В разгар споров
Каким-то образом, в свои 80 лет Роджеру Уотерсу удалось стать самой противоречивой рок-звездой на планете.
Саймон Коусинс, The Sun сегодня
https://www.thesun.co.uk/tvandshowbiz/24299101/roger-waters-pink-floyds-dark-side-of-th... И это не потому, что он воссоздал The Dark Side Of The Moon через пятьдесят лет после того, как впервые появился, казалось бы, неприкосновенный четвёртый самый продаваемый альбом всех времен. Хотя, когда его версия «Redux» достигает финала «Brain Damage and Eclipse», можно услышать, как он произносит: «Почему бы нам не перезаписать Dark Side?» Подайте сигнал неконтролируемого смеха, за которым следует: «Он сошел с ума». Вместо того, чтобы поднять ноги, комфортно оцепенев от водоворота окружающего мира, главная творческая сила Pink Floyd продолжает «гневаться, злиться против угасания света».
Как Макка, Дилан и Джаггер, ему исполняется девятый десяток, и никаких признаков выхода на пенсию не видно. Единственная разница между ними и ним заключается в том, что Уотерс взял на себя роль архи-провокатора, который раздражает перья, куда бы он ни пошел, своими крайне напряженными политическими заявлениями. Прямо сейчас предпринимаются совместные усилия, чтобы «отменить» человека, который написал все тексты и большую часть музыки для Dark Side, Wish You Here и The Wall. Его неоднократно называли антисемитом (обвинение, которое он называет «порочной ложью»), в основном из-за его ярой позиции против государства Израиль.
В мае немецкая полиция начала расследование в отношении Уотерса за то, что он носил на сцене в Берлине подстрекательскую униформу в нацистском стиле, но он возразил, заявив, что это «совершенно очевидное заявление против фашизма, несправедливости и фанатизма во всех его формах». И добавил: «Мои родители сражались с нацистами во Второй мировой войне, и мой отец заплатил высшую цену». Его отец Эрик Флетчер Уотерс погиб в битве при Анцио в 1944 году, когда Роджеру было пять месяцев, что вызвало горькое чувство утраты на всю жизнь и сформировало антивоенную позицию, столь очевидную в его музыке.
В последнее время Уотерс также подвергся критике за то, что он ещё раз усилил свою точку зрения о том, что события в Украине не было полностью «неспровоцированны» Западом. Невероятно, но Полли Самсон, жена его старого коллеги по группе Дэвида Гилмора, оказалась в авангарде шквала критики. Она выступила с резким упреком в X/Twitter, назвав Уотерса, среди прочего, «апологетом Путина» и «страдающим манией величия». Это поддержал гитарист и основной вокалист Флойда Гилмор, комментируя: «Каждое слово явно верно».
В целом это стало подтверждением того, что многолетняя вражда, восходящая к тому моменту, когда Уотерс покинул группу пионеров прогрессив-рока в 1985 году, достигла новых высот. Но это не помешало ему пересмотреть определяющий альбом, свой и Флойда, и создать то, что он называет The Dark Side Of The Moon Redux. В любом случае, это не проект, сошедший с ума эго, а достойное художественное заявление, скорее компаньон, чем замена.
Это более старый и мудрый взгляд на темы альбома — смертность, спуск в безумие, алчность, тщетность войны — человека с еще полувековым жизненным опытом. Ушли в прошлое плавные гитарные соло Гилмора, властные клавишные Ричарда Райта и новаторское использование перкуссии и звуковых эффектов Ника Мейсона.
Ни ударов сердца, завершающих альбом, ни какофонии часов на Time, ни стука мелочи на Money, ни маниакального смеха, когда Уотерс поет «сумасшедший в моей голове» на Brain Damage.
«Это вообще не пересказ оригинала»
Тон задумчивый, музыка более приглушенная и акцентированная частыми разговорными размышлениями, передаваемыми тихим грохотом, которым мог бы гордиться Том Уэйтс. Мы начнем с концерта из альбома Pink Floyd, который предшествовал альбому Dark Side 1973 года, но, возможно, помог вдохновить его на создание, э-э, малоизвестного саундтрека к фильму Obscured By Clouds. Текст взят из песни Free Four, которая звучит как веселая песенка, но на самом деле содержит глубокую и пророческую экспрессию.
Вместо звукового коллажа Мэйсона «Говори со мной» и перед тем, как он приступит к «Дыханию», Уотерс произносит: «Воспоминания человека в старости/Являются делами человека в расцвете сил».
Анонсируя свой альбом Redux, Уотерс затронул эту тему: «Оригинальный альбом Dark Side Of The Moon в каком-то смысле напоминает плач старейшины о человеческом состоянии. «Но Дэйв, Рик, Ник и я были так молоды, когда сделали это, и если посмотреть на мир вокруг нас, становится ясно, что послание не прижилось. Вот почему я начал размышлять над тем, что мудрость 80-летнего человека может привнести в переосмысленную версию».
Другой отрывок из Free Four дает убедительные доводы в пользу Уотерса, которому посчастливилось достичь 80-летнего возраста, и продолжить свое переосмысление.
Жизнь - короткий теплый миг
И смерть - долгий холодный отдых
У вас есть шанс попробовать
В мгновение ока
80 лет, если повезет, или даже меньше
Ранее в этом году, чтобы отметить 50-летие Dark Side, я разговаривал с гениальным 79-летним Ником Мейсоном, человеком Флойда «посередине», который остается милостивым и к Уотерсу, и к Гилмору. Он был одним из первых, кто услышал версию Redux. «Это просто потрясающе», — восторгался он.
«Люди называют это спойлером оригинала, но это совсем не так. Удивительно, что Роджер написал тексты, которые были так же актуальны для пожилых людей, как и для нас, когда нам было двадцать с небольшим». Мейсон утверждал, что новое «развитие текста Уотерса имеет для него смысл» все эти годы спустя.
«Я сразу понял это и подумал: «Это действительно отличное дополнение к тому, что мы сделали 50 лет назад». Барабанщик не придерживался принципа «если не сломалось, не чини». «Мне нравится идея реинжиниринга какой-то работы», — продолжил он. «Этим объясняется мое легкое неодобрение трибьют-групп. Они тратят так много времени, пытаясь полностью воссоздать то, что было раньше, тогда как я считаю, что должно быть место для новой интерпретации».
В свете его ссоры с Гилмором, а также из-за того, что в версии Redux отсутствуют элегантные гитарные звуки его бывшего коллеги по группе и чистый, выразительный вокал, Уотерса обвинили в попытке испортить оригинал. Это заявление привело его в ярость и вызвало бурные похвалы музыканту, которого считали его противником. Особое внимание Уотерс уделил статье в New Statesman, заявив: «Это обычная возмутительная, плохо информированная чепуха».
В статье упоминалась цитата из испанской газеты El Pais, в которой говорилось, что в процессе записи были удалены «ужасные гитарные соло» Гилмора. Отрицая, что это «чертовски точно» исходило не от него, Уотерс сказал: «Я был там, мне нравятся гитарные соло Дэйва на Dark Side Of The Moon, оба, и на Wish You Were Here, Animals, The Wall и Final cut».