит магнитофон, чай в пластмассовой чашке, мартовская Melodie 1974 года. Фотография Сюзи Куатро во всю заднюю сторону журнала.
журнал Melodie, обзор то теме: Сюзи Куатро. № 3 1977: Соло-гитарист сопровождающей группы Сюзи Куатро, 28-ми летний Lenny Tuckey уже не только приятель популярной певицы и бас-гитаристки, а стал её супругом. Это случилось в конце прошлого года в Romfordu в Essexu. № 6 1979 стр. II (фоторепортаж на второй странице обложки): Suzi Quatrová в Праге (14 – 17.04.1979) На фото: Jaimie Crompton, Lenny Tuckey и Suzi Quatro. Suzi Quatro. Лицом к лицу с публикой в спортивном зале. При осмотре Пражского града. № 6 1979: Toulavě rock’n’rollově štěně № 10 1980: Перед 3-х тысячной аудиторией бухарестского Дворца республики выступила с четырьмя концертами Сюзи Куатро. Публицист и сотрудник «Мелодии» Octavian Ursulescu по этому случаю снял с певицей телевизионный фильм.