Удивительная стратегия U2 и iTunes: Как отреагировала индустрия
Сделка группы U2 относительно бесплатного выпуска своего нового диска iTunes была неожиданной, но шоком для представителей музыкального бизнеса не стала. Достаточно вспомнить, как выпускала своей неожиданный последний альбом Бейонсе, а также партнерство ее мужа Джея-Зи, предложившего альбом «Magna Carta…Holy Grail» вместе с телефонами Samsung в 2013 году. Тем не менее, новая работа ирландцев подталкивает мир к разговору о том, каким образом должны подавать свои свежие релизы реально значимые артисты.
Компания Apple подписала ирландским музыкантам и их лейблу Interscope очень весомый чек за пластинку, а также подтвердила рекламный бюджет из девяти цифр, как сообщают близкие к музыкантам источники. Вклады в U2 делаются такие, как будто бы ирландские мессии нашли выход из глубокого пике, в котором находится музыкальный бизнес. Таким образом получается, что Боно и компания вместе со своими супер-продюсерами могут стать спасителями поп-музыки и доказать, что дешевые стриминговые сервисы и вой по поводу падения продаж — это еще не все, чем может похвастаться современная музыка.
«Мне это все больше напоминает опасный трюк, чем новую бизнес-модель, — говорит Ли Тринк, менеджер Кид Рока и бывший президент Capitol Records. — Старая модель выпуска записей крупных артистов уже устарела, новую еще не придумали. Так что пока серьезные музыканты стараются опробовать что-то новое и выпустить пластинку необычным образом. Джей-Зи действует по одной схеме. Бейонсе уже выбирает другую, а U2 придерживаются какой-то третьей».
«Это не то решение, которое меняет игру, это часть измененных правил игры», — добавляет Тим Смит, менеджер Скриллекса, Зедда и других топовых электронщиков танцевальной сцены. «У меня есть большие сомнения в том, что Apple будет повторять такой фокус. Но если похожая возможность будет у меня и моих артистов, то, наверное, от такого предложения трудно будет отказаться».
Напомним, что о решение выпускать альбом U2 вместе с iTunes было объявлено во время презентации iPhone 6 и Apple Watch в минувший вторник в Купертино, штат Калифорния. Корпорация не давала комментариев относительно бюджета маркетинговой сделки, но Wall Street Journal утверждает, что речь идет о цифре в 100 миллионов долларов. «У всех появляются большие сомнения, когда они сталкиваются с тем, чего никто никогда не делал раньше, — иронично комментирует слухи менеджер U2 Гай Осири. — Особенно когда речь идет о цифрах глобального масштаба».
U2 пришли к идее новой маркетинговой стратегии после того, как они закончили «Songs Of Innocence». «И тут сразу возник вопрос: «Как мы можем поделиться альбомом с максимально возможным количеством людей?», — вспоминает Осири. — Идея c Apple возникла с самого начала, поскольку мы с ними сотрудничаем давно и плодотворно». 10 лет назад U2 действительно работали с покойным Стивом Джобсом над брэндированным лого группы айподом. На руку ирландцам играло и то, что их давний босс по лейблу и продюсер диска «Rattle And Hum» Джимми Айвин является руководителем Beats By Dre и Beats Music, которые теперь являются частью всей империи Apple.
Ирландцы осуществили сделку с минимальными финансовыми рисками, хотя далеко не все согласны с их решением бесплатно добавить альбом в библиотеки всех пользователей iTunes (The Washington Post написали «рок-н-ролл превратился в жалкий спам»). Если бы пластинка «Songs of Innocence», как обычно, вышла на CD, а также в iTunes и других онлайн-магазинах, то, скорее всего, ее бы ждала судьба альбомов Брюса Спрингстина и Мадонны — в первую неделю продажи бы взлетели, но потом резко снизились. «Сейчас есть столько способов слушать музыку, которые не имеют ничего общего с традиционными, — говорит Осири,— Какой-нибудь парень из Нэшвилла, у которого в iTunes были только кантри-исполнители, теперь может послушать U2. И другой парень, который слушал только джаз, и третий, который любит панк — теперь у всех есть U2».
Заключение эксклюзивной сделки с iTunes означает, что другие продавцы не смогут начать продавать альбом до 14 октября. И этот факт, как и другие необычные релизы, вызвал негодование у конкурентов Apple. «Конечно мне это не нравится. Ведь нечестно давать одним людям преимущество над другими, — говорит Иш Кьюбас, вице-президент подразделения музыкального мерчендайзинга всемирной сети Trans World Entertainment, который еще не решил, будет ли продавать deluxe-издание альбома в своих магазинах, — Я уверен, что они заработали больше денег на этой сделке, чем заработали бы, выпустив альбом традиционным способом. Но не поймите меня неправильно, они все еще значимые исполнители».
Но Тринк, менеджер Кид Рока, считает это правильным ходом. «U2 сделали прорыв и получили огласку. У Apple появился крутейший хит для их презентации, — сказал он, — Хватит уже сокрушаться по этому поводу. Что было — то прошло, музыка сейчас бесплатна, и, во многих случаях, законно бесплатна».
http://rollingstone.ru/music/article/20597.html