Москва узнала все о своих вампирах
Леонид Рагозин
Би-би-си, Москва
На первых сеансах "Ночного дозора" в московских кинотеатрах - самой громкой российской кинопремьеры года - залы были забиты до отказа. Свое дело сделали массированная реклама и ажиотаж в прессе.
Через несколько дней после выхода на экран фильма о буднях ведомства по надзору за нечистой силой в российской столице его прокатчик, компания "Гемини фильм", заявляет о невиданных в истории российского кино кассовых сборах, а его создатели - режиссер Тимур Бекмамбетов и автор литературной основы Сергей Лукьяненко - чуть ли не ежедневно дают интервью газетам и журналам.
Восторженные рецензии чередуются с клеймящими создателей за вторичность и невнятность сюжета, но и те, и другие только подогревают зрительский интерес.
"Ночной дозор" уже неделю остается лидером киноновостей Рунета и предметом обсуждения в многочисленных онлайн-чатах.
В общем, усилия прокатчиков и авторов по созданию "Ночному дозору" имиджа самого-самого - во всех отношениях - фильма постсоветской России, похоже, приносят свои плоды.
Издевательство над жанром?
Перед сеансом в кинотеатре "5 звезд" у входа в зал собралась толпа тинейджеров и молодой корпоративной публики из расположенных по соседству многочисленных офисов. Работникам кинотеатра пришлось прокладывать живой коридор, чтобы вывести зрителей с предыдущего сеанса. "Очень сильно, хотим продолжения", - говорили они, проходя мимо с несколько ошеломленным видом.
Зал как был, так остался набитым битком до самых заключительных титров. Сам фильм оказался многослойным, полным сигналов, адресованных самым разным зрительским аудиториям.
С одной стороны, налицо все элементы традиционного, рассчитанного на кассу, фильма о вампирах, колдунах, экстрасенсах и филиппинских хилерах - все перечисленные персонажи в картине присутствуют. С другой, не покидает ощущение, что это дорогостоящее действие, по сути, издевательство над самим жанром и его поклонниками, а заодно и над вложившимися в фильм рекламодателями.
"Ночной дозор" переполнен киноцитатами и отсылками к современной поп-культуре: мальчик, за душу которого борются светлые и темные силы, сильно напоминает Скайуокера из "Звездных войн", в фильме фигурирует доберман певицы Глюкозы, а в диалогах периодически проскальзывают слова из набившей оскомину рекламы.
Последней фильм вообще переполнен, причем product placement (завуалированная реклама) настолько сознательно выпуклый и навязчивый, что зрители хохочут при появлении в кадре телефона Nokia или светящегося биллборда с надписью МТС, а рекламодатель, видимо, недоумевает - это реклама или то же самое, но с приставкой "анти"?
Такой рекламный постмодернизм неудивителен, учитывая личность режиссера Бекмамбетова - одного из самых известных в России создателей рекламных роликов, автора таких "эпохальных" произведений, как "Всемирная история банка "Империал"", и ролика про посудомоечное средство Fairy, решившее исход соревнования между казахскими кланами Аксу и Караксу.
Ирония режиссера проявляется и в неожиданных заимствованиях из серьезного кино: возмущенный предательством друга молодой и честный вампир, который молчаливо давит на совесть главного героя, и ветеран, плачущий, из-за того, что был вынужден украсть пакетик конфет из супермаркета - довольно циничные цитаты из европейских неореалистических лент на социальные темы.
Спецэффекты и рэп
Бекмамбетов говорил в интервью журналу "Афиша", что поначалу отнесся к книге Лукьяненко, по которой снят фильм, несерьезно. Однако писатель проявил крайнюю гибкость, сначала подготовив сценарий "под проект", а потом дав режиссеру этот сценарий основательно переделать.
В результате возмущение многочисленного, но все-таки относительно узкого круга поклонников русского фэнтэзи в лице Лукьяненко компенсируется энтузиазмом остальной части киноаудитории.
Сложные спецэффекты, о которых так много говорили накануне премьеры создатели, действительно беспрецедентны для российского кино, да и на фоне мирового не смотрятся как нечто вторичное. Чего только стоит феерическая сцена колдовства с летающей по комнате старухой и детской куклой, у которой появляются паучьи лапки, или позвоночник вождя темных сил, изымаемый из тела и превращающийся в меч.
Напоминать еще не посмотревшим фильм зрителям о необходимости сходить в кинотеатр будет завершающий "Ночной дозор" рэп, в котором довольно подробно словами самого Лукьяненко пересказывается все содержание картины. Не стоит сомневаться, что это музыкальное произведение займет прочное место в ротации FM-радиостанций.
Вышеупомянутый рэп не только завершает картину, но и обещает продолжение. Объявлено, что осенью запустят телесериал "Ночной дозор", а декабре в прокат выйдет вторая часть фильма, который подобно тарантиновскому "Убить Билла" оказался слишком длинным и был порезан на части.
Накануне премьеры продюсер фильма Константин Эрнст заявил "Афише", что целью было создать "русский бэмц для кинотеатров".
Похоже, что "бэмц" получился. Получилось ли хорошее кино - история покажет.
Адрес статьи на bbcrussian.com