80 лет назад, 12 февраля 1924 года в Нью-Йорке состоялось премьерное исполнение "Rhapsody in Blue" Джорджа Гершвина - одного из самых известных и популярных произведений мировой музыки.
На премьерном концерте в нью-йоркском "Эйлин Холл" "Рапсодию" исполнял сам автор, а помогал ему оркестр Пола Уайтмана.
Впрочем, "помогал" - термин здесь не совсем уместный. Пол Уайтман - фигура сейчас если не забытая то оказавшаяся в тени других гигантов оркестрового джаза - Бенни Гудмана, Каунта Бейси и, конечно же, Дюка Эллингтона.
В начале 20-х граница между черными и белыми музыкантами в джазе была еще практически непроходимой, и, пока Луи Армстронг еще бился за признание своей музыки в Чикаго, Уайтман с несколько облегченным эстрадным звуком своего полуджазового полутанцевального оркестра - тогда, впрочем, никакого различия между этими стилями не было - считался в Нью-Йорке "королем джаза".
Он же Яков Гершович
Именно Уайтман и заказал в 1923 году молодому 25-летнему сыну еврейских иммигрантов Якову Гершовичу пьесу в "новом", как он выразился, стиле. Она должна была сочетать в себе легкость популярного джазового музицирования и серьезность более респектабельной классики - уже тогда на заре своей музыки джазмены пытались избавиться от извечного комплекса неполноценности перед так называемым высоким искусством.
Сделанный Уайтманом выбор был неслучаен - отказавшийся от своего еврейского имени Джордж Гершвин казался самой подходящей кандидатурой для смелого экспериментирования по слиянию двух музык.
В кругу бродвейских музыкантов он уже имел репутацию автора ряда популярных хитов и успел даже сочинить небольшую оперетту - "Голубой понедельник". Именно эта оперетта и привлекла внимание Уайтмана и стала причиной исторического заказа.
Безалаберный Яков-Джордж, впрочем, о порученной ему работе начисто забыл и вспомнил о ней лишь за три недели до концерта, увидев на нью-йоркской улице афишу концерта оркестра Пола Уайтмана, на которой среди прочих значилось и новое сочинение Джорджа Гершвина. В панике бросившись к роялю, он сочинил пьесу, составившую его мировую славу.
Гершвиновская "Рапсодия" самым удивительным образом находится на пересечении легкой и серьезной музыки - она вполне уместна и в исполнении самых знаменитых оркестров пианистов и дирижеров, и любых джазовых, роковых и поп-интерпретациях.
На знаменитом сайте All Music Guide я насчитал в общей сложности свыше ста самых различных исполнений великой пьесы.
Двусмысленная голубизна
Интересна часто возникающая двусмысленность при переводе названия "Rhapsody in Blue" на русский язык. Причем, речь идет вовсе не о той двусмысленности, которую привносит появившееся в последние десятилетия гомоэротическое содержание слова "голубой" - в этом смысле оно существует лишь в русском языке и английское blue этого контекста начисто лишено.
Зато английское слово blue имеет, как известно, свои два значения. Помимо синего, голубого цвета, blue еще и "грустный, печальный". Именно отсюда и происходит музыкальный стиль блюз. Именно отсюда разногласия в переводе.
На самом деле идея написания "Рапсодии" появилась у Гершвина при посещении художественной выставки, картины на которой были выдержаны в основном в голубых, синих тонах.
Но, конечно же, один из пионеров джазового композиторства не мог не иметь в виду и блюз - это совершенно очевидно уже в первом, открывающем "Рапсодию" абсолютно блюзовом кларнетном соло.
В русской критической литературе можно встретить и "Голубую рапсодию", и "Рапсодию в голубых тонах", и "Рапсодию в блюзовых тонах", и "Рапсодию в стиле блюз". Очевидно, что единственно правильной версии перевода "Rhapsody in Blue" найти не удастся.