У меня вот есть 2-3 пластинки, записанные по системе SQ (стерео-квадро). Вот там, да - канавки даже невооружённым глазом видно, что они немного другие, чем на обычных стерео-пластах. Под такие пласты, я слышал, надо подбирать "бОшки" и соответственно иглы особо!
Ещё иногда моно-пластинки лучше играются, когда ставишь более, так сказать, "грубую" иглу и соответствующую "бОшку" и прижим увеличиваешь!.. Да, потому что у моно-винила канавки другие.
Вот пластинки на 78 об./мин. - да! Тут уже отдельный разговор! там действительно ДРУГИЕ канавки, и другие должны быть иглы!.. Даже на многих примитивных советских (и не только советских - на Западе тоже когда-то были довольно примитивные радиолы и проигрыватели, так сказать, "бюджетные" варианты", да и сейчас, собственно, есть!) радиолах 50-х - 60-х годов на тонарме, там, где в нём была собственно "башка", т.е по сути дела - на самОй "башке" был переключатель и стояло 2 иглы сразу. И можно было переключать то на одну - для пластинок на 78 оборотов, то на другую - для "долгоиграющих" пластинок на 33 (45) оборотов. В более поздних моделях весь звукосниматель поворачивался, когда нужно было "переключиться" с одной иглы на другую, на 180 градусов (на нём так и стояли: с одной стороны игла для пластинок на 78 оборотов, бОльшего диаметра, а с другой - другая, меньшего диаметра, для пластинок на 33 (45) оборотов. Есть у меня и стерео-пласты, выпущенные в конце 50-х - начале 60-х, когда только начинали выпускать стерео-винил в принципе! Там более широкие канавки, чем у современных стерео-пластов. Точнее, чем даже у тех, которые стали выпускать с конца 60-х. Потому что в те времена (50-60-е гг.) и "бОшки" были другие и иглы - бОльшего диаметра, чем стали позже, и прижимная сила устанавливалась на всех проигрывателях (даже зарубежных) больше.
Такие пласты тоже лучше слушаются, если ставить более простые иглы радиального сечения и увеличивать прижимную силу.
Но если оставаться в рамках hi-fi аппаратов и долгоиграющих пластов, записанных в обычном стерео в современных условиях, то по собственному опыту могу сказать, что хорошая игла (эллиптического сечения, многорадиусной заточки) при хорошей же "башке" (не говоря уже и про весь остальной тракт, который, подразумевается, тоже должен соответствовать!) ОБЯЗАНА одинаково хорошо "играть" любые пластинки на 33 & 1/3 оборота в минуту, (равно как и на 45 об./мин.). Даже, помню, "попиленные" (умеренно, конечно, "попиленные"! речь не идёт о ЗАпиленных пластах!) пластинки при проигрывании на хорошей аппартатуре (с хорошей иглой - и это в ТЕ ещё времена! конец 70-х - начало 80-х!..) звучали! И "песка" меньше на слух даже было, и часто даже не "прыгали" (тогда, как на какой-нибудь "Веге-106" такие и "шипели", и на иных "дерибасах" - и игла "прыгала", перескакивая чрез 3-4 канавки!..).
Возможно, на хай-енд аппаратуре можно уловить отличия в звучании японских и голландских пластов (не всех вообще, а каких-то определённых!), сменив иглу (а тогда уж - и "башку" бы неплохо тоже при этом менять"), но это уже - изыски!.. ИМХО... |