вот небольшие воспоминания одного, теперь уже ископаемого, чела тех времен. с первых рук, свое виденье.
1
Начало…
Всё началось с общей, безграничной любви к музыке в моей семье. Пела мать, пели сестры и брат, отличным голосом обладал отец. Мать, стоя у плиты, часто напевала свои любимые мелодии (Бесаме мучо, Индонезия, Очаровательные глазки, При знакомом табуне конь гулял на воле, Девушки- красавицы, душеньки- подруженьки, Когда я на почте служил ямщиком). В воздухе, затянутом голубым дымком из кухни от пирожков с картошкой, разливался покой и ожидание счастья. Домашняя фонотека состояла из винила: Сорока-воровка, Тико-тико, Эдиты Пьехи с ее "Красной Розочкой". Эфир был весьма беден зарубежной музыкой, и мы при первой возможности слушали финские радиостанции, передававшие музыку иного свойства. По средам в шесть вечера Таллинн замирал, это был час музыкального калейдоскопа, молодежь гуляла с транзисторными приемниками, держа их перед собой на полусогнутой руке … Я уже пробовал играть на домре, принёс её домой и был счастлив,что смог сразу сыграть элементарную мелодию… В классе на уроках пения я выделялся среди других сильным голосом, в хоре, однако, меня не оценили, поскольку не выучил наизусть слова вальса (Школьные годы) . В один прекрасный день, когда я играл в казаки-разбойники во дворе, мать предложила мне, ни стого ни с сего, пойти на экзамен в музыкальную школу, о каковой я имел крайне туманное представление и я успешно провалился после исполнения песни "Если бы парни всей земли…" - о чём искрене жалею. Ведь многие из тех кого приняли, учились со мной в одном классе и давно забыли о музыкальных занятиях, а я продолжал тяготеть к музыке. Отсутствие элементарного музыкального образования я ощущаю и сегодня. Однако слух и голос при раздаче с небес, в отличии от материальных благ, я всё-таки получил с лихвой. Сам себе я кажусь героем сказки, где младший сын получил в наследство кота в сапогах… Однажды мы играли в пинг-понг и один парень с нашего двора спросил - слышал ли я песни "Beatles"?, я сказал, что не слышал, а вопрос запомнил. Через некоторое время я услышал-таки по радио песни Beatles и этот день стал точкой отсчета нового этапа моей жизни. Я без всякой раскачки стал почитателем современной музыки, и особенно гитарной. Гитара стала безусловно предметом вожделения, я смотрел на неё как на чудо. Для меня, первооткрывателем живого исполнения пения и акомпонирования на гитаре стал А.Матрашилин. Прошел слух, что сегодня в парк придёт музицировать некий "Толик". Бросив дворовые игры, мы собрались в уютном уголке "Пионерского парка", Толик действительно пришёл и стал петь и играть на гитаре, украшенной пластмассовым белым "пером". Я стоял как заворожённый, мне стало ясно, что хочу так же играть и петь, чего- бы это мне не стоило. Я познакомился с Толиком и пришёл к нему домой, где они с братом первый раз поставили мою руку на гриф гитары и я сумел взять первый в моей жизни аккорд-ля минор. В это время его брат вставлял пьезо-элемент в гитару для игры через усилитель, это было не лучшее решение по сравнению с установкой адаптера, бывшего дефицитом. Спустя 35 лет я купил великолепную гитару"Оvation", которая работает на таком же 2
пьезо-элементе, и звучит потрясающе (действительно мир развивается по спирали). Толик отнёсся к моему рвению с сочуствием, и однажды он позвал меня на репетицию. Мы собрались во дворе моего дома, куда пришёл и Гуннар Грапс, живший в соседнем дворе. Гуннар учился в музыкальной школе и они с Толиком сразу сумели сыграть совместно несколько мелодий, у меня же не получилось ничего и слёзы навернулись на глаза. Так я расстался с иллюзией, что стоит взять гитару в руки и все сразу получится. Следующий раз репетиция была назначена у Гуннара дома. Проснувшись я посмотрел на часы и понял, что опаздываю. Одев брюки я обнаружил, что на колене зияет огромная дыра. Времени было в обрез и не долго думая, я схватил нитки (под руки попались белые) и зашил черные брюки белыми стижками. Преодолев без свидетелей проходной двор, я прибежал к Гуннару и к своему ужасу обнаружил, что его сестра дома и будет присутствовать на репетиции. Я встал прижавшись к стене, пытаясь скрыть от ее глаз, плод моего портняжного искусства. Однако, как потом неоднократно в моей жизни случалось, из неудобного положения я все таки не вышел. Гуннар не понял, почему я стою, прижавшись к стене и попросил, чтобы я подошел к пианино, мне ничего не оставалось, как подойти к нему, тут- то и произошло то, чего я боялся: сестра естественно все увидела и взорвалась неподдельным смехом, я же был подавлен и расстроен... В этот раз мы уже могли кое-что исполнять втроем и это обнадеживало… У Гуннара была довольно большая коллекция черно-белых фотографий Beatles, Rolling stones и других популярных групп, причем с автографами, я спросил у Гуннара - являются ли эти автографы подлинными, он естественно ответил, что да (глаза у него, при этом излучали абсолютную честность такого заявления). Это было время, когда инструменты практически не продавались, каждый музыкант решал эту проблему, как мог. Мы выпиливали гитары из досок, прилаживали телефонные катушки на обычные гитары. Это закладывало отставание в качестве, исполняемой музыки. Все увещевания чиновников о том, что хороший музыкант сыграет и на плохом инструменте, лишь свидетельствовали о нежелании и неумении решать вопросы развития молодежной музыкальной культуры, как на местах, так и в масштабах государства. Если к этому добавить репертуарные запреты, отсутствие музыкальной информации, а тем более возможности обучения современной музыке - становится ясно, почему нам было так далеко до лучших образцов зарубежной музыки. Прошло время и на свет появилась группа Sattelites, участниками, которой были П.Козловский, М.Шагал, А.Матрашилин, В.Бирюков, Г.Грапс. Я присутствовал на большинстве репетиций, но участия в группе не принимал. Репетиции происходили в квартире Матрашилина. В комнате расставлялись усилители, барабаны, играли не очень тихо. Все это вызывало крайнее недовольство отца Толика, который обещал вызвать милицию. Следует отметить, что музицирование на электрогитарах обществом воспринималось либо с иронией, либо с враждебностью. Муыканты cчитались почти хулиганами и поэтому такая
|