Beatles.ru
Войти на сайт 
Регистрация | Выслать пароль 
Новости Книги Мр.Поустман Барахолка Оффлайн Ссылки Спецпроекты
Главная / Спецпроекты / Пол Маккартни в Москве / Маккартни в Москве - отчет о концерте #21 (A Night In The Life)

Пол Маккартни в Москве

Разное

   

Маккартни в Москве - отчет о концерте #21 (A Night In The Life)

Дата: 18 июня 2003 года. Автор: Голубяка. Постоянный адрес:  https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=280

A NIGHT IN THE LIFE  

В это почти невозможно поверить, но Пол Маккартни, живой Бог Музыки и источник радости и смысла жизни для многих из нас, спустя сорок лет скитаний по Белу Свету приезжает, наконец, в Москву с концертом! 

В это почти невозможно поверить, но благодаря активности учредителей сайта BEATLES.RU возможность приобрести билет на знаменательный концерт получает каждый желающий, имеющий компьютер и выход в интернет, независимо от места проживания! 

В это тоже почти невозможно поверить, но мой добрый московский друг Битломан охотно выкупает заказанный мною билет на концерт и высылает заказным письмом. 

До начала Концерта остаются две недели… 

MISTER POSTMAN, LOOK AND SEE IF THERE’S A LETTER, A LETTER FOR ME… 

20 мая, за три дня до выезда я всё ещё не получил по почте заветный билет! Напряжение на пределе, и я вынужден самолично бежать на почту, чтобы выяснить, есть ли письмо на моё имя. В отделе доставки флегматичная женщина беспечно протягивает мне белый конверт, сквозь который победно просвечивает красный пропуск в Рай. Комок подкатывает к горлу. Я буквально схожу с ума. Ношусь по городу, показываю билет своим друзьям, фотографируюсь с ним. Но в то, что я, наконец, увижу Пола своими глазами, по-прежнему не верится.  

Вечером того же дня выясняется, что я каким-то досадным образом простудился. В среду утром ужасно болит горло. Вдобавок, сильный насморк. С одной стороны, есть повод отпроситься на работе, с другой – болеть в дороге рискованно. 

Попросил шефа, чтобы он отпустил меня до понедельника, полечиться. Говорить о своём отъезде в Москву я, понятное дело, не стал. Шеф злится, мол, идите к чертям, один я не болею на этом свете. Узнай он о том, что у меня на уме, шиш отпустил бы. 

HEY HEY! IT’S A FINE DAY 

Свершилось! Пол ступил на землю российскую! В Санкт-Петербурге его встретили как старого доброго друга, как блудного сына, НАКОНЕЦ-ТО вернувшегося домой. Безумные глаза Коли Васина, орущего “All My Loving” на ступенях питерской Консерватории, ещё больше разъезжаются в стороны. Действительно, Праздник! И целый день настроение приподнятое.  

А вечером в программе Светланы Сорокиной ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ злобный лох по фамилии Митрофанов пытается из последних сил вразумить человечество, что концерт Маккартни на Красной площади есть величайшее зло. Его поднимают на смех. «Что ж, посмотрим-посмотрим», - враждебно щурятся его свиные глазки.  

GETTING CLOSER 

Всё ещё больной, сажусь в автобус Элиста-Москва. По рассеянности, забываю прихватить с собой куртку или свитер. Балда! Ну да ладно, что-нибудь придумаем, лишь бы в столице не было холодно. Достаю плэйер и включаю первую попавшуюся кассету. По иронии судьбы, звучит HELLO GOODBYE в исполнении Битлз. 

Дорога дальняя: трястись ещё около суток. Наш автобус минует Волгоград, ныне окончательно захиревший городишко. По сравнению с вылизанной дочиста Элистой, город на Волге выглядит теперь грязным и неухоженным. Что случилось? Помятые трамваи допотопных времён, старые волги и москвичи – такое чувство, словно попал в восьмидесятые годы. Вдобавок, наш водила заводит кассету с записями БЭД БОЙС БЛЮ, СИ СИ КЕТЧ и прочую устаревшую чепуху. А я еду на Маккартни, о чём стараюсь не забывать, но верится в чудо с трудом. Правдивее сказать, никак. 

В дороге, как всегда нам показывают видеофильмы. Причём, такие, что волосы дыбом. Вот суровая лента о крутых ниггерах, зачморивших бледнолицую диаспору. Вот японский ужастик про духов и мертвецов (порой ловишь себя на мысли: зачем этим японцам чего-то изображать, скорчили рожу – уже страшно). А вот типа молодёжная комедия про паренька, которому училка на перемене, извиняюсь, так изогнула его … эээ … достоинство, что теперь у него проблемы не только с WC, но и с девушками. Между прочим, в салоне едут несовершеннолетние сыновья с матерями, но наши шофера циничны до нельзя. (Ну, это ладно, вот я в ноябре прошлого года катался в Москву, так нам показали отечественный фильм «Я - кукла» с Домогаровым – это, ребятки, полный финиш! :-)))))) 

Как выясняется на Пола еду я один. Всем прочим на намечающееся событие наплевать. Даже FM-радиостанциям, которые крутят всё что угодно, только не Маккартни.

Дорога тяжёлая. Практически не вынимаю изо рта ингалятор и чувствую себя прескверно. В таком состоянии сидеть бы дома да лечиться, но здоровый больного не поймёт, поэтому еду, не смотря ни на что. В конце концов, болезнь пройдёт, а воспоминания о встрече с живым Полом Маккартни останутся навсегда. 

THAT WOULD BE SOMETHING 

Утро 24 мая в Москве стало для меня настоящим кошмаром. Тяжёлые серые тучи заволокли всё небесное пространство. Гадкий пронизывающий дождик сделал Москву похожей на пасмурный Лондон. Знаменательный ПРАЗДНИК, которого сорок лет ждали целых три поколения россиян, - неужели всё коту под хвост? Неужели придётся мёрзнуть, как эскимосам, неужели придётся мокнуть под проливным дождём? А ведь я, как последний идиот, поехал в одной безрукавке! Какая досада! А ведь обещал же Лужков, что обеспечит погоду, ну и где она? Попробуй разорви эту серую пелену! Я знаю, кто сейчас потирает злорадно потные ручонки, возвращаясь из ночного гей-клуба. Митрофанов, чтоб его!  

Я уже почти пал духом, представляя себе самое худшее, включая и моё без того пошатнувшееся здоровье, как вдруг мало помалу на небе стали заметны голубоватые просветы, а серый туман начал приобретать законченные очертания в виде облаков. Это принесло мне огромное облегчение. 

Мы приехали в половине шестого утра. Снаружи оказывается не так душно, как в автобусе, и отнюдь не холодно. Меня встречает элистинский друг Игорь, перебравшийся в Москву, учитель литературы, который считает, что ИДIОТЪ в виде телесериала – это маразм. Я принимаю у него душ, завтракаю, сплю до 12-ти и после обеда беру его джинсовую куртку и собираюсь на Площадь. Солнце, слава Богу, победило! Значит, вечер будет тёплым. 

В два часа дня Площадь всё ещё необитаема. Её перекрыли, но всё ещё не подготовили для входа. В это время настраивают барабаны: слышны глухие удары. Ближе к трём озвучивают рояль: кто-то весьма сбивчиво наигрывает аккорды из LETEM IN и LIVE AND LET DIE. В конце концов невидимый пианист гнусавым голосом произносит в микрофон: Hello, Moscow! Толпа зевак по инерции орёт в ответ. Но это явно не Пол :-) 

Я стараюсь быть начеку и слежу за малейшими передвижениями милиции, чтобы в нужный момент оказаться у входа раньше всех. Со мной друзья (не битломаны), они узнали, что я буду на Площади, и решили составить мне компанию на какое-то время. Мы встречаем двоих с БИТЛЗ.РУ: это Ас и Lucy In The Sky. Они приехали из Киева и успели обменять свои “танцевальные” билеты на места перед самой сценой. Увы, я ничего об этом не знал, что ж, будем надеяться, сильно не разочаруюсь.

Все возбуждены и с нетерпением ждут главного события. Кроме парочки умалишённых, почуявших в нас свою публику. Первый – мужчина бомжеватого вида, пристроившийся к нам и хитро со значением нашёптывающий: “Вон, видите, монашки пошли? Сейчас будут служить молебен, чтобы его Бог покарал, этого Мак…Мак…карти за то, что на Красной площади поёт”. 

Вторая белая ворона – злобная алкоголичка в красных туфлях – ведёт себя более вызывающе: дразнит милицию и мирных битломанов, обвиняя последних в низменных инстинктах: вы, де, пришли на его гениталии полюбоваться (дословно не цитирую), петь-то он не умеет. Я, говорит, во сто раз лучше его спою, ну-ка, пропустите меня. Знает, Красная Туфелька, что здесь ей ничего не грозит: миролюбивые битломаны не станут бить её по голове за нетрадиционное мировоззрение, стало быть, и с её тапочками цвета Родины ничего не случится.

Друзья благословляют меня на удачу и оставляют на Никольской улице одного наедине с возбуждённой толпой. В четыре часа дня стражи порядка начинают оттеснять нас подальше от входа на Площадь. В 16.25 начинается саундчек. Слышен какой-то яростный инструментал с редкими вокализами Героя Дня. Потом, на концерте, прозвучит фрагмент из этого произведения в финале “Let Me Roll It”. Следует ещё какой-то инструментал, а за ним – яростное исполнение “Coming Up” (кстати, из московской программы её исключили). В это почти не верится: живой Пол Маккартни поёт где-то в непосредственной близости от нас, а мы тут, бесправные, оттесняемые ментами, вынуждены слушать истеричные вопли стражей порядка! Порой сержант орёт мне своим мегафоном в самое ухо, благо, я стою у самого входа. Передо мной две девушки, а рядом – жизнерадостный дяденька лет пятидесяти, с биноклем, которому доставляют удовольствие шутки, типа: “А что, билеты нужны, что ли?” Я подыгрываю: “А поёт кто?” 

В толпе чего только не услышишь: оказывается, вместе с Полом приехал Денни Лейн! Да, кстати, ведь это Денни Лейн сочинил “Mrs. Vanderbilt”! Говорят, с концерта Маккартни не получит ни цента: вся прибыль пойдёт Альфа-Банку! А как же аккомпанирующая группа? – интересуюсь я. А зачем им деньги? – следует ответ. 

Тем временем саундчек продолжается. Исполняют “Matchbox”, “Honey Dont”, “Things We Said Today”, священную “Let It Be”, мелодию, использованную Полом трижды: в зарисовке “A Fairy Tale”, в цикле “Rupert The Bear” и в финальной части сюиты “Standing Stone”. И – oh, boy! – неужели я сплю? – популярнейшую песню из репертуара Gypsy Kings «О, маре, оо, кантаре, оооо!» Вот это да! Саундчек длится около часа, и во время его Пол совершенно не жалеет голоса – хватит ли его на весь вечер?  

LETEM IN 

Оборачиваюсь: народ прибыл, заполнив всю Никольскую. Конца и краю не видать. Ну, спасибо, ребята, что пришли: я думал, будет человека три, а набился полный зал ;-))) 

Тем временем закончилась проба звука, музыканты укатили, как потом выяснилось, на пресс-конференцию. Стрелки часов наконец-то добрались до 18.00. Начинаем шевелиться и требовать своих прав. И вот, лёд тронулся! Вперёд проходят две девушки, за ними – я. Дальше всё происходит как в фильме ВЕЧЕР ТВЁРДОГО ДНЯ: девушки со всех ног бегут в сторону следующего пропускного пункта, я, забыв про малую нужду (в надежде, что на Площади будет возможность найти WC – ха-ха!!!!), бегу следом, минуя прилавки с водой, плакатами дисками и майками. На фиг, на фиг, скорее! За нами вприпрыжку скачет дяденька с биноклем: «Девочки, меня подождите!» Мы оказываемся на совершенно пустой (если не считать сидячего партера) Красной Площади, пустой настолько, что никаких туалетов, никаких ларьков с питьевой водой нигде не видно. Они просто отсутствуют! Что ж, будем рассчитывать на стойкость своего организма ;-))) 

Благодаря шустрости (прийти в два часа дня на Площадь – это ли не геройство?) оказываюсь у самого барьера, за которым заканчиваются сидячие места. Практически по центру, чуть левее. По центру стоять – себе во вред: прямо перед танцевальным партером установлена огромная осветительная вышка с этажом для съёмочной группы. Солидно, но что увидят те, кто окажется прямо за ней? А ведь кому-то придётся… 

Вдоль заграждения, за которым стоим мы, вытянулись в длинную шеренгу солдаты. По виду, духи (потерянные лица и не очень опрятная форма). Стоят они довольно плотно: через каждые полметра друг от друга, и смотрят пристально на нас. «Зёма, - слышится голос с нашей стороны, - ты что, так и будешь весь концерт тут торчать передо мной? Ты что, думаешь, когда всё начнётся, мы на вас кинемся, что ли? Мы что, по-твоему, придурки? Это же Пол Маккартни!» Солдаты виновато молчат, пугливо разглядывая море людей перед собой.  

Рядом со мной – справа - оказывается низкорослый пенсионер в бейсболке с диктофоном и биноклем, но это не тот, что бежал за мной: тому я сказал, что его место в правом секторе, бо у его билета зелёный задник, он туда и направился. Ну и балда же я! Оказывается, левых и правых секторов нет, наш партер за 50$ - сплошной, как, впрочем, и дальний! Приходится делить компанию с заметно менее жизнерадостным типчиком. Это ещё мягко сказано! Вскоре выяснится, что у моего соседа в бейсболке прескверный характер… 

За спинами солдат появляется девушка с тиражом специального выпуска КП, мы протягиваем руки и получаем по газетке. На первой странице обложки знакомая фотография Пола в красной майке и надпись огромными буквами: «М О С К В А ! М А Й ! М А К К А Р Т Н И!» Внутри большое интервью и лизоблюдский стишок продажного Дормидонта Народного, написавшего двумя неделями раньше пачкотню следующего содержания (это фрагмент): 

…Вы так с «Тату»? Ну что же – и прекрасно.

Вопрос мой будет так же строг и прям:

о чём споёт на площади на Красной

их сэр Маккартни, старый наркоман?

Начнёт к войне нас призывать «Сержантом».

И грубо лгать, «Любовь нельзя купить»…

И хоть не слыл я прежде протестантом,

пора и нам всё это запретить!

«Подлодкам» скажем «Нет!» и «Револьверу»!

Фальшивый блеск, пустую красоту

разоблачим наглядно, для примеру –

и со своим останемся «Тату»! 

И вот, прошло всего две недели, и анонимный гений совершенно изменил своё отношение к событию (почувствуйте разницу): 

…Он в России славен и народен,

сэр, но свойский в доску, до конца:

ведь он был «Сержант» и в нашем взводе,

грея одинокие сердца!… 

Поражаясь двуличной редакционной политике КП, тем не менее оставляю себе газетку на память…  

Тем временем народ прибывает. Теперь уже не выбраться из толпы, даже если очень захотеть.  

Слева ко мне протискивается девушка в красной футболке, приехавшая сюда из Питера со своим молодым человеком (тот стоит позади неё, и я его практически не вижу). Смотрю назад и замечаю одинокого паренька на костылях, резво бегущего, насколько это возможно в его положении, чтобы занять лучшее место в танцевальном партере. Но самые удобные места уже заняты нами, шустрыми двуногими.  

18.30. Время начинает тянуться невыносимо медленно. Оптимистично настроенная молодёжь уверена, что шоу начнётся через полтора часа, потому что на билетах написано 20.00. Всё ясно, этот народ не с БИТЛЗ.РУ. Я же не жду Пола на сцене раньше девяти вечера, как было сообщено на сайте. 

На сцене происходит шевеление: рабочие в чёрных майках что-то выполняют в то время, как из динамиков ненавязчиво звучит какая-то тоскливая оркестровая дребедень. Делаю предположение, что это очередная симфония нашего новоявленного Классика. «Это Маккартни сочинил? – с непередаваемой брезгливостью выдавливает из себя пенсионер в бейсболке и делает неожиданно резкое заключение: - Говно!» 

За этим шокирующим заявлением следует следующая сентенция: «Я вообще поражаюсь: пока был в БИТЛЗ, такие вещи сочинял, а как ушёл, так его словно подменили: такую попсу стал гнать!» Пытаюсь урезонить своего соседа, предлагая ему настроиться на благожелательный лад и не портить праздник ни себе, ни окружающим. Но Злюка не унимается. «Джон Леннон – тот хоть «Imagine» сочинил! Джордж Харрисон – «My Sweet Lord»! А что такого великого сочинил Маккартни? Что?» Я пытаюсь назвать некоторые наиболее очевидные маккартниевские шедевры, в том числе и “Live And Let Die”, но реакция всегда одна: говно, говно, говно… На мой логичный вопрос, что же Вы тогда, уважаемый, здесь забыли, следует категоричное: «Я здесь ради БИТЛЗ!»

Во как! 

Хорошо, стараюсь не спровоцировать своего злобного соседа на очередную мерзость, но удержаться от того, чтобы лишний раз его не поддеть, не могу. В конце концов, мы находим общие темы для более приятного разговора. Обсуждаем концертные программы экс-битлов и приходим к выводу, что самыми ужасными концертами были шоу Джона Леннона (угадайте, из-за кого ;-) У Харрисона живьём было мало драйва, Ринго пел очень мало битловских вещей. Стало быть, Пол – идеальный экс-битл для нас, сегодняшних меломанов. 

Из динамиков одиноко скулит труба. Мелодию уловить сложно, и мы делаем предположение, что это Пол просто решил вспомнить детство: достал старенькую трубу, подаренную отцом и пытается выдуть из неё подобие мелодии :-)) 

WAIT 

Семь вечера. На вышку время от времени взбираются друг за дружкой упитанные осветители, и мы находим веселье в том, чтобы подшучивать над ними: «Скорей, скорей! Синие Джинсы у тебя на хвосте!», или «Парень в юбке пришёл первым!» Тот, что «в юбке» на самом деле с голыми ногами: вместо брюк у него вокруг пояса повязан то ли свитер, то ли жакет. Надеемся, что он не забыл надеть трусы :-))))) 

Разглядываю воздвигнутые на площади сооружения. Справа со стороны мавзолея, но чуть ближе в сторону Спасской Башни заметен какой-то прямоугольный белый фургон, возможно, трансформатор. Осветительная вышка, помимо прожекторов, оснащена направленными в разные стороны стволами, похожими на флагштоки. Делаю предположение, что из них в определённый момент будут стрелять салютом и слегка вздрагиваю от этой мысли: честно говоря, это совсем рядом с нами. Сцена огромная, потолком с девятиэтажный дом, но основание поднято не слишком высоко: «благодаря» выпуклому рельефу Красной Площади это не позволит дальним рядам увидеть что-либо кроме боковых экранов. Экраны установлены на нашем уровне справа и слева и слегка повёрнуты внутрь, что даёт и нам возможность видеть проекцию. Впрочем, смотреть пока не на что: через каждые минут пять крутят один и тот же надоедливый рекламный ролик Альфа-Банка, в котором девушка собирается чего-то там «зафигачить». От этого её «зафигачу» уже едет крыша. 

Непосредственно на самой сцене, перед синим занавесом, с потолка свисают три огромных экрана, причём, средний – самый большой. Он остаётся внизу, тогда как два боковых вскоре начинают поднимать на приличную высоту. Внезапно во время подъёма правый экран задевает занавес, отчего начинает сильно шататься: это вызывает небольшую панику в наших рядах. 

Сидячий партер не спеша пополняется знакомыми лицами. Вот шествуют герои вчерашних дней: участники ВИА «Машина Времени». В левом секторе занимает своё место прославленный «Козёл на саксе». Молодёжь в нашем ряду уверена, что полный патлатый парень в чёрной майке в правом секторе – Самойлов (кто-то из них). Впрочем, через несколько минут возникает другая версия: Ёпрст. Но, разумеется, это всего лишь парень в чёрной майке.  

Недалеко от нас прошествовала с тросточкой восточного вида пожилая женщина в чёрных очках и в белом платье. «Йоко Оно!» – шутит кто-то. «Не она, - реагирую я. – Её бы сюда не пустили». Смеёмся. 

Прямо перед сценой тусуется многочисленная группа молодых людей в одинаковых белых майках, - как я потом узнал, это народ с БИТЛЗ.РУ. А я принял их за журналюг :-)))

В половине восьмого люди уже готовы через полчасика встречать Пола, но я стараюсь убедить окружающих в том, чтобы они не слишком обольщались: «Вот подождите, - говорю, - сперва нам покажут театрализованное представление…» «А ты откуда знаешь?» – следует реакция. 

В восемь вечера страсти накаляются. Публика начинает злиться, тогда как представлением даже не пахнет. Надо сказать, немножко волнуюсь и я. Где же обещанные ряженые? Почему не продают воду: ужасно хочется пить! Какие-то девушки ходят между сидячими рядами в попытке распродать тираж альбома FLAMING PIE. Мы просим их принести воды, но это не в их компетенции. Солнце, которого совсем не было в начале дня, теперь жутко печёт в затылок. Солдатня тупо таращится на нас в ожидании чего-нибудь чрезвычайного. Лица у всех испуганные, видимо, их здорово нами застращали. «Зёма, я надеюсь, ты отойдёшь в сторону, когда всё начнётся?», - высказывает пожелание своему личному соглядатаю всё тот же голос. Солдат виновато молчит. 

Приблизительно в 20.20 за сценой звучит монотонный голос Пола. Это бесспорно куплет из “Band On The Run”, но почему a capella? Кстати, голос Пола нынешнего, шестидесятилетнего (это слышится), что бы это значило? Он что, неудачно распевается за сценой, забыв выключить микрофон? Зритель в недоумении, а между тем никому невдомёк, что это и есть начало представления. 

В 20.25 звучит так называемая Pre-concert warm-up tape: эмбиент-композиция Пола с концертов GET BACK тура начала 90-х (знакомая по бутлегам). Я обещаю своей питерской соседке, что эта запись длится всего 9 минут, и скоро всё начнётся. Видимо, никаких ряженых не будет.

К моему изумлению, девятиминутную пьесу уводят минуты через три. Теперь вместо неё мы слышим какие-то непонятные далёкие глухие постукивания. Это что… - в ужасе шепчем мы чуть ли не хором… - БАРАБАНЫ???????!!!!!!!!!!!! Это ТАК будут, что ли, звучать барабаны????!!!!!!!  

Ну и лохи же мы! Ха-ха! Это был всего лишь стук лошадиных копыт, записанных на плёнку и известных по второму альбому ПОЖАРНИКА!!! :-))))))))))) Звучит незнакомый мне мега-микс: расширенный, с добавлением всевозможных экзотических инструментов. 

И как раз в эти минуты в толпе усаживающихся зрителей появляются ряженые. Какая-то тётка в индийской маске с синей рожей, белыми клыками и сатанинскими глазами. Абсолютно потерянный чувак в котелке с зонтиком и с зелёным яблоком перед носом. Фрейлина питерской эпохи в высоченном парике с кораблём на репе. И, как метко выразился наш священный John Lennon Knows Your Name (;-))), всякий прочий сброд. 

Весь этот балаган поднимается на сцену и зачинает беспорядочную беготню в худшем стиле MAGICAL MYSTERY TOUR. Чем они там занимаются, понять ТРЕЗВОМУ ЧЕЛОВЕКУ невозможно. И всё это нашего брата откровенно раздражает. Наш брат нервничает, выкрикивает всякие раздосадованные реплики, и требует Пола. Надо сказать, дурдом длится от силы минут двадцать, но за это время возникает ощущение, что мы смотрим трёхчасовой эстетский фильм не для тупорылых. Можно подумать, перед нами грёбаный Гринуэй! Но всё это, включая суетливую Кармен, грузную японскую гейшу и мультяшного силача, оказыватся всего лишь хитрой уловкой. И я уверен, никто не ожидал, что развязка близка как никогда. Я просто убеждён: когда на центральном экране внезапно возник силуэт Хоффнера и, следом за ним, силуэт самого узнаваемого битла в мире – это застало врасплох всех и каждого! 

ROCK SHOW 

Тени – это всё, что мы видели до сих пор. Тени – на фотографиях, тени – на экранах телевизоров, тени – в кино. Вся история Битлз, по большому счёту, была для нас одним бесконечным Театром Теней.  

До этого мгновения.  

Центральный экран поднялся и перед нашими изголодавшимися глазами явился ОН, как гений чистой красоты, сказочный Принц в ярко красном кафтане… это был ОН! Посол страны Мира и Любви СЭР ПОЛ МАККАРТНИ!!!!!!!!! 

Что тут началось! Дикий рёв всей Красной Площади: казалось, в ста метрах от нас взорвалась атомная бомба! Все, кроме опешивших солдат, моментально сошли с ума и принялись орать что есть мочи: ПОЛ!!! ПОООЛ!!!! ПОООООЛ!!! ПОООООООООООЛ!!!!!!!!!!! Я сам в этот момент просто свихнулся и принялся орать на стоящего прямо передо мной солдата что-то типа: ПОШЁЛ ОТСЮДА!!! Это было сумасшествие. Через мгновение мне стало стыдно за свою выходку, так как бедняга от страха пролепетал что-то вроде: «Но куда я отсюда уйду…» Однако я нашёл способ, как удалить от себя этого назойливого смотрителя – хотя бы на несколько шагов: как только Пол запел “Hello Goodbye”, я принялся орать что есть мочи вместе с ним прямо в лицо своему личному надсмотрщику! Тому пришлось отойти назад, чтобы не оглохнуть :-))) 

Надо сказать, Злюку в бейсболке Бог покарал: как только Маккартни вышел на сцену, из последнего сидячего ряда вскочил какой-то обалдевший мужчина и загородил Злюке весь обзор! Он так и стоял перед Злюкой, опешивший, не в силах поверить своим глазам, а Злюка не унимался: «Сядь, козёл! Сядь, зараза! Я ничего не вижу!» Тут я имел неосторожность попросить у Злюки бинокль, и знаете, что он мне ответил? «Убери этого ккккоззззла, тогда получишь!» Торговаться со мной стал! Видали? Ну, народ! 

Ладно, Бог ему судья. Тут стало заметно, что Маккартни сильно комплексует. Оно и не удивительно: «Здоров – Давай!» не самая лучшая песня Битлз, к тому же, звучала она не в самом лучшем исполнении. Это и удивило: ладно, первая песня прокатывает под безумный рёв толпы, но неужели Пол не нашёл для начала программы песню поудачнее? Гораздо приятнее было бы видеть его в самом начале концерта не испуганным и жалким, а самоуверенным и бодрым. Если бы я в этот момент по какой-то причине покинул место действия, у меня остались бы самые печальные воспоминания о концерте Пола. 

Но дальше было лучше. Вскоре после завершения первой песни (но не сразу, как я ожидал), группа вдарила “Jet”, одну из самых удачных сольных песен Пола. Конечно, я пел её вместе с Маккартни, совершенно не заботясь о том, что Злюка держит перед моим носом свой диктофон. Плевать я на него хотел! Поскольку в нашем радиусе я пел гораздо громче Маккартни, могу представить, что у Злюки запишется! Мой сольный концерт!  

Честно скажу, Пола я почти не слушал. Мне доставляло такое удовольствие ему подпевать (когда бы ещё представилась такая возможность?), что я просто купался в этой чудесной атмосфере эйфории счастья. МАККАРТНИ!!!!!!! Я пою «Джет» вместе с ним!!!! Сразу вспомнилось, как я слушал эту песню давным-давно, в школьные годы, на старенькой пластинке с “Silly Love Songs” на обороте… С тех пор «Джет» и стала для меня священной… Особенно её финал, где Пол выдыхает «о-у-а», и чудесный ансамбль из восьми саксофонов мягко фланирует с неба на землю, венчая блестящее дело. 

На концерте, однако, мне показалось, песня звучала резковато. Она даже спугнула откуда-то целую стаю ворон, и те поднялись в воздух небольшим, но внушительным чёрным облаком. Что же до общего звучания, то заметно не хватало клавишного фона Линды. Кроме того, мне показалось, слишком много было середины. С низами и верхами всё в порядке, но такое ощущение, словно весь звук у тебя прямо перед носом. Должно быть, средние частоты предназначались самым дальним рядам… 

Отлабав «Джет», Пол обратился к зрителям с приветствием. «Привет ребьята!» – сказал он своим грубоватым голосом, повергнув всю Площадь в настоящий шок. В этот момент многие из нас, наверное, не поверили собственным ушам! Пол говорил с нами ПО-РУССКИ!!!! Возникло такое чувство, словно он обращался лично к каждому! Лично меня этот момент здорово застал врасплох! 

И в следующую секунду: «Close your eyes, and Ill kiss you…» – и весь наш партер взрывается одним общим воплем восторга! “All My Loving” ставит всё на свои места: наконец-то началось настоящее веселье! На огромных экранах над сценой мы видим удивительно оформленный коллаж из старой хроники: молодые БИТЛЗ прибывают в США! Мы видим вошедшую в историю конопатую тёмноволосую девчушку, в восторге закрывающую уши и зовущую кого-то из битлов (интересно, как сложилась её судьба?). Традиционно юродствующего Джона, ироничного Джорджа, невозмутимого Ринго и смущённого Пола. Мы переносимся в те далёкие времена, когда многих из нас ещё не было на свете, но эта История столько раз познавалась нами с шипящих кассет, шуршащих пластинок и с потрёпаных книжек, что давно уже превратилась в Легенду о торжестве цветущей юности над серостью и обречённостью. Мы видим чёрно-белые толпы американских тинейджеров, прорывающие заслоны и возникает ощущение, что мы ТАМ БЫЛИ! Мало того, всё это происходит ПРЯМО СЕЙЧАС! 

Пол производит впечатление человека живого, энергичного и очень молодого: с расстояния семидесяти метров ему дашь отсилы лет сорок. Лишь крупные планы на экранах выдают его реальный возраст. Что до голоса, то я, признаться, не акцентирую на нём внимания: для меня гораздо важнее сам факт присутствия Маккартни ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. 

Дав нам выплеснуть ВСЮ НАШУ ЛЮБОВЬ, Маккартни снимает с плеч Хоффнер и берёт Гибсон. Следует речь о “некоторых песнях, которые после записи больше никогда живьём не исполняются”, и ясно, что речь идёт о “Getting Better”. Звяк! – раздаётся первый до боли знакомый аккорд, и вдруг всё стихает. Мы слышим только беззвучное «шмяк-шмяк-шмяк-шмяк»… Посчитав это специальной фишкой, я кричу, давая счёт Полу: «Раз-два-три-четыре!» Но ничего не происходит! Пол перестаёт шуршать и, несколько растерянно, но довольно комично произносит: “It isnt plugged in!” («Гитара не подключена!»). Все хохочут. Тут же из-за сцены выбегает техник в чёрной майке и что-то быстро устраняет. В эти секунды Маккартни приходит в голову официальное заявление: «Но это только доказывает, что мы играем живьём!» 

Во время исполнения группой «Всё лучше и лучше» приходит понимание, что концертная программа Маккартни построена не слишком удачно. Скажем прямо, данная песня вызывает ностальгию лишь у избранного числа зрителей, как, впрочем, и «Здоров – Давай!» Может быть, Полу следовало бережнее отнестись к составлению сет-листа? 

Между делом, Пол интересуется, успевают ли печатать синхронный перевод. В минуты, когда он говорит на английском, в нижней части центрального экрана появляется голубой прямоугольник, на котором возникают печатные русские буквы, складывающиеся в слова. Сразу видно, что переводит иностранец: русские предложения страдают несоблюдением падежей, в словах довольно много ошибок. (Чуть позже Пол снова поинтересуется, как там дела с синхронным переводом и, забавно скорчив рожицу, изобразит нам бешеную стенографистку, еле успевающую набирать текст :-)))))))))) 

Засим нас снова ждёт приятный сюрприз: ошеломляющий истинного знатока сольного творчества Маккартни блюз “Let Me Roll It (To You)”! Какой кайф! Никогда бы не подумал, что эта песня может так удивительно сводить с ума! Рваный гитарный риф так приятно теребит душу! В этих звуках как будто слышны отголоски ленноновской “Cold Turkey” – не случайно 30 лет назад Маккартни обвиняли в подражании Джону! Как же это смешно! Кому, как не Полу, чувствовать внутренний пульс своего ближайшего соратника по БИТЛЗ! Кому же ещё, как не ему, это ПОЗВОЛЕНО! 

В финале песни нас ждёт подарок: Пол начинает гонять незнакомый тяжеляк, до боли напоминающий вариации на темы Хендрикса. Это, как теперь уже стало известно, ни что иное, как «Блюз Красной Площади» – специально сымпровизированный по случаю (именно с него начинали саундчек). Тяжеляк длится минуты две, и по его окончании Маккартни заметно доволен: смотрите-ка, как бы говорят его довольные глаза, а говорите, я на такое не способен! Ещё как, способен! 

А мы чувствуем себя на настоящем рок-н-ролльном концерте! 

I HATE TO SEE THE EVENING SUN GO DOWN 

Полу становится жарко, он замечает это и снимает с себя алый кафтан. Самое смешное, что под ним – точно такого же цвета майка! «Новайя песния», - объявляет он и затягивает «Одинокую дорогу», вещь со своего последнего диска 2001 года. В это время на больших экранах демонстрируются фрагменты одноимённого клипа, который в наших краях днём с огнём… Иными словами, я до сих пор его нигде не видел. 

(К слову, пока наш гость исполняет «новуйю песнию», поделюсь своими ассоциациями. Русский язык Пола напомнил мне концерт Кола Бельды, который я имел честь посетить в Анадыре в 1984-м году. В своё время этот популярный, ныне покойный, чукотский певец («А оленя лучше» и «Увезу тебя я в тундру») обосновался в одной из столиц и к нам наезжал в гости, как Пол наведывается в свой Ливерпуль. Так вот, Кола Бельды от рождения сильно заикался. Пел он превосходно, но слушать его комментарии между песнями было невыносимо тяжело. Нельзя сказать, что Маккартни столь же тяжело говорил по-русски, скорее, напротив, но впечатление создавалось следующее: Пашка Макаров, бесспорно, парень одарённый, и классные песни пишет на аглицком, но в обычной жизни … ээээ … немножко тормоз ;-))))))) 

Да нет же, нет! Пол – умница, не побоялся выглядеть смешно ИЗ УВАЖЕНИЯ К НАМ.) 

Сразу после «Дороги» Пол даёт слово ударнику, жиртресту Малышу Лэйбориэлу (ах, да, здесь, кроме Пола, есть ещё музыканты!). Малыша уже кто-то обучил отечественному слэнгу: «Ви готови зажигат?» – восклицает он, наслаждаясь долгим закатом. Площадь довольно кричит то ли «да», то ли «yes» – одно из двух. К моему удивлению, вместо действительно зажигательной “Driving Rain”, Пол запевает балладу “Your Loving Flame”. Это значит, что из традиционной концертной программы вырвано уже две песни (первую, “Coming Up”, откровенно говоря, не очень-то и жаль). Прежде чем начать исполнять «Пламя любви твоей», Пол сообщил, что песня посвящена его «прекразной жинэ Heather», находящейся сейчас среди зрителей. Послышались жиденькие аплодисменты. 

Солнце садится неохотно. На часах, между тем, половина десятого. 

Следующую часть шоу Маккартни исполнил, как он выразился, «один на один», под одну акустическую гитару. Надо сказать, из-за того, что из пролога выдрали две песни, акустическая часть, как показалось, наступила слишком рано. Если бы я не знал, что почём, я решил бы, что Маккартни, вообще-то, приехал играть один, а группа ему нужна была только для разогрева. 

Следует протокольная фантазия на тему «какой внутренний смысл я вложил в песню “Blackbird”». Положа руку на сердце, замечу, что совершенно не понимаю, зачем сэр Пол тут вешает всем лапшу на уши. При чём тут «чернокожие девушки, борющиеся за свои права»? Кто-то явно напел Полу о своих аллюзиях, и тот, явно обрадовавшись, решил выдать чужие домыслы за свою идею. Я так думаю. Но песня была исполнена, конечно же, безупречно. Как всегда. Снимаю шляпу. 

Следом зазвучала, видимо, не шибко известная в России “Every Night”. Во всяком случае, ажиотажа она не вызвала. Это ещё раз доказало, что сэр Пол не совсем ориентируется в собственном музыкальном наследии. Такая вещь, как «Каждую ночь», уместна была бы в небольшом клубе, где, я уверен, мы с радостью бы подключились. А для многотысячной толпы она не годится. Не того калибра. Однако я пел, не жалея собственного больного горла. По правде говоря, я абсолютно забыл о боли. 

В момент одной из пауз между песнями куранты бьют без четверти десять. “Oh, we’re on the Red Square!” («Ах да, мы же на Красной Площади…») – умиротворённо замечает Маккартни, и кажется, будто он знает это место лучше нас, словно бывал здесь много-много раз. 

Что такое? Пол начинает бренчать какую-то пофигень и через мгновение останавливается. Ой, говорит он, загонял я чего-то, а ведь совсем не то хотел исполнить! Замечательный трюк, знакомый по GET BACK TOUR, сработал и на этот раз: зрители радостно засмеялись, а Пол возьми вдруг и запой всеми почитаемую “We Can Work It Out”! Наш партер взрывается счастливым возгласом одобрения, и моя соседка слева говорит своему парню: «Ну вот и дождались!» (Признаюсь к собственному стыду, мне песня показалась слишком длинной. Хотелось вырезать второй припев. Впрочем, я с удовольствием подпевал Полу вторым голосом, за Джона.) 

Дорогого стоила реплика Маккартни «Я слышал, в России многие выучили английский язык, благодаря песням Битлз…» Ответом Полу был благодарный гомон, среди прочих, кричавших «спасибо», был и я. «Я горжусь этим!» – заметил счастливый Маккартни, и подумалось: наверное, нет на Земле человека счастливее, чем он. Замечательный Артист, прекрасно знающий своё предназначение и выполняющий его на 200%, а, может, и гораздо больше… 

Опустив из официального сет-листа ещё одно не слишком воодушевляющее творение битловского периода, “Mother Nature’s Son”, Пол садится за расписной орган, который ему вынесли специально рабочие из-за сцены. Тут надо отметить, что Маккартни отреагировал на новый инструмент довольно забавно: типа, что ещё за хрень такая? Но, преодолев наигранную брезгливость, сел за инструмент и стал издавать из него неописуемо упоительные звуки!  

Культовая для отечественного битломана “You Never Give Me Your Money” полилась из динамиков тёплым потоком в наши восхищённые уши: это был один из самых прекрасных моментов того вечера! Сладкое попурри, в котором угадывались фрагменты из наконец-то заученной Полом строчки о восхитительном безделии переплетались с легендарным куплетом о парне, которому предстоит “нести это бремя” долгие-долгие годы. Публика угадывала знакомые темы и благодарно хлопала в такт. 

И вот следует классическая баллада о Дурачке на холме, которого никто не понимает, а потому не любит, но которому совершенно нет до этого никакого дела, потому что он счастлив каждый день наблюдать закат солнца. Кстати, наше солнце нехотя скрывается за Историческим музеем, надеясь в следующий раз (когда и в какой стране он наступит?) захватить хоть ещё минутку из удивительного шоу Пола Маккартни. А пока Маккартни поёт, на гигантских экранах над сценой возникают изображения глаз: их множество, они весело мигают и вращаются туда-сюда. Удивительное зрелище! Всех приводит в восторг кадр из фильма MAGICAL MYSTERY TOUR, где Пол, стоя на холме, сделал в камеру такую смешную рожицу – помните? 

Публика в нашем партере уже явно перенеслась в другое измерение – без помощи каких-либо стимуляторов. Атмосфера сказочная! И тут Пол снова надевает акустическую гитару, чтобы сделать посвящение своим ушедшим друзьям по БИТЛЗ. Очень приятно слышать хотя бы одну мелодию из удивительного альбома TUG OF WAR: грустную балладу «Здесь, сегодня», написанную на смерть Джона Леннона. В нашем ряду я – единственный, кто знает текст и поёт песню вместе с Полом. Это замечает один из людей команды Маккартни, который проходит мимо нашего ряда и подпевает со мной одну из строчек. Я киваю ему в ответ. 

Далее. Пол берёт крошечную гавайскую гитарку и рассказывает нам о том, каким замечательным и гостеприимным был наш Джордж Харрисон. Как, впуская гостя в свой дом, он первым делом кормил его досыта, а затем брал в руки любимую укулеле и пел что-нибудь. И хотя в предыдущей песне Пол еле сдерживал слёзы, его рассказ о Джордже полон светлых красок, как собственно и следующее за ним исполнение одной из величайших песен Харрисона, “Something”. Пол поёт её фривольно, легко, и это создаёт (с огромной помощью замечательного фото-коллажа о Джордже) портрет действительно светлого парня, умиротворённого, человека большой души, именно такого, каким и был Джордж. Незабываемый эпизод в концертной программе: я уверен, он задел чувства каждого находившегося на площади. 

AND WHEN MY MIND IS WANDERING… 

Вероятно, посвящение Джорджу оказалось настолько впечатляющим, что я перестал адекватно воспринимать действительность. С этой минуты словно начался волшебный сон, и я даже не врубился, когда Пол (уже вместе с остальными ребятами) начал исполнять одну из моих самых любимых песен БИТЛЗ, “Eleanor Rigby”. Точно в такой же прострации пребывал я и во время исполнения “Here, There And Everywhere”. Я только отметил замечательные подпевки, которые НАКОНЕЦ-ТО вернули в аранжировку этой давно уже исполняемой живьём баллады Маккартни. 

Когда Пол заиграл “I’ve Just Seen A Face”, многие оживились. Во-первых, это одна из наиболее симпатичных (и при этом не слишком заезженных) песен Битлз, во-вторых, в официальном сет-листе её не было. И это был первый сюрприз от старины Пола. Разве что, исполняя один из куплетов, ему приходилось подглядывать в шпаргалку. Но когда снова пошёл припев, Пол почувствовал себя увереннее. А когда песня закончилась, какой-то паренёк шутливо воскликнул: «Следующую в альбоме!» ;-) 

На следующей песне я пришёл в себя. Изначально акустическая, “Calico Skies” весьма выигрышно прозвучала в групповом исполнении! Мне очень понравился военный барабан Малыша и гармонь Викса: это чем-то напомнило полевые зарисовки Роджера нашего Уотерса и, как следствие, аналогичные изыски Бориса Борисыча. Особенно растрогал последний куплет «Ситцевых небес»: о «безумных солдатах», чьё ремесло пусть никогда не понадобится. Здесь очень уместно на большом экране возник образ российско-британского флага с поперечной надписью PEACE, выхваченный оператором из толпы зрителей. Я обернулся и увидел этот флаг правее от себя, совсем рядом.  

(А говорят, такой же флаг был перед самой сценой, у ребят с БИТЛЗ.РУ, но там я его не заметил.) 

(Относительно “Calico Skies”добавлю: было очень приятно услышать песню с одного из предпоследних дисков Маккартни: обычно он забывает о своих творениях, выпущенных в свет лет пять-десять назад и, если играет что-то новенькое, то лишь с самого последнего альбома, для раскрутки. Это не есть хорошо: любой истинный любитель музыки Пола согласится, что в каждом альбоме Маккартни найдётся далеко не одна подходящая для концертной программы песня. Оставим в покое некоторые обойдённые вниманием автора памятные песни 70-х, - мне совершенно не понятно, почему он позабыл о таких замечательных своих сочинениях, как “Keep Under Cover” (1983), “No More Lonely Nights” (1984), “Once Upon Along Ago” (1987)… И неужели устарели хиты с альбома FLOWERS IN THE DIRT (1989)? Неужели никто уже не помнит “Hope Of Deliverance” (1993)? Да спой Пол хоть что-нибудь из этого, мы доказали бы ему, что прекрасно помним эти песни. Ведь многие из нас полюбили Пола именно из-за них!) 

Вторым сюрпризом от Маккартни стала незапланированная “Two Of Us”, которую Пол не исполнял, надо полагать, столько же времени, сколько я живу на белом свете. Однако… смею заметить, что тем самым Пол не шибко-то и угодил нашему брату. Во всяком случае, мне – точно не угодил. Я всё-таки считаю, в сольном репертуаре у него нашлось бы что-нибудь более ценное. Да и у Битлз были песни похлеще. А, может, как раз здесь не хватало Джона Леннона: вспомнилась сцена из фильма ПУСТЬ БУДЕТ ТАК, когда Пол и Джон поют «Нас двоих», радостно выкрикивая слова в один микрофон… 

«Москвитчи?» – игриво произносит наш зарубежный гость (а я кричу в ответ: «Не только!»). «Москвитчи… Махниом во Франциюу?» 

И зазвучала «Мишель», одна из самых любимых песен человечества! И благодарная публика в сидячих рядах принялась раскачиваться из стороны в сторону, а что уж говорить о нас, о танцующем партере? Мы были на вершине блаженства! И я заметил, как в сидячем секторе молодая мама сидя танцевала с сынишкой лет пяти, а чуть ближе к сцене, стоя на кресле, приплясывала маленькая девочка! Это выглядело довольно трогательно! 

Наконец, более менее стемнело. Пол объявляет Ржавого (Расти Андерсона), одного из своих гитаристов. Тот замечает хитро: «Я знаю пиат слов по-русски». И, затем, после короткой паузы: “I’ve just said them” (я их только что сказал). Такой наивный прикол, и срабатывает! Следующий прикол Ржавого: он подносит к микрофону маленький диктофончик, на который записана женская речь, похоже, кондовый автоматический перевод с английского на русский: «Дами и господа, пажалста, не оставляйти жвачку на стульях: чистий стул - счастливий стул». Все хохочут. 

Звучат стоны индийской скрипки, и Пол затягивает то, что слышалось нам из колонок незадолго до начала шоу: рага-вступление к “Band On The Run”. Неожиданный и, надо сказать, довольно спорный эксперимент. Что бы это значило? На последнем альбоме Пола имеется песня, сделанная в лучших традициях рага-рока, “Riding Into Jaipur”; John Lennon Knows Your Name в своём рассказе о мюнхенском концерте Маккартни упоминал о рага-версии “You Never Give Me Your Money”… Пол Маккартни вступил в период ностальгии по Индии? Следует ли ждать от него альбома в индийском духе?  

Но вернёмся к концерту. Пока звучит восточная тягомотина, я успеваю приколоться, громко выкрикнув “Аллах акбар!” Солдаты вздрагивают :-)))) Тем временем, потянув кота (а может и священную индийскую корову) за хвост, то есть, проныв в таком духе весь первый куплет и кусочек припева, Пол перестал дурачиться и скомандовал “смирно”: знаменитая “Банда в бегах” началась по-настоящему. Мог ли я когда-либо мечтать о том, чтобы услышать её живьём? Эта песня была первой, которую я включил у себя дома, вернувшись из армии: она преследовала меня целых два года, возникая в памяти и скрашивая тем самым серые армейские будни. Конечно, на концертах Пол не поёт её так же свободно, как на записи: не достаёт до верхушек, срывается на крик. Но живьём она всё же звучит лучше. Веселее. 

Именно на этой песне сидячие ряды, до того ведшие себя заметно скромно, начали как-то шевелиться. Но что случилось с ними через мгновение! 

Странное шипение, исходящее откуда-то из глубины сцены и следующий за ним внушительный гитарный риф заставил поднять с кресел самые отяжелевшие задницы: “Вылетели из Майами-Бич рейсом Би-Оу-Эй-Си, выспаться накануне не успел…” Что такое? Неужели Пол поёт “Снова в СССР”?! Неужели я дожил до этого момента?! Сидячая публика ногами залезла на сидения: все прыгают, как дети и орут дружно: да уж, мы знаем, “how lucky we are”! СНОВА В СССР!!!!! Сам я в безумных прыжках едва не сбиваю с ног питерскую соседку слева, но, после её решительного толчка локтём мне в бок, успокаиваюсь. 

Видно, что и сам Пол счастлив: улыбка до ушей, ведь московские девочки заставляют его петь и вопить – да уж, он ЗНАЛ, о чём писал! Пусть теперь сочиняет, что никогда прежде не был у нас! Наверняка был, во время приступа амнезии ;-))))  

Мёртвый, но довольный, Маккартни садится за рояль в глубине сцены. Надо сказать, рояль расположен в очень странном месте: где-то далеко справа, причём, к публике Пол обращён в профиль. Чтобы видеть его лицо в анфас, приходится глазеть на центральный экран. Одну за другой Пол исполняет три знаменательные рояльные баллады 70-х: “Maybe I’m Amazed”, “Let ‘Em In” и “My Love”. Какая досада: московская публика явно отдыхает на них! Это лишний раз доказывает, что Полу следовало аккуратнее проставлять акценты в концертной программе. Такое впечатление, что зритель терпит эти три песни :-((( 

Я же отрываюсь на полную катушку: во время «Впусти их» работаю на камеру: изображаю содержание песни (стучу в воображаемую дверь, трезвоню в воображаемый звонок). Наш оператор улыбается, беря крупные планы. Надеюсь, Пол всё это увидит и оценит :-) 

Перед исполнением «Моей любви» Маккартни замечает, что посвятил эту балладу Линде. Я кричу что есть мочи «Линдаааааа!!!!!!» Впрочем, я одинок в своих эмоциях: поблизости нет никого, кто хоть как-нибудь отреагировал бы. Весьма досадный эпизод. 

Второе огорчение связано с игрой Ржавого в середине: во-первых, испугал резкий звук его гитары, а во-вторых, нёс он, ей-богу, полную отсебятину. В этом смысле Макинтош был куда более аккуратным соло-гитаристом: понимая, что все эти сольные партии у слушателя на слуху, он относился к своим импровизациям более бережно, самые запоминаемые фрагменты оставлял нетронутыми. По какому принципу пиликает Ржавый, и почему его стиль игры так приглянулся Полу – этого я так и не понял. Во всяком случае, одно из моих самых любимых соло в песнях Маккартни он запорол.  

THERE IS NO END TO WHAT WE CAN DO TOGETHER, THERE IS NO END… 

Пол представляет публике Викса (громила Пол Уикенс), а тот, вместо того чтобы сказать хотя бы те же пять слов по-русски, выводит на сцену какую-то тётку и представляет её как своего личного переводчика. Халявщик! Викс вспоминает, как отец говорил ему в молодости: мол, кончай маяться дурью, бросай музыку и найди себе настоящую работу. Тётка всё это добросовестно переводит. Вид у неё какой-то левый, и вообще на сцене она совершенно не к месту, но ничего не поделаешь. Затем Викс объявляет следующий концертный номер, особо акцентируя наше внимание на том, что живьём эта песня ни разу не исполнялась (до начала турне 2002 года), и что мы, де, одни из первых слушателей в мире, которые её сейчас живьём услышат (а я бы сказал, одни из последних – сколько там у Пола осталось концертов по графику, три?).  

И звучит “She’s Leaving Home”. В самом деле, такого мы ещё не слышали: одна из наиболее выдающихся песен Битлз, вошедшая в их самый знаменитый альбом, действительно более тридцати лет оставалась как будто несправедливо забытой собственным автором. Исполняется она безупречно: Пол тянет свою партию, в то время как Малыш помогает ему вверху, а Ржавый и Блонди (Брайан Рэй) выполняют функцию Джона Леннона, произнося строчки из репертуара тётушки Мими: «Мы никогда о себе не думали… Полжизни принесли в жертву… Всю жизнь мыкались, чтобы как-то перебиться…» Любопытно, что всё инструментальное сопровождение легло на плечи Викса. В один из моментов нам показывают его крупный план: Викс переключается на другой звук, а в это время звучат скрипки: чинь-чинь-чинь! Он что, забил все партии в клавишу? Скорее всего, да. Была бы Линда, она бы процентов на 40 облегчила ему работу, а так приходится одному справляться с довольно сложной партитурой! 

(Но в первый момент я подумал: ага… фонограммщик!!!! ;-))))) 

Когда песню только начали, я вдруг обнаружил, что спёкся. Я уже не могу петь, потому что страшно мучает жажда. А водичка-то кончилась! Вот тебе раз! В то время как вся Площадь уже наконец-то готова помогать Полу и его команде, я, оравший с самого начала, остался без сил. 

А Полу хоть бы что! Хоть бы сам воды глотнул! Кажется, он завёлся пуще прежнего, и приготовил Москве очередную встряску… 

Русская народная песня «Кинь бабе лом» моментально взрывает зрительный зал! Снова мы видим перед собой трясущиеся задницы минуту назад сидячих зрителей, снова всё ходит ходуном, и даже я, практически бездыханный, стараюсь что-то там выкрикивать! А на экранах в супермоднячем оформлении мелькают кадры из ВЕЧЕРА ТВЁРДОГО ДНЯ: Пол с наклеенной бородой, пресс-конференция, беготня битлов по полю, бегство от полицейских…  

Сразу же вслед за “Can’t Buy Me love” ещё одна встряска: бодрячковая “Birthday”, про которую Пол, похоже, ненароком забыл, составляя американский сет-лист (непонятно, почему этой песни нет и в его последнем концертном альбоме, выпущенном для Европы). В самом начале кто-то из гитаристов промазал и послышался неожиданный, но прикольный диссонанс. Откровенно говоря, это было довольно симпатично!  

«Днюха» ублажила нас всех, что и говорить. Кстати, прежде чем исполнить её, а, может, и после, Пол воскликнул: “Happy birthday, Moscow!”, что показалось довольно странным. Впрочем, наверняка день 24 мая будет отмечаться нами как поворотный в истории отечественной битломании. 

Наступает черёд Блонди обратиться к публике. «Брайан Рэй!» – объявляет Пол. «Брайан Мэй!» - кричу я под всеобщий хохот. Надо сказать, речь Блонди и его умение завести публику произвели на меня наибольшее впечатление (за исключением русской речи Пола, разумеется). Плохо помню, что именно он говорил, но на его призывы откликнулся едва ли не каждый находившийся на Площади зритель! 

Пол Маккартни снова садится за рояль и начинает размеренную балладу об идеалистических настроениях юношества и о том, какой стресс ждёт юную душу при столкновении с суровой действительностью. “Live and let die!” - цинично восклицает он, и на сцене с грохотом взрываются петарды. Начинается вакханалия света и звука! На огромных экранах знаменитый логотип 007: фигура Бонда в стволе пистолета, разворот, выстрел, и экран заливается алой кровью. Мы видим Шона Коннери, спасающегося от преследования в машине (кадры из первого фильма, Dr NO) а из динамиков в это время доносится безумная кутерьма звуков (быть может, рояль звучит даже слишком громко). За ней следует кусочек reggae (“Какая тебе разница: получил работу, так и выполняй её: к чёрту их всех!”), и вот - снова восхитительное безумие! Издав своей гитарой внушительный стон в финале первой вакханалии, Ржавый падает навзничь на пол, и камера панорамирует по его телу от ног до головы – очень эффектно! «А ты говорил: живи и давай жить другим, - распевает Пол, - но если этот переменчивый мир только и делает, что подавляет и унижает тебя… живи и дави!» Ба-бах!!! Очередные взрывы потрясают сцену, сводя зрителя с ума. Я кричу солдатам: «Смотрите ТУДА! Вы такого нигде больше не увидите!» Некоторые из них и правда украдкой оборачиваются и тихонько офигевают :-))) 

Заканчивается шедевр внушительным фейерверком: искры падают откуда-то сверху со сцены на стоящих внизу фанатов с БИТЛЗ.РУ. Надеюсь, все выжили? Сам же Пол, шатаясь, выходит из-за рояля, схватившись за сердце и картинно корячась, изображая испуг. Кто-то даже принял его комизм всерьёз, мол, чуть Великого Музыканта своей пиротехникой не угробили! ;-))))))))) 

Забавно, но “Live And Let Die” – единственный номер в концертной программе Маккартни, идущий вразрез с общим посланием Любви и Мира. Но даже в этом его особая прелесть!  

Я настолько потрясён, что не придаю особого значения следующим после короткой паузы рояльным аккордам. Что это он там играет – не пойму? И почему все так воодушевились? Но почему моя питерская соседка слева так странно на меня смотрит? И почему один из духов тупо таращится на меня? Через мгновение понимаю: это же “Let It Be”, а внимание ко мне привлекла слеза, неизвестно каким образом тайно выпавшая из моего левого глаза и повисшая на щеке – я только теперь её почувствовал! Надо же: мой организм узнал песню раньше, чем это понял мозг! И такое бывает? 

“Let It Be” живьём на Красной Площади – такое невозможно описать словами. Это страница из фантастического романа, фрагмент из фантастического фильма, счастливый и невероятный сон. ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ! Казалось бы: простая песня. Может быть, даже очень примитивная. Но почему все так воспарили? Что происходит с телами и душами моих соседей по танцующему партеру? Что творится в сидячих секторах? Мы увидели Летающую Тарелку? Или на мгновение ощутили себя в Раю? 

В этом месте я плачу, позабыв обо всём на свете. Божественная музыка делает меня бессильным и всемогущим одновременно. Я знаю, что в эти минуты многие из нас счастливы просто от того, что ЖИВУТ. И поверьте мне, в эти минуты я совершенно не соображаю, где я, что со мной, и почему я плачу. И я абсолютно не смотрю на сцену, не вижу и даже не горю желанием (!) видеть Пола Маккартни. В эти минуты даже ЭТО не имеет никакого значения. Пока звучит музыка. И пока мы шепчем мудрые слова «let it be»… 

Момент всеобщего единения наконец-то наступил. Теперь уже невозможно отличить сидячие сектора от танцующего партера: все на ногах, все в счастливой прострации. В это время Пол выходит из-за рояля в центр сцены, подходит к микрофону и просит нас помочь ему в следующей песне. Разумеется, мы все уже догадались, в какой. «Пойте с нами! – восклицает Пол по-русски и, через мгновение, видимо осознав, как забавно звучит это слово, игриво бормочет: «Пойти-пойти…» Всех это приводит в буйный восторг: да, наш родной язык, должно быть, действительно местами звучит забавно для уха иностранца :-))))  

Пол возвращается за рояль, берёт первый аккорд и запевает: “Hey, Jude! Don’t make it bad…” И с нами опять происходит что-то неописуемое… Наш партер раскачивается влево-вправо, унося в счастливое кружение и меня. Мы уже не столько поём, сколько ПРАЗДНУЕМ свою любимую песню, не замечая слёз детской радости, что блестят на наших затуманенных глазах. Оборачиваюсь назад и вижу заплаканных девушек, сидящих на плечах у своих неутомимых парней. Они размахивают полотнищами, держат в руках зажигалки, или просто отдаются музыке, воздев руки к ночному небу.  

Дойдя до места в песне, где следует разделить подпевающую публику на группы, Пол восклицает: «Поют толко мушчины!» - и наш брат подпевает тенором единым. «Поют толко дефчонки!» - и я тоже «кошу» под девушку, беря октавой выше – только чтобы петь ЕЩЁ! И впервые в жизни нескончаемое финальное остинато не кажется мне затянутым: хочется, чтобы эта песня не кончалась никогда! 

Когда, наконец, песня заканчивается, и пятеро музыкантов, взявшись за руки и дружно поклонившись, покидают сцену, мы всё ещё продолжаем петь: «На-на-на, нанана-нааааа!!! Нанана-нааааа!!! Хеей, Джуууд!!!» Пение продолжается до тех пор, пока не возвращается Пол. И даже после этого. Мы всё поём и поём, но Маэстро решительным движением (в этот момент он серьёзен, как никогда!) берёт аккорды новой песни. Звучит «Длинная извилистая дорога». Странно, но в новой интерпретации – с современной «рэповой» партией ударных – эта песня меня не трогает. Видеоряд весьма однообразен: извилистая дорога через оранжевую американскую прерию, снятая с вертолёта. И ничего больше. Надо признать, несколько однообразно. А я ожидал более проникновенного исполнения: как-никак, песня этапная, очень символичная и ЛИЧНАЯ. Нет, увы. Ни единой слезинки не выпало из моих глаз, готовых уже ко всему. 

Потом была «Леди мадонна», а за ней – первая песня с первого альбома Битлз, сегодня уже классика рок-н-ролльного жанра, - «Смотрю, стоит она». На ней, кстати, видеоряд был изобретательнее: очень стильные чёрно-белые изображения музыкантов, транслируемые со сцены живьём на гигантские экраны, тогда как на экранах поменьше мельтешили синеватые телевизионные помехи. В этом месте кое-кто из публики повскакивал с сидячих мест и принялся отплясывать твист в проходе, что интересно, спиной к сцене! 

Группа снова удаляется. Некоторым моим соседям уже кажется, навсегда. Но ведь Пол не спел ещё самую свою центральную песню! И, конечно же, он возвращается! 

Признаться, сейчас уже не помню, во время какого из выходов на бис Пол бегал по сцене с российским флагом. Всего этого было уже и так достаточно, однако «фишки» не прекращались. Смею предположить, что даже если бы Маккартни не спел ни одной песни, а просто бегал по сцене с флагом России, это всё равно вошло бы в отечественную историю как величайшее шоу. 

Итак, Пол берёт акустическую гитару и поёт “Yesterday”. Мы понимаем, что это обязательный ритуал. И кто-то счастлив, а я уже ничегошеньки не соображаю! Ноги устали от восьмичасового стояния, губы пересохли, голос сел… А Маккартни как голосил, так и голосит! Ничего с ним не случилось, разве что сменил майку на такого же цвета и формы, только с надписью “No more land mines”. Интересно, кому эта надпись предназначена? Московским партизанам, которые каждое утро перед завтраком выходят в поле, совершая обряд закапывания в землю взрывчатых веществ? Глупость пишу, знаю. Просто ничего уже не соображаю. Лучше бы у него на груди было написано “No more lonely nights”, ей-богу! ;-)))) 

Два с половиной часа концерта – с ума сойти! Старик Маккартни решил взять нас измором! И всё же отпускать его никто не хочет. Мы, скорее, рухнем на каменистую поверхность бездыханные, чем дадим ему уйти! Слишком долго мы его ждали! Слишком долго надеялись, верили, разочаровывались, когда снова обходил стороной, и снова начинали ждать. И ведь многие из нас так и не дожили до этого дня! 

Пол говорит: «Пора уж нам идти домой», и вся Красная Площадь кричит в ответ: «НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!!!!!» «Но ведь и вам тоже пора идти домой», - пытается вразумить нас наш заботливый друг. «НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!!!!!!!!!» – кричим мы, как идиоты :-)))))))) «Да!» – говорит Пол. «НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!!!!!!!!!!!!!!!!» – вторим мы. «ДА!» – упрямится Маккартни, и всё это начинает напоминать французскую комедию, потому что обе стороны откровенно забавляются, перекидываясь короткими категоричными репликами. «НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!» – орёт Красная ПОЛщадь. “Well, - уступает Пол. – Here’s a special request…”  

Здесь была крохотная надежда, что Маккартни исполнит «Миссис Вандербильт», а он сыграл на бис «Снова в СССР» – как мы позже узнали, потому что Путин самолично попросил Пола завершить своё выступление этой песней. Но куда девалось наше разочарование? Оно сузилось, сжалось и через несколько мгновений исчезло навсегда, как только Песня снова зазвучала! Небывалый случай, говорят знатоки, чтобы Маккартни дважды за концерт пел одну и ту же песню. Но мы, как оказалось, готовы орать и плясать под неё сколько угодно! Я хочу сказать, всеобщее безумие повторилось с идентичным результатом!  

Мало кто ждал, что вслед за ней прозвучит что-либо ещё, но группа вдарила не менее забойный роковый номер: репризу «Сержанта» и «The End», сплавленные воедино. Уж не знаю, кто исполнял басовую партию во время финальной полуинструментальной композиции, когда Пол, Ржавый и Блонди солировали по очереди на гитарах. Пол отличился как ещё и очень неплохой соло-гитарист! И как трогательно звучали слова “Love you, we really love you”, и как мудро прозвучала финальная строчка этой песни, подытожившая пацифистский message всего вечера: «И в конце любовь, которую ты отдаёшь, равняется любви, которую ты получаешь». 

Под занавес, счастливый Пол Маккартни выбежал на сцену и принялся скакать по ней, как пацан, получая ту самую любовь, которую отдавал нам на протяжении двух с половиной часов! Это было так… классно! Как раз во время финального аккорда раздался мощный хлопок, и из упомянутых мной гораздо выше раструбов на осветительной вышке выстрелил серебряный дождь! Это была всего лишь фольга, но она так удивительно красиво смотрелась в ночном небе! Когда искусственные дождинки стали падать на нас, мы принялись ловить их, как малые дети. (Я отдал два кусочка низкорослому пареньку, который никак не мог дотянуться до неба. «А тебе?» – спросил он. «Мне хватит!» – улыбнулся я.)  

А пока мы ловили серебряный дождь, мы и не заметили исчезновения Пола. 

Вот таким был этот вечер. Стоит ли говорить о том, что всю следующую ночь я не мог сомкнуть глаз, разглядывая буклет альбома BACK IN THE WORLD live, который купил незадолго до начала концерта на одной из улиц, вспоминая, КАК ЭТО БЫЛО! Увы, я не отправился на встречу с ребятами из БИТЛЗ.РУ, поскольку очень устал. Впрочем, СизиF уверяет, что на встрече я присутствовал ;-))) Кто знает? 

С Днём Рождения Пола, друзья! Счастливого вам времени суток!

Главная страница Сделать стартовой Контакты Пожертвования В начало
Copyright © 1999-2024 Beatles.ru.
При любом использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Условия использования      Политика конфиденциальности


Яндекс.Метрика