♫ На посошок... ♫
Несколько обложек бутлегов Роллинг Стоунз, созданных американским художником Уильямом Стаутом (William Stout) в период его сотрудничества с известной бутлегерской фирмой "Trademark of Quality" (сокращенно TMOQ или TMQ), основанной в 1970 году "Дабом" Тейлором и Кеном Дугласом в Калифорнии.
Для тех из вас, кто не знаком с термином “бутлег” (применительно к музыке): это пластинки, выпущенные фанатами, содержание которых было взято из записей концертов с живой аудиторией (или с кассет), неизданных студийных записей или других раритетов (выступления на радио и телевидении, малоизвестные синглы, "Би-сайды" и т.д.). Бутлеги следует отличать от пиратских пластинок (поддельных копий законных студийных релизов). Расцвет бутлежных пластинок пришелся на середину 1970-х.
В 1973 году Тейлор и Дуглас познакомились со студентом-искусствоведом Уильямом Стаутом, который проявил интерес к оформлению обложек их альбомов; его первой работой стал двойной альбом Rolling Stones с записью благотворительного концерта на крытой арене "Форум" в Лос-Анджелесе в пользу жертв землетрясения в Никарагуа (23.12.1972), сыгранный в рамках зимнего тура 1973 года.
Ниже я даю перевод отрывка из интервью со Стаутом, где художник рассказывает о своём знакомстве с "виниловыми бутлегерами":
Вопрос: Когда вы впервые занялись оформлением для TMOQ, сколько вам было лет?
Ответ: Мне было 24 года.
Вопрос: Чем вы занимались в художественном плане в то время?
Ответ: В то время я брался практически за любую работу, которая попадалась мне на пути. Большая часть моей работы тогда была в рекламе. Например, я работал над первой национальной рекламой "Taco Bell" (международная сеть ресторанов быстрого питания адаптированной кухни текс-мекс - прим. моё), разрабатывая и иллюстрируя плакаты, чтобы убедить белых в том, что мексиканская еда чиста и безопасна для употребления. Я также работал над самой первой рекламой и каталогами запчастей для "Toyota" в Соединенных Штатах.
Вопрос: Как вы познакомились с Дабом и Кеном?
Ответ: Я встретил “Кена” в Record Paradise в Голливуде в 1973 году. Этот магазин был одним из немногих мест в Лос-Анджелесе, где продавались импортные пластинки. Они также открыто продавали бутлеги. Недавно я побывал на великолепном концерте (Led Zeppelin, насколько я помню) и с нетерпением ждал возможности приобрести его бутлежную версию, которая наверняка будет выпущена. и - Вот он, в корзине с буквой “L”! Я схватил его и поднял.
“О боже, ” сказал я вслух, “ этот конверт - полный отстой. Хотел бы я, чтобы кто-нибудь предложил мне самому делать такие обложки”.
И тут какой-то парень похлопал меня по плечу и прошептал:
“Хочешь делать обложки для бутлегов?”
“Конечно!”
“Сельма и Лас-Пальмас, в эту пятницу вечером, в восемь часов. Будь там”.
Он сделал паузу:
“Один”.
Я согласился. Этого парня звали “Кен”.
Перекресток Сельма и Лас-Пальмас в то время был одним из самых захудалых районов Голливуда. Ровно в восемь старый черный автомобиль 40-х годов выпуска с затемненными стеклами подъехал к углу и остановился. Пассажирское окно приоткрылось. Из него высунулся бумажный листок. Я взял листок и прочитал его. На нем было написано “Winter Tour” и был список песен Rolling Stones.
Голос из машины сказал: “В следующую пятницу, в то же время”.
Окно поднялось.
Затем окно немного опустилось:
“Один”.
Я вернулся к себе домой и начал работать над обложкой. Я переименовал его “All Meat Music” и оформил обложку как дань уважения обложке Роберта Крамба для "Big Brother & The Holding Company". Каждая песня была снабжена картинкой, и каждый из пяти стоунов был показан на иллюстрациях к песне.
В следующую пятницу я вернулся на перекрёсток в назначенное время. Один. Подъехало то же самое авто и остановилось. Стекло со стороны пассажира немного треснуло. Я вставил обложку в предусмотренное отверстие, словно отправляю письмо по почте. В ответ высунулась пятидесятидолларовая купюра, как будто машина была каким-то причудливым банкоматом. Затем автомобиль уехал.
Через две недели после концерта вышел альбом Rolling Stones – "Winter Tour" (он же "All Meat Music"). Обложка выделяла его, и он очень хорошо продавался. TMQ заказала мне ещё несколько обложек.
Вопрос: Можете ли вы вспомнить, где в Калифорнии они тогда базировались?
Ответ: Район Лос-Анджелеса.
Вопрос: У вас был выбор, какие обложки вы вообще делали, или вам заранее указывали исполнителя, название альбома, названия песен и т.д. ?
Ответ: Мне все было предоставлено заранее. Я никогда не отказывался от создания обложек. У нас были схожие вкусы, поэтому меня никогда не просили сделать обложку для группы, которая мне не нравилась. Поскольку мне платили всего 50 долларов за обложку, мне была предоставлена полная свобода делать для обложки все, что я захочу. Я часто менял название пластинки, чтобы соответствовать оформлению, что иногда сводило "Даба" с ума.
Вопрос: Вам была предоставлена полная художественная свобода при оформлении каждой обложки или они когда-нибудь объясняли вам, чего хотят?
Ответ: Они никогда не указывали мне, что делать. Содержание и стиль обложки всегда зависели от меня, при условии, что я включал всю необходимую информацию, такую как название группы и трек-лист.
Вопрос: Можете ли вы вспомнить, сколько они платили за обложку бутлега?
Ответ: Я получал 50 долларов за обложку бутлега, увеличив до 100 долларов за каждую цветную обложку (я поднажал на "TMOQ", чтобы она начала печатать передние обложки в цвете). Платили дерьмово даже тогда, но это было очень весело. К тому же, моя арендная плата составляла всего около 90 долларов в месяц в тот период.