Недавно Валентин Бадьяров (скрипач "Песняров" первого состава) подтвердил имевшиеся у меня непроверенные данные о том, что Поливода активно участвовал в создании группы и формировании репертуара, но участником сразу не стал, т.к. решил сначала отучиться в консерватории.
Re: Машина раздавила Песняров всмятку Автор:Олег ГладковДата: 06.05.04 17:23:11
Идея не сама по себе протухла, и не по идеологическим причинам. Её уничтожил сам руководитель, когда деньги и слава были поставлены выше творчества. В результате слава пошла на убыль, деньги, как следствие, тоже. На подробностях заострять внимание не буду.
tch, Ткаченко пришёл в начале 1978 г., Поливода - в 1979, Бернштейн - в начале 1982. Это были основные аранжировщики ансамбля того периода (плюс немного Дайнеко, в основном а-капельные вещи, но не только). Ни до, ни после не было столько грамотных и талантливых аранжировщиков сразу в одном месте. Поливода, Ткаченко и Дайнеко в основном делали "Обрядовые песни". "Весёлые нищие" по кантате Р.Бёрнса - целиком Поливода. "Через всю войну" - авторство полностью принадлежит Мулявину, но перечисленные аранжировщики (Поливода, Ткаченко и Бернштейн) перекроили всё до неузнаваемости, дабы придать программе приличный вид.
Когда Главный решил сделать целиком свою программу ("Во весь голос" на стихи В.Маяковского, и музыку, и аранжировки - сам), все профессиональные (перечисленные) аранжировщики за короткий срок ушли из группы, будучи не в силах слушать то, что получается... кроме Дайнеко, который аранжировал от случая к случаю и довольствовался ролью одного из солистов.
Re: Машина раздавила Песняров всмятку Автор:Олег ГладковДата: 05.05.04 22:46:24
Разница в том, что в "Песняры" и другие знаменитые коллективы брали тех выпускников консерваторий, которые соображали и в джазе, и в роке. Как говорится, ВУЗ даёт не столько знания, сколько умение работать в выбранном направлении. К консерваториям это тоже относится. А уж дальше - кто как учился и кто что вынес оттуда в своём мозгу... Но у Мулявина были все возможности брать в группу любого: вряд ли кто-нибудь из новичков посмел бы в то время отказаться от столь заманчивого предложения. И он пользовался этими возможностями для жёсткого отбора. Новичкам требовалось несколько лет, чтобы понять, в какую клоаку они попали... но это уже совсем другой разговор, не касающийся творчества.
Re: Машина раздавила Песняров всмятку Автор:Олег ГладковДата: 05.05.04 20:54:33
--карьера кончилась деревенским кино-шлягером "Вологда" и амбициозно-беспомощным "Гусляром"-- --"Крик птицы" и "Готика Святой Анны" (в концертных воплощениях) были реальными прорывами--
"Готика Святой Анны" написана и исполнялась после "Гусляра", а тем более "Вологды". Получается "реальный прорыв" после "окончания карьеры".
На самом деле реальным прорывом (после "вологодского" застоя) были "Обрядовые песни" (конец 1979-1982), "Весёлые нищие" (1982), "Через всю войну" (1984), когда за дело взялись грамотные аранжировщики и композиторы.
Программа "Обрядовые песни" признаётся вершиной творчества "Песняров" подавляющим большинством музыкантов с консерваторским образованием.
Re: Машина раздавила Песняров всмятку Автор:Олег ГладковДата: 16.03.04 05:18:15
Самая длинная композиция до "Песни о доле" была "Перепёлачка" и длилась она минут семь, но никак не десять, тем более двадцать... Тринадцатиминутная песня "Ванька-Встанька" - под вопросом... исполнялась, кажется, после "Песни о доле", но я могу и ошибаться.
Лучшая в стране аппаратура была не из-за официального статуса ансамбля, а из-за победы на конкурсе 1970 года и благосклонного отношения Машерова, что способствовало усердию чиновников от культуры Белоруссии, в том числе и в обеспечении аппаратурой. Лучшая в стране аппаратура была ещё до официального статуса. В 1979 году Машеров, например, распорядился дать звания "Заслуженный артист" всем, кто стоял на сцене во время исполнения его любимой "Александрыны" (Мулявину - "Народный"). После этого подкалывали Демешко: "Единственный в стране заслуженный барабанщик".
За первые десять лет (1969-1979) было выпущено не четыре, а пять с половиной дисков-гигантов. 1. "Ты мне вясною прыснiлася"; 2. "Алеся"; 3. "Вологда" и прочее, гда на второй стороне только песни Пахмутовой; 4. Народные песни (начинается с "Перепёлочки", вступление к которой играл давно ушедший к тому времени из состава Валентин Бадьяров, который по совпадению работал в студии "Мелодии" с другим ансамблем в то же самое время); 5. "Гусляр"; 6. Вторая сторона диска песен Лученка полностью записана "Песнярами", кроме последней песни, которую исполнил Борткевич под оркестр ("Бярозка"). Причём ни одна из этих песен не входила ни в один другой диск, выпущенный в СССР.
Ещё в 1976 году во время гастролей в США там был записан диск совместно с "Нью Кристи Менестрельз". Среди прочих песен на нём записаны две, не вошедшие более ни в один диск: "Сирень-черёмуха" и "Купалинка". Но этот диск не распространялся в СССР, поэтому его не принято включать в дискографию.
Информация в некоторых статьях о том, что сначала "Песняры" были на разогреве у "Нью Кристи", а потом всё переиграли и сделали наоборот, не соответствует действительности. Обе группы выступали одновременно, исполняя репертуар "Песняров": один куплет - одна группа, другой куплет - другая. Для этого в США заблаговременно были отправлены записи "Песняров", а местные стихоплёты сочинили текст на английском, совершенно не соответствующий истинному тексту. Например, в "Добры вечар, дзяучыначка" в английском тексте речь идёт о том, как русская музыка (почему-то русская, а не белорусская...) приходит в америку и способствует дружбе советского и американского народов.
Интересный факт для музыкально продвинутых: на американских гастролях (и впоследствии уже всегда) в песне "Веранiка" на словах "I толькi надпiс..." (где Боркевич поёт этот момент один, не в многоголосии) малый вводный септаккорд второй ступени стал переходить в трезвучие второй пониженной ступени. До этого на протяжении всего фрагмента звучал септаккорд. Интересно, что на диске Лученка, вышедшем через пару лет после американских гастролей, этого трезвучия второй пониженной ступени нет... объясняется просто: этот диск не записывался специально в студии, а в него вошли песни, записанные ранее, за несколько лет до выхода диска (и "Вероника" - доамериканский вариант). Было очень обидно, что на диске Лученка в песне "Баллада о матери" вырезали вступление, где Кашепаров поёт высоким фальцетом, из-за ограничения максимальной продолжительности звучания диска. Больше эта песня нигде не была записана со студийным качеством, хотя является одним из шедевров. Уж получше "Александрыны" или "Алесi" (тоже великолепных)... на мой взгляд, разумеется. Кстати, "Баллада о матери" исполнялась в двух вариантах. Это касается концовки. На диске Лученка на фоне фортепианных обращений аккордов играет орган (в регистре церковного органа... чуть позже добавляется скрипка), в другом варианте - вместо органа и скрипки - многоголосное пение с закрытыми ртами.
Денисова (первого исполнителя "Беловежской пущи") не пустили в США из-за того, что его родители работали на секретном производстве. Его сольные песни вследствие этого вычеркнули из гастрольного репертуара.
Re: Машина раздавила Песняров всмятку Автор:Олег ГладковДата: 14.03.04 05:24:45
В этих статьях есть мелкие неточности. Хочу пояснить, поскольку это действительно интересно (хотя многие об этом знают). Пугачёва не ездила "заодно" с "Песнярами" в Америку. "Песняры", Пугачёва и трио "Ромэн" были на фестивале в Каннах, где Песняров и "завербовал" на поездку в Америку один из продюсеров. В Канны тогда не пустили "Весёлых ребят", солисткой которых была Пугачёва, поэтому ей аккомпанировали "Песняры". Этот факт вспомнили на юбилейном концерте в честь 25-летия "Песняров" на "Славянском базаре" в Витебске в 1994 году. Вышла Пугачёва и просолировала под аккомпанемент "Песняров", но на этот раз не песню из своего репертуара, а "Берёзовый сок", читая текст по бумажке. Разумеется, тональность сменили под её голос: соль-минор вместо привычного ре-минора (правда, известная запись с Борткевичем была в до-диез-миноре... но это не столь важно. Песня записывалась для фильма "Мировой парень"). Небольшое отступление: фильм снимался на "Беларусьфильме", авторы песни - Баснер и Матусовский - работали там же, в Минске. Когда возник вопрос об исполнителе, авторам кто-то сказал, что есть в Минске необычный ансамбль, не похожий на что-либо известное. Баснер заинтересовался. Ему принесли записи, прослушав которые он безоговорочно решил записывать "Песняров". Мулявин же, как обычно, переделал песню кардинально (вступление в виде пения с закрытыми ртами, кульминационный момент в третьем куплете). Однако, Баснеру понравился такой вариант, поэтому возражений не последовало.
Ко второй статье, приведённой Лер-Монтом, есть только мелкие придирки, касающиеся белорусского языка. Например, клевер по-белорусски не "конюшина", а "канюшына". Мелочь, но говорит о безответственности некоторых журналистов. Об этом можно было бы и не разглагольствовать, но мне просто тут же вспомнилась статья челябинского журналиста о выступлении "Песняров" в Челябинске. Он пишет, что во время концерта на сцену вышли "Ариэль" Ярушина, что-то спели, а после этого Ярушин сказал тёплые слова в адрес "Песняров" и назвал их своими сябрами. Далее журналист пишет: "Никто так и не понял, при чём тут "Сябры". Вроде бы концерт "Песняров"...". Он даже не дал себе труда разузнать, как переводится слово "сябры" (друзья), всерьёз думая, что Ярушин, который всегда был в дружеских отношениях с Мулявиным, перепутал ансамбли. Кстати, в конце 80-х сразу после раскола "Ариэля" Ярушина пригласили на должность музыкального руководителя и аранжировщика "Песняров", но он отказался. Это не сплетни, а факт, подтверждавшийся как Ярушиным, так и Мулявиным.
Re: Машина раздавила Песняров всмятку Автор:Олег ГладковДата: 13.03.04 12:26:33
Всем привет! Борткевич довольно подробно описывает запись этой песни в своей книге. Странно, что теперь он забыл: книга вышла недавно. Я эту запись слышал в хорошем качестве. Аккомпанемент - один в один с Леонтьевым. Похоже, что Леонтьев наложил голос на ту же самую инструментальную (с бэк-вокалом) фонограмму.
Re: Машина раздавила Песняров всмятку Автор:Олег ГладковДата: 10.03.04 01:10:09
Mr. Kite, Борткевич регулярно звонил Мисевичу. Кроме того, засылал в БП посредника (или посредников... я знаю только об одном случае засылки).
Дмитрий (Padbiarez), а "юноша бледный" профашистского толка побаивается на меня "гнать волну"... именно из-за того, что я уже немного объяснил народу о его коричневатом оттенке.
Re: Машина раздавила Песняров всмятку Автор:Олег ГладковДата: 09.03.04 03:50:42
"С «Белорусскими песнярами» же у нас настоящая дружба"...
Без комментариев... Более десятка звонков Мисевичу с просьбой принять его в БП. После каждого звонка был послан... (профнепригодность плюс человеческие качества) короче, настоящая дружба. Несколько звонков сделано ещё при жизни Мулявина, ещё до катастрофы. Верный друг и соратник, не правда ли?
А меня ещё иногда спрашивают, за что я так ненавижу Борткевича...
Re: Машина раздавила Песняров всмятку Автор:Олег ГладковДата: 04.03.04 21:57:58
Трудно найти в интернете нужное интервью. Я дал ссылку на то, что попалось первым. А интервью были: одно с Мисевичем в присутствии Дайнеко для местного радио, оно не было опубликовано, но я присутствовал при беседе корреспондента с Мисевичем (года три-четыре назад в гримёрке ночного клуба "Олимпия" в Питере, интервью для питерского радио "Гардарика"... любопытный факт не в тему: Пеня не приезжал, ему делали операцию по выведению камня из почек); другое интервью, кажется, с Демешко, было опубликовано в газете... не помню какой: давно это было, да и не запомнишь каждую деталь из массы прочитанного. В московском клубе друзей "Песняров" все однозначно говорят, что это прикол, в том числе и ссылаясь на свидетельства вологжанина-песняра Владимира Николаева. В то же время, мне ни разу не довелось прочитать или услышать свидетельства о том, на какой улице Вологды находится такой диспансер. Источники же, которые пытаются преподнести эту легенду как факт, рассказывают об этом лишь в общих чертах, не конкретизируя. А таких источников гораздо больше, чем опровержений: сказывается падкость до сенсаций.
Re: Машина раздавила Песняров всмятку Автор:Олег ГладковДата: 04.03.04 19:58:04
Вот, например: http://premier.region35.ru/gazeta/t/np201/3s.shtml Достаточно посмотреть в самый конец статьи. А вот одно из высказываний с одного из форумов: "Про Вологду - это всего лишь байка. Я специально у подруги-вологжанки спрашивала".
Re: Машина раздавила Песняров всмятку Автор:Олег ГладковДата: 04.03.04 18:29:20
Александрину исполнили на концерте-презентации диска "Только с тобой" в Минске в апреле 2000 года. Перед исполнением Катиков произнёс такую речь: "Хотя на многие песни для нас наложено табу, мы всё-таки сегодня исполним песню создателя "Песняров" гениального композитора Владимира Мулявина "Александрына". После этого разразился скандал, устроенный Пенкиной, в том числе и в прессе, поэтому в дальнейшем мулявинские песни не исполнялись до его смерти. Это не касалось песен, аранжированных Мулявиным: автор аранжировки не обладает авторскими правами.
Пеня часто так прикалывается в Вологде. Это исходит из общеизвестной легенды, придуманной шутниками из "Песняров", о том, что в Вологде единственный дом под номером 1, где есть резной палисад - это кожно-венерический диспансер. Соответственно, "в город, где судья меня ждёт" (а не "в доме"), предполагая, что многие слушатели знакомы с этой легендой. Но эта легенда не соответствует действительности.
Re: Машина раздавила Песняров всмятку Автор:Олег ГладковДата: 24.02.04 15:27:13