LED ZEPPELIN vs DEEP PURPLE. ПОСПОРИМ, КТО КРУЧЕ?
Английский музыкальный журналист Джефф Бартон
Я выбираю Deep Purple - потому что они лучше Zeppelin. Всегда были лучше. И всегда будут лучше.
И вот вам доказательства.
Если бы я был сотрудником рекорд-лэйбла, я бы ориентировался только на продажи. Количество принесенных денег, число золотых и платиновых альбомов - что-то в этом роде. Небольшая справка в Интернете - и мы видим, что тут Zeppelin уложили Purple на обе лопатки. Только в Великобритании их альбомы становились № 1 восемь раз ("II", "III", "Four Symbols", "Hoses Of The Holy", "Physical Graffiti", "Presence", "The Song Remains The Same" и "In Through The Out Door") против жалких двух альбомов Purple ("Fireball" и "Machine Head").
Но я не сотрудник рекорд-лэйбла, поэтому могу себе с легкостью позволить не принимать такие мелочи в расчет.
Я окончательно утвердился в своем мнении, когда за стеной, в дочернем офисе Metal Hammer, слушали альбом «цеппелинов». Он звучал старообразно и тяжеловесно. Удушливо и тускло. Вымученно и устарело. Каким-то образом вокал Роберта Планта не парил в высоте, как бывало. И, хотя характерный плотный звук гитары Джимми Пэйджа по-прежнему угадывался безошибочно, ...честно, как Король Убийственного Рифа, он больше не звучал. (Я считаю, что этим Королем всегда был гитарист Purple Ричи Блэкмор.) И здесь я остановлюсь подробнее. Я никогда не покупался на таинственность Zeppelin и это «мы-никогда-не-выпустим-сингл-по-тому-что-это-продажно». Когда весь наш шестой класс (выпускной класс английской школы) преклонялся перед Zeppelin на концерте в Earls Court, я, без тени сожаления, остался дома наслаждаться сорокапяткой "Black Night".
Я допускаю, что мое восприятие окрашено временами работы в английской музыкальной прессе в 70-е, когда Zeppelin умышленно избегали общения с нами, журналистами. Группа нанимала армию охранников, задачей которых было отвечать «нет» на любые запросы прессы. Когда в 1976 году вышел "Presence", Zeppelin отказали в интервью абсолютно всем без исключения. И газете, в которой я в тот момент работал, пришлось высасывать из пальца заметку с размышлениями о значении «обелиска» на обложке их альбома. Настолько мы были в бедственном положении.
Когда Плант занялся сольной карьерой, он был рад поболтать с серьезными музыкальными изданиями. К тому времени я работал в одном хэви-металлическом журнале, но как только я произнес слово «наследие», Боб отказался пролить свет на прошлое.
А с Purple, наоборот, все время происходило что-то невообразимое. Более того, разные участники группы были рады обо всем рассказать.
Пока мы по 10 лет ждали очередного альбома Zeppelin, Purple выдавали свои каждые 10 минут. Может быть, не все они были произведениями высокого искусства, но, все равно, они были, черт возьми, хороши. Поводы для обсуждения Purple подворачивались один за другим, без определенного порядка. Сегодня Блэкмор ушел. Назавтра вернулся. Вокалист Иэн Гиллан и басист Роджер Гловер расходятся. На их место приходят неизвестные Дэйвид Ковердейл и Гленн Хьюз. Purple воссоединяются. Снова распадаются. Клавишник Джон Лорд создает какую-то неподдающуюся разумению классическую вещь. Гловер продюсирует Judas Priest. Purple воссоединяются. И опять распадаются. Нанимают вокалиста Джо Линна Тернера и обращаются в AOR. Блэкмор создает Rainbow. Ковердейл создает Whitesnake. Гиллан делает свой проект The Ian Gillan Band. Purple воссоединяются. В который раз распадаются. Приводят американского гитариста-наркомана Томми Болина, который умирает, записав с ними всего один студийный альбом...
Ах, да. Смерть от несчастного случая. Еще одна вещь, которая отделяет Zeppelin от остальных. Уход Джона Бонэма из жизни в 1980 году сигнализировал конец группы. С тех пор они наотрез отказывались возрождать свою карьеру с другим барабанщиком. Такое решение группы вызвало неизбежное разочарование.
У Purple же, к их чести, никогда не было таких приступов малодушия. За свою жизнь они принимали немало чудовищных решений, не не за это ли мы их и любим? Тогда как Zeppelin были так недосягаемы и могущественны. Purple всегда имели большое сердце. Пока Zeppelin находились в поисках философского камня, Purple сидели в пабе. Даже новые проекты Пэйджа с Полом Роджерсом (The Firm) и Ковердейлом (Coverdale-Page) всегда казались необоснованно помпезными, особенно, если учесть, что последний — всего лишь Whitesnake с «кашемировым» налетом.
А Блэкмор тем временем благополучно нанял в Rainbow вокалиста (Грэма Боннета), от которого девушки теряли голову, когда он начинал с ними заигрывать: «Не знаю насчет твоего ума, но выглядишь ты ничего».
Deep Purple и связанные с ними проекты, друзья мои, и представляют собой истинный, неиспорченный рок-н-ролл. И пока Пэйдж срывает аплодисменты в голливудском Зале Славы, Блэкмор скачет по сцене в смешной шляпе и щиплет свою лютню — это ли не прекрасно?
Purple своим альбомом "In Rock" определили хард-рок так же, как дебют Black Sabbath определил хэви-метал. Прислушайтесь к "Speed King" сегодня и сравните ее с "Whole Lotta Love". Что звучит энергичнее и свежее? Чей вокал более сочный и великолепный? Чья гитара тоньше, а чья бесчувственней?
На всем своем протяжении история Purple была полна противоречий и курьезов. Стратокастер разбивается об пол безо всякой на то причины. Никаких «на бис», потому что публика того недостойна. Вопли, извергающиеся из серебряной глотки Гиллана. Хаммондов-ские пассажи Лорда, нота в ноту преследующие пальцы Блэкмора. Невероятно сложные барабанные узоры Иэна Пэйса, звучащие проще простого, и непробиваемая басовая линия Гловера. А я говорк лишь о Deep Purple Mk II...
Какими вы предпочитаете видеть своих рок-героев? Мучительными талантами или блестящими идолами?
К этому моменту вы уже наверняка догадались, на какой стороне баррикад нахожусь я.