+++ Копаем глубже +++
+++ Brian Jones Vox Teardrop MK III +++
После возвращения из первого американского турне парк электрогитар группы снова поменялся. Инструменты именно этого периода у многих поклонников ассоциируются с образом «ранних Роллингов». Возросшая популярность группы привела к тому, что многие начинающие музыканты стали приобретать такие же гитары, как у своих кумиров, поэтому фирмы, занимающиеся изготовлением музыкальных инструментов, стали уделять группе повышенное внимание, зачастую бесплатно предоставляя оборудование и инструменты и таким образом используя группу в качестве рекламы той или иной торговой марки. Следует учитывать, что в 60-е годы XX века электрогитары всё ещё оставались «новинкой» (со времени изобретения Лео Фендером цельнокорпусных электрогитар прошло немногим больше десяти лет), многие конструктивные решения, ставшие сегодня стандартными, тогда только ещё разрабатывались, а некоторые фирмы, ставшие к нашему времени признанными лидерами рынка, только начинали свою деятельность или вообще ещё не существовали.
Обращает на себя внимание тот факт, что в этот период «Роллинги» перешли с полуакустических «джазовых» гитар на цельнокорпусные, для которых характерно более «рóковое» звучание, с агрессивной атакой и одновременно лучшим сустейном.
На волне популярности своей звукоусилительной аппаратуры фирма “VOX” решила завоевать и рынок электрогитар. В 1962 году фирма заключила контракт с итальянской компанией “EKO”, которая стала поставлять для “VOX” гитарные грифы, и выпустила свою первую модель “Mark I Phantom”. Компания вела довольно агрессивную рекламную политику, заключая контракты с музыкантами, которые должны были рекламировать продукцию фирмы. В 1964-м была разработана новая модель электрогитары – “VOX Mark III Teardrop”. Прототип этого инструмента был изготовлен всего в пяти экземплярах, и один из них фирма предложила рекламировать Брайану Джонсу, не без оснований надеясь, что популярность “Rolling Stones” позволит завоевать не только английский, но и американский рынок.
Корпус гитары был сделан в нетипичной для электрогитар форме удлинённой капли, что было отражено и в названии модели (“teardrop” переводится как «слезинка») и окрашен в белый цвет. Трёхпозиционный переключатель позволял выбрать один из двух звукоснимателей либо оба одновременно, громкость каждого из звукоснимателей регулировалась отдельным потенциометром. Нижний порожек с шестью сёдлами позволял регулировать длину мензуры для каждой струны в отдельности. Пикгард был сделан из стали – вероятно, для того, чтобы его внешний вид лучше гармонировал с хромированной фурнитурой.
Впервые Брайан появился с этим инструментом на концерте в “Spa Royal Hall” в Бридлингтоне 11 июля 1964 года. Несмотря на то, что образ Брайана-гитариста ассоциируется в первую очередь именно с этой гитарой, он выступал с ней относительно недолго, около полугода, и с начала 1965 года появлялся на сцене уже с другими инструментами. Нет никаких свидетельств, что Брайан когда-либо использовал эту гитару в студийной работе.
Не совсем ясно, были ли у Брайана или Кита другие модификации гитар “VOX Teardrop”. Существуют фотографии, сделанные в студии или на репетициях, на которых в руках у музыкантов запечатлена двенадцатиструнная версия – “Mark XII Teardrop”, но невозможно достоверно сказать, что эта гитара использовалась на концертах либо звучит в какой-либо записи. В некоторых источниках утверждается, что у Брайана якобы были и другие гитары “VOX”, в частности, модель “Mark VI Teardrop” с тремя звукоснимателями и тремоло-системой, однако никаких документальных подтверждений этому нет. Вероятно, путаницу вносит то, что впоследствии было выпущено несколько различных моделей гитар серии “VOX Mark”, и в большинстве случаев все они рекламировались как «гитара Брайана Джонса». Однако даже “Mark III”, выпускавшиеся серийно, не были точной копией прототипов и отличались от них обводами корпуса и головки грифа.
Из пяти выпущенных в 1964 году прототипов “VOX Mark III” два считаются утерянными, два других принадлежат гитаристам групп “New York Dolls” и “Sonny of The Invaders”. Экземпляр, принадлежавший самому Брайану Джонсу, был продан в 1984 году на аукционе «Сотби» и в настоящее время хранится в качестве экспоната в «Хард-рок кафе» в Нью-Йорке.