Из Живого Журнала:
Как немецкая плёнка БАСФ "узнала своего" в советском магнитофоне
(Технология воровства новой бытовой техники промышленностью СССР)
Насколько я помню, соглашения по международному патентному праву СССР подписал только в 1971 году (и то с интересным ограничением- "предметы быта и галантереи в СССР не считались "предметами патентного права").
Но и до того и после того "тырили" с "загнивающего Запада" всё что могли.
ОТ зажигалок до самолетов:
У многих (в том числе у меня) была газовая зажигалка сделанная на Харьковском заводе маркшейдерских инструментов (стоила 10 рублей).
Вот её "оригинал"- зажигалка фирмы Ронсон:
(верхняя хромированная часть поворачивалась на оси и внутри был "кармашек" для запасного кремня)
Что называется- найдите 10 отличий.
Многие помнят " Отечественный портативный кассетный магнитофон IV класса Спутник 401" 70-х годов:
А вот его "оригинал"- диктофон Филлипс 1963 года:
Аналогичная история была и с "магнитофоном" Легенда 404:
Который оказался "клоном" очередной модели диктофона того же Филлипса. Переименовав его с "диктофона" в "магнитофон", тем не менее сохранили встроенный микрофон и сбоку на корпусе переключатель на пониженную скорость записи и воспроизведения.
Больше здесь: СССР — страна клонов
http://mysliwiec.livejournal.com/137800.htmlИстория с "разоблачением" истинной родословной магнитофона "Маяк 202" выглядела бы анекдотом, если бы не происходила "у меня на глазах":
Дело было в самом конце 70х годов.
Народ слушал весни Высоцкого, смеялся над монологами Жванецкого, переписывая их с магнитофона на магнитофон, по принципу- послушал сам,- поделись с друзьями.
То же самое происходило и в звукоцехе киевской киностудии им. Довженко.
Магнитофонов там было предостаточно, поэтому каждый, втихаря, в рабочее время и переписывал для себя интересное и, естественно слушал это на работе.
Как раз тогда кто то принес неплохого качества запись монолога Жванецкого-"Собрание на ликеро-водочном заводе".
Её быстренько переписали на студийных магнитофонах и оригинал записи отдали хозяину.
Мой товарищ Женя, работавший инженером, после работы взял эту студийную плёнку послушать дома.
Дома он заряжает эту "студийную" бобину в своей комнате в магнитофон Маяк 202 и ужиная на кухне слушает Жванецкого.
Вдруг он слышит, как плёнка дойдя до конца катушки, "выключает" магнитофон.
Он проверяет ещё раз- результат тот же.
Сработала система "автостопа", которой в Маяке 202 НЕТ ВООБЩЕ.
(На следующий день он позвал меня, что бы показать это "чудо").
Тут надо сказать, что для профессинальных нужд киностудий в то время закупалась в Германии плёнка фирмы БАСФ на концах которой были металлизированные ракорды предназначенные именно для стабатывания "автостопа" в тот момент, когда этот ракорд в самом конце бобины проходил мимо магнитной головки.
Ни на одной советской плёнке таких ракордов не было.
Перечитав вдоль и поперек паспорт магнитофона Женя не нашел в нем НИ СЛОВА о системе "автостопа".
Через день он поехал на завод "Маяк", где у него остались знакомства -практику во время учебы по специальности "электроакустика" в Политехе он проходил именно там.
(Как и остальные такие заводы- "номерной" завод Маяк выпускал что то секретное "для войны", а в качестве "ширпотреба для населения"- эти самые магнитофоны).
Воодушевленный своим "открытием", Женя выдал "секретным" инженерам- конструкторам речь:
-Мужики, тут такое обнаружилось, басфовская плёнка на вашем магнитофоне нашла "автостоп"!
-Вы что, не могли в паспорте написать, что в Маяке 202 есть ещё и автостоп?
-Тогда даже цену магнитофона можно было поставить не 220 рублей, а рублей на 25 больше,- это же уже более высокий класс!
-Это же круто!
На что "секретные инженеры-конструкотры" ему ответили:
-Вообще то, да. Но мы и сами не знали что он там есть.
И рассказали ему "ужасную военную тайну" рождения "Маяка 202":
Как и всегда в таких случаях, какой- нибудь дипломат или торговый представитель, покупал в каком- нибудь Мюнхене "лично для себя" пару каких- нибудь магнитофонов Грюндик или Филлипс.
Потом эти магнитофоны нашими "конструкторами" полностью разбирались "на составные части "Марксизма-Ленинизма".
С механической части изготавливались под копир чертежи, подбирались аналоги наших резисторов, конденсаторов и транзисторов, дизайн оставляли тот же или немного меняли в соответствии с возможностями своего производства, и получался "отечественный" магнитофон, телевизор, радиоприемник, и.т.д.
-Ты понимаешь, план горит, сроки поджимают, мы в схеме разобрались- это блок питания, это- предварительное усиление, это- блок подмагничивания, это- тембр...
-А тут, "сбоку"- какие то пару- тройка транзисторов- резисторов.
-Думали мы, думали- а черт его знает, для чего оно. С другой стороны- немцы не дураки, просто так "лишнего" делать не будут.
-Вот и оставили.
-Так ты говоришь, это "автостоп"?
-Давай свою басфовскую плёнку, сейчас на месте проверим...
Так и крутились пропеллерами эти "Маяки 202" в советских квартирах, размахивая хвостами советскои магнитофонных пленок без металлизированных ракордов, пока хозяин вручную их не выключал.