офия Ротару родилась в молдавском селе Маршенцы Черновицкой области, училась в музыкальной школе по классу домры. Позднее как победительницу смотра художественной самодеятельности ее направили в Черновцы в музыкальное училище, где она занималась по классу хорового дирижирования. В эти годы София Ротару выступает с оркестром народных инструментов, участвует в праздничных концертах в Черновцах и Киеве, одновременно поет в эстрадном оркестре Черновицкого университета,
В 1968 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Болгарии за исполнение буковинских и молдавских народных песен София Ротару была удостоена золотой медали и звания лауреата фестиваля.
В 1972 году при Черновицкой филармонии был создан ансамбль, получивший название «Червона рута», София Ротару стала солисткой этого ансамбля. С этим коллективом певица побывала во многих городах Советского Союза, а также за рубежом — в Чехословакии, Польше, Болгарии, ФРГ, Финляндии, ГДР.
В 1973 году молодой певице присуждена первая премия на IX Международном конкурсе «Золотой Орфей» (Болгария), а в 1974 году она становится лауреатом Международного фестиваля песни в Сопоте; в 1976 году Ротару удостоена звания народной артистки УССР.
Истинный талант всегда неповторим. Касается ли это сочинения музыки или исполнительского творчества,— ему органически чужды и подражание, и приспособление к моде. Он убеждает слушателя своей художественной достоверностью и непохожестью, неподдельными чувством. Иными словами, подлинный талант— это прежде всего яркая индивидуальность.
Природа наградила Софию Ротару глубоким пониманием музыки, проникновением в тот удивительный мир звуков, в котором, как в чистом течении реки, угадывается глубина и сила движения, бесконечность ее и таинство. Как известно, певцу недостаточно только вокальных данных, хорошего голоса — тут необходимо обаяние, умение психологически точно передать характер и чувства своего лирического героя.
Когда София Ротару выходит на сцену и начинает петь, забываешь обо всем на свете. Ее прозрачный чарующий голос проникает в душу, волнует и покоряет каждого, кто любит эстраду, любит советскую песню. Вот стоит она перед микрофоном в свете прожектора— тонкая, стройная, праздничная, словно весенняя веточка в цветной вазе огромной сцены. Сколько в ней обаяния и красоты, сколько искренности и волнения, когда на прекрасном языке музыки и поэзии она доверительно делится с нами всем, что ее радует и печалит. И не удивительно поэтому, что все залы, где она выступает — в Москве или Ленинграде, Берлине или Софии, Тбилиси или Риге, — всегда переполнены.
Двадцатилетние считают ее своей певицей, потому что Ротару легко находит с ними общий язык, отвечает своим искусством их сокровенным чаяниям, интересам и надеждам, ибо она молода и тонко чувствует настроение юных слушателей, понимает их. Беззаветно влюбленная в музыку, переполненная прекрасными ощущениями молодости, София Ротару принимает жизнь светло и вдохновенно.
Но было бы неверно ограничивать круг ценителей и поклонников ее творчества только молодыми людьми. На концертах популярной певицы часто можно видеть и ветеранов войны, и седых матерей, провожавших когда-то на фронт своих сынов, и пожилых рабочих, и колхозников. Ведь Ротару не замыкается в кругу молодежных проблем. Ее искусство в самой гуще жизни. Оно о нашем времени, о его героях, о его романтике.
А. Дементьев