В год 80-летних юбилеев Джона Леннона и Ринго Старра «Рок в кадре» решил поговорить об их творчестве с одним из главных битломанов страны, бессменным ведущим радиопередач «Битловский эфир» и «120 минут классики рока» на «Эхе Москвы» Владимиром Ильинским (или Дядей Володей, как по-домашнему называют его слушатели).
Интересно узнать о Вашем личном восприятии творчества Джона Леннона и Ринго Старра в составе Beatles и сольно?
– В моей жизни все было как-то не так, как у всех. Джон мне нравился всегда меньше всех остальных. Я даже не могу этого объяснить. Нет, как он поет, мне нравилось, чисто внешне он мне тоже нравился, но что-то меня в нем отталкивало, и чем больше я о нем узнавал, тем меньше он мне нравился. Он был язвительным, временами надменным и чрезмерно резким. Я этого в людях не люблю. Потом случилась вся эта история с Йоко, и его окончательно переклинило. Не хочу много говорить о ней, но она сделала все, чтобы увести Джона от большой музыки, заставила его поверить, что сам по себе он может быть лучше, чем с кем-то. Это вообще самая большая ошибка многих великих музыкантов – они решают, что могут все делать абсолютно самостоятельно. Примеров – море. Но хороший партнер – это гарантия удачи. Это как в футболе. Какой бы звездой ты ни был, без хороших партнеров ты не станешь тем, кем мог бы стать. А она – почитайте на этот счет воспоминания – ограничивала его общение, он был нужен ей самой. Она держала его на привязи. Сейчас я вижу Джона совершенно иными глазами, но на это потребовались годы. Я отбросил все его чисто человеческие качества, я ценю его как музыканта чрезвычайно высоко, хотя он по-прежнему не самый мой любимый Битл. Но разве можно не восхищаться его песнями Girl, In My Life, Happiness Is A Warm Gun и многими другими!? Разве не потрясает его альбом Imagine!? Это вообще один из двух лучших битловских сольных альбомов, на мой взгляд. Но отъезд в Америку сильно повлиял на него – эти американизированные аранжировки многое, на мой взгляд, портят, как и участие Йоко в записях. Но Джон остается Джоном. Я не люблю эпитетов вроде «идол», но то, что он – глыба, сомнений не вызывает, и без него не было бы и самих Битлз.
С Ринго все проще. Он милый малый. Всегда был таким, и таким же остается в сердцах людей. Сольную карьеру он начал великолепно – кто ждал от него такого начала? Потом был период какого-то застоя, но он выправился, и все поздние альбомы совсем недурны. Более того, он вырос и как автор, и как исполнитель. Мне многое у него нравится, и не потому что он – один из Битлз, а нравится по-настоящему. В общем, для меня он вполне состоявшийся сольный исполнитель.
Какие сольные альбомы Джона и Ринго оказали на Вас наибольшее воздействие и почему?
– Как я уже сказал, Imagine на пару с Ram Маккартни – два лучших сольных альбома экс-Битлз. Первым был Peace In Toronto, от которого у меня сорвало башню, как сейчас говорят. Imagine был вторым. Они до сих пор мне очень нравятся. Допускаю, что концерт в Торонто на самом деле не так уж и хорош, но все, мне кажется, отталкиваются от личных ощущений, связанных с тем, с чего они начинали слушать того или иного исполнителя. Если первый альбом, который ты услышал, тебе не понравился, он никогда не станет твоим любимым потом, и наоборот. Мне, по крайней мере, так кажется.
С Ринго все проще. Первым услышал Sentimental Journey, и он, конечно, тогда разочаровал. Потребовалось лет 15, чтобы я понял, насколько он хорош. Вторым был Beaucoups Of Blues, и он сразу пришелся мне по вкусу, хотя это кантри, к которому я достаточно прохладен. Ну а альбом Ringo, где участвовали все – и Джордж, и Пол, и Джон – это было событие. До сих пор это мой самый его любимый диск, хотя потом были и другие отличные альбомы.
Как Вы относитесь к скандальной биографии Леннона Альберта Голдмана? Насколько она правдива, на Ваш взгляд?
– Я не берусь судить, насколько она правдива. Мы же ничего ни о чем не знаем, ни с кем из очевидцев того времени и тех событий не общались, можем оперировать лишь чьими-то воспоминаниями, а воспоминания – это вещь субъективная, и часто наши воспоминания ошибочны в оценках того, что мы вспоминаем. Да, Джон был трудным человеком. Мне рассказывали со слов людей, общавшихся с Джоном на Эбби Роуд (не буду называть имен), что с ним вообще было невозможно иметь дело. Да, он был резок, как я уже говорил, ему ничего не стоило унизить кого-то словом, у него было множество комплексов, связанных с трудным детством, но нельзя писать книгу, опираясь только на негатив. У каждого из нас в жизни было что-то, о чем не хочется вспоминать, чего ты стыдишься. Но зачем же все это подавать под видом чуть ли не объективного взгляда на человека, превращая его чуть ли не в подонка? Я местами просто переставал читать. Мне было неприятно.
Какие бутлеги альбомов Ринго и Джона вы считаете наиболее интересными и необходимыми для коллекции битломана?
– Бутлеги мне всегда были чрезвычайно интересны. Слушая их, ты словно заглядываешь в студию, и наблюдаешь, как рождаются шедевры. Не случайно в Антологии Битлз все слушается «на ура». С бутлегами у Ринго все плохо. Студийные версии песен практически отсутствуют – их очень мало. В основном его бутлеги – это концертные записи или подборки редкостей – Rizz Off, TV & Radio Ringo, Rarities и Ognir Rrats, ну, может, еще пара.
У Джона каждый альбом выходил в версии Alternate Album, где в том же порядке, что и на номерном альбоме, подобраны другие дубли тех же песен. У меня на полке бутлегов Джона несколько сотен. Один сериал The Lost Lennon Tapes выходил несколько раз, и самая полная версия насчитывает более 170 томов, причем двойных. Чтобы как-то все это систематизировать, да и просто вспомнить, что есть, а чего нет, завел недавно в Инстаграм страничку и выкладываю там обложки этих аль...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2751