“Lizard” (Prince Rupert Awakes/Bolero/The Battle Of Glass Tears/Big Ton) - И вот теперь, когда я попробовал вкуснейшие холодные закуски, пришло время отведать основное горячее блюдо. Конечно же я имею ввиду грандиозное, эпическое произведение, впечатляющую композицию “Lizard”. Не скрою, с волнением подхожу к описанию этого музыкального шедевра, так как сомневаюсь в своих способностях достойно выразить свои ощущения, описать и представить читателю, это панорамное, величественное полотно великолепного звука.. “Пробуждение принца Руперта” - Гениальное, и единственно верное решение, пригласить для исполнения вокальной партии в первой части многочастного произведения, именно Джона Андерсона (Yes). Его неземной красоты, высокий и чистый голос, идеально ложится в канву звуковой палитры, символизирующей восходящее из-за горизонта солнце, омывающее своими ласковыми лучами, тело и душу пробуждающегося ото сна принца Руперта, храброго средневекового рыцаря. Очередное, идеальное музыкальное прочтение участниками группы King Crimson, оригинального поэтического мышления Питера Синфилда, переносящее меня в немыслимо далекое XIII столетие от Рождества Христового. Вокал Джона Андерсона струится, летит на встречу солнечным лучам и сливается с блистательной ритм/секцией, где приглушенные, легкие и слегка запутанные фортепианные аккорды Кейта Типота, брызгами морской волны, крапают на поверхность ритмического рисунка, а кудесник Энди МакКалох, своими дребезжащими барабанными палочками, чуть слышно выбивает маршевую дробь на поверхности ударного инструмента. Но настоящее волшебство приходит чуть позже, с появлением звучания духовых инструментов и меллотрона. Создается величественная стена необыкновенно красивого звука, который проникая мне глубоко в душу, щемит сердце. Так начинается вторая часть произведения - “Болеро/Павлинья сказка”, которая по моему убеждению, является высшей композиционной точкой, эмоциональным пиком. В интервале 7:08 - 10:08 композиционного звучания, происходит резкое изменение ритмического рисунка. Корнет Марка Чарина, гобой и английский рожок Робина Миллера, вместе с тромбоном, фортепиано и ударными, ровно на три минуты создают эффектную джазовую вариацию своего собственного “Болеро”. Однако по истечении этого времени, звуковая палитра возвращается к первоначальному варианту второй части, и завершается грохочущими барабанами и мощными ударами двух барабанных тарелок, о звонкую поверхность друг-друга, как бы символизируя душевное состояние принца Руперта, бодрого, полного сил, решительности, и готового к сражению с врагами. “Битва стеклянных слез” начинается с “Песни рассвета”. Постепенно, светлые и лучезарные тона предыдущих частей композиции, окрашиваются в мрачные/зловещие и кровавые. Вскорости грядет жестокая битва, о чем свидетельствуют не только изменившаяся до неузнаваемости звуковая палитра, а и возвратившийся в песенное пространство Гордон Хаскелл.. - Своей дырявой мантией, ночь кутает прибрежные луга - Дыханьем греют руки часовые, на копья опершись.. - Их нервы натянул животный страх..и на востоке ждут врага - Могучих армий формируются ряды, пехота, конница.. - Кто первым смерть найдет ?? Все маршируют ровными шеренгами.. Изображение битвы как и полагается в таких случаях, происходит при помощи максимального ужесточения ритмического рисунка. В боевые действия включаются все имеющиеся под Фрипповской рукой музыканты. Обильные оркестровки, напряженные ударные, мечущаяся в панике флейта, беснующиеся и зловеще клокочущие саксофон и тромбон, а также нервическое фортепиано, создают нужную визуализацию кровавых событий, во время которых десятки тысяч людей, колют, режут и убивают десятки тысяч других людей. Внезапно какофония, как иллюстрация вселенского хаоса и отчаянного безумия стихает, и в продолжении темы “Плач принца Руперта”, в отдалении, звучит пронзительное гитарное соло, в исполнении Роберта Фриппа. Это соло сопровождает таинственная, периодически появляющаяся пульсация баса. Эта странная звуковая палитра создает у меня визуализацию огромного поля, по которому, среди поверженных тел своих солдат, бродит и скорбит принц Руперт, отважный средневековый рыцарь. Следом за ним, незримо, движется силует в черных одеждах.. Смерть своими костлявыми пальцами сдавливает горло раненым воинам, останавливает сердцебиение и забирает с собой их души. Композиция “Lizard” завершается Big Top, короткой репризой из “Cirkus”, что придает альбому ощущение цикличности. Благодаря этому композиционному решению, я снова попадаю на манеж с искривленными зеркалами, а ужасные клоуны, наперебой, предлагают мне тур вальса.. |